7 мин.

Победа «Канзас-Сити» в Супербоуле принесет Пэту Райли миллионы. Все благодаря патенту на слово «три-пит»

Пэт Райли никогда не кладет все яйца в одну корзину, это касается ставок на тех или иных игроков да и баскетбола в целом. Диверсификация, диверсификация и еще раз диверсификация – именно так, трижды – один из главных постулатов самого реального воплощения Майкла Корлеоне (к слову, первый «Крестный отец» был снят в 1972-м, в том же году Райли выиграл чемпионский титул с «Лейкерс» в качестве игрока), который прекрасно понимал, что для того чтобы властвовать, прежде всего, необходимо разделять. В конце концов, баскетбол – это игра, пусть и с большими ставками, а стало быть, всегда нужно иметь несколько стабильных источников заработка.

Райли понял это задолго до того, как нынешние звезды стали обзаводиться финансовыми консультантами и создавать трастовые фонды, благодаря чему сейчас с особым трепетом ждет воскресного Супербоула, результат которого имеет для него предметный интерес.

У предстоящего Супербоула любопытная баскетбольная прелюдия

Диспозиция проста: предстоящий Супербоул, в котором сыграют «Канзас-Сити Чифс» и «Филадельфия Иглз», несмотря на не самую интригующую вывеску, будет иметь историческое значение.

Если победят «Иглз», то сумеют реваншироваться за поражение на аналогичной стадии двухлетней давности и спровоцировать шквал сентиментально-ностальгических постов в соцсетях, отсыпающих в далекий 2017-й.

Победа «Чифс» ознаменует собой новую эру в НФЛ, ведь еще ни одному клубу в истории лиги не удавалось выиграть три чемпионских титула подряд. Фанаты и хейтеры «Канзас-Сити» одинаково пристально следят за всем, что происходит вокруг клуба, в надежде отыскать хоть какие-то предпосылки, способные спровоцировать желанный для них результат.

Как пример, оживленные фанатские форумы «Иглз», где обсуждают квантовые теории вероятности влияния трейда Луки Дончича на итог Супербоула. Главная звезда «Чифс» квотербек Патрик Махоумс родом из города Тайлер, что в Техасе, и сильно топит за «Мэверикс». Поэтому случившееся не могло пройти мимом него.

«Тяжко. Наблюдал за Лукой с тех пор, как ему исполнилось 18 лет. Помню, как пришел на тренировку, где были Дирк и Лука. Видел, как он взрослеет и каким выдающимся игроком он стал. Знаю, сколько времени и сил он вложил в «Даллас», сколько сделал для клуба. Как фанату «Мэвз», случившееся причинило мне боль», – дипломатично ответил Махоумс на пресс-конференции перед Супербоулом.

В соцсетях Махоумс был более краток и резок. «Меня тошнит от этого…» – отписал он на личной странице.

Президент «Майами» Пэт Райли тоже не чужд американскому футболу. Он был настолько хорош в составе команды школы Линтон, что самый популярный клуб НФЛ «Даллас Ковбойз» выбрал его в 11-м раунде драфта-1967 в качестве ресивера, даже несмотря на то, что в университете Райли играл исключительно в баскетбол. В том же году его задрафтовали баскетбольные «Сан-Диего Рокетс» (в 1-м раунде, под 7-м пиком), но окончательное решение Пэт принял далеко не сразу.

«Да, «Ковбойз» выбрали меня, и я вместе с братом поехал в Даллас на собеседование. Когда мы встретились с представителями клуба, мой брат спросил их: «Ну, в качестве кого вы видите Пэта?». Они ответили: «Мы ходим заигрывать его на полиции корнербека как Корнелла Грина». На что мой брат ответил: «Но он был квотербеком в школе. И чертовски хорошим». Я и вправду играл квотербека, но они сказали, что не рассматривают меня на этой позиции, после чего мы развернулись и уехали», – рассказал Райли в подкасте «OG’s».

Райли никогда особо не распространялся о своих предпочтениях в НФЛ, но в предстоящем Супербоуле его симпатии на стороне «Чифс». И это, как уже привычно говорится: «Ничего личного, просто бизнес».

Райли может заработать миллионы на победе «Канзас-Сити Чифс». И для этого ему даже не нужно делать ставки

Все дело в историчности достижения «Чифс», которые в случае победы оформят «три-пит». Штука в том, что права на этот термин и его использование являются не просто достоянием НБА, а принадлежат вполне конкретному человеку, имя которого Пэт Райли.

Слово «three-peat» – производное от слов «three» (три) и «repeat» (повтор) – впервые прозвучало в 1989-м году, когда «Лейкерс», возглавляемые Пэтом Райли, шли за третьим чемпионским титулом подряд.

В интервью Fox Sports в 2013-м Пэт поведал, что разыгрывающий «Лейкерс» Байрон Скотт как-то обронил фразу «twee-peat», которую Райли перепридумал в «three-peat» спустя пару дней, когда обедал с женой и другом.

Но не торопитесь приписывать авторство фразы Райли.

Первоначальным владельцем и автором привычного баскетбольному уху термина был некто Биджан Хезри, бывший президент корпорации P.D.P. Paperon De Paperoni. В ноябре 1988 года – то есть за 6 месяцев до выхода «Лейкерс» в финал – компания Хезри подала заявку на товарный знак для использования аппликации с фразой «threepeat» на рубашках, куртках и головных уборах. Где-то в это время фраза и стала циркулировать внутри раздевалки «Лейкерс».

И пусть команда в итоге не оформила три-пит, уступив в решающей серии «Детройту», Райли заинтересовался дальнейшей судьбой фразочки. Он встретился с Хезри и сделал ему предложение, от которого тот не смог отказаться, после чего тот согласился передать Райли права на использование фразы. Нет, Хезри потом не нашли в Гудзоне, обутого в «цементные ботинки», он и его компания вошли в состав Riles & Co., которая заново оформила патент на «three-peat» (регистрационный номер в США 1552980).

Сегодня Riles & Co. владеет правами на шесть вариаций написания фразы «three-peat». Нанесение любой из них на головные уборы, куртки, рубашки, плакаты, коллекционные тарелки, пресс-папье, рюкзаки, сумки для компьютеров, ювелирные украшения, энергетические/спортивные напитки и прочие элементы мерчандайзинга влечет за собой немедленное отчисление роялти в казну Райли. Пэт получает 5% с продажи всего, на чем написана или изображена одна из вариаций «three-peat».

Согласно имеющимся данным, Райли заработал 300 тысяч долларов, когда «Буллс» сподобились на три-пит в 1993-м году, и еще 600 тысяч, когда они повторили достижение в 1998 году. На 800 тысяч пришлось раскошелиться и бейсбольным «Нью-Йорк Янкиз», побеждавшим в МЛБ с 1998-го по 2000-й, а вот сколько заплатили «Лейкерс» начала нулевых, до сих пор остающиеся последней командой оформлявшей три-пит, неизвестно. Зато понятно, что в случае победы «Чифс» Райли получит, как минимум, 1,2 миллиона, а с учетом того, что команда может оформить первый в истории НФЛ три-пит, вероятно, еще больше.

Джон Олдрич, адвокат, отвечающий за юридические права товарных знаков Riles & Co. сообщил, что они уже достигли соглашения с НФЛ об использовании термина три-пит на товарах, если «Канзас-Сити» выиграют Суперкубок. Позже представитель НФЛ заявил, что соглашение есть, но по состоянию на 4 февраля еще не было официально подписано. Тем не менее партнерство будет оформлено и лицензиаты, такие как производители атрибутики Fanatics, New Era и Wilson, находятся на низком старте и готовы начать выпускать продукцию с надписью «three-peat», как только контракт вступит в силу.

Сам Райли уже поспешил сообщить, что большую часть суммы намеревается отправить на благотворительность.

Остается лишь порадоваться за Райли.

И это несложно, если только ты сам непосредственным образом не вовлечен в индустрию. На протяжении многих лет права на патент оспаривались. Инициаторы судебных слушаний апеллировали к тому, что марка слишком распространена и поэтому нельзя продолжать выплачивать роялти конкретному лицу.

После того как ни одно из этих заявлений не дало конкретного результата, компании и отдельные лица сами принялись искать альтернативные варианты. Например, в 2005-м году была подана заявка на регистрацию торговой марки «three-Pete», получение патента на которую планировалось приурочить к победам футбольной команды университета Южной Калифорнии под руководством Пита Кэрролла (бывший главный тренер «Сиэтл Сихоукс», с нового сезона возглавит «Лас-Вегас Рэйдерс»). Однако было решено, что термин слишком напоминает уже запатентованную торговую марку и, несмотря на измененное написание, не может считаться оригинальным.

Позже в том же году фанат Южной Калифорнии Кайл Банч начал продавать самопальные футболки с надписью «Three-Pete», но был немедленно схвачен и взлохмачен. Он прекратил продажи, как только его уведомили, что он нарушает права на торговую марку Riles & Co. Короче, Райли, как обычно, всех переиграл и уничтожил. Нет сомнений, что он бы нашел управу и на «Иглз», но это тот случай, когда от него ничего не зависит и здесь уже разбираться предстоит Патрику Махоумсу и компании. Насколько хорошо это у них получится, увидим в ближайшие выходные.

Фото: Gettyimages.ru/Elsa, Michael Reaves, Gregory Shamus, Jamie Squire