7 мин.

Кэйтлин Кларк — это тест Роршаха. Как 22-летняя сенсация WNBA, стала символом культурной войны в Америке

Перевод статьи Линдси Гиббс, от 19 июня 2024.

Кэйтлин Кларк, 22-летняя выпускница Университета Айовы, начинает свою профессиональную жизнь довольно необычно.

Её звезда быстро засияла в колледже. Она стала лучшим бомбардиром в истории NCAA — как среди мужчин, так и среди женщин — и побила множество других рекордов, привлекая легионы новых поклонников и заключая исторические партнерские сделки. С тех пор, как в апреле её выбрали под первым номером на драфте WNBA, Кларк провела впечатляющий, хотя и не всегда стабильный, дебютный сезон. Иногда ей было трудно справиться с возросшей физикой игры на этом уровне, что абсолютно нормально.

Но ничто из того, что делает Кларк — или что делается с Кларк, не рассматривается, как норма.

В воскресенье, Кларк получила фол за жесткую игру от Энджел Риз из «Чикаго Скай», в третьем квартале, и это событие попало в заголовки новостей CNN, Fox News, ESPN, Bleacher Report и даже сайта Deadline, посвященного Голливуду.

Это было всего лишь последнее сообщение в длительном новостном цикле, сопутствующем всем действиям Кларк. Стивен А. Смит из ESPN заявил, что игроки WNBA должны быть более сдержанными, по отношению к Кларк в играх, если они хотят сохранить рекордные показатели просмотров: «Защитите золотого гуся». Когда Кларк не попала в олимпийскую команду в июне — вероятно, из-за глубины состава сборной США на позиции защитников и отсутствия у Кларк международного опыта, — Никки Хейли, бывший республиканский губернатор Южной Каролины, выразила возмущение в Twitter: «Я думаю, что комитет по отбору олимпийской сборной должен задать себе вопрос: хотим ли мы, чтобы лучшая команда представляла нашу страну или нет?» После того, как Кларк получила жесткий фол в недавней игре, республиканец из Индианы написал открытое письмо комиссии WNBA Кэти Энгельберт, прося её предпринять меры против «чрезмерной» физической игры. Он заявил, что «исключительность» Кларк встречает «недовольство и повторные атаки со стороны соперников». Все это внимание делает Кларк неофициальным лицом WNBA, в которой преобладают чернокожие игроки и значительное количество активных представителей ЛГБТ+ сообщества. Кларк, в значительной степени, избегает этой темы. Она не комментирует весь шум, только говорит, что сосредоточена на игре в баскетбол. Тем не менее, её имя стало своего рода канистрой с керосином, поджигающей тонко завуалированную дискуссию о расе, гендере и представительности в Америке.

Кейтлин Кларк только что подписала контракт с Wilson, производителем баскетбольных мячей — первый для любого спортсмена, со времен Майкла Джордана. Майкл Хики / Getty Images

В наши дни, наблюдать за игрой Кларк стало своего рода тестом Роршаха, для глубоко разделённой страны.

Как Кэйтлин Кларк стала центром культурной войны

Быть женщиной-спортсменкой, само по себе, является актом политического неповиновения. В США закон 1972 года о гендерном равенстве в образовании, известный как Title IX, непреднамеренно заставил государственные учреждения с трудом начать предоставлять ресурсы для женских видов спорта, и многие из них до сих пор не соблюдают его положения. Из-за этого активизм и женский спорт часто идут рука об руку, когда чемпионки борются не только за медали, но и за равную оплату труда, расовое и ЛГБТ+ равенство, а также права матерей. Четыре года назад игроки WNBA помогли изменить исход выборов в Сенат в Джорджии.

В последние годы мы стали свидетелями того, как некоторые яркие женщины-спортсменки использовались в качестве инструментов для продвижения политических повесток, особенно Меган Рапино, футболистка, которая стала мишенью за свою резкую ненависть к Дональду Трампу, и Бриттни Грайнер, игрока WNBA, которая неправомерно находилась в заключении в России, большую часть 2022 года.

В этом отличие Кларк. Она не говорит о политике. Она забивает трехочковые и распределяет передачи. Она посещает предусмотренные контрактом медиаинтервью и получает предложения от крупнейших брендов обуви, которые пытались наладить с ней сотрудничество еще во время учёбы.

В WNBA выступает множество феноменально талантливых чернокожих игроков, включая Энджел Риз, слева в центре. Emilee Chinn/Getty Images

Однако Кларк (и остальным игрокам WNBA) становится всё труднее сосредоточиться только на своей игре.

Фолы, которые даже не стали бы примечанием в освещении НБА — фолы, которые совершают и получают другие женщины по всей WNBA в каждой игре — внезапно становятся предметом обсуждения. Мужские спортивные комментаторы, которые никогда не уделяли внимания WNBA, начали посвящать несколько сегментов обсуждению чернокожих соперниц Кларк, называют их завистливыми хулиганами, которые намерены ей навредить. Мэтт Лейнарт, бывший футболист, а ныне медийная персона, заявил в соцсети X, что WNBA следует временно отстранить Риз за непреднамеренный фол, потому что это «вредно для игры». Пэт Макафи из ESPN, футбольный аналитик, сравнил Кларк с Эминемом, в провокационной тираде, утверждая, что люди не хотят признавать её достижений, потому что она белая.

На прошлой неделе охране пришлось вмешаться, когда Ченеди Картер, игрок команды Chicago Sky, была атакована мужчиной возле отеля в Вашингтоне, округ Колумбия. Мужчина требовал узнать, общалась ли Картер с Кларк, после того, как жестко сфолила на ней в недавней игре — эпизод, который, хотя и был чрезмерным, был преувеличен республиканским конгрессменом, чтобы подать формальную жалобу в WNBA. Коллеги по WNBA начали высказываться, призывая прекратить этот шторм. Многие чернокожие игроки, включая однокомандниц Кларк, высказались о том, что в последние недели они сталкиваются с чрезмерным расистским преследованием в социальных сетях.

Когда Джим Троттер, национальный колумнист из The Athletic, спросил Кларк о том, что её имя используется «как оружие в культурных войнах, разделяющих страну», Кларк изначально уклонилась от ответа. «Я этого не вижу. Это не то, на чем я сосредоточена», — сказала она. «Мое внимание сосредоточено здесь, на баскетболе. Именно там оно должно быть — именно там оно и было — и я просто стараюсь каждый день становиться лучше».

Некоторые фанаты и игроки WNBA выразили недовольство этим ответом. «Молчание — это роскошь,» — написала на X форвард команды Connecticut Sun Дижонэ Каррингтон. Каррингтон выразила нарастающее недовольство тем, что одному (белому и гетеросексуальному) новичку удается получать больше признания, похвал и сочувствия, чем мы когда-либо видели в WNBA.

Черные женщины создали, поддерживали и, иногда, даже спасали WNBA на протяжении её первых 28 лет. Их истории часто остаются нерассказанными: исследование показало, что в 2020 году четверо из пятерых самых обсуждаемых игроков WNBA в СМИ были белыми, несмотря на то что 80% постсезонных наград были присуждены чернокожим игрокам.

Их вознаграждение также оставляет желать лучшего. Медийный ажиотаж привел Кларк к историческому контракту на 28 миллионов долларов с Nike, который, как сообщается, включает в себя её собственную обувь — это значимый момент для женского баскетбола, но он вызвал споры, поскольку только двое других игроков WNBA с собственными моделями обуви - Сабрина Ионеску и Брианна Стюарт, также являются белыми. (Две недели спустя Nike объявила, что у А’ядж Уилсон, чернокожей двукратной MVP, которая сотрудничает с Nike, с тех пор, как её выбрали на драфте в 2018 году, будет собственная модель обуви в 2025 году.)

Надежда на то, что эта новая эпоха фанатизма к WNBA станет всем для всех, постепенно превращается в разочарование.

Это все говорит больше о комментаторах, чем о Кларк

Кларк занимает уникальное положение, выполняя функции адвоката и пресс-секретаря WNBA. Sportswire / Getty Images

Хаотичное освещение деятельности Кларк, не дает нам много информации о ней самой или о лиге. Это подчеркивает, что экосистема спортивных медиа не готова к росту женского баскетбола.

Даже до появления Кларк ожидалось, что цена сделки по медийным правам WNBA удвоится в 2025 году, что приведет к значительному притоку средств — деньгам, которые могут превратить зарплаты из приемлемых в роскошные, а инвестиции в прибыль.

Но этот момент, который нарастал в течение десятилетий, подрывается комментаторами и брендами, зацикленными на Кларк. Хотя сомнений нет, что ее исключительное мастерство является одной из главных причин, по которой рейтинги почти утроились в первый месяц сезона, это не приносит Кларк или WNBA пользы, изображая ее как драгоценную легенду в лиге, единственной в своем роде, которая нуждается в защите.

Все эти прогнозы — как от сторонников, так и от противников Кларк — умаляют значение всех игроков на площадке. Она сильна и показала лучшую игру в своей карьере в WNBA в воскресенье. Она усердно работает над разнообразием своей игры, адаптируясь к следующему уровню, как на площадке, так и за её пределами. В одном из недавних интервью Кларк стала более прямолинейной, чем когда-либо. «Каждый в нашем мире заслуживает одинакового уважения,» сказала она Джеймсу Бойду из The Athletic. «Женщины в нашей лиге заслуживают того же уважения, так что люди не должны использовать мое имя для продвижения своих интересов.»

Она растет. Пора и нам делать то же самое.