6 мин.

У нас был шанс увидеть лучшую Дрим-тим всех времен. Но распробовать ее толком не получилось

А жаль.

Эту сборную США, «команду мстителей», еще на стадии создания сопровождали разговоры об историческом превосходстве. Светислав Пешич, человек, который вообще-то лучше всех знает, о чем говорит (он был тренером сборной Германии на Олимпиаде-1992 и тренером сборной Сербии на Олимпиаде-2024), при личном знакомстве объявил коллектив Леброна лучшими представителями Америки в международном баскетболе.

Все это, естественно, субъективные материи: у сборной-2024 априори не могло быть такого превосходства, как у пионеров, привозящих соперникам по 50 очков, но и уровень сопротивления у них очевидно совсем иной. Из 144 игроков, которые выступили на Олимпиаде-2024, у 81 есть опыт в НБА, тогда как на Олимпиаде-1992 американцам противостояло всего 13 игроков НБА.

Исходя из этого, появляется предложение не называть сборную США «Командой мечты». Дескать, «Команда мечты» не может выиграть у Сербии исключительно за счет такого неприличного числа судейских косяков. Но как еще называть команду, в которой на площадке одновременно выходят 4 MVP и три из пяти лучших игроков XXI века? Как еще называть команду, в которой два матча по решению тренера пропускает ключевой игрок прошедшего плей-офф? Как еще называть команду, которая по щелчку пальцев выдает нечто нереальное: например, 9 из 14 или 8 из 12 от лучшего снайпера в истории баскетбола, например, 8 из 9 за 17 минут от лучшего игрока в истории баскетбола ФИБА, например, трипл-дабл от какого-то деда с седой и кудлатой бородой? Ничего лучше этого в современном баскетболе невозможно представить.

В этой сборной был заложен потенциал для того, чтобы запомниться как лучшей в истории. Первая «Дрим-тим» просто приехала и выложилась, чтобы всех уничтожить. Эта «Дрим-тим» не особенно напрягалась и легко привозила по 20-30 очков всем соперникам, кроме одного...

И как раз вот в этом была проблема. Эта команда терпеливо работала в защите, у нее был Леброн, который не давал все это превратить в балаган, у нее был Стив Керр, всегда отдающий предпочтение более сложному баскетболу, у нее Дюрэнт выходил со скамейки, а Эдвардс кошмарил чужих малышей… К ней вряд ли могут быть какие-то претензии, это самая симпатичная американская сборная из всех, что мы видели после 1996 года – если отталкиваться от соотношения уровня сопротивления и слаженности их баскетбола.

Только она все равно где-то скучала, где-то береглась, не ставила себе задачи выдать максимум в каждом моменте и подолгу возилась и с Карри, и с Эмбиидом, которые все никак не желали встраиваться.

Мы увидели, на что она была способна, когда ей бросали вызов. Когда сербы повели в первом матче, и тут же вышел Кевин Дюрэнт со своим огнеметом. Когда сербы попали 50% за три четверти, а Стеф Карри затмил и эту цифру. Когда Йокич доминировал, а Эмбиид подкрался к нему из-за угла – набрал больше очков и утащил победу.

Когда французы все никак не хотели сдаваться, и Карри пришлось потратить немного маны.

Но как же редко такое было.

«Дрим-тим» поражала уже своим приездом. Команда Леброна если и поразила своим приездом, то только Владимира Иванова. Неслучайно Джеймс попал в двусмысленную ситуацию, когда принял аплодисменты в адрес Леона Маршана на свой счет. В 2024 году уже недостаточно просто быть Джорданом, нужно удивлять на паркете, вот только там находятся противники совсем другого уровня, а данки на пустое кольцо уже не впечатляют. И сборная Леброна не раз подтвердила, что она могла бы это делать.

Величайший матч в истории баскетбольных Олимпиад.

Легендарное представление Карри.

Легендарное закрытие баскетбольной Олимпиады от Карри с фейерверком и кровью.

Данки Энтони Эдвардса, столь удачно накладывающиеся на данки Майкла Джордана.

Передачи Леброна, нисколько не уступающие передачам Мэджика.

Кевин Дюрэнт, который не может промахнуться в критических ситуациях.

Шокирующие эпизоды с демонстрацией сверхатлетизма от Энтони Дэвиса.

Выжигающая защита от пятерки с четырьмя MVP.

Командные 46% трехочковых по турниру и почти одинаковый процент попадания с линии и двухочковых (78% против 63%).

Глупо отрицать, что это была особенная команда. На фоне ощущения, что мы уже увидели в баскетболе все, она не раз и не два заставляла хвататься за голову. Черт, да они сами – лучшие баскетболисты мира – перлись от того, что делали: как скамейка подхватывала леброновские празднования после данков, как даже Дюрэнт кайфовал от абсурдных попаданий Карри, как все изображали «Спокойной ночи» в финале…

Просто главное отличие между «Дрим-тим» и командой Леброна – в том, что у них совсем разные бизнес-интересы. «Мстители» приехали ради двух матчей и показали волшебство в этих двух матчах (вернее, Карри показывал, а остальные не мешали). Пионеры все же думали о глобализации игры, о том, чтобы дать наилучшее представление об НБА всему миру, о том, чтобы подсадить всех на Reebok, Pepsi, баскетбол. Здесь же была совсем другая миссия – с минимум усилий дать понять, что в оптимальном состоянии американский баскетбол по-прежнему недосягаем.

Под конец все расстались довольные друг другом.

В Америке сошлись на том, что мир, конечно, прогрессирует и подбирается, но в гипотетической серии баскетболисты точно могут чувствовать себя спокойно. В конкретном матче, если соперник проводит игру, близкую к идеальной, приходится извлекать из себя всю гениальность. Но такова специфика формата с одним матчем на вылет. С точки зрения индивидуального таланта между США и остальными – пропасть.

В Европе сошлись на том, что без Леброна, Карри и Дюрэнта иерархия международного баскетбола уже не будет столь однозначной. А значит, осталось потерпеть один олимпийский цикл. И вообще пробежка у Эмбиида, пробежка у Леброна, заступ Дюрэнта за боковую и так далее по списку судейских ошибок в одной четверти – Светислав Пешич торопит события, но говорит, что Германия и Сербия не меньше заслужили быть в финале.

У каждого останется свое впечатление от этой Дрим-тим. Но в моменте кажется, что в коллективной памяти эта сборная закрепится гораздо сильнее и ярче всех своих предшественниц, хотя, конечно, никто больше не решится заявлять о ее превосходстве над оригиналом. Ее символ – действительно Стеф Карри, тот, кто никогда не претендовал на место в пантеоне величайших и подъехал за три дня до завершения турнира, но одновременно тот, кто делает баскетбол самым доступным из искусств своим умением за несколько минут вызвать ни с чем не сравнимый восторг, радость от того, что ты можешь это видеть и сопереживать. Если бы все это не ограничивалось всего лишь двумя матчами, то у команды Леброна был бы шанс подвинуть Дрим-тим в качестве лучших, как минимум, лучших популяризаторов баскетбола.

Фото: Gettyimages/Michael Reaves, Gregory Shamus; Petter Arvidson/Keystone Press Agency, Sven Hoppe/dpa /Global Look Press