О-ля-ля, Франция – в финале Олимпиады
Главная арка баскетбольного турнира.
Что ж, сборной Франции нужно отдать должное. Превратиться из самой позорной команды баскетбольного турнира в финалиста – тоже нужно уметь.
Франция была единственной командой на Олимпиаде, которая разочаровывала. Очень слабо выглядела против Японии, где ее вытащили судьи. Совершенно разложилась в групповом матче с Германией. Завязла в публичной перебранке тренера и Фурнье. Никак не использовала весь потенциал передней линии. По-хорошему не должна была вообще выходить из группы.
Этого вполне хватило, чтобы потопить любого, особенно под давлением домашнего турнира. Но хозяева не только не передрались между собой, но напротив – за несколько дней перегруппировались, трансформировали сочетания, отодвинули нбашников с первых ролей и добыли результат. Жаловаться на то, что их игра так и не соответствует каким-то воображаемым стандартам, странно. Олимпиада – это всегда не про абстрактное качество баскетбола, а про умение выдавать все лучшее здесь и сейчас. В игре с Германией Франция сделала ровно это – навязала сопернику утомительную тягомотину, в которой предстала мощнее, энергичнее и талантливее (чуть-чуть).
Свою игру французы обрели во второй четверти, когда на паркете все же появился Руди Гобер (он провел всего 5 минут). Вместе с Вембаньямой они наглухо забили трехсекундную и лишили оппонентов кислорода. В дальнейшем Франция варьировала разные варианты защиты, сконцентрировав усилия на противодействии Деннису Шредеру. Франц Вагнер в это время присел с двумя фолами, а один Шредер против толпы не мог организовать ничего путного. Четверть показательно началась с блока Вембаньямы против Тайса, а завершилась данком Вембаньямы через Тайса. За десять минут Германия набрала 8 очков и растеряла всю свою гармонию в вязкой игре, где кто-нибудь то и дело получал по лицу.
К большому перерыву команды шли вровень (33:33), но было уже понятно, что Франция полностью контролирует происходящее.
Франция сделала самое важное – разрушила атаку Германии. Спровоцировала нехарактерные 15 потерь. Минимизировала активность Франца Вагнера (10 очков, 4 из 10). Ограничила переднюю линию: Мо Вагнер – 2 из 7 с игры, Тайс – 3 из 8, Фойгтманн – 3 из 4, Тиманн – 1 из 2.
Пожалуй, в этом и был основный вопрос к тренерскому штабу Германии и основной элемент сюрприза. Все «большие» Германии умеют бросать дальние, все способны обыгрывать в посте, все люди проверенные и легко растаскивали оппонентов несколько дней назад, в матче группового этапа. Сегодня они сбоили с дуги, нервничали и оказывались в жестких тисках под щитами.
Дальше уже французы просто вытаскивали очки из всех благоприятных ситуаций.
Пользовались потерями соперника – 20:9.
Активничали на чужом щите – 18:11.
И доводили мяч до «больших», которые добыли 40 очков из трехсекундной: Ябуселе (7 из 9), Лессор (4 из 5) и иногда Вембаньяма (3 из 9) продавливали один на один.
Какой-то внятной атакующей структуры у Франции, естественно, за эти несколько дней появиться не могло. Пусть и появился Исайя Кординье, способный хотя бы прорваться на скорости сквозь чужой строй и попасть несколько лихих трехочковых. С дуги у них все те же 6 из 27. Попытки разыгрывать мисматчи маленькими провалились еще в первой четверти. Виктор Вембаньяма по-прежнему имеет карт-бланш на слишком много дичи. Однако при таком разрушительном воздействии на оппонента им всего-то требовалось наскрести больше 70 очков.
На последних минутах Германия уже ничего из этого не позволяла, но в таком баскетболе разница в 11 очков казалась больше, чем разница в 24. В концовке не хватило немного: неудачная идея прессинговать за минуту по всей площадке обернулась фолами Лессора, за 10 секунд при «-2» Франц Вагнер забрал подбор под последнюю атаку, но тут же упал и выронил мяч из рук, Шредер не реализовал штрафной, который мог бы сохранить надежду…
Это не очень много, но это не финиш в 0,005 секунды. Грандиозный блок Вембаньямы, который дотянулся до трехочкового Шредера в начале четвертой четверти, лучше всего проиллюстрировал, почему чемпионский баскетбол немцев поблек и не прошел проверку сверхатлетизмом.
Фото: Gettyimages.ru/Ezra Shaw; East News/Damien MEYER / AFP