«Больше всего я не хочу оказаться там, где мне будет легко»
Азаматгери Хакунов – пожалуй, одна из самых ярких звезд студенческого баскетбола прямо сейчас. В сезон перестройки вице-чемпионов Азамат успел залететь на Матч звезд и завести видеоблог, а его команда УРФУ показывает более чем солидные результаты в регулярке. Мы пообщались с Азаматом после звёздного уик-энда – про студенческий баскетбол, саморазвитие, путь к статусу лидера команды и мотивацию в баскетболе.
- Ты только-только вернулся с Матча звезд, куда залетел в последний вагон и забрал MVP. Какие эмоции у тебя оставила эта поездка и эта награда?
- Вообще, изначально я расстроился, что не попадаю на Матч Звезд, потому что это мой последний сезон в АСБ. Я очень хотел попасть. Но в итоге я получил последнюю путевку через голосование, а потом забрал MVP, и это была двойная радость. Я всегда стараюсь быть MVP по жизни, делать все на максимум, все, что в моих силах. Но на Матче звезд я просто старался получать удовольствие от игры. MVP – это небольшое подтверждение того, что вся совершенная работа и на площадке, и вне площадки - не просто так. Когда у тебя есть вектор, по которому ты движешься, ты добиваешься определенных высот. Как говорится «везет тому, кто везет». Если бы я ничего не делал, возможно, я бы и попал в Красноярск, но вопрос – сыграл бы я так ярко? MVP для меня – некая контрольная точка, знак того, что я на верном пути.
- Мы с тобой пересеклись в Красноярске в один из рабочих вечеров вместо вечеринки в «Модсе», и там предсказали твою награду. Расскажи, почему не «Модс», а «тусовка» работников офиса АСБ? (смеется)
- Я хотел запомнить Матч Звезд по максимуму, запомнить каждый момент на нем, всегда оставаться в чистом сознании, уме, чтобы полностью ощутить каждую эмоцию – разочарования или радости. То, что я оказался с организаторами – это получилось совсем случайно. Я захотел поесть на ночь глядя, пришел за стол, где было много незнакомых мне людей. Мы пообщались, я почувствовал, что это добрый и приятный коллектив. У меня есть знакомые, которые организовывают мероприятия, поэтому я немного разбираюсь в ивентах. Поэтому вопрос организации Матча Звезд меня заинтересовал. Мне нравилось наблюдать, как работают ребята, какие идеи они создают, такой процесс меня будоражит. Слушая их, я думаю о том, как бы сделал я. Поэтому я задержался с ними так надолго, ведь мне было не скучно, а еще я поел (смеется). И что интересно, Алексей (Емельянов, менеджер спортивного департамента АСБ - прим.) сказал мне, что MVP Матча Звёзд зарабатываются именно так: посидел с командой АСБ – стал MVP. Я это вспомнил не сразу, только когда мне показали видео уже после получения награды. Леша просто как смотрел в воду.
- Мое воспоминание, которое я рассказываю чаще всего при обсуждении твоего прогресса - как во времена Кубка АСБ в Екатеринбурге ты, мало играя в турнире, единственный оставался в зале и бросал. Расскажи, как проходил твой путь до игрока постоянной ротации в УРФУ?
- Кубок АСБ – это были мои первые официальные соревнования в лиге, которые я провел за команду УрФУ. Да, я тогда играл мало, но тренер УрФУ Яков Фокин доверял мне. Был момент, когда он хотел поменять кого-то из основных игроков, чтобы те отдохнули, и тренер доверил мне концовку игры. Я тогда забил важную переломную треху, отдал нужные передачи и, почувствовав уверенность, взял на себя другие броски, которые не удалось реализовать, и мы проиграли. Тогда я чувствовал обиду, мы не забрали дома первое место. Я виню в этом лишь себя, поэтому после игры я взял мяч и начал бросать в точности те же броски, пока не стал уверенно забивать. Потому что всегда будут такие броски, которые я должен буду попасть, и я должен быть к этому готов. А после матча на эмоциях работа идет продуктивнее.
- Как ты вообще пришел в баскетбол и конкретно в УРФУ?
- Баскетбольная история моя длинная. Я пришел в баскетбол как обычный школьник. Началось все с сопротивления. На уроке физкультуры я взял мяч и стал пытаться забить, а у меня не получилось. Когда я был в детском саду, мама дома мне повесила маленькое баскетбольное кольцо. Я пытался забить, мама меня учила бросать и забивать от щита, и у меня даже начало получаться. Но потом, когда я увидел большое кольцо и пытался в него забить, все попытки были тщетны. Я злился на себя. И в один момент пришел тренер к нам в школу, он собирал команду. Первая тренировочная игра была похожа на регби, мы дрались, отбирали друг у друга мяч, но в целом мне понравилось, и в итоге я остался. Мне было всегда трудно, я был хуже всех сверстников. Я всегда последний заканчивал все бросковые упражнения, хотел уйти из команды, но оставался.
С 5 класса я знал, что хочу играть профессионально, играть среди лучших. В 9 классе мне поступило два предложения – играть по ДЮБЛУ в Новосибирске и Екатеринбурге. От Новосибирска я сразу отказался, потому что это далеко. В Екатеринбург меня отпустили, хотя там меня не сразу взяли в команду. В 9 классе весной на носу были экзамены, я просыпался в 4 утра, ведь жил я тогда в частном доме на окраине города, а площадка была в центре. Тренировок тогда уже не было, я брал мяч и бежал легким бегом до площадки, приходил в такую рань на баскетбольную бетонную площадку, занимался на турниках, отрабатывал броски, дриблинг, и все это с таким чувством отчаяния, ведь я думал, что не смогу играть на таком высоком уровне. Мне было уже все равно, что будет дальше, я знал, что должен стать лучше. Для меня мир рухнул, когда мне отказали в ДЮБЛе в Уралмаше. Это была моя главная цель, моя мечта. Я тогда тренировался много, уходил в 4-5 утра и приходил в 7-8, когда родители уходили на работу. Я приходил домой, помогал папе по дому, например, дрова колол и кроме этого готовился к экзаменам. Летом мне позвонили из «Уралмаша» и сказали, что все-таки меня берут.
Летом я поехал на сборы с «Уралмашем». Пробыл я в клубе два года, это такие же две тренировки в день. На второй сезон я дополнительно оставался и бросал после тренировки, ходил в тренажерный зал. И так я стал набирать трипл-даблы, стал попадать в топ игроков России, мне начали писать агенты. Мне предлагали стипендию в колледже в Штатах. После этого я как-то перегрузился, получил травму, к тому же был ковидный год и все закончилось на этом. В ковидный год я уже думал бросить баскетбол. Меня не взяли тогда в молодёжки «Руны» и «Пармы». Я понимал, что мне нужно развиваться, даже проходил курсы по программированию. Мама все-таки заставила меня подать документы в какое-нибудь высшее учебное заведение, и так я поступил в УрФУ. Я всегда хорошо учился в школе, у меня были хорошие результаты экзаменов, поэтому все сложилось.
-Ты много тренировался самостоятельно до УрФУ. Скажи, какой сейчас у тебя тренировочный график и сохранилась ли твоя страсть к самостоятельной работе?
- Мы тренируемся 5 раз в неделю по 2 часа. Дополнительно я хожу на утренние тренировки 3 раза в неделю в зале, я был инициатором того, чтобы тренер выбил нам утреннее время в зале. Еще у меня есть походы в тренажерный зал и в бассейн. И вдобавок к этому я занимаюсь одной практикой для тела, похожей на йогу. Ну и люблю ходить гулять. В целом у меня каждый день есть какая-то работа или тренировка, которую я делаю. В неделю у меня 10 самостоятельных тренировок и 5 командных. Многое я изучаю самостоятельно, потому что у меня нет тренеров по индивидуальной работе, которые мне могут помочь. Да и лишних средств у меня нет. Поэтому мне приходится самостоятельно отбирать информацию для тренировок.
- Насколько важным в студенческом баскетболе является индивидуальная работа над собой? Или вы не профи и можете обойтись без этого?
- Ну вот тут вы должны просто понимать, чего вы хотите и что такое для вас баскетбол, какой вы человек. Здесь вас никто не заставляет. Вам не будет хуже, если вы будете меньше тренироваться, в общем, все лояльно к этому относятся. Грубо говоря, всем все равно, делаешь ты индивидуальную работу или нет. Есть люди, которые просто хотят стать лучше – лучшей версией себя. Есть ребята, которые пытаются стать лучше на баскетбольной площадке, есть ребята, которые пытаются стать лучше в учебе, в бизнесе, в работе. У каждого свой вектор развития.
- Как ты оцениваешь для себя и команды текущий сезон на сегодняшний день?
- Мы проводим хороший сезон. У нас получается выигрывать игры. Мы хорошо играем. Много забиваем, защищаемся. В принципе, мы выполняем задачу по сезону – идем в топ-3. Не получается сразу со старта быть активными, как будто бы нет нотки профессионализма, нет мысли о том, что ты вышел играть, ты должен сделать максимум, быть лучшим на площадке и сделать все, чтобы команда выиграла. Может, это мне кажется, но я чувствую, что мы можем еще лучше играть. Каждый из наших ребят может выдавать на 20-30% игру лучше, чем сейчас. Я вижу в каждом потенциал. Я хочу, чтобы они его развивали. Они должны его показывать, не стесняться, быть лучшей версией себя. Но у нас хороший коллектив. У нас никогда нет этого «я лидер, я буду брать мячи, я буду забивать». Мы играем командой. У нас все слушают тренера, есть дисциплина. Я этим доволен. Это хорошо. Это должно быть в команде.
- В финальных матчах в прошлом году ты сыграл не больше 20 минут. Какие у тебя эмоции были в тех играх Лиги Белова?
- Я тогда понимал, что я всегда верю в то, что я один из лучших игроков. Для себя я в принципе лучший. Это такая здоровая самоуверенность. Она должна быть у каждого. Тогда в финалах я понимал, что у нас есть лидеры, Саша Мурза, Костя Щербаков, Ион Урзыка, которые хотят выиграть эту игру, которые будут играть большую часть времени на моих позициях, у которых больше опыта, чем у меня. И я понимал, что я должен быть механизмом в этой машине. Просто я выполнял свою роль. Если бы мне сказали сыграть больше, я бы сыграл больше. Не знаю, как бы это закончилось, в какую сторону повернулось, но это тренерское решение, поэтому я не могу его никак оспаривать. Все 20 минут, которые я был на площадке, я выкладывался, я сделал все в защите, я сделал все для того, чтобы лидеры нашей команды чувствовали себя хорошо. Выполняли атаки, брали на себя игру, показывали свои лучшие стороны - я просто помогал ребятам раскрываться. Я полностью отдавался команде. Это хороший опыт. В тех играх я понимал, что я сюда вернусь, что я должен быть сильнее, чем сейчас.
- Есть мнение, что на исход финала во многом повлияла поддержка трибун «Военмеха». Как ты считаешь, может ли быть такое комьюнити в УрФУ?
- Да, поддержка трибун — это хорошо, но вряд ли, что мы проиграли из-за болельщиков «Военмеха». Я не люблю так ставить вопросы и думать о том, что из-за них мы проиграли или они повлияли на нашу игру. Ну да, повлияли, но мы не должны были этого допустить. В целом, такое комьюнити в УрФУ точно может быть. Но для этого нужно много работы, плодотворной работы менеджеров. Екатеринбург – баскетбольный город. Студенческие соревнования могут собирать полные залы, так же, как и соревнования Лиги ВТБ.
- Когда ты узнал, что Ион Урзыка и Костя Щербаков не продолжат выступление за УрФУ, что подумал?
- Честно, я как-то догадывался, что они уже не станут играть следующий сезон, так как в течение предыдущего уже говорили, что устали, что им хочется заниматься каким-то другим делом, что в баскетболе все хорошо, но им так не прокормить семью. В общем, ребята повзрослели и начали думать о будущем. Да и в принципе наверное захотелось изменить сферу деятельности. Возможно, они расстроились, что так не выиграли чемпионат АСБ в тот сезон, который казался самым мощным для команды УрФУ. Но это их решение, а правильное оно или нет, я не могу сказать. Я просто уважаю их решение, и все. Я знаю, что наша команда не была бы хуже, если бы они играли с нами еще сезон. С другой стороны, их уход открыл новые возможности именно для меня и для ребят, которые пришли сейчас, больше ответственности стало на наших плечах..
«Перестройка» как будто проходит достаточно безболезненно для УрФУ. Какая атмосфера внутри команды? Как вам играется с Саней Мурзой с учетом его иного графика?
- Перестройка проходит в УрФУ достаточно безболезненно, потому что это гениальность тренера. Олег Александрович — гениальный тренер, он знает, как использовать лучшие стороны игроков, знает, что работает на студенческом уровне, и самое важное, что он верит в игроков. Поэтому игроки играют и раскрываются. У нас нет таких людей, которые эгоцентричные, которые тянут одеяло на себя, у нас все друг с другом хорошо общаются и все на равных. Саня — опытный игрок, он приезжает и быстро вписывается. Важно, что Саша понимает, что у нас там уже свои связки, и быстро вливается в них.
- Какие шансы у УрФУ на чемпионство в этом году?
- Я думаю, у всех шансы равны, и тут решает настрой, цель, мотивация, хорошие мысли, отношение к игре. Много деталей и моментов, которые влияют на игру и определяют чемпионов, но УрФУ — это точно чемпионская команда.
- Расскажи про свой опыт в 3х3. Есть ли у тебя амбиции развиваться в этом направлении?
- Я помню, я еще маленький играл на улице против мужиков в 3х3, еще по старым правилам. Это было весело, это было контактно, мне нравилось, мне было тяжело, и я кайфовал от этого. Например, когда я высокому парню забивал мяч из-под кольца. Так мы с ребятами собирались достаточно часто, я очень много времени провел на улице, отрабатывая броски, просто на баскетбольной площадке, играя в 3х3 на одно кольцо. Я много играл в 3х3 в детстве вместе с 5х5. Я сыграл уже два чемпионата U-23, выиграли уже две бронзы, фестиваль международный отыграли, выиграли белорусов. В нас никто не верил тогда, но я помню, набрал 14 или 16 очков в этой игре, это было фантастически. После этого позвали в сборную. Там приехали в сборную, сыграли в местном турнире, второе место получилось забрать. В 3х3 вроде получается, всё хорошо, мне нравится этот спорт, он очень смотрибельный, интересный, живой. Мне нравится в него играть, это круто, я хочу развиваться в этом направлении.
- Где ты сам видишь себя в баскетболе через 3-5 лет?
- Я никогда не верил даже, что окажусь в АСБ. Так что я не могу сказать, где я буду через 3-5 лет, но мечтать никто не запрещает. В идеале, конечно, хотелось бы играть в Единой лиге ВТБ или играть международные туры 3х3. Интересны мне вот эти два направления. Да и в общем я просто хочу быть на пике. Я не знаю, дойду ли я до этой точки, но я иду в этом направлении. Я просто хочу оказаться с сильными людьми, с сильными игроками, с сильным тренером. Я хочу, чтобы мне было тяжело, чтобы я не оказался в атмосфере, где я буду «божить» в какой-то слабой команде, которая не стремится к высоким целям. Мне хотелось бы попасть к тренеру, который верит в твой прогресс, в результат, который будет заставлять работать над собой. Я хочу в конкурентную среду. Если я попаду в конкурентную среду, я точно буду лучше, то есть я 100% буду развиваться. Больше всего я не хочу оказаться там, где мне будет легко, потому что комфорт - это стагнация.
- Расскажи, из чего состоит твоя ежедневная рутина? На кого ты учишься, чем еще успеваешь заниматься по жизни?
- Моя ежедневная рутина, я думаю, как у обычного спортсмена, это утренние ритуалы, которые помогают мне влиться в день. Я просыпаюсь, выпиваю стакан воды с лимоном, витамины, выполняю утренние рутинные дела, то есть растяжка, тренировка, потом учеба. Я учусь на адаптивной физической культуре. В будущем я планирую помогать ребятам, таким, как я, достигать цели, хочу помогать им в физическом плане или может быть в тактическом, в общем, моя будущая профессия - реабилитолог. Мне нравится улучшать качество жизни людей, я хотел бы этим заниматься по жизни. Помимо этого, как я уже сказал, я люблю читать. У меня прямо есть целые списки книг, которые я хочу прочитать. Я люблю покупать именно бумажные книги. А еще я прямо веду табличку в Excel, слежу, записываю сколько прочитал в год книг, в месяц. Мне это интересно, ведь нужно получать свежую информацию откуда-то, и книги это круто.
- Что или кто тебя мотивирует больше всего?
- Больше всего меня мотивирует бедность. Мне не тяжело было в детстве, но я понимал, что меня не могли отправить на соревнования за свой счет, не было денег на хорошие кроссовки. Я хочу, чтобы моя семья хорошо жила в будущем. Я хочу, чтобы жизнь людей вокруг меня была лучше.
- А твоя семья поддерживает твой баскетбольный путь?
- Да, больше всего меня поддерживает именно мама. Она отправляла на тренировки и соревнования, помогала мне.
- Видишь ли опцией для себя переезд в Малаховку, ГУТИД? Или хотел бы остаться в Екатеринбурге?
- Ну, для чего мне туда ехать? Возможно, в Малаховке я получу больше тренировок, но там есть свои ребята, которые играют на моей позиции. Мне куда более интересно пытаться обыграть их, будучи в разных командах. Так же и с ГУТИДом. В МГАФКе очень хороший доступ к залу, да и Анатолий Лаптев может поделиться опытом своим, мне достаточно интересно его видение как тренера, что он видит, что думает, как строит команду, какие у него есть ритуалы. Вот только из-за этого я бы провел полсезона в Малаховке. А играть за какую команду... Ну, я в Екатеринбурге уже давно и мне нравится этот город. Здесь прошло мое становление. Я потел, работал и трудился здесь. Как говорил Анатолий Мышкин, это Альма-Матер. Если куда-то уезжать, то ты должен уезжать в таком состоянии, чтобы приезжать и всех разносить в пух и прах. А не уезжать и сидеть на банке.
- Ты уже заканчиваешь свою карьеру в АСБ. Что изменилось за те годы, что ты в Лиге?
- АСБ бесспорно, идет в лучшую сторону. Появилось много образовательных программ, это очень круто. Появилось также много коллабов с разными компаниями. Я думаю, что уровень команд тоже начинает расти, например, у студенческой команды Челябинска есть тренер по индивидуальной подготовке. В Уфе хорошие ребята, которые спускаются с Суперлиги, также играют ребята с молодежки, много кто приходит. В общем, я считаю, что уровень хороший в АСБ. Он и был хорошим, и остается. Это хороший спарринг и площадка для ребят, которые не заиграли в высших дивизионах, ребят, которые стараются куда-то пробиться. Да и просто для тех, кто хочет разнообразить свою жизнь спортом, не только учебой.
- Оскорбление
- Мат
- Спам
- Расизм
- Провокации
- Угрозы
- Систематический оффтоп
- Мульти-аккаунтинг
- Прочее
- Спам
- Оскорбления
- Расизм
- Мат
- Угрозы
- Прочее
- Мультиаккаунтинг
- Систематический оффтоп
- Провокации
- Повторить попытку оплаты
- Оставить комментарий без доната
- Изменить комментарий
- Удалить комментарий