У какого клуба НБА самая крутая символическая пятерка в XXI веке
До плей-офф НБА еще долго, а прикоснуться к величию и самоутвердиться за счет остальных хочется уже сейчас. Оптимальный способ для этого – проинспектировать лучшее из того, что случилось с любимой командой в этом столетии, и хотя бы виртуально сопоставить получившиеся символические сборные друг с другом. Вряд ли нужно пояснять, что под фамилиями подразумеваются конкретные версии игроков, выступающих за клуб в определенный промежуток времени, поэтому Борис Диао версии «Шарлотт» – жирный, Кармело Энтони «Лейкерс» еле волочит ноги, а Джеймс Харден «Бруклина» больше не MVP.
Любые критерии субъективны, насколько это вообще возможно, и отдельно поясняются в комментариях к картинкам.
«Шарлотт»
Как сказал бы Стив Клиффорд, «нам сильно не хватает таланта». Это проблема не только сегодняшнего «Шарлотт», а вообще «Шарлотт» при Майкле Джордане. С какой стороны ни посмотри, но их символическая пятерка – явно худшая за этот период в НБА.
Однозначно лучший разыгрывающий тут – Кемба Уокер. Трижды участник Матчей всех звезд, один раз (в 2019-м) третья пятерка, выдающийся танцор, лидер клуба по матчам и набранным очкам и участник лучшей серии в исполнении «Хорнетс» (вели 3-2 у «Хит» Дуэйна Уэйда и Джо Джонсона, а закончили очередной операцией на мениске).
Однозначно лучший центровой – Эл Джефферсон. 21,8 + 10,8 в команде с 43 победами дали ему шанс на третью сборную в 2014 году. Именно Джефферсон в качестве машины по уничтожению в посте организовал последний бунт центровых старой формации, после этого они надолго ушли в тень и вернулись уже в виде сказочных единорогов.
Однозначно в символической пятерке должен быть Джеральд Уоллес. Первый участник Матча всех звезд от «Шарлотт», место в первой пятерке лучших защитников, лидер лиги по перехватам, один из трех игроков в истории, кто набирал в среднем 2+ блока и 2+ перехвата (такое удавалось до него только Робинсону и Оладжувону). Свои лучшие годы игрок, склонный к падениям через голову и другим травмирующим себя и окружающих действиям, провел на месте легкого форварда, однако на четверке он тоже выходил нередко даже в те тяжеловесные времена. Потому его удобно передвинуть на позицию мощного форварда, чтобы не связываться с Джошем Макробертсом, Борисом Диао и Элденом Кэмпбеллом. (А также сделать вид, что Майлз Бриджес никогда за «Хорнетс» не выступал).
Дальше уже чистая вкусовщина. В самом прямом смысле: раз в «Шарлотт» не хватает талантливых и успешных игроков, приходится компенсировать зрелищностью.
Джейсон Ричардсон – претендент на место самого яркого данкера века – провел за «Шарлотт» один из лучших сезонов в их истории (21,8 очка, 5,4 подбора и 3,1 передачи при 40% из-за дуги и наибольшем числе трех во всей лиге) и претендовал на место в символической пятерке, несмотря на 35 побед.
Ламело Болл вошел в «Хорнетс» как родной (тут и травмы, и смех на скамейке при поражениях, и отсутствие какого-либо прогресса), но у него уже есть вызов на Матч всех звезд, который он так же, как вызов сюда, получил благодаря экстравагантным пасам, скорости мышления и игре на публику.
Можно, конечно, подключить воображение и представить, что будь Гордон Хэйворд, Николя Батюм и Борис Диао в одной команде, то каждый из них постарался бы выглядеть на возможном для себя максимуме, а не хандрил и деградировал. Но по факту набирается именно такое сочетание: хотя бы не будет скучно.
«Вашингтон»
Единственный дискуссионный вопрос в кейсе «Уизардс» не имеет однозначного решения. Кажется, любой, выбирая между Уоллом и Аренасом, возьмет Аренаса: тот харизматичнее, веселее, лучше в одном сезоне – боролся за звание самого результативного игрока и попал во вторую пятерку в 2006-м. «Агент ноль» был игроком, во многом опередившим свое время – на что намекали, как минимум, его трехочковые с ведения. Тогда как Джон Уолл – разыгрывающий без броска – как раз представал человеком из прошлого, где все восхищались Расселлом Уэстбруком и Дерриком Роузом.
Однако тут речь идет о влиянии на клубную историю, и потому у Уолла есть три железобетонных аргумента:
1. Время в клубе: Уолл был выбран «Уизардс» и провел 7 полных сезонов (против 4 у Аренаса). Он пять раз ездил на Матчи всех звезд, Аренас – 3.
Учитывая еще три года, пропущенные из-за повреждений, можно сказать, что едва ли не половина сезонов «Вашингтона» в этом веке испытала влияние Уолла (или его контракта).
2. Игра на двух половинах: Уолл не был столь ярким атакующим игроком, как Аренас, но часто или, как минимум, при необходимости претендовал на роль одного из лучших защищающихся плеймейкеров. Что для человека со звездным статусом довольно необычно и тоже старомодно. В трех сезонах «Уизардс» при нем были в топ-5 по эффективности в защите.
3. Оба не слишком преуспели в плей-офф. Но у Уолла были хоть какие-то подающие надежды заходы во второй раунд, где «Уизардс» кусали «Индиану» и «Атланту» (против «Хоукс» даже вели 2-1). Тогда как единственное достижение Аренаса – это легендарный биф с «Кэвз» Леброна Джеймса, к которому подключились рэперы.
Остальное вряд ли нуждается в комментариях.
Брэдли Бил набивал себе статистику в «Уизардс», как никто больше. Он почти стал лучшим бомбардиром сезона и попал в третью символическую сборную. Давайте просто не будем сравнивать его с Майклом Джорданом версии «Вашингтона», чтобы вселенная не схлопнулась от абсурдности.
Между пиковой версией Кэрона Батлера (20 очков+7 подборов+4 передачи, два Матча всех звезд) и единственным годом старенького Пола Пирса (с его надругательством над «Рэпторс») нельзя не выбрать первого. Год, когда Джерри Стэкхауз сражался с Джорданом за мяч, тоже не конкурентоспособен. А текущие результаты «Уизардс» полностью дискредитируют показатели Кайла Кузмы.
Антуан Джеймисон штамповал свои 20+9 каждый год в составе команды второго эшелона Восточной конференции. Он дважды получал приглашение на Матч всех звезд, но его главным признанием был обмен в «Кливленд» Леброна – уже тогда Джеймса обвиняли в том, что он собирает вокруг себя команду из звезд. Периодически процент трехочковых у мощного форварда доходил до 40, что для его времени было очень круто.
Порзингис провел в «Вашингтоне» один сезон, по ходу которого вяло боролся за зону плей-ин, но в нее не попал. Как известно, этим он убедил «Селтикс», что он ровно тот, кто им нужен, чтобы стать чемпионами: 23,2 очка, 8,4 подбора, 2,7 передачи, 39% из-за дуги и элитный уровень подстраховки в «краске». И, пожалуй, должен был убедить всех остальных, что это в любом случае на голову выше, чем Марчин Гортат, Брэндан Хэйвуд, Ян Маинми, Кваме Браун и так далее…
«Атланта»
«Хоукс» в XXI веке – это всегда команда для второго раунда, которую такая данность вполне устраивает. Тут даже фамилии особо не важны: Пол Миллсэп или Марвин Уильямс, Джош Смит или Демарре Кэрролл, Джамал Кроуфорд или Джефф Тиг. «Атланта» по большей части добротно смотрелась на дистанции чемпионата, а в плей-офф выяснялось, что их первая звезда уступает практически любому на Востоке.
В разное время такими первыми звездами были четверо:
• Джо Джонсон настраивал свой изоляционный баскетбол на рубеже нулевых и десятых, но давал команде недостаточно, чтобы не коситься на его максимальный контракт;
• Пол Миллсэп взял на себя функции по набору очков в «Хоукс» после Джонсона, когда на Матч всех звезд отправилась сразу четыре игрока, но настоящей звезды не было ни одной;
• Эл Хорфорд всегда ценился знатоками, но тогда еще страдал из-за нехватки габаритов и отсутствия дальнего броска;
• Трэя Янга поливают не меньше, чем его предшественников. И, тем не менее, он им ни в чем не уступает – он вытащил «Хоукс» в финал конференции, выиграл первый матч у «Милуоки», а потом травмировался. Это достаточно, чтобы быть легендой «Атланты».
Конкурентов у них нет.
С другой стороны, позиция третьего номера допускает вообще любые интерпретации.
Кайл Корвер – один из знаковых снайперов (у него было 50%, когда его выбрали на Матч всех звезд). Демарре Кэрролл бросал чуть хуже (40%), но именно он защищался против лучших оппонентов (и был единственным, кто не получил приглашение на Матч всех звезд). Однако больше всех в составе «Хоукс» на этой позиции отыграл Джош Смит. До того как НБА прочувствовала прелесть трехочковых, он попадал и в сборные лучших защитников, и выдавал под 17 очков, 8 подборов и 2 блока, и компенсировал не самый высокий интеллект сумасшедшим атлетизмом, и позиционировался как один из самых ярких игроков своего времени. Раз мы выбираем символическую пятерку, а не аналитическую пятерку, то, конечно, Джош Смит.
«Портленд»
Как мы тут выяснили опытным путем, пугающее число пользователей Sports.ru считают Арвидаса Сабониса звездой НБА. Хотя даже в википедии написано, что в лучшем сезоне он набирал только 16 очков и 10 подборов, а претендовал на призы «лучшему новичку» и «лучшему шестому». Однако очевидной кандидатуры на позицию пятого номера в «Портленде» нет: Маркус Кэмби, Джоэл Пжибилла, Робин Лопес, Деандре Эйтон – это все, конечно, интересно, но для символической сборной несолидно. По-хорошему, нужно было бы переместить сюда Рашида Уоллеса, но пусть будет Сабонис: в конце концов, он не просто причастен к последнему великому сезону для «Блейзерс» (пусть он и относится к XX веку), именно его дуэль с Шакилом О’Нилом была важнейшей в серии с «Лейкерс».
Что может сойти с рук Сабонису, не годится для Скотти Пиппена. Он тоже себя проявил в той серии и не совсем с той стороны, которой может гордиться. А потому на тройке выбор в пользу прилипчивого француза, важного элемента той пятерки «Блейзерс», которая казалась сильнейшей – версии-2014. Пристрастие к тому сочетанию делает фигуру Батюма наиболее уязвимой: именно за его счет можно было бы протащить в символическую сборную не только Пиппена, но и Си Джей Макколлума, участвовавшего в походе-2019, или Уэса Мэттьюза. И все же кажется, что портлендский Батюм среди них если не сильнее, то точно универсальнее всех.
Остальные герои занимают места автоматически.
Дэмиан Лиллард – многолетний лидер, за страданиями которого наблюдал весь мир. На каждое чудо дэйм-тайм приходилась парочка депрессивных эпизодов, что в итоге не могло не привести к известному результату (разводу).
Ламаркус Олдридж делал примерно то же самое, только будучи столь же нетипичным «большим», как Лиллард – «маленьким». Его версия дэйм-тайм – это серия против «Рокетс», в которой он расстрелял Дуайта Ховарда, тогда еще лучшего защитника лиги.
Брэндон Рой – вспышка, которую сейчас – в новом баскетболе – не так просто и осмыслить: не самый быстрый защитник делал все максимально правильно и был нацелен на то, чтобы давать результат и неизменно удивлять в любом составе, а еще выступал прирожденным вожаком. Рой давно закончил, а серию против «Далласа» все еще не забыть.
«Новый Орлеан»
Самая удивительная пятерка, исключением в которой является Брэндон Ингрэм.
Почему исключением?
Потому что символическая сборная «Пеликанс» – это команда тех, кого уже мало кто помнит.
Кто помнит резкую версию Криса Пола со здоровыми коленями?
Кто помнит здорового Бэрона Дэвиса, которого Аллен Айверсон боялся больше всех?
Кто помнит Дэвида Уэста – бомбардира, а не тафгая?
Кто помнит Энтони Дэвиса, еще не ведомого 24 на 7 Леброном Джеймсом?
«Новый Орлеан» – один из самых слабых клубов в лиге. И из небытия «Пеликанс» поднимались всегда благодаря одной из этих пяти звезд, которые протаскивали их в плей-офф или даже выигрывали серию первого раунда.
Других претендентов особо не просматривается: Дрю Холидэй был вторым номером для Энтони Дэвиса и никак не может вытеснить хоть кого-то из задней линии, Зайон Уильямсон для начала должен проявить себя хоть в чем-то, кроме поедания бургеров, Демаркуса Казинса хватило на полсезона…
«Нью-Йорк»
Свежая замена: Джейлена Брансона только-только выбрали в состав участников Матча всех звезд, первый раз за его карьеру. У Стефона Марбэри в составе «Нью-Йорка» таковых не было вовсе. Однако дело вообще не в этом. В этом сезоне окончательно выяснилось, что Брансон и Марбэри – антиподы: второй пришел в «Никс» суперзвездой и способствовал разрушению клуба, первый пришел помощником Дончича и способствовал возрождению «Нью-Йорка». Чонси Биллапс поиграл здесь мало, Джереми Лин промелькнул слишком быстро, так что Брансон уже заслужил место среди символов. В XXI веке никто не сделал для «Нью-Йорка» столько, сколько он.
В XXI веке «Никс» по большей части деградировали и, даже когда заходили в плей-офф, оставляли на память какую-нибудь драку с огнетушителем.
Поэтому здесь чисто набор по уровню таланта:
Аллан Хьюстон выбивал под 40% из-за дуги и дважды съездил на Матч всех звезд. Естественно, вошел в историю как обладатель одного из худших контрактов.
Кармело Энтони был лучшим бомбардиром сезона и дважды отметился в символических сборных. Выиграл ровно одну серию – когда кое-как завалил одряхлевший «Бостон». Сложно сказать, можно ли избиение стариков преподносить как достижение.
Джулиус Рэндл в плей-офф пропадает примерно так же, как все остальные легенды «Никс», но по регулярке уже обошел многих – у него три вызова на Матчи звезд, две символические сборные. Если «Нью-Йорк» закончит этот сезон в топ-3, а то и топ-2, это будет вообще неслыханно.
С центровыми у «Никс» – беда. Маркус Кэмби зарекомендовал себя лишь по части мордобоя. Митчелл Робинсон не выходит за рамки узкой роли. Кристапс Порзингис получил вызов на Матч всех звезд, но в сезоне, в котором «Никс» выиграли 29 матчей. Тогда получается, что только Тайсон Чендлер, лучший защитник сезона, третья сборная, сезон с дабл-даблом, сезон с немыслимыми сейчас 54 победами, выход из первого раунда…
«Миннесота»
Посмотреть на такую команду хотелось бы как минимум для того, чтобы Гарнетт и Батлер в какой-то момент запинали Карла-Энтони Таунса, а тот бы, корчась на паркете, кричал, что его нужно уважать как самого эффективного большого снайпера всех времен.
Место Гарнетта можно не обсуждать. Это главная легенда клуба, MVP, один из лучших защитников в истории, ходячий 25+15 и тот, кто был близок к тому, чтобы в одиночку растолкать две великие династии: «Сперс» Данкана и «Лейкерс» Шакобе. Необходима была минимальная помощь, но деятели вроде Марбэри и Спрюэлла, а также горе-менеджеры предоставить ее не могли.
Подвел Гарнетта и Сэм Кэсселл, исполнивший фирменный танец в самый неудачный для этого момент. На место разыгрывающего в символической сборной, наверное, может претендовать только Рикки Рубио с семью сезонами, но у испанца нет даже ни одного выхода в плей-офф, тогда как Кэсселл – мозг (хотя сам он считал, что яйца) лучшей команды в истории «Миннесоты» (58 побед в регулярке, финал Запада, проигранный из-за его повреждения).
Джимми Батлер тоже провел в составе «волков» совсем немного, но сотворил чудо – несмотря на травму, впервые за 14 лет вытащил их в плей-офф.
Взлет «Миннесоты» в этом сезоне позволяет увереннее смотреть в будущее, а не искать хоть какие-то плюсы у Лэтрелла Спрюэлла, Уолли Щербяка, Рашо Нестеровича или Кевина Лава.
Энтони Эдвардс движется к статусу клубной легенды с опережением графика: к 22 годам у него уже два вызова на Матч всех звезд и два появления в плей-офф, где он выступал в роли первой звезды и не стеснялся брать на себя решающие броски. Пока ничего необычного не произошло, но для «Миннесоты» с ее вечными перестройками, перетекающими в другие перестройки, это более чем грандиозно.
Место центрового, конечно, стоило бы отдать Руди Гобера, не зря за него выложили столько драфт-пиков. Едва центровой полностью выздоровел, как вновь показал, что его влияние на игру не может преуменьшить никакая трехочковая революция: его команда – вновь лучшая в защите, его команда – вновь в топе конференции, он сам вновь отпугивает всех от щита. Однако у Гобера только два неполных сезона за «Вулвз» (примерно столько же, сколько драк), а Карл-Энтони Таунс – здесь родной человек, которого охотнее остальных зовут на звездные сборища. Возможно, самопиар Таунса действует эффективнее, чем наблюдение за его факапами в плей-офф, возможно, Руди Гобера просто ненавидят в лиге, а возможно, тренеры НБА по-другому расставляют приоритеты, чем мы, обычные зрители. Но, в конце концов, и на Матч всех звезд люди, понимающие в баскетболе больше, чем мы, позвали Таунса, а не Гобера. Со стороны это выглядит глупостью, но пусть это будет общая глупость.
«Юта»
Рецепт прост: нужно взять два приличных состава «Джаз» (тот, что играл против «Сан-Антонио» в финале конференции в 2007-м, и тот, что удивлял в регулярках при Куине Снайдере) и относительно безболезненно их склеить. Самое мучительное в этом процессе – отказаться от Джона Стоктона и Карла Мэлоуна. Оба застали несколько сезонов XXI века в возрасте 37+ лет и неизменно вылетали в первом раунде без намека на сопротивление.
Да, и такая «Юта» застрянет еще до второго раунда, но, по крайней мере, это будет признание того, что баскетбол «Джаз» не закончился с бомбой Майкла Джордана. Это было бы гораздо обиднее.
Итак, пятерка.
Дерон Уильямс – воспитанник «Джаз», казавшийся звездой круче Криса Пола и в статусе таковой уволивший Джерри Слоуна.
Руди Гобер – человек, влияние которого показывает только продвинутая статистика и место в таблице. С тех пор как он начал получать больше 30 минут, «Джаз» неизменно оказывались в топ-7 лучших защит сезона, прыгали выше головы и почему-то всех раздражали этим фактом.
Карлос Бузер – версия Карла Мэлоуна для очень бедных, но, тем не менее, лучший снайпер «Юты» во время их самого глубокого похода в плей-офф.
В Доноване Митчелле всегда сомневались (и плей-офф эти сомнения чаще подтверждались). Но, как минимум, он заслуживает места здесь как лидер топовой атаки с Гобером на площадке и автор незабываемых перформансов вроде 57 очков в «Пузыре», а также благодаря боевой серии против «Клипперс» в 2021-м, где он выдавал невероятные цифры, прыгая на одной ноге.
Объективно лучший третий номер в «Джаз» XXI века – это Гордон Хэйворд. При этом его опыт в клубе получился негативным во всех смыслах: самым интересным событием было участие «Юты» в прощальном матче Кобе Брайанта, и неслучайно он смылся из Солт-Лейк-Сити при первой возможности. Как это ни странно, но против Кириленко у Хэйворда вообще ничего нет: у них по одному вызову на Матч всех звезд, а АК-47, как минимум, заставлял соперников «Юту» уважать. Кириленко в какие-то моменты уступал место в старте Мэтту Харпрингу, броска Хэйворда или Маркканена у него, само собой, не было, но для данной пятерки его универсальность и адаптивность кажется более уместной, чем универсальность Джо Инглса. Кириленко претендовал на звание франчайза в «Джаз», выдавал именно здесь свои нестандартные статистические линейки, пощупал всех суперзвезд лиги и провел в клубе больше времени, чем многие.
«Индиана»
«Пэйсерс» – клуб, который лучше других показывает, что в XXI веке НБА уже как будто прожила несколько столетий, столь сильно стилистически различается баскетбол в трех самых ярких версиях.
Основная сложность – именно из-за этого: как можно сопоставлять летящую игру команды Рика Карлайла в 2024-м и физическую, готовую каждую секунду перетечь в мордобой игру команды Рика Карлайла в 2004-м.
Но попробуем.
Пол Джордж в символической пятерке явно должен быть. Несмотря на бегство, форвард приложил руку к самым обнадеживающим эпизодам этого века для «Индианы» – битвам с «Майами» Леброна в финале Восточной конференции. Джордж выступал в роли лучшего игрока «Пэйсерс», бросал вызов Джеймсу на обеих половинах и получил репутацию одного из самых талантливых игроков на обеих половинах. Удивительно, что признание к нему пришло позже: уже после «Индианы» он стал котироваться на уровне первой-второй сборной лиги, хотя сопоставимых успехов в плей-офф не было. Возможно, здесь сказался фактор Восточной конференции, возвысивший и Леброна.
Любую конкуренцию для Джорджа стоит перенести на место второго свингмена. Здесь будут Дэнни Грэйнджер (вызов на Матч всех звезд в 2009-м), Джейлен Роуз (лидер команды после Реджи Миллера), Стивен Джексон (участие в перестрелке у стрип-клуба) и, естественно, Реджи Миллер, отыгравший вплоть до 2005-го. Решающий фактор – то обстоятельство, что XXI век начинается в 2001 году: участие «Пэйсерс» в финальной серии, последний вызов Реджи Миллера на Матч всех звезд и основные подвиги Роуза сюда не попадают. Наверное, Рон Артест не должен был бы входить в символическую сборную клуба, который он, по сути, развалил. Однако именно он был сильнее остальных как игрок: «мистер-замок» и третья сборная в 2004-м, несколько сборных лучших защитников и вполне реальные надежды на приз MVP. Выбор в пользу Артеста, а не Миллера – это бред с точки зрения любого болельщика «Индианы», но выбор в пользу пикового Артеста, а не преодолевшего 35-летие Миллера – это просто констатация факта.
У Пола Джорджа 4 вызова на Матчи всех звезд. А больше всех в истории клуба в XXI веке – 6 – у Джермейна О’Нила. Во многом появление Роя Хибберта сделало «Пэйсерс» такой неудобной командой для маленького состава «Хит»: там еще недостаточно владели трехочковым искусством, чтобы разбираться с огромным рим-протектором. Но у Джермейна О’Нила тоже был свой финал конференции – против «Пистонс» в 2004-м. При этом он был лидером «Индианы» по результативности, входил в символические сборные лиги, был первой звездой в команде, которая выиграла 61 матч в регулярке. И все это – в 26 лет, когда его пик только начинался. Если бы не побоище в Оберн-Хиллз, та команда могла бы доминировать в Восточной конференции во второй половине нулевых. По крайней мере, так казалось.
Дэвид Уэст пришел в «Индиану» уже не тем тяжем-бомбардиром а-ля Карл Мэлоун, что было в «Новом Орлеане». И все же именно его появление очень сильно повлияло на культуру клуба – с ним превратился в элитного центрового Рой Хибберт, с ним прилично себя вел Лэнс Стивенсон, с ним расцвел Пол Джордж. Окей, у него практически нет конкурентов – не считать же таковыми Майлза Тернера, которым «Индиана» чаще торговала, или какого-нибудь Эла Харрингтона. Но по тому, что случилось со Стивенсоном, Хиббертом и остальными позже, очевидно, кто был вдохновителем той команды.
Тайриз Халибертон пока никак не отметился в истории «Пэйсерс»: выход в финал внутрисезонного турнира – это замечательно, но клуб привык к другому. Однако разыгрывающий явно двигает эту махину в правильном направлении – выбирается на Матчи всех звезд, привлекает к «Индиане» внимание, заставляет боссов выменивать новых звезд… Мнения тут возможны, но этого уже достаточно, чтобы доверять Халибертону больше, чем Джорджу Хиллу, Лэнсу Стивенсону, Трэвису Бесту или Виктору Оладипо.
«Чикаго»
Вечная серость «Чикаго» хороша тем, что алмазы в ней найти очень легко.
Деррик Роуз – самый юный MVP в истории и автор почти идеального сезона: 62 победы в регулярке, выход в финал конференции, третий в истории, кому покорились 2 тысячи очков и 600 передач. При всем уважении к капитану Хайнрику тут без вариантов.
Жоаким Ноа – центровой, который стал для Тибодо чикагским Кевином Гарнеттом. Одна из топ-3 защит на протяжении четырех сезонов, приз «Мистер-замок» и, конечно, участие в «гонке за MVP», когда ему пришлось взять на себя функции разыгрывающего. Его конкуренты в «Чикаго» – это Никола Вучевич и Эдди Карри.
Луол Денг и его падаван Джимми Батлер выступали в современной версии легендарных чикагских «доберманов». Тибодо гонял их до полусмерти (в случае с Денгом это не фигура речи), а они это с радостью принимали и грызли более талантливых оппонентов до потери сил. Как и в случае с Ноа, рано или поздно ориентированные на защиту атлеты за счет работоспособности превращались в полноценных и признанных звезд. Явно нет пространства для дискуссии о шансах Бена Гордона, Демара Дерозана или, простите за выражение, Зака Лавина.
Понятно, что в символической пятерке «Чикаго» должно быть место для вечного Таджа Гибсона. Но, к счастью, ее составляет не Том Тибодо. Выбор четвертого номера – это выбор между Карлосом Бузером и Пау Газолем. Первый отвечал за набор очков в передней линии – в лучшие для «Буллс» годы. Второй подъехал уже под конец эпохи Тибодо и подтвердил свой звездный уровень, хотя командных успехов уже не было. Пусть это будет европейская солидарность, но при любых обстоятельствах выбор в пользу испанца. Достаточно посмотреть, что натворил Бузер у себя на голове.
«Орландо»
Извините, но у «Мэджик» был лишь один состав, в котором они влияли на жизнь лиги. Возможно, кому-то кажется, что статистика Арона Аффлало повеселее, чем у Хидо Тюркоглу, а Никола Вучевич круче, чем Рашард Льюис, а также, что Паоло Банкеро уже одним попаданием на Матч всех звезд заслужил место в пантеоне «Орландо». Но барахтание в восточном болоте самого слабого дивизиона НБА сложно воспринимать всерьез.
Лучшее, что случилось с «Мэджик» – это команда конца нулевых. С Дуайтом Ховардом в качестве лучшего защитника лиги и, возможно, даже настоящего MVP. С идеально дополняющим его Льюисом. С пойнт-форвардом Тюркоглу, взявшим приз «самому прогрессирующему игроку». И с малышом Нельсоном, котировавшемся на уровне звезды в 2009 году. Они выигрывали под 60 матчей в двух сезонах, дошли до финала в 2009-м, били «Кливленд» Леброна и «Селтикс», пусть и без Гарнетта. Если бы остальные команды «Мэджик» хотя бы вылетали в первом раунде, тут был бы материал для сравнения, а так – нет.
Единственный игрок «Орландо», из-за которого можно игнорировать перманентные вылеты в первом раунде – это Трэйси Макгрэйди. В составе «Мэджик» он дважды становился лучшим бомбардиром лиги, неизменно торчал в первой символической сборной, завершил год в топ-4 претендентов на MVP в 2004-м, когда провел один из лучших сезонов для игрока периметра, а также сделал Дока Риверса тренером года…
Для такого игрочка можно сделать исключение.
«Детройт»
Да, «Пистонс» выпали из числа клубов НБА примерно после трейда Чонси Биллапса, а потому проще не натягивать Блэйка Гриффина на глобус, а взять стартовую пятерку чемпионской команды 2004 года.
Джо Дюмарс предпочел Биллапсу Аллена Айверсона, но история уже давно показала, насколько он был не прав. MVP финальной серии 2004 года и просто «Мистер Биг Шот».
У суперснайпера Ричарда Хэмилтона всего 34% из-за дуги по карьере, а в «Детройте» он бросал еще хуже. Однако Боян Богданович с его 40+%, пиковые Реджи Джексон или Кентавиус Колдуэлл-Поуп, а также Родни Стаки никогда не видели второго раунда плей-офф.
С блока Тэйшоуна Принса против Реджи Миллера для «Пистонс» начиналось все лучшее. Так что человека, который оборонялся против Кобе в том самом финале, просто так не высадишь, уж слишком много важнейших эпизодов с ним связано.
Детройтская версия Рашида Уоллеса сильно проигрывала портлендской ипостаси по цифрам, но идеально дополняла командный механизм.
А Бен Уоллес – один из лучших защитников всех времен.
Статистикой их всех обмерить тяжеловато. Но и так все понятно: эту пятерку невозможно разбить, она была одной из основных угроз на Востоке в середине нулевых, она показала лиге, что защитный баскетбол – это тупик с точки зрения маркетинга. Их последователи могли казаться поярче, поэффективнее и повеселее, но главным образом изголялись в том, что совершали унылые заплывы по болоту.
«Сакраменто»
Две новые звезды «Сакраменто» (Фокс и Сабонис) никогда никуда не влезают, потому что даже в таком сугубо локальном деле, как символическая пятерка клуба, приходится жертвовать здравым смыслом и реалистичностью. Кажется, что всем удобнее было, когда «Кингс» не высовывались из своего подвала.
Тем не менее.
Три позиции принимаются по умолчанию. «Сакраменто» начала нулевых – единственная версия в новейшей истории клуба, которая вообще заслуживает внимания. Из нее автоматически попадают в пятерку на все времена Владе Дивац как капитан, лидер и организатор атаки, Крис Уэббер – как лучший игрок в истории «Кингс», их единственный представитель в первой сборной сезона (в 2001 году), и Пежа Стоякович – не только снайпер, но и претендент на приз MVP в отсутствие Уэббера.
Усилий этой троицы совсем немного не хватило, чтобы «Кингс» завоевали чемпионство по месту новой прописки.
На месте первого номера идет примерно такое же противоборство/сотрудничество, как еще недавно между Фоксом и Тайризом Халибертоном. Майк Бибби вырос из 23-летнего ролевика, который пользовался заслонами Диваца и передачами Уэббера, и превратился в первую звезду «Кингс» в середине нулевых. У Фокса не было подобного опыта выступления за команду, претендующую на титул, но зато его роль гораздо важнее – он был лидером лучшего нападения, лучшим клатчером года и вытащил клуб в плей-офф спустя столько лет. Возможно, это эффект новизны, но точно Фокс. У него хотя бы остаются шансы еще вывести «Сакраменто» во второй раунд.
Место третьего номера здесь логично бы закрывали: Рон Артест, отправленный сюда в ссылку, Кевин Мартин со своей мусорной статистикой, Дуг Кристи благодаря сумочке жены Дуга Кристи… В конце концов, кто виноват в том, что все звезды «Сакраменто» – примерно одинаковые центровые-плеймейкеры (не надо забывать о Демаркусе Казинсе, у которого около 5 передач за матч)? Но, так как те, кто не уважают Фокса и Сабониса, ничего не смыслят в баскетболе, то придется воткнуть куда-нибудь литовского трипл-дабл-мейкера. На паркет всем вместе им все равно не выходить.
«Мемфис»
Еще одна неиграбельная пятерка при всех талантах Газоля и Джексона в качестве растягивающих игроков передней линии.
Кого приходится оставить за бортом: Тони Аллен, крестный отец «грит-энд-грайнда» и духовный лидер знаковой команды «Гризлис», Шэйн Баттье, человек, которого невозможно было обмерить никакими цифрами, но который бы идеально склеил любую пятерку, Руди Гэй, чуть ли не единственный игрок «Мемфиса», считавшийся настоящей звездой (при этом ноль вызовов на Матч всех звезд и ноль символических сборных), снайпер Майк Миллер, Десмонд Бэйн, хорошо зашедший сюда хотя бы по позиции и умениям (его выдающийся сезон-2024 не заметят из-за проблем «Гризлис»).
Но нет. Звание «Мистера-замка», защитные пятерки, лидерство по блокам, поездка на Матч всех звезд, а также юный возраст и перспективы подсказывают, что Джарен Джексон тут быть обязан.
Примерно та же логика с Джа Морэнтом. Тони Аллен прописал бы ему леща и снял бы вопросы о том, кто тут гангстер, но с этим дерзким молодым человеком «Гризлис» впервые в истории получили игрока, претендующего на то, чтобы быть самым ярким в лиге, и прописавшегося во второй символической сборной.
Самый сложный выбор – это четвертый номер, где вроде бы не все так однозначно. Однако при ближайшем рассмотрении у Пау Газоля совсем нет аргументов. Зак Рэндольф заехал в «Мемфис» на самом пике, неожиданно взялся за голову под присмотром младшего Газоля, стал основным добытчиком очков из поста, легко выбивал свои 20+10, подстрелил Блэйка Гриффина на взлете и поставил на паузу свой гангста-бизнес. У него больше вызовов на Матч всех звезд и гораздо веселее дела в плей-офф, чем у Газоля-старшего.
По двум остальным вопросов быть не может. Конли и Газоль-младший – легенды клуба, которые нанесли «Мемфис» на карту НБА и придали ему ярко выраженный стиль, сблизились с местными болельщиками, выковали путь в финал конференции. Первый получил от «Мемфиса» исторический контракт, но остался в памяти бегающим компьютером, который всегда знал, кого заигрывать в данный момент, чтобы все были довольны. Второй был прототипом Николы Йокича с уклоном в защиту, что в то время произвело бы сенсацию, если бы можно было заглядывать в будущее.
«Филадельфия»
История «Филадельфии» в XXI веке потерялась между финалом 2001 года и временем надежд, связанных с Джоэлом Эмбиидом. Все остальное – беспросветная тоска, которую клуб пытался прервать либо приглашением Элтона Брэнда, либо циничным «процессом».
Исходя из такой диспозиции, только два места не подвергаются сомнению.
Аллен Айверсон – главная легенда прошлого, протащившая на своих плечах «76-х» в плей-офф-2001 и выигравшая тот самый матч у «Лейкерс» в рамках чуть ли не самого затасканного хайлайта в XXI веке. Образ бесстрашного малыша, конечно, поблек на фоне современного баскетбола с его акцентом на сверхэффективности: даже свежее часовое видео с «подвигами Ответа в клатче» от официального канала НБА начинается с его двух промахов из-под кольца. Но те, кто видели это вживую, те никогда не забудут.
Джоэл Эмбиид – главная легенда настоящего: центровой травмируется по ходу каждого плей-офф, но дарит больше ярких моментов болельщикам по ходу регулярного сезона и уже несколько лет подряд претендует на приз MVP (а притязания на эту награду, на самом деле, стоят не меньше, чем сам приз, потому что его вручают на основании голосования с участием не пойми кого). Последняя травма и вовсе превращает великана в трагическую фигуру и экземпляр для вечных «что, если». Вот увидите, как через пару лет Билл Симмонс будет доказывать, что если бы не травмы, Эмбиид гонял весь Восток – от Кавая до «Селтикс».
Три остальных места можно определить по каким угодно критериям:
• по игровому стажу в майке «76-х»: тогда это Андре Игудала – третий, Аарон Макки – атакующий защитник, а Сэм Далемберт – на пятерке;
• по абстрактному таланту: Крис Уэббер – на месте мощного форварда, Джеймс Харден – второй, Джимми Батлер – легкий форвард;
• по участию в важных для истории клуба событиях: Эрик Сноу – как идеальный партнер по бэккорту для Айверсона, Дикембе Мутомбо – как лучший защитник начала нулевых, фундамент команды-финалиста, опять Джимми Батлер – на тройке, как тот, кто подвел «Филадельфию» к выходу в финал конференции на расстояние одного великого попадания от Кавая Ленарда.
Здесь выбран промежуточный вариант.
Эмбиида с броском можно двигать, а потому выбор в пользу Мутомбо: сложно недооценить роль центрового для выстроенной вокруг фигуры конголезца защиты Лэрри Брауна. Всего полтора года в составе «76-х», но участие в самом значимом событии в новейшей истории.
Джеймс Харден – даже в своей филадельфийской версии – самый талантливый игрок задней линии. Пока Эмбиид был травмирован, бородатый защитник забрал два матча у «Бостона». Шестая и седьмая игра все испортила, но уровень он вполне обосновал.
А третий номер автоматически остается за Андре Игудалой. Ничего особо выдающегося в его время не случилось, но он был лидером «Филадельфии» дольше, чем кто бы то ни было еще, кроме разве что Айверсона. Попадал в число лучших защитников, лидировал по очкам, выдавал сочетания цифр по очкам, подборам и передачам, которые уступали лишь суперзвездам-универсалам, съездил на Матч всех звезд и участвовал в той самой серии первого раунда с «Бостоном».
«Финикс»
Перед сезоном в этой пятерке не было Криса Пола, но зато был Деандре Эйтон. Однако даже «Санс» не пожалели ленивого центрового, которого когда-то выбрали под первым номером раньше Луки Дончича. Забудем о нем и мы.
Три позиции бесспорны.
Стив Нэш заслужил сразу два MVP за то, что разогнал «Санс» до невиданных для своего времени скоростей. Для франшизы, которая не знакомая с понятием «чемпионский титул», выход в финал конференции в 2010-м и страдания во второй половине нулевых – важная часть истории, а канадец – их не то что лучший игрок, это сакральный игрок.
Самым удобным партнером для Нэша был Амаре Стаудемайр, один из первых сверхлегких центровых. Из-за того, что с пятыми номерами у «Санс» не так чтобы вариативно и выбор Эйтона (человека, который играл за «Финикс» в финале и сражался там с Яннисом) вполне адекватен, не ставить же туда Шака, именно Стату придется доверить пятый номер. Защиты там не предвидится, но да «Финикс» это никогда не беспокоило.
Девин Букер доказал, что намерен завершить карьеру в качестве главной легенды клуба. Помешать ему могут лишь травмы.
А вот дальше – трудновато.
Кевин Дюрэнт в «Финикс» только пришел и уже собрался уходить. С таким гражданином нельзя быть уверенным ни в чем, тем более что «Санс» получили уже возрастную версию форварда, сходящего с пика. Но, как говорится, камон, это же Дюрэнт. Будучи не в силах заглянуть в без сомнение печальное будущее, сложно ставить на четверку Шона Мэриона или Ченнинга Фрая при живом Дюрэнте.
Крис Пол сюда плохо подходит по множеству причин: он отыграл за «Санс» всего три сезона и в каждом получал травму в плей-офф, фронткорт с ним и с Нэшем был бы несостоятелен в реальной жизни, да и расставались с ним не очень почтительно… Однако на данный момент роль разыгрывающего слишком значима, чтобы предпочесть ему каких-нибудь Джейсона Ричардсона, Гранта Хилла, Джо Джонсона, Брэдли Била, Лу Амундсона или Шакила О’Нила (ладно-ладно, последние четыре только из-за рифмы). Пол был лидером команды, дошедшей до финала-2021, а такое за всю историю «Санс» случилось лишь трижды, в XXI веке вообще один раз. Пока Букер, Дюрэнт и Бил не создадут династию, которая этот успех затмит, Крис Пол будет торчать в этой пятерке и портить эстетику семисекундного баскетбола.
«Даллас»
Символическая пятерка «Далласа» такая же корявая, как и трансферная политика клуба в XXI веке. Марк Кьюбан всегда считался щедрым владельцем, Донни Нельсон – находчивым управленцем, в «Мэверикс» начиналась аналитическая революция, но ростер здесь всегда кроился весьма затейливо и натужно.
Не подвергается сомнению одна позиция: Дирк Новицки, лидер клуба на протяжении двух десятилетий и обладатель статуи, не зря завоевывал для «Мэверикс» их единственный титул, брал MVP и пострадал от судейства в 2006-м. Один из знаковых игроков века не только располагается на месте мощного форварда, но и задает очертания всей остальной пятерке, потому что ее сложно воспринимать в отрыве от его успехов.
Например, Тайсон Чендлер провел за «Мэверикс» только два сезона. Но невозможно представить лучшего партнера для Новицки по передней линии, чем центровой, чьи заслуги по созданию элитной обороны были по-настоящему признаны, только когда он перебрался в Нью-Йорк. Как тут можно задуматься об Эрике Дампьере или Дуайте Пауэлле.
Например, Джейсон Кидд (четыре года в XXI веке) и Стив Нэш (то же самое) показывали лучшую свою игру в других местах. Но опять же связь обоих с немцем настолько очевидна и настолько важна, что приходится каким-то образом составлять пару гардов именно из них, благо даже для возрастного Кидда не было проблемой защищаться против Кобе Брайанта. Нэш входил в третью символическую сборную в составе «Мэвс», Кидд был основным оруженосцем при завоевании чемпионства.
Получив такое вот сочетание, чувствуешь себя на месте боссов «Далласа», которые берут Кайри Ирвинга и верят, что талант сам решит все проблемы сочетаемости. Дончич в Техасе достаточно давно, чтобы не делать даже скидок на то, что он еще когда-нибудь сделает в баскетболе: человек уже довел «Даллас» до финала конференции и каждый год врывается в первую символическую сборную, для «Мэвс» это легендарно. Позиция легкого форварда для него не чужая, на ней он выступал и в мадридском «Реале», и в сборной Словении.
В такой состав может вклиниться лишь Джейсон Терри, опять же потому, что имел непосредственное отношение к единственной большой победе клуба. Но пусть он, как и в реальной жизни, побудет лучшим шестым.
«Оклахома»
Символическая пятерка, которая уходит в небытие. Уже можно, не обладая и минимальными провидческими способностями, предугадать, как Уэстбрука меняет Шэй Гилджес-Александер, как Хардена вытесняет Джейлен Уильямс (у него даже лицо, как у Хардена без бороды), Чет Холмгрен становится лучшим центровым в истории клуба. Тот, кто добьется с ними успеха в плей-офф, обязательно вытеснит Ибаку.
Короче, шансы удержать место тут имеет только Кевин Дюрэнт. И нетрудно понять, какие эмоции это вызывает у поклонников «Оклахомы».
Первая великая пятерка, задрафтованная Прести, – плюс украденный из «Соникс» Дюрэнт – собрала внушительную коллекцию индивидуальных призов и должна была стать одной из величайших династий. Однако получилось вот так: в плей-офф вариации «Тандер» разбивались о самые разные травмы, бесхарактерность лидеров, коллективную неуправляемость и остались в истории благодаря серии против «Голден Стэйт» в 2016-м.
«Милуоки»
У «Бакс» произошла трагедия локального масштаба: Майкл Редд – лицо клуба в XXI веке (он был тут задрафтован и провел 11 сезонов) – здесь вообще без шансов. Преданность преданностью, но при Редде в качестве игрока основы «Милуоки» ни разу не преодолел барьер в 50 процентов побед-поражений, и это в Восточной конференции. Понятно, что место второго номера здесь забронировано за Рэем Алленом: тот в качестве лидера был лучше во всем и дотащил «Бакс» до той самой 7-матчевой серии с «Филадельфией», после которой судей обсуждали больше, чем что-либо еще.
Из той команды начала века можно было рассмотреть еще и Гленна Робинсона, но исключительно в порядке дискуссии, так как он бегал на месте одного из лучших игроков столетия.
Остается костяк чемпионского состава:
• Яннис со своими MVP, званием «Мистера-замка» и горой накапливающейся статистики уже затмил даже Карима Абдул-Джаббара;
• Крис Миддлтон – специалист по чрезвычайным ситуациям в плей-офф-2021, невероятно важный в команде столь прямолинейного баскетболиста, как Адетокумбо;
• всегда недооцененный Дрю Холидэй, которого на фоне того, что происходит сейчас в «Бакс», странно даже сравнивать с Сэмом Кэсселлом, Монтой Эллисом, Эриком Бледсоу или Гэри Пэйтоном;
• и Брук Лопес, фундаментальный элемент обороны во все годы доминирования «Милуоки» в регулярках. При всем уважении к Эндрю Богуту это мы не будем даже обсуждать.
«Торонто»
Здесь есть одна очевидная дилемма: присутствие Демара Дерозана в основе подразумевает какой-нибудь неожиданный коллапс в плей-офф со строительством небольшого кирпичного заводика в районе Кливленда. Но как обойтись без защитника, который отыграл в Канаде девять лет, четырежды ездил на Матч всех звезд и помог «Торонто» закрепиться на вершине Восточной конференции. По сути, единственная альтернатива – это выбор в пользу Винса Картера, у которого за пазухой есть выбор во вторую символическую пятерку и бросок на выход в финал конференции (правда, бросок тоже кирпичного свойства). Можно много рассуждать о баскетболе и приводить разные аналитические доводы, но достаточно будет вспомнить, что обмен Дерозана из «Торонто» воспринимался как предательство со стороны клуба, тогда как у Картера все было ровно наоборот.
Крис Бош, возможно, лучший баскетболист в истории Торонто из тех, что провели тут больше одного сезона. Это невозможно обосновать, ориентируясь на результаты «Рэпторс» при нем, но в компании с Ти Джей Фордом, Энтони Паркером и Андреа Барньяни (а это лучшие из его партнеров) вряд ли можно было рассчитывать на что-то большее. По крайней мере, Бош обеспечивал «Торонто» место среди топ-10 нападений или защит, а в нескольких сезонах и то, и другое одновременно. Запомнился он как «Рупол «больших», но годы в «Хит» заставили много пересмотреть, и канадская версия Криса Боша теперь выглядит, скорее, как печальная фигура, над которой неудобно издеваться.
Кавай Ленард и Марк Газоль приехали в Канаду, чтобы выиграть здесь титул и закрыть все накопившиеся к ним (или к самим себе) вопросы. Если бы присутствовали какие-то искусственные ограничения, то пришлось бы делать выбор в пользу Паскаля Сиакама и какого-нибудь Валанчюнаса, но раз их нет, давайте не будем делать вид, что это не были два идеальных от начала и до конца сезона. Форвард появился, назвался «фангаем», положил главный бросок в истории клуба, выиграл для него первый титул и молча уехал домой. Центровой пришел с декларируемой целью, выстроил стену перед Эмбиидом и Яннисом и в последний год своего пика завоевал свой единственный кубок. Гениально.
Ну, а задница Кайла Лаури уже заслужила памятник в Торонто. Здесь и говорить не о чем.
«Бруклин»
На бумаге «Нетс» всегда были фаворитами. Более того, у них имеются, как минимум, две равноценные пятерки, выбор между которыми предельно субъективен.
Скажем, по разыгрывающему не может быть вопросов. Джейсон Кидд начала нулевых – лидер по передачам с забронированным местом в пятерке лучших защитников и первой символической сборной сезона. В 2002 году он финишировал вторым сразу после Данкана в гонке за MVP. Дерона Уильямса и Джеймса Хардена, героически вышедшего с травмой в плей-офф, даже упоминать в одном абзаце неудобно.
Но вот дальше.
Кайри Ирвинг с сумасбродностью уровня «Нетс» или престарелый Джо Джонсон, убивающий своими изоляциями «Рэпторс»?
Винс Картер, расслабленно отлетающий от «Кливленда» или «Майами», или неугомонный Пол Пирс, который бился со старостью (хотя тоже в итоге отлетал от «Майами»).
Брук Лопес версии «Нетс» – мягковатый центр, заточенный на игру в атаку, или Джарретт Аллен и более защитный вариант.
Везде выбор – в пользу игроков на пике с лучшими показателями на дистанции всего сезона и хотя бы такими относительными достижениями, как участие в Матчах всех звезд.
Кеньон Мартин – едва ли не самый переоцененный игрок XXI века, из Кевина Гарнетта уже сыпались не только острые локти и хитроумный трэшток, а потому с четвертым номером тоже все просто. Кевин Дюрэнт выбрал «Бруклин» в качестве своего эксклюзивного проекта и вложился в него так, что серию с «Милуоки» вряд ли кто-то забудет. Единственный выбор, который можно скорректировать в рамках символической пятерки – это выбор Дюрэнтом обуви. Здесь она точно будет по размеру.
«Денвер»
Надеюсь, две позиции не вызовут удивления: Никола Йокич и Джамал Мюррэй принесли «Наггетс» первый титул в истории клуба. Сербский центровой, конечно, провел великий плей-офф, став лидером во всех важнейших статистических категориях, но без неутомимого канадского малыша, который брал на себя в решающие моменты, ничего бы не было. Йокич и Мюррэй – это, помимо всего прочего, еще и памятник пик-н-роллу как доминирующей формы атаки в современном баскетболе.
Драка за 15-й номер неизбежна, но позицию легкого форварда придется отдать Кармело Энтони. Очевидно, лучшее, что сделал форвард во время выступления за «Наггетс» – это устроил «Мэлодраму», и о клубе тогда говорили больше, чем до или после. И все же в Денвере появилась полноценная звезда, которую постоянно сравнивали с лучшими игроками своего времени. В отличие от них, Энтони не озаботился ни достижениями в плей-офф, ни личными регалиями (три третьих пятерки за восемь лет), но он точно был живым символом «Денвера» до появления Николы Йокича.
Выбор остальных – исключительно субъективный.
Вторым защитником можно поставить Аллена Айверсона – как самого результативного малыша, Ника Ван Экселя – как человека без тормозов, Андре Миллера – как образец солидности и надежности, к тому же отыгравший в Денвере больше всех… Собственно, чемпионство – штука настолько значимая, что места был бы достоин и Кентавиус Колдуэлл-Поуп. Однако до 2023 года лучшим моментом для «Наггетс» был выход в финал конференции в 2009-м – и это достижение спродюсировано усилиями Чонси Биллапса. Разыгрывающий провел в родном городе два с половиной года, но показал, что такое игрок чемпионской команды и радикально изменил атмосферу, повлияв даже на людей вроде Энтони и Джей Ар Смита.
На второе место в передней линии претендуют: Нене – бразилец отыграл в «Наггетс» аж десять сезонов, Маркус Кэмби – забрал приз лучшему защитнику и несколько раз попадал в первую защитную сборную, Кеннет Фарид – семь лет притворялся, что умеет играть в баскетбол, Тимофей Мозгов – за 93 очка и 29 подборов…
Короче, у Аарона Гордона, можно сказать, что и нет конкурентов. Это лучший защитник чемпионского состава и идеальный партнер для Йокича.
«Клипперс»
У «Клипперс» все предельно просто: их суперзвездные команды всегда застревали на подступах к финалу конференции, а потому можно ориентироваться исключительно на звездный статус игроков.
Деандре Джордан ездил на Матчи звезд и выбирался в символические сборные (в том числе в первую!). Ивица Зубац явно не претендует, ведь он играет не с Крисом Полом.
Блэйк Гриффин на протяжении пяти-шести лет котировался на уровне топ-15 игроков НБА. Вряд ли его может вытеснить Элтон Брэнд со своей короткой вспышкой и семью матчами против «Финикса» в 2006-м.
Ленард бросил открытый вызов самому Леброну. В регулярке это привело к издевательствам над «Лейкерс», а в плей-офф здоровье подкачало, но эффективность в матчах на выбывание у него, как у настоящего робота.
Джордж со всеми своими повреждениями остался одним из лучших двусторонних игроков лиги. И как впоследствии выяснилось, вырос в не самого очевидного кумира американской молодежи. Сэма Кэсселла, Эрика Гордона, Кори Мэггетти и Джей Джей Редика можно не вспоминать.
Как ни странно, Крис Пол – единственный, чье место может быть под потенциальной угрозой. Естественно, в том случае, если «Клипперс» под руководством Джеймса Хардена удастся триумфально завершить этот сезон и сделать то, во что уже никто не верит. Впрочем, сейчас это нелепо обсуждать.
«Хьюстон»
Да, в этой пятерке заложено противоречие, ну, как бы.
Самые спорные позиции – первый и пятый номера.
Выбирая между Стивом Фрэнсисом и Крисом Полом, явно отдаешь предпочтение второму, хотя он и провел в составе «Рокетс» всего два сезона. И кажется, что тут важнее, что это были за сезоны: «Хьюстон» наконец получил возможность провозгласить себя чемпионом, пусть и виртуальным – если бы не травма разыгрывающего. «Рокетс» Криса Пола довели до семи матчей серию против того самого «Голден Стэйт», и круче это быть ничего не может.
Выбирая между Дуайтом Ховардом и Яо Мином, полностью разворачиваешь логику предыдущего решения. Первый провел в «Рокетс» всего три сезона, однако именно тогда состоялся самый глубокий поход в клубной истории XXI века на тот момент – тоже до финала конференции и тоже с поражением от «Уорриорс». И если вам мало параллелей, то Ховард тоже был травмирован в том плей-офф. И все же это был другой «Голден Стэйт», «Голден Стэйт»-2015, и поражение получилось односторонним, а потому предпочтение отдаешь человеку, с которым «Рокетс» ассоциируются в этом столетии. Яо Мин лишь один раз преодолел первый раунд, однако сделал команду самой популярной в мире. Число сезонов, индивидуальные призы и совокупность заслуг решают.
Вот такая непоследовательность.
Остальные амплуа заполняются автоматически.
Харден – лучший игрок «Рокетс» после Оладжувона, тот, кто, будучи эффективнее Джордана, мог бы насобирать больше всех MVP в этом столетии, если бы всех так не бесил его баскетбол и если бы он не создал феномен «баскетбола регулярки».
А Трэйси Макгрэйди и Пи Джей Такер – это такие братья-антиподы. Первый – самый талантливый баскетболист «Рокетс» и самая яркая их звезда, но природная лень, плохая сочетаемость с командой и отсутствие удачи обусловили вечные пролеты в первом раунде. Второй – самый работящий баскетболист «Рокетс» и самая их тусклая незвезда, но благодаря характеру, готовности грызть паркет и идеальной сочетаемости с лидером был ключевым игроком в «Рокетс» плей-офф-2018 и 2019.
У обоих просто нет адекватных конкурентов. Есть, скорее, явно уступающие им прототипы: у первого – Катино Мобли, у второго – Шейн Баттье.
«Кливленд»
«Кэвз» выиграл титул для Кливленда впервые за 52 года профессионального спорта в городе, и естественно, все сопричастные обязаны попасть сюда: Кайри Ирвинг – как автор главного броска в истории клуба, Кевин Лав – как автор главного защитного владения в истории клуба, Леброн Джеймс – как генеральный продюсер всего этого действа.
Забавно, конечно, что со всеми своими легендами у «Кливленда» сложились противоречивые отношения. Ирвинг потребовал обмен. Лава списали за ненадобностью, хотя потом он дошел до финала с «Хит». Леброн дважды уезжал, не без скандала. Илгаускас – который был рекордсменом «Кливленда» по куче показателей и метрик до Джеймса – тоже ушел из клуба под конец карьеры, когда последовал за младшим товарищем в «Майами».
Именно эта тенденция заставляет трижды подумать прежде, чем выбрать Донована Митчелла в качестве второго гарда. Возможно, ему стоит предпочесть Джей Ар Смита – как автора самого смешного момента в истории клуба, Дариуса Гарлэнда – как игрока, с которым «Кэвз», по крайней мере, связывают больше ожиданий, или Делонте Уэста, потому что шутки о Делонте Уэсте котируются и 15 лет спустя?
Но нет, пока не доказано обратное, лидер новой эпохи для «Кливленда» – именно Донован Митчелл.
«Бостон»
Болельщики «Селтикс» резонно скажут, что такая пятерка обречена: еще до стартового спорного Рондо и Гарнетт устроят темную крысе-снайперу. Но лучше мы будем проводить наши игры в виртуальной вселенной, где исключаются нюансы человеческих взаимоотношений, чем будем смотреть на то, как Джейлен Браун обращается с мячом.
Устранив эту незадачу, получаем классический состав чемпионского 2008-го и без одной травмы Перкинса чемпионского 2010-го.
Гарнетт – Пирс – Аллен – это оригинальное «Большое трио» XXI века, пример жертвенности ради командных интересов. Форвард, сосредоточившийся на оборонительных функциях. Защитник, ограничивший себя ролью снайпера. И местный любимчик, почему-то воспринявший такие расшаркивания как знак, что именно он должен быть лучшим игроком НБА. Удивительно, но психологический эффект сработал. Они объединились в престарелом по баскетбольным меркам возрасте, но за несколько сезонов перевернули лигу.
В этом окружении и воспитывался Рэджон Рондо. Он незаметно превратился в суперзвезду, управляющую креслами-каталками, в которых засели его ветераны. Благодаря магии «Бостона» отсутствие броска, злющий нрав и патологическая ненависть к Крису Полу в «Селтикс» для него никогда не были проблемой.
Гарнетт немного застал переход к современному баскетболу и тогда уже передвинулся на позицию центрового. Так что логично определить туда его, а не тыкать на это место Перкинса, который бы сделал «Селтикс» чемпионами в 2010-м, Глена Дэвиса, который помог бы выиграть конкурс по поеданию чего угодно, или даже Эла Хорфорда, до сих пор пугающего суперзвезд Восточной конференции.
Так естественным образом открывается слот на четверке для главной звезды «Селтикс» в XXI веке. Джейсон Тейтум еще до 25 лет поиграл в финале и чуть ли не каждый год доходит до финала конференции. Ему не хватает MVP, титула и харизмы, но как минимум старшие коллеги по «Бостону» давно признают его как игрока более талантливого, чем они. Как показывает пример Йокича, вечные разговоры о никчемности звезды и многочисленные претензии куда-то пропадают, стоит ей завоевать одно чемпионство.
«Майами»
Универсальность Джеймса помогает решить половину проблем, связанных с определением символической сборной «Хит»: он освобождает позицию легкого форварда для Джимми Батлера, за четыре года дважды вытащившего клуб в финал и еще один раз остановившегося на расстоянии одного промаха, и автоматически снимает все вопросы по выбору между Марио Чалмерсом, Гэри Пэйтоном, Гораном Драгичем, Кайлом Лаури и Гэйбом Винсентом. Бррр, это было бы больно для головы, спасибо, Леброн. Лучше доверить мяч баскетбольному ферзю, вышедшему именно в «Майами» на предельную эффективность и научившемуся пользоваться всеми преимуществами легкого состава.
Место Дуэйна Уэйда незыблемо, как челюсть Дуэйна Уэйда. Это главная легенда в истории клуба и единственный человек, которому Пэт Райли, давший контракты Лаури, Уэйтерсу, Робинсону, Тайлеру Джонсону, отказался платить.
С передней линией не так просто.
Шакил О’Нил в «Хит» провел четыре сезона, причем в двух первых попадал в первую символическую сборную лиги и помог взять титул-2006. Тогда как для Бэма Адебайо даже попадание на Матч всех звезд – это каждый раз настоящий праздник. Человек даже в первую пятерку защитников отобраться ни разу не может, так что довольно глуповато его сопоставлять с Шаком, пусть и на самом-самом исходе его пика.
Однако два полноценных сезона кажутся недостаточными, чтобы считаться символом «Хит». Помимо того, что в «Майами» Шак обошел Кобе по чемпионствам и едва не вышел в финал еще и в 2005-м, он еще был максимально близок к тому, чтобы убить Пэта Райли. Ничего подобного Адебайо и близко не светит, но зато он является фундаментом системы Эрика Споэльстра и олицетворением культуры «Хит». Нельзя жертвовать собственным здоровьем и ставить в пятерку «Майами» толстяка, игнорирующего заветы босса.
Крис Бош, конечно, просто рад быть здесь, потому что он вместе с Леброном и Уэйдом, а еще его показывают по телевизору, но он по-прежнему один из самых недооцененных игроков своей эпохи и тот, без кого «Хит» не видать ни одного титула в десятых.
«Сан-Антонио»
Скучные «Сперс» не оставили простора для нескучной дискуссии, пусть роль Дэвида Робинсона в титуле-2003 и была не столь значимой.
У «Сан-Антонио» ровно пять легенд, все они выступали на разных позициях и все они нашли место в символической сборной.
Тони Паркер из человека, подающего снаряды, к концу нулевых превратился в лидера драйв-н-кика.
Ману Джинобили раздвинул рамки баскетбола и казался не хуже Кобе Брайанта в финале-2005.
Кавай Ленард из ограниченного субъекта, для которого не предусматривалось ни одной комбинации, вырос в любителя изоляционного баскетбола и лучшего защитника лиги.
Тим Данкан даже на одной ноге гарантировал 50 побед за сезон.
А ставить вместо Робинсона Бориса Диао, Дэнни Грина или Брюса Боуэна было бы явным непониманием того, чем является система Грегга Поповича. Даже перевалив за 34, «Адмирал» съездил на Матч всех звезд, прошел «Лейкерс» в плей-офф, забрал еще одно чемпионство.
«Голден Стэйт»
У «Уорриорс» существует очень веское обоснование для того, чтобы претендовать на первое место: их пятерка доказала свою мощь в современном баскетболе и является не символической, а самой что ни на есть реальной. Суперсостав «Голден Стэйт» был близок к тому, чтобы забрать три титула за три года. Помешали травмы в финале с «Рэпторс».
Четыре позиции у «Голден Стэйт» здесь не имеют альтернативы.
Стеф Карри – знаковый игрок эпохи, двукратный MVP, величайший снайпер в истории баскетбола, человек, вокруг уникальных лидерских и игровых качеств (а также скромного контракта) вообще возникла эта команда.
Клэй Томпсон – его неизменный спутник, который был бы величайшим снайпером в истории баскетбола, не будь рядом Карри. Они настолько дополняют друг друга на площадке, что иначе как братьями их действительно не назовешь.
Роль Дрэймонда Грина для защиты примерно такая же, как у Карри – в нападении. Его нестандартная физиология превратила его в лучшего оборонительного игрока эпохи и помогла «Уорриорс» переходить на маленькую пятерку и сметать всех.
Кевин Дюрэнт пробыл тут всего три года. Но, во-первых, этого вполне достаточно, чтобы пройти отбор, а, во-вторых, именно он получал MVP финальных серий в чемпионские годы «Голден Стэйт». «Уорриорс», конечно, побеждали до него и после него, но даже Грин не посмел бы вычеркнуть Дюрэнта из этого списка.
Осталось одно место.
На него – благодаря универсальности Грина – могли претендовать: Эндрю Уиггинс, который стал второй звездой «Голден Стэйт» в чемпионском 2022-м, Эндрю Богут, выходивший на месте стартового центрового в чемпионской команде-2015 и в команде регулярки-2016 (73-9), Бэрон Дэвис, лидер «Уорриорс» в сенсационном плей-офф-2007…
Но вряд ли кто-то поспорит с заявкой Андре Игудалы. Не только из-за его MVP финала в 2015-м и неизменной защиты против Леброна Джеймса. Баскетбольный интеллект Иги, его готовность выходить со скамейки, его лидерские качества, благодаря которым он оставался в составе до 39 лет, его умение играть в пас и валить трехочковые в ключевые моменты – все это важная часть легенды «Голден Стэйт».
«Лейкерс»
Да, заранее было понятно, что первое место должно остаться только за «Лейкерс», и в XXI веке калифорнийцы все так же собирают самых ярких суперзвезд своего времени. Что тут говорить, если в основу не могли попасть сразу десять членов Зала славы (Пау Газоль, Дуайт Ховард, Карл Мэлоун, Гэри Пэйтон, Рэджон Рондо, Владе Дивац, Кармело Энтони, Митч Ричмонд, Марк Газоль и Стив Нэш), а также величайший клатчер Роберт Орри.
У «Лейкерс» очевидное преимущество в выборе, какой бы ни была конструкция самой этой самой пятерки.
Если совсем абстрагироваться от амплуа, можно было бы перевести Леброна Джеймса на место первого номера и поставить четвертым Пау Газоля. Но тогда бы эта команда напоминала «Лейкерс» эпохи Леброна Джеймса – тухлое нападение без трехочковых и пространства для маневра – и паслась бы на девятом месте в надежде, что несколько команд впереди начнут сливать за месяц до плей-офф.
Здесь же соблюдаются все пропорции: одновременно признание заслуг, корректные позиции, оценка вклада в историю клуба. Без Дерека Фишера представить ее невозможно, великий разыгрывающий надругался над прогнозистами в финале-2010 и забрал свой пятый титул, это идеальный плеймейкер для треугольного нападения. Энтони Дэвис – ключевой игрок леброновской эпохи, на котором зиждется и атака, и защита, хотя бы поэтому он выжимает из состава Газоля, который всегда был второй скрипкой. О’Нил принес «Лейкерс» три-пит, уникальное достижение для XXI века (пусть и 2000-й здесь не должен формально учитываться). Леброн взял на себя лидерство после ухода Брайанта и вернул команде релевантность после смуты и пребывания в трясине. А Кобе – это «Лейкерс» и есть.
Здесь в одной пятерке сразу три претендента на роль величайшего баскетболиста в истории, форвард, который мог бы на нее замахнуться, не будь он таким ленивым и флегматичным (а также травматичным), и идеальный разыгрывающий. Если бы такая команда действительно вышла на паркет, то именно Фишер был бы в ней ключевым человеком – потому что рядом с ним все звезды остались бы довольными собой и другими.
Куча примеров, когда разыгрывающих автор двигает на вторые номера. Но вот Аринаса, который нормально бы смотрелся на двойке, даже не стали рассматривать вместо Била.
А в остальном хорошая статья, интересно читать, обдумывать и сравнивать с своим мнением. За Джей Рича респект, но Джексон как будто больше заслуживает
Кое, где выбирается талант , а не вклад в команду, как например в случае Дюранта в Санс или скажем в Далласе и такие товарищи , как Мэрион и Терри пролетают мимо символических сборных, а потом бам Адебайо вместо Шака, потому что Шак не ассоциируется с Хит)
В Милуоки можно было упомянуть Макйла Редда
Насчет Нетс Ричард Джефферсон по-моему более знаковый нежели Кайри