По стопам Милоша Теодосича. Как получить баскетбольное образование в Сербии
Вера Иванова, представитель Евролиги в России, рассказывает, как устроена жизнь юных баскетболистов в гимназии ФМП в пригороде Белграда. В прошлом году сын Веры Андрей поступил в программу, из которой вышли многие известные сербские игроки (Милош Теодосич, Неманья Бьелица и Боян Попович).
Немного предыстории
Поначалу Андрей, как многие дети занимался футболом – на «исторической родине», в Кустанае. Получалось неплохо. Но в какой-то момент его бабушка, занимавшаяся воспитанием мальчика большую часть времени, решила – «хватит». Вообще-то она сама в молодости здорово играла в баскетбол, была кандидатом в сборную Союза, потому ее спортивные предпочтения были очевидны. Андрею повезло – в восьмилетнем возрасте его подготовкой занялся Сергей Куденко в системе «Тобола». Энтузиазм и большое желание тренеров сыграло свою роль – мальчик увлекся, полюбил баскетбол, пришли первые успехи – на знаменитом в России фестивале мини-баскетбола в Анапе, где его команда выступила не ахти, он выиграл конкурс по исполнению штрафных.
В 2011-м Андрей переехал в Минск по нашим семейным обстоятельствам. Мы сразу постарались подыскать ему секцию. Так он оказался в структуре «Цмоки-Минск». Поначалу за счет запаса подготовки в Казахстане он смотрелся просто здорово на фоне сверстников. Но затем «работа» тренеров – в подробности вдаваться не буду – привела к тому, что со временем он оказался глубоко на скамейке запасных команды, которая проигрывала с разгромным счетом в матчах юношеской Североевропейской лиги.
Что делать?
Поначалу мы искали проблемы в себе. Тренеры говорили нам, что Андрею не хватает силы рук, силы ног (эм, а разве это не то, чем должна заниматься спортшкола?), и мы постарались сделать что-то своими силами. В этом, кстати, здорово помог Эвалдас Кандратавичюс – сейчас тренер по физподготовке «Локомотива-Кубани», тогда работавший в ЦСКА. Он предложил нехитрую программу упражнений, которую Андрей честно выполнял дома – дополнительно, после школы и тренировок. Прошло больше года, а ситуация в команде не изменилась. Тогда мы стали думать о более серьезных переменах.
В 2013-м летом мы отправили мальчика в лагерь в Сербию. Кэмп Пецарского – бывшего игрока «Партизана» – посоветовал Ненад Крстич. За две смены с Андреем поработали шесть тренеров, и каждый отмечал три фактора – желание, работоспособность и «предиспозицию», то есть, предрасположенность к баскетболу. Это стало для нас сигналом: парню скоро 14, и похоже, спорт может стать для него делом жизни. Оставалось только помочь.
Почему Белград?
Следующий год был потрачен на разработку планов и просчет вариантов. Ясно, что оставаться нельзя, а ехать надо туда, где баскетболу будут учить активно и качественно. Соседняя Литва? Там новое поколение практически не говорит по-русски, а язык здорово отличается. Москва? Дорого жить, сложно устраиваться, зато семья в сборе. Сербия неминуемо добавляла сложностей в общую размеренную жизнь, но все же показалась оптимальным вариантом. Высокий уровень баскетбольной подготовки, несложный для изучения язык, плюс здорово дисциплинирующая возможность пожить заграницей в переходном возрасте. Да еще и с проживанием помогли друзья, слегка облегчив финансовую нагрузку.
Итак, Белград. Что дальше? Баскетбольных секций тут огромное количество. И, как выяснилось, парню с определенным уровнем подготовки можно без особых проблем попасть в школу «Партизана» или «Црвены Звезды», не говоря уже о менее известных. Но тут возникла другая проблема – эти школы предлагали только тренировки. Обычной учебой предлагалось заняться самостоятельно. Оказалось, что русская школа в сербской столице всего одна – при посольстве РФ, и попасть туда практически нереально, все места давно заняты.
Помог поиск в интернете, который и предложил Первую баскетбольную гимназию Белграда.
Школа в Железнике
Гимназия в белградском пригороде – одна из лучших в стране, да и, пожалуй, в Европе. Баскетбольным специалистам она известна под именем ФМП – именно здесь базировался одноименный клуб, ныне вошедший в структуру «Црвены Звезды». Отсюда путевку в жизнь получили Милош Теодосич, Неманья Бьелица, Душко Саванович, Боян Попович, Марко Кешель и множество других мастеров. С 2007 по 2010 юниоры из Железника четырежды играли в финале Евролиги и выиграли два титула – в последние пару лет в череде лучших уже команда «Звезды».
Именно здесь предложили комплекс – и учебу, и тренировки. Причем баскетбольные занятия абсолютно бесплатны, за исключением индивидуальных, которые стоят 30 евро. А вот обучение в школе – главное, что влияет на родительский бюджет, отбирая по 500 евро в месяц. Уроки проходят на английском языке, с которым у Андрея, слава богу, порядок. Часто в классе учителя занимаются с ним одним, но вообще в колледже хватает иностранцев – из Румынии, Ливана, Голландии, Германии, Македонии и даже России.
В гимназии есть и интернат: собственно, большинство «студентов» живут там же, экономя большое количество времени на путешествия, но мы пока решили не переводить подростка в режим полной самостоятельности. Отдельно оплачиваются кэмпы – два летом, после окончания учебного года и перед началом следующего, и в январе, во время почти месячных зимних каникул.
Как поступить
Чтобы оказаться в гимназии, нужно было пройти три ключевых шага.
Во-первых, получить выписку из аттестата и подтвердить ее в сербском минобразования. Учебные программы очень похожи, поэтому сопоставление и подтверждение проходит быстро.
Во-вторых, пройти «просмотр» – небольшой сбор в марте, в период наших весенних каникул, и понравиться тренерам.
В-третьих, решить бытовые и, самое главное, визовые вопросы. Здесь, если ребенок живет с семьей (если он остается в «общаге» колледжа, этим вопросом занимается колледж), кроется ловушка: пребывание в Сербии без визы разрешено до 30 дней. Для получения годовой визы, несовершеннолетнему требуется предоставить визу одного из родителей, а родителю недостаточно доказывать в министерстве иностранных дел, что его сын будет учиться в школе – это уже должно быть подтверждено всеми документами, включающими визу. Помог журналистский опыт: оформить аккредитацию в министерстве культуры, предоставив официальное письмо из российского СМИ, оказалось нетрудно. Понятно, это путь не для каждого, но есть еще несколько простых вариантов.
Времени нет
Читали «Как я был вундеркиндом»? Примерно в таком режиме сейчас проходит жизнь Андрея. Он встает в 7 утра и на автобусе едет в Железник из центра города, где находится наша квартира. Дорога занимает около 50 минут в одну сторону. Там его ждут занятия в школе, два завтрака (будущих баскетболистов кормят щедро и по науке, строго полезной для роста организма едой) и интенсивная тренировка. После нее парень едет домой, где обедает и ложится спать, чтобы восстановить силы. Потому как вечером, в 21:30 его снова ждут в зале. Домой возвращается после полуночи – душ, ужин, спать.
В учебное время ребята имеют всего один выходной – воскресенье. Кроме того, команда кадетов выступает в чемпионате Белграда и его области. Тут важно сказать: в турнире на первом этапе участвуют 40 (!) команд, разбитых на восемь групп. Парни из Железника пробились во вторую стадию, но не вышли в финальный раунд по итогам сумасшедшей «закрутки». К сожалению, в решающих баталиях Андрей участия не принял: в апреле его выбил из строя аппендицит.
Среди кадетов наш герой был самым младшим. Поэтому – ну еще и из-за недостатков базовой подготовки, которую тренеры ему подтягивали весь год – много игрового времени ему не доставалось. Но все же он постоянно выходил на площадку, порой даже в решающие моменты матчей (в отличие от Минска, где наставники гоняли своих любимцев, не заглядывая вглубь скамейки), отличался важными мячами, однажды даже забросил «баззер» от центральной линии.
Андрей немного расстраивался, что не играл больше, но при поддержке семьи четко осознавал – рано, его время еще придет. Зачатки разочарования, к тому же, разбивались о харизму тренера Бояна Джерича, молодого специалиста, на которого все студенты смотрят с обожанием. Это, правда, удивительный парень, невысокий, но обладающий отличной школой – каждое из упражнений он с легкостью показывает ученикам сам. Джера, как зовут его за глаза, невероятно энергичен, ловок, внимателен и остер на язык. При этом, как и все тренеры в школе, в любую минуту может дать понятную и объективную обратную связь, которая в случае подготовки спортсмена для родителей и важна, и интересна. Когда Андрей дождался предложения от Джерича поработать индивидуально, для него это было событием, сродни победе в Олимпийских играх.
Кстати, принадлежность к структуре «Звезды» означает, что профессионалы из основной команды приходят пообщаться с ребятами – в прошлом году в школе побывали Бобан Марьянович, Бранко Лазич и Чарльз Дженкинс.
Что дальше
Полноценная учеба в колледже занимает четыре года, и один из них у Андрея уже за спиной. Ему 15, его рост пока 187 см, а желания играть – хоть отбавляй. Естественно, приходится задумываться о будущем. Репутация и результаты ФМП таковы, что ребят оттуда растаскивают довольно рано – по клубам и американским университетам. Есть и «старшая» «Звезда», где тоже внимательно следят за успехами воспитанников. Здесь мы стараемся далеко не заглядывать, хотя профессиональные клубы уже стали присматриваться к мальчишкам 2000 года рождения.
Куда интереснее вопрос сборной – через год Андрей будет в самом расцвете для U16. С 2010-го у Андрея белорусский паспорт, но в стране он прожил всего три года, да и к его подготовке как баскетболиста там отнеслись спустя рукава. Ни тренеры, ни школа до сих пор не в курсе, что Андрей занимается баскетболом за рубежом и делает, пусть маленькие, но заметные для себя успехи. Теоретически существует возможность оформления российского гражданства, благодаря наличию близких родственников в России. Дороги назад, в Казахстан, понятно, нет. Если бы за парнем уже сейчас охотились скауты, видя в нем будущего Теодосича или Рубио, многие вопросы решались бы сходу. А так – ломают голову родители.
Так или иначе, нам всем нравится, как идут дела. Прогресс очевиден, парень горит желанием работать и рвется в баскетболисты. Из колледжа мы пока ни ногой, и настроены на то, чтобы провести там все четыре года. Хорошее образование – и обычное, и спортивное – в любом случае, будет кстати.
На последнем ЧЕ U20 в составе чемпионов сербов феерили игроки ФМП, и выпускники их же школы: Гудурич(МВП турнира), Давидовац и Апич, а Ребич и Тежич прошлый сезон уже проводили в главной команде ЦЗ, в этом сезоне к ним добавится Гудурич.
Лучшие молструктуры Сербии сейчас - Мега Визура Ражнатовича и система ФМП-Црвена Звезда, Партизан сильно отстает от них, ещё есть отличный "детсад" в Боснии Спарс - рассадник талантов.
В Сербии высочайший уровень тренеров, работающих с детьми и юношами. А как там ставят игру в защите - это просто космос.
П. С. Не тем спортом мы занимались:(( не было у нас панамер))