14 мин.

Выше, чем команда

Уникальность Аллена Айверсона не обсуждается. Его статус «Я выше, чем команда» практически неоспорим. Его талант огромен и невероятен. Но для него настал «момент истины». На дворе не 2001 год, не вручение титула MVP и не первая игра финала НБА. Сейчас уже 2009 с позорным изгнанием из стана «Детройта» и крайне туманными перспективами. Конечно, такими способностями как АИ обладают единицы, и никто не собирается оспаривать его индивидуальные умения и заслуги, только вот сейчас ему предстоит сделать выбор: остаться самим собой или изменить себе вопреки собственным принципам?

«С момента, как я потеряю страсть к игре – я похороню свою же команду»

Еще в школе «Ансвер» отличался невероятным талантом и выделялся на фоне остальных. Уже тогда его нельзя было загнать в рамки, и уже в то время он любил возиться с мячом, стараясь не замечать парней вокруг себя. Вы думаете речь о баскетболе? Ха-ха! Когда-то в команде местного учебного заведения Айверсон был квотербеком, главным действующим лицом в любом коллективе, играющем в американский футбол. Согласно стереотипам, самый важный человек на площадке должен действовать следующим образом: получил, увидел забегающего партнера и отдал ему мяч. Все просто, как дважды два. Но это не касалось Аллена. Доводилось видеть видеонарезки с его игрой и узнавать в них старого доброго АИ. Он получал «предмет раздора» и вместо того, чтобы запускать его вперед, просто захватывал его и несся с ним вперед, словно он фланговый игрок. Когда ситуация становилась безвыходной, он поднимал голову и отдавал передачу. В этом весь «Ансвер». Он единоличник, но чертовский талантливый. Многие из тех, кто имел возможность лицезреть его действия тогда, утверждали, что в американском футболе он был более силен, чем в баскетболе, что лишь подтверждает его уникальные качества и фантастические умения. Несмотря на свой характер, он может быть лучшим во всем, что касается спорта.

Для любого суперспособного игрока рано или поздно «доходит», что без команды он не способен ни на что. Он может играть столь же божественно, как ЛеБрон Джеймс в финале Восточной конференции-2009, но без должной помощи ему придется отправиться в незапланированный отпуск, окидывая всех вокруг обиженным взором. Это дошло до Уилта Чемберлейна, Майкла Джордана, Кобе Брайанта… Но эта истина так и не открылась перед Айверсоном. Он всю карьеру считал, что армия, состоящая из одного человека, может дать результат, а достижение 2001 года вселяло уверенность в этом. Наверное, он занимался самовнушением и говорил себе, что нужно было бы всего лишь провести работу над ошибками, и, мол, в следующий раз получиться лучше. Но пресловутого следующего раза не было и не будет. Поскольку тот подвиг стал скорее исключением, подтверждающим правило: одному человеку не удастся достигнуть успеха в командном виде спорта.

Именно факт того, что он так и не осознал/не захотел осознать предыдущего предложения и оставил его без перстней в качестве лидера клуба. Виной тому не столько глупость, сколько пресловутый характер. Против натуры не попрешь, несмотря на все старания. Айверсон никогда не был и не будет идеальным одноклубником, он никогда не научится делиться. Он из тех, кто любит демонстрировать свой талант, но и знает ему цену, пусть и иногда завышенную. Он не считает, что должен в чем-то уступить ради партнеров, он уверен в том, что они должны сделать шаг назад ради его собственных целей и амбиций. Такие баскетболисты никогда не будут чемпионами, выступая за коллективы, построенные вокруг них. Наверное, они даже не заслуживают этого. Потому что, в таком виде спорта, как баскетбол, гораздо важнее не столько фантастическое индивидуальное мастерство, сколько баланс между всеми факторами, единство и целостность. Вещи, которые не знакомы АИ.

В этом сезоне у него был последний шанс. Для него существовала возможность доказать всем, что в нем все-таки есть частичка характера настоящих баскетбольных победителей, которые готовы поделиться частью славы богатства или собственной ролью ради общего успеха. На словах он говорил, что готов выполнять любую работу в «Детройте», на деле он этого, естественно, не доказал. Под конец сезона, он и вовсе плюнул на коллектив и на возможность получить хороший контракт этим летом. «Пистонс» и их горе, которое каким-то образом стало главным тренером, наконец-то, нащупали свою игру, и от Айверсона требовалось лишь поступиться частичкой собственных амбиций ради тех, кто играл вместе с ним. Он должен был стать «шестым игроком», человеком, который, выходя со скамьи, не только добавит своему клубу определенное количество очков, но и получит полноценный карт-бланш на отдельный период времени, когда рядом с ним будут играть «лавочники», которые сами по себе создадут ему те самые любимые условия. Условия 2001 года. Аллен не понял этого или не захотел понять. Он заявил, что лучше закончит карьеру, чем будет таким заниматься. Стоит ли удивляться тому, что после этого его с вещами выставили за дверь, а только-только нашедшаяся «химия коллектива» тут же развалилась, в результате чего Мотаун был накрыт волной позора? Не думаю.

Он отказался уступать себе и «лишился» десятка-двух миллионов долларов. Сейчас на него смотрят не как на самого талантливого свободного агента лета-2009, а как на человека, который не получит большой контракт и не нужен ни одному коллективу в качестве лидера. Это не страшный сон, не пьяные бредни автора. Это лишь констатация факта. Карьера АИ подошла к той отметке, когда ему предстоит очень сложный, но фундаментально важный выбор. 7 июня ему исполнилось 34. В такой ситуации уже сам возраст заставляет это делать. Куда подастся дальше и кем там быть?

«Если на убийцу надеть дорогой деловой костюм, он все равно останется убийцей»

Конечно, все мы становимся «самыми умными» тогда, когда говорим о состоявшемся факте. Тогда каждый может провести работу над ошибками, испепелить какие-то тренерские идеи, смешать кого-то с нехорошими субстанциями и заявить всем, что именно он является величайшим специалистом в истории игры. Тем не менее, предлагаю вам одну несколько спорную теорию. По моему личному мнению, с которым можно соглашаться, а можно и нет, Айверсону не удалось стать действительно настоящим лидером из-за собственной манеры игры и физических данных.

Прежде всего, не стоит забывать, что пресловутым словом «лидер» у нас принято именовать практически каждого классного игрока в составе команды. Только вот не стоит забывать о том, что «лидер» – это не всегда самый результативный игрок команды (ситуация Картер – Кидд), но это всегда вожак! Тот, кто способен повести команду за собой, подать пример игрокам вокруг себя, выложиться и умереть на площадке ради тех, кто играет с ним в одной команде. Большинство сказанного в предыдущем предложении нельзя отнести к Аллену.

Почему он так и оказался баскетболистом, «заглохшим» между позициями? Тут все очень легко объяснить. Желание играть в обороне. Ведь, несмотря на единоличностные позывы, он вполне мог стать вполне классным первым номером, ориентированным на набор очков (тот же Аринас в плане соотношения набранных баллов к результативным передачам недалеко ушел), но он так и не продемонстрировал желание работать. Да, он никогда не умел защищаться ни индивидуально, ни командно, будучи одним из элементов системы, но и это можно было бы исправить, причем без особых проблем. Давайте вспомним Магси Боггза. Самый низкий игрок в истории НБА, который должен был стать пробоиной на своей половине площадки. Казалось бы, парню с ростом 165 см нет места в баскетболе. Но этот малыш давал фору многим. Он, словно комар, впивался в кожу каждому первому номеру коллектива, который выходил играть против его партнеров, действуя максимально активно и агрессивно, всегда стараясь совершить перехват. Как-то Роналдиньо заявлял, что в детстве предпочитал отрабатывать свою филигранную технику, бегая с маленькими псинами. «Мои друзья всегда уставали. Собака – никогда», – говорил он. «Лилипут в лиге Гулливеров» вел себя так же, как и «лучшие друзья человека». Словно электровеник, он гонял по паркету и подобно маленькой шавке действовал с соперником в защите. Пройти Боггза было делом не из легких. Но благодаря этой самоотдаче, его команда не столько получала «энергетический заряд», сколько «убивала» серьезное количество секунд на атаку для своих соперников, чей разыгрывающий все-таки решал пройти Магси один в один. Таким образом, малыш вынуждал оппонентов не только тратить силы, но и зачастую принимать поспешные решения, что шло только на пользу его коллективу. И причиной всему была не столько скорость «лилипута», сколько его напор и желание. То, чего не хватало Айверсону.

АИ, пользуясь своей невероятной подвижностью и статусом одного из самых быстрых игроков лиги, мог просто прессинговать визави хотя бы на своей половине площадке, демонстрируя своим партнерам то, что он так же хочет работать и является таким же трудягой, как и они. Но этого не было. «Ансвер» выше этого. Поскольку существует неписанный закон «защита начинается с разыгрывающего», держать у себя Аллена как первого номера сейчас (когда в НБА столько классных игроков этого амплуа) было бы страшной ошибкой для большинства команд. Майкл Карри попробовал. В результате раз за разом соперники «Айвера» набирали рекордные для себя показатели, то ли за карьеру, то ли за сезон. Знаменитая оборона рассыпалась по площадке, как горсть сахара, положенного на кухонный стол. Выдумано? Как же тогда объяснить тот факт, что, как только этот господин получил травму, «Детройт» сразу стал возвращаться к тому цементно-арматурному состоянию? Нет, это далеко не совпадение.

Айверсон как лидер команды больше не нужен этой лиге. Нет ни одного клуба в НБА, который захочет построить команду вокруг него тогда, когда ему исполнилось 34 и когда все происшествия вокруг него в последние годы доказали, что он больше не способен приносить результат как главная звезда. «Денвер» стал тому доказательством. В коллективе изменился один элемент – и конечный итог стал кардинально иным. Клуб, который должен был бороться (вполне возможно, что неудачно) за выход в плей-офф, резко стал претендентом пусть и на перстни, но на финал НБА так точно. Притом, что вместо «Ансвера» пришел игрок, который в разы уступает ему в таланте. Но не в способностях дело. Несопоставимы их человеческие качества. Чонси дает играть всем вокруг. Аллен дает возможность наблюдать за своей игрой. Это две просто фундаментальные разницы. Ни одно здравомыслящее руководство какого-либо из клубов Ассоциации не захочет связывать с ним свое будущее, как с «обличием клуба». Может ли он стать элементом системы, командным игроком? Вспомните ситуацию с «Детройтом» и вы сами на все себе ответите.

«Я не хочу выходить в плей-офф, чтобы вылететь в первом, втором раундах или в финале конференции. Без итогового завоевания титула, выход на эти стадии ничего не стоит»

Если отбросить все фантастические и нелогичные варианты продолжения карьеры, то реальных вариантов у АИ всего три.

Первый – возвращение в «Филадельфию». Еще прошлым летом многие говорили о том, что «Ансвер» может вернуться в ставшую родной Пенсильванию, но в качестве ветерана, шестого игрока, обладающего великим талантом и колоссальным опытом. После слов самого баскетболиста в такую роль Айверсона не особо вериться. Но последние события несколько изменили положение. «76-ых» возглавил Эдди Джордан, который знает, как играть с атакующим разыгрывающим в составе (тот самый Аринас). Параллельно у основного разыгрывающего команды Андре Миллера заканчивается действующий контракт. Это может значить лишь одно: учитывая серьезный спрос на Энди, он действительно может сменить прописку и в такой ситуации, вариант с Алленом может стать одним из выходов из сложившегося положения. Хорошо это или плохо?

«Филли» только-только отошли от «эффекта АИ» и стали строить новую команду, как будут вынуждены возвращаться к недавно забытому старому. Не сломит ли это их? Очень серьезный вопрос. Ведь перед новым наставником сейчас стоит серьезная задача: кардинально изменить модель игры и ввести в нее Бренда, чья зарплата обязывает Элтона быть самым результативным игроком команды, а не тем, кто в прошлом году чуть было не оставил коллектив ДиЛео без плей-офф. Именно Брэнд уничтожил эффективность старой системы «Филадельфии», за неисправность которой и выгнали Чикса. Стоило тяжелому форварду сломаться, как уже другой тренер вернулся к тому, что было ранее, и коллектив из Пенсильвании забегал и заиграл. Однако Эда Стефански сложно назвать глупым человеком. Он «прочитал» ситуацию и понял, что Тони не сможет в следующем сезоне выполнить задачу, связанную с перестройкой рисунка игры, что и стало первопричиной его увольнения.

Лично я не уверен, что Джордану удастся заставить быть эффективными одновременно Айверсона, Брэнда, Игудалу, развивающегося Янга и ряд стоящих парней (Лу Уильямс, Морис Спейтс в первую очередь), учитывая манеру игры Аллена. Это будет крайне рискованным ходом от генерального менеджера, хотя я не исключаю возможность реально хорошего результата. Ведь вспомните работу Эдди в «Вашингтоне». Стоило всем его звездам быть здоровыми, как «Уизардс» шли практически на вершине Восточной Конференции, а Гилберт Аринас был одним из главных кандидатов на завоевание титула MVP. Но, повреждения посыпались как из рога изобилия и в итоге это ничем хорошим для «столичных» не увенчалось. Если рулевому удастся укротить такое количество стихий одновременно, я сниму перед ним шляпу, а фанаты Айверсона будут готовы целовать ему пятки. Если нет – этой команде наверняка конец, поскольку практически только этот наставник сможет выжать из такого коктейля максимум полезных веществ. Но «Филадельфия» уже не будет воистину командой «Айвера».

«Ни один человек никогда не относился ко мне так, как Ларри Браун. Не знаю, что было бы со мной без него!»

Вторым вариантом является «Шарлотт» с тем самым Брауном у руля. Наставник, который давал понять, что может пригласить Аллена в ряды своей команды. «Рысям» как раз не хватает последнего элемента, дабы выйти в плей-офф – у них нет воистину звездно-талантливого элемента, с умением вытаскивать матчи. Но где найти ему место? На позиции разыгрывающего есть Фелтон и Огастин, а вторым номером числится Раджа Белл, далеко не самая последняя частичка в механизме игры команды. Выход из ситуации? Обмен кого-то из двух молодых игроков. С одной стороны, Рэймонд, в котором будут заинтересованы многие клубы НБА, а с другой, Ди Джей, проведший хороший дебютный сезон и ставший одним из лучших дальнобойщиков лиги в минувшем регулярном чемпионате. Оба игрока талантливы и имеют серьезные шансы, чтобы вырасти в стоящих исполнителей. Но каждый из них по-своему не подходит Аллену.

Не стоит забывать, что при наличии кого-то из этой парочки вместе с Айверсоном на паркете, клуб из Северной Каролины получит самую низкую заднюю линию в лиге. И если «Фелтс» может компенсировать нехватку роста хорошими защитными умениями, то «мистер Август» в обороне играет примерно так же, как и сам Айверсон, то есть паршиво. Вариант с Рэем? Нет. Он не подходит для «Айвера» на другой половине площадки. У него нет броска, он не может играть без мяча (что при наличии АИ – фундамент) и будет совершенно не эффективным партнером. В таком случае, именно Дэррил вроде как выглядит тем, что надо. Но и тут «мимо кассы». Если, выходя вместе с Фелтоном, Огастин имел шанс быть рядом с неплохим оборонительным первым номером, то рядом с Айверсоном такого точно не будет. «Шарлотт», наверняка, рассыплется. У Брауна нет в обойме нового Эрика Сноу, который был ориентированным на передачу разыгрывающим, умевшим параллельным курсом здорово оборонятся против атакующих защитников. Идея с привлечением АИ, скорее всего, провалится, хотя достоинства зонной защиты Ларри не стоит недооценивать. Вариант с «Филли» выглядит намного реалистичнее. Да и далеко не факт, что руководство «Рысей» захочет расставаться с кем-то из малышей, ради того, чтобы пополнится Айверсоном, который не является долгосрочным вложением средств и играет все хуже и хуже (возраст убивает скорость).

Третьим путем является Европа. Финансовый кризис? Не смешите меня! Братья Ангелопулосы не знают, что это такое! Дайте им лишь небольшой лучик света, который при большой натяжке можно именовать шансом для получения Аллена и они заломят ему такую зарплату «чистыми», что сам «Ансвер» еще тридцать раз подумает перед тем, как его отклонять. Нынешний баскетбольный «Олимпиакос» – это клуб с практически безграничными финансовыми возможностями (а-ля «Челси» во второй-третий год Абрамовича), который готов выбрасывать сумасшедшие деньги и переплачивать практически любому игроку, лишь бы видеть его у себя в составе. АИ сможет получить очень серьезный контракт, поиграть в свое удовольствие и спокойно уйти на пенсию. Таким образом, он станет первым, после Доминика Уилкинса игроком, который, будучи звездой НБА (пусть и с натяжкой), таки уедет в Старый свет. Реально ли это? Все будет зависеть от заинтересованности в Айверсоне со стороны клубов Ассоциации. Если она будет низкой, то вариант «срубить шальных денег» отбрасывать нельзя ни в коем случае.

Вердикт: старого «Ансвера» больше не будет. С этим согласятся и специалисты, и болельщики, причем даже его персональные. Лига слишком изменилась. Клубы больше не связывают свои перспективы исключительно с одним игроком и уж тем более со столь неоднозначным. «Айвер» еще по-прежнему может стать игрушкой в руках бизнесменов, которые, привлекая его в свой состав, захотят поднять интерес к команде. Но это уже не то. Игрок должен быть сначала баскетболистом, приносящим результат, а уж потом средством по зарабатыванию денег. Одно без другого практически невозможно. Поначалу казалось, что приход Аллена в «Детройт» поднимет интерес к команде. На первых порах так и произошло. Национальное телевидение захотело транслировать матчи «Пистонс», майки и символика разлетались, как горячие пирожки возле учебного заведения, но как только все увидели, что дела не будет, нам продемонстрировали реальную картину. В Мотауне прервалась серия аншлагов, а «Поршни» потеряли поддержку. Потому что команда перестала побеждать, даже имея в своем составе одного из самых популярных исполнителей в мире.

Не знаю, стоит ли АИ переступать через себя. С одной стороны, желание завоевать перстень у него есть, но он не может психологически стать тем, кто будет наблюдать, как кто-то из его команды вершит судьбу игры, в то время как сам Аллен стоит в углу или сидит на скамейке. Для него не проблема потерять деньги. Для него мучение – отдать инициативу, лишиться мяча, стать ролевым игроком. Ему не позволяет характер и самовлюбленность, а значит, он никогда не будет чемпионом.

«Я лучше закончу карьеру, чем еще раз выйду со скамьи»…