Дэвид Блатт: «Хорошо, что Финал восьми бывает только раз в году»
- Как вы думаете, нынешний Финал восьми будет отличаться от предыдущих в том смысле, что сейчас многие команды испытывают сложности с преодолением кризиса, что может отразиться на мотивации игроков и прочих вещах?
– Не думаю. Этот год был очень сложным для клубов по всей Европе да даже и по всему миру. Если бы неприятности случились только с одной командой из восьми, тогда можно было бы говорить о влиянии кризиса. Но этот период переживают все участники финала. При этом «Динамо» действительно потеряло больше игроков, чем остальные. Но по иронии это пошло нам на пользу. Мы стали лучше как команда, получили больший вклад в общее дело от остальных игроков. На место троих мы взяли одного баскетболиста, несколько иного уровня таланта, но это снова пошло нам на пользу.
Вообще, все восемь команд – участниц Финала восьми – очень сложные соперники. Уверен, большинство из них легко могло бы участвовать в нынешнем розыгрыше Евролиги. Уровень вполне это позволяет, особенно по сравнению с командами, не вышедшими в Топ-16.
- Кстати, а на ваш взгляд, что является лучшим призом за победу в Еврокубке: сам трофей или место в следующем розыгрыше Евролиги?
– Не задумывался на этот счет. Думаю, что для игроков и тренерского штаба важнее выиграть трофей, потому что это подводит определенный итог совместной работе, показывает ее эффективность. А вот для менеджмента клуба важнее именно место в Евролиге, потому что это достижение более долгосрочное.
- В Турине соберутся 8 команд. Скажите, а вы сейчас готовите материалы по всем возможным соперникам или пытаетесь угадать?
– В подготовке к подобного рода турнирам действительно много неизвестного. Например, имени соперника, в том случае, если пройдем «Гемофарм». И мы поровну распределяем свои усилия по подготовке к матчу с сербским клубом и возможными последующими соперниками. Дальше заглядывать не имеет смысла, но и потенциально быть неготовыми к полуфиналу тоже не хочется. В этом смысле у нас есть небольшое преимущество: мы играем в первый день турнира. Отвлекаясь, я не знаю, почему мы получили такую возможность: то ли из-за лучшего баланса побед-поражений среди всех команд в нынешнем розыгрыше, то ли это связано с просьбой телевидения, которое хочет транслировать матчи итальянского «Бенеттона» три дня подряд. Как бы там ни было, такое расписание «Динамо» только на руку. За день у нас будет возможность скорректировать свои дальнейшие действия. Именно поэтому мы не стараемся объять необъятное и не собираемся решать уравнения с шестью неизвестными. Но, можете быть уверены, что свое время, а это 10-11 часов в офисе ежедневно, мы не тратим зря.
- Большинство команд старается сделать свою подготовку к финальным турнирам как можно более закрытой. Но при этом очень редко в игре что-то меняется радикально, так что большинство комбинаций, взаимодействий, плюсов и минусов соперник может увидеть, просматривая записи предыдущих матчей сезона. В чем секрет? Что все команды так тщательно скрывают?
– На этот счет существует несколько разных теорий. Но я, честно говоря, не думаю, что хоть одна из них правильная. Все игроки и команды – разные. И тут очень многое зависит от тренера и его философии. Либо ты едешь на турнир, зная, что будешь использовать взаимодействия, отработанные на протяжении года до автоматизма, либо попробуешь преподнести сюрприз, использовать его как фактор для достижения цели. Но во втором случае многое зависит от команды, с которой ты работаешь, насколько твои игроки восприимчивы. Иногда для того, чтобы ввести в игру абсолютно новое взаимодействие, требуется меньше суток. Но может сложиться и так, что спустя месяц подготовки сюрприз в игре обернется только потерями, промахами и прочими разочарованиями. В моей практике была совершенно уникальная, умная команда – «Бенеттон» с Маркусом Гори, Никосом Зисисом, Андреа Барньяни, Маттео Сораньей, Марко Морденте. С ними мы могли разобрать взаимодействие утром перед игрой, а вечером его успешно применить. С другими так не работало. Поэтому вопрос о том, использовать фактор сюрприза или нет, всегда зависит от конкретной команды, ее возможностей. Как правило, больших высот достигают не те клубы, которые преподносят сопернику наибольшее число неожиданностей, а те, кто постоянно собран, нацелен на четкое исполнение взаимодействий и больше других тренируется. И это правда, что очень редко кто из тренеров прибегает к большому числу нововведений накануне крупных турниров. Как правило, все ограничивается нюансами, вроде перемещения на подборе в конкретной ситуации и так далее.
- Вы уже говорили о том, что «Динамо» значительно изменило состав в течение сезона, а насколько нынешняя команда отличается от того, как вы ее видели в начале сезона?
– Мы не изменили состав, а отказались от услуг нескольких игроков. Это большая разница. Если бы на место прежних пришли новые, то нас неизбежно начало бы лихорадить. Взлеты сменялись бы падениями и так далее. У нас совершенно другая ситуация. Мы не пытались заменить ушедших, а просто начали более эффективно использовать тех игроков, которые есть в нашем распоряжении. С одной стороны, уменьшение количества баскетболистов несколько ударило по команде. Ведь когда у кого-то из них начинаются проблемы со здоровьем, этот фактор сказывается незамедлительно. Например, в финале Кубка России мы играли без Хансена, его же не было и в злополучной встрече с «Химками», а Быков тогда же вышел на площадку всего на несколько минут, будучи еще не совсем здоровым. Но, с другой стороны, все остальные матчи в последнее время мы выиграли, а значит, работаем эффективно. Что касается Брайана Чейза, который стал единственным новичком, то он обладает всеми необходимыми качествами, чтобы влиться в команду без потерь. Он с самого начала понял свою задачу: вскочить в едущий поезд, не заставляя машиниста не то, что остановиться, даже притормозить.
- Существует мнение, что для побед в финальных турнирах у игроков команды должен быть не только опыт, но и определенные психологические качества. Согласны?
– Опыт и традиции помогают в такого рода турнирах. У нас есть опыт. Многие игроки принимали участие и выигрывали различные важные турниры как на клубном уровне, так и со сборными. А вот с традициями у нас сложнее. Команда в ее нынешнем виде – со мной в качестве главного тренера – существует первый год.
- Что вы хотите, чтобы ваши игроки держали в уме на протяжении всего Финала восьми?
– Я очень хочу, чтобы каждый из них выиграл внутреннюю борьбу с самим собой. Нельзя заглядывать вперед. Нужно победить своего оппонента здесь и сейчас, не откладывая на завтра. Нужно показать свои лучшие качества как индивидуальные, так и коллективные в каждом матче, потому что иначе следующего может и не быть. В ходе финала нет возможности поберечь себя, нужно проявить волю и воспринимать каждую игру как последнюю, выкладываться полностью, а потом, в случае победы, спустя 24 часа снова выходить на площадку с таким же настроением.
- Многие тренеры считают командное взаимопонимание (химию) важной составляющей игры. А на ваш взгляд, для того, чтобы выигрывать турниры, какого рода взаимоотношения должны быть внутри команды? Обязательно идеальные?
– Знаете, в психологии есть давний спор: «природа или опыт» – что является определяющим. Иными словами, заложены ли в человеке генетически характеристики поведения или многие из них приобретаются позднее, в ходе воспитания. В командных видах спорта тоже есть подобная дилемма. Ведет ли хорошее взаимопонимание в команде к победам или наоборот победы формируют отношения в команде? Конечно, в обоих предложенных вариантах есть очень много допущений. Но с моей точки зрения существует один фактор, который стоит выше. Цели команды должны быть приоритетнее по сравнению с индивидуальными. И лидеры клуба должны это четко понимать и подталкивать команду в нужном направлении каждый день. Если брать по пунктам. Должны ли игроки поддерживать отношения вне площадки? Нет, не обязательно. Должна ли раздевалка команды всегда быть счастливейшим местом на земле? Это было бы хорошо, помогло бы, но тоже необязательно. А вот иметь в команде некоторое количество игроков-лидеров и тренеров, которые понимают цели «от и до» и стремятся к их достижению. Это обязательно. Если у главного тренера есть такие люди, то вопросы командной химии становятся второстепенными.
- Кстати, по поводу раздевалки… Как бы вы описали ее нынешнюю, накануне Финала восьми?
– Мы вместе многое пережили в этом году. Цитируя Ницше: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее». Мы гораздо более сплочены, чем были шесть месяцев назад. Да что там. Даже в январе. И это очень хороший знак.
- Финал восьми, как и любой крупный турнир, – это шанс увидеться с другими людьми из баскетбольного мира, с которыми в обычное время есть возможность только перезваниваться. А с кем из европейского тренерского цеха вы дружите?
– Я поддерживаю хорошие отношения практически со всеми коллегами. Ведь со многими из них мы встречаемся достаточно часто в рамках различного рода турниров, как со сборными, так и с клубами. Впрочем, что касается нынешнего финала, никого из наставников команд-соперниц я не могу назвать близким другом.
- А в принципе? С кем вы поддерживаете отношения?
– Есть несколько людей, с которыми у меня хорошие личные отношения, например, с Кястутисом Кемзурой. Я знаю, что когда мы встретимся – скорее всего, это произойдет уже на чемпионате Европы – то, будем очень рады видеть друг друга, возникнет братское ощущение. Среди тренеров команд нынешнего финала таких друзей нет. А вообще… У меня очень хорошие отношения с Невеном Спахией. С нашим знакомством связана интересная история. Это произошло в Голландии, лет 16 назад. Это был мой первый год в качестве помощника тренера, Невен тоже был ассистентом. Мы оба не так давно закончили игроцкую карьеру. Мы сидели в холле гостиницы, и так получилось, что разговорились. Общались долго, несколько часов. Помню, он тогда предсказал, что мы будем часто видеться. Я не знал, верить или нет. В итоге Спахия оказался прав. А еще у него был классный блокнот с пропечатанной баскетбольной площадкой. И он тогда просто так отдал мне несколько десятков листов. Я пользовался ими несколько последующих лет. Не могу сказать, что мы часто видимся с Невеном. Но это тот человек, за успехами которого я слежу, который для меня выделяется среди остальных.
- Плотное расписание Финала восьми походит на график сборной, когда командам нужно проводить матчи каждый день. Согласны?
– Да, что-то общее есть. Но больше этот турнир походит на розыгрыш Кубка Италии или испанский Кубок Короля, система очень похожая. У меня достаточный опыт участия в такого рода турнирах. С тем же «Бенеттоном» мы выигрывали такое соревнование. Мне нравится подобная кубковая система, но, наверное, переживать подобное можно только раз в году. Слишком много усилий, нервов и прочих затрат требует такой розыгрыш. Даже больше, наверное, чем Финал четырех Евролиги. Но, конечно, это только в том случае, если ты проходишь весь путь до финала.
ну кроме обрезка без четверти на твц ?...