Лада Алексеева: Быть спортивным журналистом – это как оказаться на вершине мира
Весной этого года корреспондентка Матч ТВ вошла в топ-10 молодых репортеров мира по версии Международной ассоциации спортивной прессы. В интервью порталу StudentSport.ru она поделилась своей историей успеха.
Лада невероятно открытая, добрая и жизнерадостная девушка. Она с удовольствием рассказала нам, как осуществила свою мечту и попала на спортивное телевидение и как ее карьере поспособствовал опыт в студенческом спорте.
– Лада, откуда ты родом? Как в твоей жизни впервые появился спорт?
– Я из Москвы и вся моя семья из Москвы. Мой папа, когда был студентом, занимался баскетболом. Потом родилась моя старшая сестра, и он был вынужден бросить это дело, и поэтому нашел себе, скажем так, обычную работу. И, соответственно, когда уже родилась я, мой папа продолжал регулярно смотреть спорт и, в частности, баскетбол. У меня особо не было выбора, чем вообще в жизни заниматься, в каком направлении двигаться, потому что с детства всегда где-то на подкорке был спорт.
– А каким видом спорта занималась ты?
– Лет в 13–14 я играла в волейбол. Это была, наверное, моя самая большая спортивная страсть. Но я очень быстро поняла, что хотела бы заниматься чем-то околоспортивным, а не делать карьеру в профессиональном спорте. Хотя у меня и была такая возможность.
– В какой момент ты поняла, что хочешь стать журналистом?
– Когда мне было лет 15, я ходила на волейбольное «Динамо» и пробовала писать в их местную газету. И я помню это ощущение, когда я впервые увидела, как кто-то читал мою статью. Я подумала: «блин, как классно!». И тогда я решила, что я хочу поступать на журналиста и ничего уже не рассматривала, кроме журфака МГУ. В 16 лет я закончила школу и поступила на журфак, на вечернее отделение. Я хотела, чтобы у меня была возможность сразу пойти куда-то работать. Было понятно: если ты учишься на журналиста, то нужны не просто знания. Надо уже пробовать себя на практике, получать прикладной опыт. И вот так параллельно начала работать журналистом.
– Тогда у тебя уже были какие-то кумиры в мире журналистики?
– Когда я только поступила на журфак, нас отправили на лекцию к Дмитрию Губерниеву. Естественно, он об этом сейчас уже не помнит, потому что проводит эти лекции несколько раз в месяц для студентов всех возможных вузов, но для меня это было чем-то просто невероятным. Я думала: «Боже! Это же Губерниев!». А потом, спустя 10 лет, мы с Димой стали коллегами.
– Еще до телевидения ты работала в Ассоциации студенческого баскетбола. Как ты туда попала? Что тебе больше всего запомнилось в АСБ и чему тебя научила эта школа?
– Туда я попала после работы в пресс-службе Российской Федерации баскетбола. Мне тогда было лет 20. Я уже не помню: то ли меня позвали, то ли я нашла где-то вакансию в пресс-службу АСБ. Я пришла на собеседование к Сергею Крюкову. Это была весна, и речь шла о Суперфинал АСБ, который проходил в МГУ, в Шуваловском корпусе. Собственно, мне было поручено заниматься всей медиаактивностью. Я вела на сайте АСБ рубрику про ребят, которые когда-то играли в студенческом баскетболе, а потом перешли в профессиональный спорт. Вот это было очень круто, это был опыт, который дал мне профессиональную уверенность, потому что я занималась не только медиа, но и какими-то организационными моментами и очень многому научилась. Это происходило в течение нескольких лет. Я хочу сказать, что это был важный профессиональный опыт, потому что я там приобрела большое число контактов. Много классных интервью было сделано, много крутых мероприятий организовано и очень много появилось знакомых и друзей, с которыми я общаюсь до сих пор.
– В чем был интерес освещать студенческий, а не профессиональный спорт?
– Мне было очень интересно, потому что студенческий баскетбол вообще у нас в стране не очень избалован вниманием, скажем честно. Когда ты работаешь с профессиональными спортсменами, к каждому из них нужен какой-то определенный подход. Есть те, кто любит общаться с прессой, а есть и те, кто не любит. Если речь идет о каком-то очень важном матче, а команда проиграла, то бывает очень сложно найти контакт с игроками. А у студентов все гораздо проще. Вся коммуникация проходит легче, и люди хотят с тобой общаться, им самим это интересно: дать интервью, что-то рассказать… Они сами заинтересованы в том, чтобы у них стало больше читателей и болельщиков. Я до сих пор слежу за АСБ и знаю, какой нехилый прогресс есть у ассоциации. Я знаю, что много людей посещает студенческие игры, и вообще это круто!
– А что ты в целом думаешь о перспективах развития студенческого спорта в России и его информационного освещения?
– Мне кажется, что вообще весь спорт в России сейчас имеет отличную возможность развиваться. У нас сейчас нет международных соревнований, соответственно, нет и международных конкурентов. Поэтому я думаю, что сейчас очень много ресурсов будет вложено именно в развитие отечественного спорта. Хотя это палка о двух концах. С одной стороны, нет конкурентов извне. С другой – это хороший способ прокачать наши скиллы внутри России и для спортсменов, и для журналистов, и для медиапорталов. Спрос на российский спорт будет расти. Очень хороший пример, как мне кажется, это финал баскетбольной Единой лиги ВТБ, на него невозможно было купить билет! Это была как раз одна из моих последних съемок перед тем, как я ушла с Матч-ТВ. Я была реально счастлива, что увидела это все своими глазами. Такого интереса к баскетболу я еще не видела никогда! Мне кажется, что в следующем сезоне интерес повысится вообще ко всем видам спорта и не только профессиональным.
– А какую роль при этом может занимать наш портал о студенческом спорте?
– Если говорить про StudentSport.ru, то мне кажется, что я когда-то очень давно даже писала для вашего портала. Это здорово, что вы освещаете студенческий спорт, ведь это правда очень интересно!
– Как же ты попала на главный спортивный телеканал?
– Я попала на Матч-ТВ почти в самом начале, когда он только открывался. Это было после Олимпиады в Рио-де-Жанейро. Шел 2016-й год, мне было все равно в какую программу идти. Я просто хотела попробовать себя на телевидении. Мне показалось, что это прямо моя стихия и что мне будет там комфортно. Тогда существовала программа «Спортивный интерес». Я достала контакт шеф-редактора, позвонила ему и сказала, что я такая-то и хотела бы работать у вас корреспондентом. Он сказал, мол, приходи, посмотрим. А я тогда вообще ничего не умела! Хотя мне казалось, что я знаю на свете все. На самом же деле я не знала вообще ничего, особенно о телепроизводстве. Редактор сказал, что корреспондент из меня не выйдет, но продюсером я могу поработать. Так меня взяли на стажировку. Я искала героев для программы, организовывала съемки, иногда выезжала на них сама. А потом шеф-редактор понял, что у меня есть некий плюс в виде знания иностранных языков, и он начал подключать меня уже на всякие иностранные съемки. Я стала заниматься всеми международными коммуникациями и так попала в штат.
– Весной ты вошла в топ-10 молодых спортивных репортеров мира. Как это произошло?
– Я сняла сюжет о девочке. Ее зовут Айса Хургунова. Она из Элисты, и у нее ДЦП. С детства у нее очень тяжелая форма болезни, но она очень сильно любит футбол и очень любит Фернандо Торреса. Она знает все, что только можно о нем знать… но проблема в том, что она не может говорить. И не может печатать текст руками: она делает это пальцем ноги. Айса написала рассказ о том, как она путешествовала в Испанию и рассказала, как любит футбол. Торрес получил этот рассказ и отправил ей в ответ видео. Видеообращение получилось очень трогательное, где он ее благодарит за всю ее любовь, за поддержку в течение всей его карьеры. Так получилось, что это видео, благодаря каналу Матч-ТВ, оказалось у меня. Я поехала в Элисту показать ей это видео, и мы сняли об этот сюжет. Он, конечно, получился душераздирающим. Честно говоря, его было не очень просто снимать по многим причинам.
– Быть журналистом непросто. С какими рядовыми трудностями тебе также приходилось сталкиваться за время работы?
– Бывали такие моменты, когда съемка длится весь день. Ты к вечеру приезжаешь измотанный домой или в Останкино, садишься писать текст и понимаешь, что ресурса просто не хватает. Или не хватает воображения, фантазии, как развернуть тему сюжета, чтобы было невероятно интересно. Такое бывает, да. Невозможно всегда выжимать из себя сто процентов. Если все время работать на максимуме, то через месяц ты просто сгоришь.
– Наверное, это все вознаграждается тем, что у тебя есть шанс быть внутри спорта и общаться с его героями. Кто были твоими кумирами в мире спорта?
– Помню Олимпийский волейбольный финал в Лондоне в 2012 году. Тогда я рыдала, когда наша сборная выиграла у бразильцев и взяла золотые медали. Всегда моим кумиром с детства был Сергей Тетюхин. И когда у меня вдруг появилась возможность регулярно общаться с теми людьми, которые в детстве были кумирами, это было вообще просто нереальное чувство. Как будто ты на вершине мира и можешь дотронуться и поговорить с теми людьми, которых ты считал вообще недостижимыми. Но потом, естественно, с годами ты как-то привыкаешь ко всему. Уже не смотришь на них снизу вверх, а смотришь как журналист на интервьюируемого.