9 мин.

«Современное понятие журналиста включает в себя и блогера, и инсайдера, и интервьюера». Интервью с Артемом Комаровым

Поговорили о работе журналиста, русском баскетболе сейчас и многом другом

Артем Комаров

Всем привет! Недавно я взял интервью у человека, который сам привык брать интервью. Журналист, инсайдер, блогер и интервьюер - Артем Комаров. Мы поговорили о его работе, русском баскетболе сейчас и многом другом. Мне разговор понравился, и я хочу поделиться им с вами. Спасибо Артему за то, что уделил мне время. Ну а мы начинаем!

 

Артем, привет! Я знаю, что ты начал заниматься баскетболом во втором классе. Как появился интерес?

 

В наш класс пришел тренер, который набирал второклассников для занятий баскетболом. Набирали по росту и пригласили трех человек. Один из них был я, у самого высокого был перелом позвоночника и ему нельзя было заниматься спортом, а еще один просто сказал, что в гробу видал этот баскетбол. И в итоге пошел один я, занимался, вообще не бросал, тренировки в какой-то момент стали ежедневными, потом все это очень логично вылилось в то, что я начал писать.

 

Первая твоя большая статья была в одиннадцатом классе, верно?

 

Да, думаю, что да. Я тогда был стажером на радио, но про баскетбол тогда почти ничего не рассказывал, потому что его в Волгограде не было. Рассказывал про весь остальной спорт, а про баскетбол начал писать, когда уехал в Самару на первый курс.

 

Понятно, а почему играть перестал?

 

Я играл в ДЮБЛе на первом курсе, но я пополнил эту команду слишком поздно. Представь, ты приезжаешь буквально из ниоткуда, а там уже полноценная команда. Мне было тяжело. То есть в некоторых моментах у нас даже мог быть одинаковый уровень игры, но тренер отдавал предпочтение проверенным игрокам. И как-то у меня все завертелось, нужно было много учиться, и баскетбол ушел на второй план. В конце концов я сам позвонил тренеру — с нами тогда работал Павел Валентинович Брыкалов — и сказал, что мне, наверное, лучше уйти. Ну я совсем не выходил. Мы мило пообщались, он поблагодарил за работу, и так мы разошлись.  Потом я играл за сборную университета, еще за какие-то команды, но это был уже любительский уровень.

 

У тебя сразу был блог, когда ты начал писать статьи?

 

Наверное, нет. Блог на Sports у меня появился в 2015 году. До этого я писал для «Самарских известий», «Аргументы и факты Самара», в какие-то еще издания. Они в основном просили меня написать что-то про спорт, про баскетбол в основном, еще был футбол, но про него писал меньше.

 

А как ты решил создать свой блог?

 

Я хотел писать про баскет, и нужно было делать это в отрыве от изданий. Потому что я понимал то, что то, как я слежу за баскетболом, не нужно изданиям, им не нужно знать, как играют все команды, которые называются не «Красные Крылья», а мне было интересно знать, как играет, например, ЦСКА в Евролиге. В Самаре никому не была интересна Евролига, а мне было интересно, как «Реал» собирает свой состав и какие у них бюджеты, вот такие штуки. Я завел блог, и первый пост у меня был что-то вроде «будущие звезды Евролиги». Потому что есть, к примеру, Теодосич, а есть игроки, которые пока что не играют на уровне звезд, но в принципе готовы к новой роли. Вот я о них написал. Помню, что в том тексте точно был Брэд Уонамейкер. Его тогда никто не знал, а он в НБА потом уехал. Я не со всеми попал, к примеру, Оливье Ханлан, который тогда в «Жальгирисе», так и не выстрелил. Но половина из тех игроков выстрелили, и я прямо обрадовался.

 

Когда блог создал, это сразу был «Перехват»?

 

Да, это сразу был «Перехват». Я помню, что думал тогда над названием часа полтора. Я сидел и думал: что за идиот, не могу придумать название для своего же блога. И в какой-то момент меня осенило — «о! Перехват — это же чисто баскетбольный термин». И именно так появилось это название.

 

Когда появились соцсети?

 

Не сразу, это случилось уже в 2017, кажется. Я зашел в телеграм, и тогда казалось, что уже поздно в него заходить, плюс, все каналы, которые я знал, рассказывали про НБА. Было ощущение, что про российский и европейский баскетбол и правда мало кто будет читать, но я решил, что, несмотря на это, я заведу телегу. В итоге через полгода на мою телегу начали подписываться люди, у меня было человек 70. Долгое время я писал для нескольких десятков человек, рост начался позже. Сейчас в канале уже больше 4000 человек.

 

В телеге что сначала писал?

 

Мелкие новости, которые я не мог выкладывать на «Чемпионате» — ну они просто были бы никому не интересны. Первый пост — про церковь, которую Nike по-баскетбольному оборудовал.

 

На первых текстах на Sports сразу была активность?

 

Была относительно нормальная активность. В тот сезон «Локомотив-Кубань» играл в Евролиге и играл солидно, поэтому я писал про них, а редакция вытаскивала это на главную. И таким образом «Перехват» становился более узнаваемым.

 

Когда начал брать интервью у игроков?

 

Да почти сразу. Сначала у игроков «НН», потому что жил тогда там. Так как в том сезоне «НН» играли в Евролиге, я ждал, пока в Нижний кто-то приедет. Как-то раз приезжал «Страсбур», и я взял интервью у Венсана Коле, который тогда был их главным тренером и главным тренером сборной Франции. Он мне сказал, что Нандо Де Коло — а он тогда только перешел в ЦСКА —входил в топ-10 всех французских игроков в истории.

 

Венсан Коле: «Если бы я составлял рейтинг лучших французских игроков в истории, ДеКоло был бы в десятке»

Ты часто закидываешь в свою телегу инсайды. Можно ли назвать тебя полноценным инсайдером?

 

Я думаю, что это вопрос терминологии. Я считаю себя в первую очередь журналистом, но современное понятие журналиста включает в себя и блогера, и инсайдера, и интервьюера.

 

Как обретал источники?

 

Постепенно знакомился с людьми, которые давали мне информацию. Один из них был Дэвид Пик, с ним я познакомился на «Финале четырех» 2016 года в Берлине. Мы сидели на пресс-конференции, где можно было задать вопрос Жорди Бартомеу, и тут очередной человек встает и говорит: «Здравствуйте меня зовут Дэвид Пик» и задает свой вопрос. И вот тут я просто обалдел — Дэвид Пик?! Сейчас он агент, а тогда — суперзвезда инсайдерского мира. После пресс-конференции я подошел к нему, представился и попросил взять интервью. Он согласился, и у нас получилось просто пушечное интервью.

 

«Если Пик сообщит об этом первым, забудьте о сделке». Как работает лучший инсайдер европейского баскетбола

 

Работа инсайдера — это работа репутации. Если у тебя есть репутация человека, который не гонится за хайпом и действительно любит эту игру, то люди спокойно будут говорить тебе информацию и общаться с тобой. В конце человек может сказать тебе: «это можно опубликовать в открытый доступ сейчас или через какое-то время» или «это вообще инфа только для тебя». Сначала я обижался на такое, но потом перестал.

 

Были ли моменты, когда источники ошибались ну прям очень сильно?

 

Конечно. Но я всегда стараюсь проверять информацию не одним источником, а двумя-тремя. Тут еще вопрос в том, как ты подаешь информацию. У меня, например, были данные, что «Локомотив-Кубань» вел переговоры со Звезданом Митровичем. Действительно вел, но они не были успешными. То есть если бы я написал, что «Локомотив-Кубань» подпишет Звездана Митровича, то я лох и я не проверил информацию и я ошибся. Поэтому очень важно подчеркивать, что «Локо» пытается заполучить Звездана Митровича. Это может привести к двум ситуациям: они договорятся или они не договорятся. Я же просто должен следить за развитием событий. Этому, кстати, меня научил Дэвид Пик.

 

Что самое важное выделишь из разговора с Пиком?

 

Нужно вкладывать деньги в поездки куда-то, чтобы с кем-то поговорить, добыть инсайд, взять интервью. Пик очень много куда-то ездил и добывал информацию — и очень много на это тратил, его никто не спонсировал. Я ездил из Нижнего относительно недалеко — в Казань и Москву, в Самару, в Волгоград, где мой дом. Но в последнем случае я совмещал поездку домой с тем, чтобы там обязательно кто-то играл. Я так делал еще до разговора с Пиком, и когда услышал, что он делает фактически так же, понял, что это правильный путь.

 

На каких инсайдеров ровняешься?

 

Донатас Урбонас — почти никогда не ошибается. Арис Баркас — главный редактор портала Eurohoops. Эмилиано Карчия — главный редактор Sportando.

 

Что бы ты сегодня сделал для улучшения качества русского баскетбола?

 

На деньги, которые освободятся в связи с отъездом легионеров, улучшил бы академии. Потому что то, как работают академии в России, — это ужасно. Все руководители клубов Лиги ВТБ могут поехать в Испанию и посмотреть то, как академии работают там, и я знаю, что некоторые даже ездили. К сожалению, пока в России никто не построил академий по типу «Реала» или даже «Ховентуда».

 

У нас ведь, безусловно, есть таланты, но эти таланты даже не хотят учиться баскету в России из-за качества этого обучения.

 

Да-да, абсолютно согласен.

Назови пять игроков которые выиграли от отъезда легионеров.

 

Макар Коновалов, которым уже интересуются топ-клубы лиги ВТБ (интервью записывалось до того, как Макар подписал контракт с «Пармой»), Хоменко и Лопатин, которые получат больше времени на паркете, Филипп Гафуров и молодые игроки из Суперлиги.

 

Разумов, может?

 

Да, игроки, которые поменяют Суперлигу на Единую лигу ВТБ, тоже выиграют.

 

Карвер, Разумов. Суперлига как чит-код для клубов Единой Лиги ВТБ. Будет работать?

 

Думаю, да, по крайней мере в этом сезоне. Мы видим, что «Зенит» вернул из аренды Топтунова, видим, что «Автодор» вернул Петенева. В выигрыше «Локо» и ЦСКА, у которых есть клубы в Суперлиге и которые могут просто вызвать игроков из своих фарм-клубов и не подписывать их из других команд.

 

Вот для кого еще может быть уместно возвращение в Россию — Никита Михайловский.

 

Да, но сейчас непонятно, в каких кондициях и в какой форме он вернется. Он уезжал в Австралию по программе, которая готовит игроков НБА, но подготовить игрока НБА там не получилось.

 

Чемпионат Австралии — это же вообще непредсказуемая штука.

 

Да, там играют в очень атлетичный баскетбол. В Австралии тебе нужно либо супер тело, либо шикарный баскетбольный IQ. Видимо, этот баскетбол Никите не подошел. Посмотрим, не растерял ли он там свою форму.

 

От отъезда Михайловского выиграл Пранаускис?

 

Да, и думаю он выиграет в том числе от отъезда легионеров. Вообще, парень очень молодой, посмотрим, как он воспользуется этим шансом.

 

3 фаворита Единой Лиги ВТБ прямо сейчас.

 

Мне кажется, это максимально непредсказуемо и будет зависеть от того, кто на кого попадет по сетке. Ну пусть будет четверка «Локомотив», УНИКС, ЦСКА и «Зенит» — как всегда. Судя по всему, со многими легионерами эти клубы смогли договориться.

 

Ну и последний вопрос — какие три совета дашь начинающим блогерам?

 

Думаю, это будет то, что рассказал мне Пик. Первое — перепроверять информацию, это очень важно. Второе — пытаться сделать как можно больше, как я делал, когда жил в Нижнем. Везде быть и со всеми знакомиться. Я мог бы ограничиться «Нижним Новгородом», но я стучался во все пресс-службы, ездил в другие города — сначала ты тратишь на это время и деньги, но если ты себя видишь в этом, то это вскоре начинает работать на тебя. Ну и последний совет — это любимая фраза моего друга, пресс-атташе БК «Уралмаш» Ильи Самкова: «Люби эту игру». Ведь без любви к этой игре смысла рассказывать про нее просто нет.

Не забудьте подписаться на наш телеграмм канал. Там все о европейском баскетболе:

Кудри Ларкина | Европейский баскетбол

Также подпишитесь на нас тут и не забывайте про плюсы, они мотивируют меня делать контент лучше