11 мин.

ЦСКА первой половины сезона: одна из худших защит Евролиги, странные Швед и Григонис, доминирование на чужом щите

После 16 туров.

Главные цифры

Рейтинг эффективности атаки – 114,1 (4-е место в Евролиге).

Качество атаки у ЦСКА не так добротно, как показывает их рейтинг. Лучше всего это заметно по проценту атак: ЦСКА на 11-м месте по проценту true shooting – 10-е место по проценту двухочковых, 10-е место по проценту трехочковых, 9-е место по количеству штрафных.

При этом ЦСКА держится на высоких позициях благодаря числу владений: армейцы допускают только 11,7 потери (лишь у пяти команд показатель лучше) и берут целых 12,3 подбора в нападении (что является лучшим результатом в атаке).

Есть очень сильное подозрение, что желание ломиться под чужой щит после промахов напрямую отражается на защитной статистике и приводит к тому, что соперники часто убегают и набирают легкие очки.

Рейтинг эффективности защиты – 113,4 (5-й с конца в Евролиге).

Все, что еще поддерживает оборонительную способность ЦСКА – это то, что армейцы одни из лучших по числу потерь у соперников (13,2 за игру, 6-е место в лиге).  

В остальном все довольно плохо. ЦСКА – второй с конца по проценту true shooting оппонентов: худшие в Евролиге по проценту трехочковых (38%) и 4-е с конца по проценту двухочковых.

Задняя линия

Иффе Лундберг (9,1 очка, 2,5 подбора, 2 передачи, 1,5 потери, 55% двухочковых, 31% трехочковых)

Лундберг начинал сезон в качестве основного разыгрывающего, но затем сник – то ли из-за слишком высокого уровня оппонентов, то ли под нестерпимо высоким давлением главного тренера.

У Лундберга два запоминающихся матча за половину сезона – против «Олимпиакоса» и «Маккаби», когда он брал на себя в ключевые моменты и в одиночку рождал спасительные попадания.

В остальном же датчанин непредсказуем: почти всегда у него возникают проблемы с дальним броском (чего не было в прошлом сезоне, когда он выдавал 40%), а под щит ему удается проскальзывать считанное число раз за матч.  

Все это усугубляется тем, что Лундберг – худший защитник в задней линии ЦСКА и зачастую лакомая цель шустрых дриблеров соперника.

Дани Хэкетт (6 очков, 1,8 передачи, 1 потеря, 43% двухочковых, 26% трехочковых)

Хэкетт сделал летом вроде бы несложную операцию на голеностопе, но внезапно резко постарел: итальянец перестал попадать открытые попытки с периметра и теперь с большим трудом проходит и с еще большим завершает.

В обороне один из лучших армейских защитников на периметре тоже не столь хорош, как некогда.

И все это накладывается на то, что ЦСКА потерял не только его попадания, проходы и защиту, но еще и в целом сократил минуты одного из лидеров команды, который всегда эмоционален, всегда заряжает окружающих и делает красно-синих другой командой.

Алексей Швед (11,3 очка, 4,1 передачи, 1,6 потери, 2,4 подбора, 51% двухочковых, 37% трехочковых)

Швед настолько не похож на себя, что его самые запоминающиеся моменты в этом сезоне – это блок против «Црвены Звезды» и несколько остроумных защитных владений. Он не превратился внезапно в хорошего защитника (порой его разматывают в одного, порой он не добегает на дугу, порой через него берут подбор), но в ЦСКА заметно старается.

И все же главная надежда армейцев была (как будто) в том, что Швед заменит Майка Джеймса по части спасительно-иррационального баскетбола (ну и будет генерировать атаку своими проходами).

И вот этого как раз и не случилось.

О каких-то решительных действиях в ключевые моменты и речи не идет: Швед и в обычное-то время играет как-то испуганно, стесняясь то ли обидеть звездных партнеров, то ли вспыльчивого тренера. Есть ощущение, что куда-то пропал первый шаг – все цифры четко показывают, что Шведу гораздо сложнее теперь проникать под щит и уж очень проблематично атаковать из «краски» (даже минимальный контакт там означает, что Швед ударит в дужку).  

В общем, неслучайно, что лучшие матчи Шведа – против «Жальгириса», «Панатинаикоса», «Црвены Звезды». С соперниками серьезнее он куда менее заметен.

Ломка Шведа. Лучший российский баскетболист выдает худший сезон в карьере

Марюс Григонис (6,4 очка, 1,3 передачи, 1,1 потери, 44% двухочковых, 35% трехочковых)

Григонис начал сезон с того, что травмировал спину, и в первой половине превратился в кого-то другого – негнущегося, медлительного, растерянного.

Литовец даже не всегда способен помочь дальними попаданиями. Что для человека, уже давно приучившего к 40% из-за дуги, и вовсе непонятно.

Передняя линия

Никита Курбанов (3,7 очка, 2,3 подбора, 62% двухочковых, 35% трехочковых)

Курбанов – по-прежнему лучший защитник в ЦСКА, хотя в данный момент это вроде бы и не совсем то, чем уместно хвастать. Курбанов – европейский Шейн Баттье, человек, который остается звездой, даже набирая 0 очков за 30 минут, человек, которого не может описать традиционная статистика.

Его роль в атаке еще немного уменьшилась, что окончательно превратило капитана в чистого 3 и D. Но что смущает, так это стабилизация процента трехочковых и штрафных на нижней отметке – 35% и 67% против 51% и 83% в последнем чемпионском сезоне.

Семен Антонов (2,5 очка, 0,8 подбора за 7 минут в среднем, 88% двухочковых, 42% трехочковых)

Итудис требует от Антонова совершенства и на меньшее не соглашается: пока тот не будет выбивать 100% двухочковых и хотя бы 50% трехочковых времени ему не дождаться.

Антонов просидел два месяца в запасе. Вышел против «Панатинаикоса», оказался едва ли не лучшим в составе и снова сел.

Антонов играет до первой ошибки и в перенасыщенной передней линии ЦСКА не получает время даже тогда, когда его получает Кеннет Фарид.

Никола Милутинов (4,8 очка, 5,5 подбора, 49% двухочковых, 1 передача, 0,9 потери)

Самый дорогой игрок ЦСКА показал, насколько мощной может быть команда, когда серб в порядке. Правда, показал лишь один раз – против «Жальгириса», где красно-синие действительно выглядели компетентно в защите, а их центровой доминировал под обоими щитами.

Все остальное время Милутинов лечился, набирал форму или играл откровенно плохо.

Джоэл Боломбой (6,8 очка, 4,5 подбора, 0,8 блока, 62% двухочковых, 31% трехочковых)

Единственная польза от приезда Кеннета Фарида – радикальное перевоплощение Джоэла Боломбоя: из человека, который в двух первых матчах попал один раз из-под кольца, он превратился в гиператлетичного монстра, готового накрыть все, что летит по направлению к кольцу армейцев, и готового отправить в цель все, что летит в сторону кольца соперников. В общем, стал тем, кого видели в Фариде.

Боломбой тоже нестабилен, но он самое яркое, что есть у ЦСКА в этом году.

Лидеры

Уилл Клайберн (14,9 очка, 4,9 подбора, 1,4 передачи, 2,1 потери, 45% двухочковых, 34% трехочковых)

Клайберн – человек с безграничным кредитом доверия у Итудиса, и этот сезон показывает, почему это может быть не очень хорошо: нередки случаи, когда американец выглядит вальяжным, небрежным и не чувствующим ответственности.

Это приводит к скачкам, которые невозможно объяснить.

С «Олимпиакосом» или «Фенербахче» Клайберн был для ЦСКА Леброном Джеймсом и доказывал, что нет в Европе никого универсальнее – и грамотно возился с мячом, и создавал атаку, и зарабатывал нарушения, и подбирал, и бежал, и бросал трехочковые.  

С УНИКСом, «Маккаби», «Виллербаном» Клайберну было играть не слишком интересно, но свои 20-30 минут он все равно получал. Хотя мазал, терял, не успевал в защите, а еще так откровенно жадничал, что даже с трибуны было неудобно.

Итудис превратил Клайберна в одного из лучших игроков Евролиги, но в первой половине сезона сам стал заложником этой трансформации: ЦСКА в очень редких случаях нужен Клайберн в роли звезды, но зато всегда нужен Клайберн в роли чернорабочего.

Торнике Шенгелия (14,2 очка, 4,9 подбора, 2,4 передачи, 1,6 потери, 54% двухочковых, 42% трехочковых)

Шенгелия перестроился за одно лето – поднял траекторию трехочковых, поправил процент попаданий с линии штрафных, научился лучше чувствовать команду, зажимая мяч в усах. Это привело к появлению одного из самых эффективных игроков в ЦСКА: грузинский форвард и растягивает защиту, и ищет варианты для передач, и ломится под кольцо с неудержимой мощью, и даже после промахов давит на соперников под щитами.

Шенгелия из тех, благодаря кому появляется сочувствие к его соперникам: можно только представить, насколько тяжело сначала пихаться с ним, потом мешать его броску и после этого еще сражаться с ним же уже за отскок. Он не просто обыграл «Зенит», а снес его и протащил по токо-рельсам – 33 очка, 10 из 16 двухочковых, 11 штрафных, 8 подборов, 2 передачи.

Одновременно случилась травма, и после нее та же мощь проявляется лишь эпизодически. Шенгелия хорош, но недостаточно хорош для того, чтобы убедить, что вокруг такого нестандартного игрока можно построить чемпионскую команду. И здесь наиболее типичен проигрыш от УНИКСа, в котором грузин выглядел очень прилично, но не потащил за собой остальных, а потерялся вместе со всеми.  

Нужно гораздо больше аргументов.

Йоханнес Фойгтманн (10,4 очка, 4,6 подбора, 2,5 передачи, 1,4 потери, 77% двухочковых, 43% трехочковых)

Немец Джоджо остается лучшим в ЦСКА, их самым стабильным атакующим оружием и вообще игроком, с которым все понятно: если пасануть Фойгтманну на дугу, то он, скорее всего, попадет даже с сопротивлением, если пасануть Фойгтманну под щит, то он сделает что-нибудь приятное; вообще он растягивающий четвертый, то, если нужно, то может быть и пятым, вообще он незаметен, но если нужно, то отыграет 20 очков у «Барселоны» как нечего делать, вообще ему тяжело бегать больше 20 минут, но, если хорошо попросить, может побегать и 30.

Остановить Фойгтманна может только болезнь, настолько ужасная, что ЦСКА предпочел о ней не сообщать.

Главное тут, конечно, то, что Фойгтманн – единственный в команде, на чей бросок можно положиться.

Тренер

Уже месяц как вся Европа угорает с того, что кто-то в здравом уме может спрашивать у президента ЦСКА, когда он уволит главного тренера.

К сожалению, в Евролиге нет человеческой статистики, но даже без нее очевидно, что в этом году Итудис побил все мыслимые рекорды по числу игровых сочетаний на площадке: из-за травм, болезней и прочих напастей то немногое стабильное, что есть у армейцев – это гиперподвижная мимика главного тренера, откликающегося на каждую атаку соперника, на каждый свисток арбитров, на каждый промах. ЦСКА строился вокруг Милутинова – тот выпал на два месяца. ЦСКА стал играть вокруг Шенгелии – тот вылетел на месяц. ЦСКА выбрал лидером Клайберна – тот показал, что не может не брать выходные через матч. ЦСКА пришел к тому, что нужно требовать максимума от Фойгтманна – тот незамедлительно заболел. ЦСКА так и не увидел ни одного человека в задней линии, кто готов взвалить на себя бремя драйв-н-кика.

За все это время ЦСКА то представал любимым Итудисом «хамелеоном», одинаково хорошо готовым к игре в атаку и в защиту, то ненавидимым Итудисом «хамелеоном», от которого вообще непонятно чего ожидать, потому что полсостава отсутствует, полсостава в неоптимальных кондициях, полсостава почему-то не может попасть из-за дуги или оказывается неготовым к переходам в защиту.

Итудис сам решил строить команду через «больших», сам сменил летом медицинский штаб и сам упорствует в порой необъяснимых пристрастиях к определенным игрокам. Поэтому никакого снисхождения, естественно, не заслуживает. Но странно не замечать, что такая дичайшая волатильность состава в современном баскетболе есть только у одного клуба в мире – у «Лейкерс», дела у которых намного хуже, чем у ЦСКА. Армейцы, в конце концов, потерпели пока шесть поражений и находятся в одной победе от третьего места.

Что действительно настораживает – это то, что главный тренер армейцев не всегда способен поддерживать мотивацию команды на запредельном уровне. Именно из-за этого случились два главных прокола первой половины: провал во Франции, где ЦСКА лениво вышел против «Виллербана», и катастрофа с УНИКСом, где ЦСКА как будто расслабился после удачного начала.

И именно вот эта динамика – является ли грозовая туча Итудиса все еще действенным раздражителем для команды – то, что станет определяющим для второй половины.

Ого! У ЦСКА сразу три (с половиной) игрока в топ-10 по зарплатам в Евролиге

УНИКС – лучшая команда в России! Развалили ЦСКА за 15 минут

Фото: РИА Новости/Павел Бедняков, Александр Вильф, Михаил Сербин