Итоги матчей за медали Олимпиады и символические сборные турнира
От редакции: вы читаете пользовательский блог «Персональный фол», где пристально следят за баскетбольным турниром Олимпиады в Токио. Не забывайте ставить плюсы, ведь это добавляет позитива и в вашу жизнь тоже.
США — Франция
1.
Последний игровой день олимпийского турнира показался смазанным из-за ночного финала в угоду интересам американского канала NBC. Игрокам сборной США, скорее всего, тоже было нелегко перестроиться, поскольку все матчи турнира они провели в поздних слотах по местному времени, а матч за золото пришлось играть днем.
2.
Это такая банальность, но даже в ситуации, когда у сборной США ничего не получается, у них все равно остается колоссальное физическое преимущество. Американцы ужас какие сильные, благодаря чему почти ни у кого не получалось наказывать США за неравноценные размены в защите. Они крепче и лучше держат баланс верхней частью тела, за счет чего тот же Лавин может идти под кольцо, прикрываясь плечом как щитом, не отваливаться в сторону и долбить сверху в проходе.
Фирменный американский атлетизм при прочих равных оказывается для них бонусом, против которого, как против лома — нет приема. И именно за счет этого лома она взломали баскетбол на глобальном уровне, внедрив своих «агентов» во все клубы мира и во многие национальные сборные в качестве натурализованных легионеров. У них есть тактика — выращивать в первую очередь атлетов, а уже во вторую — делать из них баскетболистов. И эта тактика работает, редко давая сбои.
3.
Подходящий пример сказанного выше. Уже после финального свистка об окончании игры Лавин ввалил сверху под ногой. Никогда не видел, чтобы это делалось с такой легкостью.
4.
С одной стороны, Лиллард провел ужасный турнир. С другой стороны, он стал олимпийским чемпионом, а уже после матчи появились сведения, что Олимпиаду он отыграл с травмой. Информация о повреждении тоже выглядит двояко — вроде бы молодец, что не жаловался и играл через боль, но одновременно с этим слухи о травме можно воспринимать скептически или даже назвать отговоркой/сливом.
Так или иначе, у меня в голове останется удивление от того, насколько Лиллард оказался неприспособленным к игре в коллективе, где он не является первой опцией. Даже хуже — когда он перестал быть этой первой опцией, то нападение США стало бодрей и подвижней.
5.
Дюрэнт присоединился к Кармело как трехкратный олимпийский чемпион в мужском баскетболе. И если Энтони уже не дотянет, то Кевин вполне может замахнуться на единоличное первое место в списке в Париже через три года. Тем более, что его новый контракт с «Бруклином» рассчитан на четыре.
Австралия — Словения
1.
Австралийцы весь турнир классно держали психологические удары вследствие рывков оппонентов в счете. Стабильно выворачивали руки соперникам цепкой защитой, стабильно набирали очки самыми разными способами, не нервничали и реализовали больше 80% штрафных.
Понравился и тренер австралийцев Брайан Гурджан, который в тайм-аутах давал установки по делу, акцентировал внимание на защите и теперь по праву стал в Австралии героем вместе с Пэтти Миллсом и остальными игроками сборной. Первая бронза в истории после четырех с 1988 года поражений в матчах за 3-е место — это очень серьезное достижение, схожее с тем, каким успехом для России была бронза Лондона.
2.
Словенцы весь турнир протащили на эмоциях. Громко кричали, когда забивали трешки, заводились благодаря быстрым атакам, прыгали от радости после алей-упов и блок-шотов.
Победа над Францией вывела бы Словению на уровень выполнения задачи-максимум, вне зависимости исхода финала. Поражение опустошило их эмоциональный запас, поэтому им пришлось черпать с самого дна, где осели уже отрицательные эмоции. В итоге в матче за третье место словенцы рубили оппонентов, грубили и хватали неспортивные, спорили с судьями. Главный тренер Словении Александер Секулич потушить этот пожар не смог, в результате чего Лука Дончич провел худший свой матч на турнире.
3.
На фоне расплескивающих эмоции словенцев игроки сборной Австралии выглядели как гидравлический пресс или безмолвный стоп-моушен Терминатор из первой части. Конечно, они тоже кричали, радовались и расстраивались, но их внутренний огонь был строго дозированным. И в первую очередь это касалось Миллса, который, на мой взгляд, продемонстрировал лучший индивидуальный перфоманс всего турнира.
Когда Лука заколачивал Аргентине 48 очков, то казалось, что ему фартит, что это творческий полет мысли многообещающего юноши. Миллс против Словении выглядел как засучивший рукава рабочий, который поставил перед собой цель во что бы то ни стало выполнить поставленную задачу. У него в голове была только миссия и ничего больше.
Наверняка перед игрой за бронзу Токио Миллс снова и снова проматывал в голове развязку такого же матча против Испании в Рио в 2016-м. Тогда Миллс получил спорный фол на Серхио Родригесе за пять секунд до конца и был вынужден наблюдать, как из-за его ошибки уплывает медаль.
«Сердце Патрика Миллса размером с «Сайтама Супер Арена», — сказал про него Грег Попович. И не поспоришь.
Символические сборные
Основная сборная у меня получилась такой же, как и официальная — Рубио, Миллс, Лука, Дюрэнт, Гобер. Гораздо интереснее было пойти дальше, куда не ступили организаторы.
Вторая символическая сборная заставила пораскинуть мозгами. Очевидный для меня игрок в ней был только один — центровой Словении Майк Тоби. Проскользнула даже мысль закинуть Тоби в первую сборную, но все же я пришел к выводу, что Гобер ожидаемо стал лучшим защитным центровым турнира, а в столь быстротечном формате это дорогого стоит.
Далее надо было бы включить во вторую сборную кого-то из американцев, но я включил Холидэя и Тейтум в другие сборные, а дублировать игроков не хотелось. Хотя по-хорошему что первый, что второй больше заслуживают место во второй сборной, чем любой из перечисленных дальше.
Де Коло или Фурнье? Сложный выбор, поскольку Де Коло уж слишком невыразительно смотрелся в четвертьфинале против Италии. Одновременно с этим он создавал возможности для партнеров вне зависимости от того, угрожал ли кольцу сам, а Фурнье был больше сконцентрирован на бросках. Так что мой выбор — Де Коло.
Симоне Фонтеккио прошел в сборную как наиболее запомнившийся чистый форвард. Из пары Кампаццо-Лапровиттола я предпочитаю первого. Если мухлевать с позициями, то можно было бы взять Джо Инглса и поставить его на тройку, а Фонтеккио сдвинуть под кольцо. Также есть вариант предпочесть Инглсу Влатко Чанчара или удариться в ультра-смолбол и добавить в сборную Клемена Препелича. Но я остановился на парне, про которого я ничего не знал, а он стал не только бронзовым призером, но и заполнил строй после травмы Аарона Бэйнса. Ник Кей — открытие турнира для меня.
Вторая сборная: Нандо Де Коло (Франция), Факундо Кампаццо (Аргентина), Симоне Фонтеккио (Италия), Ник Кей (Австралия), Майк Тоби (Словения).
В сборной лучших защитников турнира не обошлось без повторений, в нее у меня попали Гобер и Дюрэнт, на которого возложили серьезный груз по защите на пятом номере в легкой пятерке. При его загрузке в нападении Дюрант справился с задачей прилично, поэтому это захотелось отметить.
За звание лучшего защитника турнира у меня спорили Тайбул и Холидей. Формально это игроки одного амплуа, но сравнивать их очень сложно. Тайбул — подвижный и легкий в ногах, ему походит эпитет «юркий». Холидей — это бетонная стена и номинальный разыгрывающий, который готов принимать своей грудью удары и толчки даже от самых массивных оппонентов.
А Батюм — это завидное качество, которое где-то в фоновом режиме заставляет соперников промахиваться или менять свои намерения, совершая потери. Ну, и автор самого значимого защитного действия турнира, конечно.
Защитная пятерка: Матис Тайбул (Австралия), Дрю Холидэй (США), Николя Батюм (Франция), Кевин Дюрант (США), Руди Гобер (Франция).
Сборную лучших молодых игроков турнира я решил ограничить возрастом 23 года, как в олимпийском футболе. К сожалению, из-за этого правила отсеялся Девин Букер (24 года), которого тоже хотелось куда-нибудь включить. Зато, пролистывая составы команд, я с удивлением вспомнил, что Джейсону Тейтуму еще всего лишь 23 года. Меня это впечатляет даже больше, чем возраст Дончича (22), поскольку европейская система не исключает появление 17-18-летних вундеркиндов, а американская все же несколько их консервирует из-за правила с обязательным годом в колледже.
Дончич, конечно же, лучший U23 игрок мира, но кого взять на позицию первого номера, если оставить Луку только в основной символической сборной? Хорошие перспективы на будущее вырисовываются у итальянского бэккорта Пайола-Мэннион. Мне с оговорками понравились оба, хотя первый по статистике выглядит совсем слабо, а второй играл хуже, чем об этом говорит статистика. Лука размыл представление о том, как может развиваться перспективный баскетболист, поэтому и от игры 20-летнего Мэнниона как игрока НБА были чуть завышенные ожидания. До них он не дотянул, но потенциал продемонстрировал отличный.
Благоприятное впечатление оставил Джордан Нвора, выбранный «Милуоки» под 45-м номером на драфте НБА-2020 и сходу ставший лидером сборной Нигерии. Не могу предсказать будущее Нворы в НБА, где он не является даже игроком резерва. В дебютном сезоне на профессиональном уровне лучше себя проявил Прешес Ачиува из «Майами», который на олимпийском турнире выглядел немного потерянным. Хатимура засветился на Олимпиаде благодаря домашнему статусу сборной Японии и проявил себя достойно (с поправкой на нулевые шансы команды в плане результата).
Сборная лучших молодых игроков (без Дончича): Нико Мэннион (Италия), Джордан Нвора (Нигерия), Джейсон Тейтум (США), Прешес Ачиува (Нигерия), Руи Хатимура (Япония)
Это был первый олимпийский турнир, за которым я следил так плотно. Какие-то ожидания оправдались, некоторые не подтвердились.
И да, Россия вряд ли смогла бы обыграть хоть кого-то на этом турнире. Может, разве что с Ираном зарубились бы.
Фото: REUTERS/Brian Snyder, Sergio Perez