Трагедия Словении и Луки Дончича – единственное, ради чего нужен был баскетбол в Токио
Уже классика.
Нужно признать, что баскетбольный турнир на Олимпиаде не получился.
Всего один более-менее неожиданный результат (поражение США на старте).
Лишь четыре по-настоящему интересных матча на весь турнир.
Отсутствие команд-сюрпризов.
Только один случай на весь плей-офф, когда борьба продолжалась и во второй половине (Италия побрыкалась против Австралии).
Не вызывающий не то что пиетета, но и просто интереса фаворит.
Нехватка новых имен и подвигов в их исполнении.
Бесконечные прощания с теми, от кого уже ничего особенно и не ждали.
Опять же отсутствие зрителей на трибунах…
Все это прямо идеально сыграло на руку функционерам ФИБА, которые хотят превратить чемпионат мира в самый статусный турнир для национальных сборных.
Все, кроме сборной Словении.
Команда, которую ФИБА не пустила на чемпионат мира-2019 вопреки статусу действующего чемпиона Европы, не обращала внимания на унылый фон и делала то, за чем собственно приехала в Токио – получала удовольствие друг от друга и от баскетбола. Словения предстала бесконечным карнавалом, замкнувшим на себе все внимание и на площадке, где Лука Дончич заигрывал с судьями и рекордами, и вне ее, где кальяны и выпивка тревожно соседствовали с испанскими баскетболистками. Там, где остальные просто делали свою работу, зеленая бригада придумывала неизменный фейерверк: 48 очков Дончича против Аргентины, доминирование Майка Тоби на подборе и раскрытие трехочкового орудия Чанчара против Испании, непредсказуемое воскрешение Зорана Драгича против Германии, плавная трансформация Дончича из белого Хардена, сконцентрированного на своих атаках, в белого Леброна, трипл-дабл-машину, выдающую передачи через всю площадку…
Словения высоко котировалась и перед турниром, так что все ее победы не то чтобы удивляли. Но вот эта ее целостность, отличающая большие сборные, еще больше влюбляла в нее и неминуемо вовлекала в процесс и людей со стороны: словенцы приехали на Олимпиаду на фоне индивидуального шедевра от Дончича в игре с Литвой, но в Токио ни в коем случае не сидели на шее у лидера, а наоборот всячески помогали ему – само собой, в защите, но и перехватывая нагрузку по инициации атак (Препелич, Блажич, Драгич), поддерживая высокий процент с дистанции (Тоби, Чанчар), понимая, что нужно делать и против зоны Испании, и против разменов Франции.
И неслучайно крупное отставание не становился для Словении проблемой, хотя права на ошибку в этом турнире не было. Они летели «-12» против Испании, а потом «-10» против Франции, но не отступали от своего баскетбола и неизменно возвращались.
Словения не была сказкой, просто очень красивой историей международного баскетбола – сборной, которая расцветает вокруг лидера на коротком отрезке. Наверное, в баскетболе нет ничего круче, чем когда всего одна звезда превращает в звезду свою команду и заставляет взглянуть на своих друзей совершенно иначе.
Именно поэтому в полуфинале с Францией не произошло никакого превращения кареты в тыкву.
Лучшая оборона олимпийского турнира постепенно сжимала горло Словении все сильнее и сильнее. Франция как обычно забаррикадировалась в «краске», где Гобер с Батюмом раздали сразу восемь блоков на двоих, выдавила соперника на периметр да еще и слопала Дончича. Лидер «зеленых» давно не выглядел таким растерянным – у него получилось лишь считанные разы воспользоваться разменами с дуги (2 из 9 с периметра), и совсем было тяжело, когда его отправляли в левую сторону и заставляли бросать через «больших» (3 из 9). Замученный Дончич тогда переключился на созидание: даже несмотря на невысокий процент с дистанции у партнеров, в качестве квотербека он более чем преуспел – отдал 18 передач при всего одной потере и задействовал и снайперов на слабой стороне и рвущегося под щит Майка Тоби. А вот у его основных напарников не получилось пересобрать себя так же легко: Драгич разве что отыгрался за все свои неудачи на мошонке Де Коло, Препелич задохнулся, что особенно характерно было по промахам с линии, Блажич не мог наказать с дуги (ключевой его бросок на последней минуте кольцо с презрением выплюнуло).
И все же в конце третьей четверти, когда отставание достигло «-10», майка Дончича уже стала темно-синей, а ее обладатель мог только спорить с судьями, на паркете появился Грегор Хроват. И в этот момент словно на арене распахнули все двери: мужчина, с трудом попадающий в ротацию, дал импульс и в защите, где подставился под Де Коло, и яростными подборами, и попаданиями на другой половине.
В этом и есть магия Словении: абсолютно любой может дать свежую струю для возвращения. Еще минуту назад Дончич плакался после того, как получил по голове от Гобера, Блажич бросался на арбитров, не заметивших, что его лэй-ап ударился в щит, защита путалась в заслонах... И тут коллективная энергия вновь слилась в единый пучок.
Словенцы нагоняли драматично – одновременно эмоционально и с ощутимым преодолением себя.
Вот набрали четыре очка в одной атаке – Майк Тоби забрал подбор и заработал «плюс один» после «плюс одного» от Препелича.
Вот воспользовались тем, что Мустафа Фалл выходит на Дончича, и добавили себе подборов на чужом щите.
Вот не разобрались в размене и получили пять подряд от Эвана Фурнье, но тут же компенсировали это легкими очками после двоек Дончича и «больших».
Вот дали свободу Де Коло, но обнаружили, что пасы Дончича через всю площадку вполне проходят и за минуты до конца.
Вот намазали открытых дальних, но вцепились мертвой хваткой на своей половине. Препелич даже перестарался – не только вынудил Фурнье отпихнуть себя (это был пятый фол), но еще и перешагнул через него.
И на этих же эмоциях все же реализовал дальнюю попытку.
За 21 секунду до сирены при «-1» мяч оказался в руках Дончича (в этот момент он все же сделал третий трипл-дабл в истории олимпийского баскетбола). Маэстро избавился от опеки Николя Батюма и вытащил Руди Гобера на дугу. И дальше придумал все вроде бы классно – не стал форсировать сам, а заставил Батюма приблизиться к себе, после чего запустил Препелича в туннель по направлению к кольцу, в конце которого горел свет.
И тут, когда финал уже промелькнул перед глазами, из-за спины словенского защитника вылетел безжалостный Николя Батюм...
(Звучит мелодия из кинофильма «Профессионал»).
Фото: REUTERS/Sergio Perez, Brian Snyder