Американцы проиграли на Олимпиаде впервые с 2004-го: Лиллард поскользнулся в «дэйм-тайм», Дюрэнт все промазал, Попович не помог
Что случилось?
Последняя минута игры между Францией и США порадовала, конечно, контрастом. Дэмиан Лиллард, любящий покуражиться в концовках, обидно поскользнулся в ключевом владении американцев и даже не сумел бросить. А героем на другой стороне выступил Гершон Ябуселе: именно он перед этим в прыжке Родмана (с поправкой на тянущий якорем зад) спас мяч из-за боковой, точно под дальнее и смертоносное попадание Эвана Фурнье.
Американцы уже проигрывали Франции два года назад, на чемпионате мира-2019. Но тогда казалось, что дело больше в персоналиях: Кемба Уокер и Донован Митчелл ничего не могли поделать с нависающим на всей зоной Гобером – не хватало уровня, не хватало роста и скорости, не хватало удачи.
На этот раз французский центровой остановил уже топовых звезд НБА: Кевин Дюрэнт специально выходил на него после двоек, но попасть так и не смог.
Формально ничего критичного для Штатов не случилось.
Пожалуй, самым характерным стал эпизод на последних минутах, когда Гершон Ябуселе получил по голове и закрепился на паркете небольшой горкой. Американцы не сделали джентльменскую паузу, разбросали французскую защиту, нашли сначала открытого Дюрэнта по центру, а потом еще более открытого Холидэя в углу. И – ничего, два удара в дужку.
Сборная США выдала кошмарный процент с игры – 40% двухочковых, 31% трехочковых. А ее звезды давно не представали в таком жалком виде: Дюрэнт – 4 из 12 с игры, Тэйтум – 3 из 9 с игры и 2 потери, Лиллард – 3 из 10 с игры и 4 потери.
Теоретически это можно списать на плохой день: от Америки требовалось реализовывать свои привычные броски, и они по какой-то причине оказались к этому совершенно не способны. Сложно поверить, что люди такого таланта допустят еще раз что-то подобное.
И все же нельзя не выделить их системные проблемы: американцы подготовились к этому матчу еще хуже, чем комментатор «Телеспорта» Влад Прусов.
• Во-первых, проиграли подбор – 36-42.
То, что происходит нечто неординарное, стало понятно в третьей четверти. США еще вели 10 очков, но маятник качнулся в другую сторону.
Дело вовсе не в том, что американцы как-то расслабились: их небольшое преимущество во многом определялось тем, что они здорово уносились в отрывы после французских потерь. В позиционной атаке они выглядели примерно на том же уровне.
Скорее, нельзя было оторваться от сочетания передней линии у французов: Венсан Колле выпустил на паркет одновременно Гобера и Пуарье. Возможно, это было связано с тем, что до этого микротравму получил Гершон Ябуселе. Возможно, французский тренер что-то почувствовал. Но в любом случае сразу два громадных центровых хоть иногда и мешали друг другу, но подавили соперника в «краске».
Ровно в этот момент сборная США оставила мысль о том, чтобы идти внутрь, и сосредоточилась на пальбе.
В четвертой четверти будет понятно, что это ошибка: за десятиминутку они реализуют из «краски» лишь один бросок (а совершат три), а из-за дуги – лишь 3 из 15 (20%).
• Так и не пробились под щит.
Руди Гобера казнят в каждом плей-офф: трехкратный обладатель приза лучшему защитнику неизменно сдается перед маленькими атлетичными пятерками, которые бросают специально под него соперники «Юты».
В баскетболе ФИБА француз отыгрывается: здесь меньше пространства, нет правила трех секунд, ближе дуга, а потому его медлительность не так легко эксплуатировать. И даже когда его вытаскивают на периметр, это не приводит к чему-то ужасному для его команды.
Опять же думалось, что после чемпионата мира США хоть к Гоберу-то подготовится. Дюрэнт только что такими же выходами после пик-н-роллов расстреливал Брука Лопеса. Лиллард всегда убегает и от более прытких центровых.
На деле США выступили хуже некуда. Попович не рискнул использовать маленькое сочетание после того, как его команда уже отдала щит: вместо этого Адебайо получал мяч в районе линии штрафных и в лучшем случае не атаковал. Плюс главный тренер США в последней четверти очень долго держал на скамейке Лилларда. Остальные чувствовали себя кроликами против ловко изворачивающегося питона: Лавин и Тэйтум вообще не обозначили, чем именно они могут помочь – не шли внутрь, но и бросать тоже боялись. Холидэй продирался под чужой щит по ходу матча активнее остальных, но в заключительные минуты остановился и он.
Атака США на Олимпиаде всегда тяготеет к периметру, где так там комфортно чилить и при этом еще эффектно побеждать. Только в опасных ситуациях у них всегда находились люди, которые брали инициативу на себя и шли внутрь (Кобе, Уэйд, Леброн).
В этот раз этого нет.
• Грубо ошибались в защите.
Французы навели страху в третьей четверти невиданным сочетанием, но потом сдулись и вновь отпустили оппонента на семь очков.
Все их рывки – по большей части на совести самих американцев.
В третьей четверти Джейсон Тейтум дважды заблудился в собственной зоне и оставлял свободным Нандо Де Коло.
В четвертой американцы дважды не помешали выбросить мяч из-за лицевой: в суматохе заслонов сначала Батюм, а потом Фурнье ускользали от всех в дальний угол. А Бэм Адебайо в этих ситуациях спохватывался уже тогда, когда мяч выскакивал из сетки.
Конечно, французы и сами себя удивили тем, что наказывали прямо за каждую ошибку, за каждую недоработку.
Но чья это проблема?
• Попович не показал, что владеет ситуацией.
У американцев можно найти лишь один недостаток в сборке состава: у них нет центрового, который мог бы обыгрывать в усах. Адебайо и Грин эффективны только лицом к кольцу, Джавэйл Макги – на месте данкера. Вот только в команде, где есть Дюрэнт, Тэйтум и прочие шустрые скореры такой человек не особенно-то и нужен.
Нет такой реальности, в которой атаки из поста от Брука Лопеса были бы лучше, чем броски со средней от Дюрэнта.
Дело вообще не в том, какие амплуа у американцев представлены, а каких не хватает.
Понятно, что Америка приехала неготовой и несыгранной. И теперь будет импровизировать на фоне команд, которые чувствуют друг друга затылками.
И вот в первом матче Грегг Попович не очень-то помог им раскрыться.
Как кажется, недодал времени Дюрэнту. КейДи вроде бы качественно начал, но потом уселся на скамейку из-за перебора фолов, остыл и во второй половине только портил.
Как кажется, не собрал лучшее сочетание для того, чтобы атака чувствовала себя более комфортно в четвертой четверти.
Как кажется, не сделал поправку для тех, кто приехал только что: Букер и Миддлтон появились, но без блеска, лишь Холидэю было полегче, так как он играл с мячом, ну и вообще в такой возне чувствует себя прекрасно. С распределением ролей внутри по первому матчу ничего не понятно, по крайней мере, со стороны. Что удивительно, даже Келдон Джонсон, которого Попович должен знать лучше всех, не понял, с какой целью появился. У остальных присутствует чрезмерная галантность: едва ли не десять игроков сборной Америки не только играют, но еще и уступают друг другу мяч, отвешивают поклоны, делают комплименты, улыбаются и снимают шляпы.
Значимой была и какая-то необъяснимая скованность Лилларда, все же ключевого созидателя, который явно чувствовал себя менее уверенно, чем в клубе. Помимо четырех потерь, у него еще хватало ситуаций, когда он не мог четко отдать мяч после пик-н-ролла и попадал в чужие конечности – не было ни резкости, ни страсти, ни куража.
Такое поражение вновь возвращает призраки несовместимости Поповича и международного баскетбола: он был ассистентом Лэрри Брауна на той самой Олимпиаде-2004, и он уже проиграл для Штатов один крупный турнир в качестве главного тренера. При желании нагнетать параллели легко находятся.
Впрочем, в самой неудаче – какой бы эпохальной она ни была – не проглядывается глобальной катастрофы. Ясно лишь одно, что панические настроения перед турниром вполне обоснованы: пропасти между Америкой и остальными больше нет. Для сборной США это будет интересная Олимпиада, а не как обычно.
Фото: East News/Aris MESSINIS / AFP; globallookpress.com/Jon Olav Nesvold/Keystone Press Agency; REUTERS/Brian Snyder