Какого черта игроки НБА празднуют титулы в горнолыжных масках?
Во всем виноват Рэй Аллен (и бейсболисты).
Леброн Джеймс – гражданин исключительно прагматичный. Поэтому после завоевания титула в прошлом сезоне он отказывался заходить в чемпионскую раздевалку: «Да мне там все глаза нахрен зальют. Где мои очки?»
Последние шесть лет «гогглз» – а точнее горнолыжные маски – стали неотъемлемым атрибутом чемпионских команд. «Голден Стэйт», «Кливленд», «Торонто», «Лейкерс» и вот теперь «Бакс» сразу же после получения награды надевали защитные приспособления и отправлялись на тяжелую, но необходимую операцию – поливание друг друга шампанским.
(Вернее, не шампанским, уважаемый Роскомнадзор. Откуда у них наш исконно русский благородный напиток? А вот этим, с позволения сказать, игристым вином от Moët и Dom Perignon).
Чемпионы НБА в своих празднованиях выплескивают друг на друга искрящие жидкости на сумму от 200 тысяч до 500 тысяч долларов.
Профессиональные спортсмены предаются этому ритуалу уже больше 60 лет. В бейсболе обливания шампанским начинаются с конца 50-х годов и первый раз попадают на пленку в 1965 году.
И, естественно, нельзя не обратить внимание на то, что «Чикаго» Майкла Джордана, «Лейкерс» Шакила О’Нила и Кобе Брайанта, «Сан-Антонио» Тима Данкана не боялись подвергнуть себя опасности быть облитым шампанским.
Но в какой-то момент все изменилось.
Человеком, который привнес меры предосторожности, был защитник «Майами» Рэй Аллен. Он никогда не рассказывал, что такого ужасного произошло при праздновании первого титула с «Бостоном», но ко второму чемпионству один из самых скрупулезных людей в НБА (к тому же официально страдающий обсессивным расстройством) основательно подготовился: титул 2013-го суперснайпер праздновал в горнолыжной маске.
Его находка была слишком яркой, чтобы пройти незамеченной.
В 2015-м несколько горнолыжных масок появилось на головах игроков «Уорриорс», а с 2016-го и титула «Кэвз», которые нашли экипировку, налезшую даже на голову Тимофея Мозгова, это уже обязательный атрибут чемпионов.
И из НБА постепенно мода на подобные средства защиты при выполнении празднично-триумфальных работ распространилась по самым разным областям спорта.
Хотя вообще-то Аллен не додумался до этого сам.
Широкое распространение защита от игристого вина получила в середине нулевых в бейсболе. Что было вполне естественно: там отмечают не только чемпионский титул, с расширением системы плей-офф команды обливались шампанским после того, как получали место в плей-офф, бронировали первое место в дивизионе дивизион, побеждали в дивизионе, побеждали в лиге и наконец становились чемпионами World Series.
Первым, кто решил, что это чересчур, был еще питчер «Метс» Бобби Охеда в 1986-м.
А массовое использование «гогглз» началось в 2004-м: шортстоп Орландо Кабрера подбил всю команду «Ред Сокс» напялить очки для плавания.
«Сначала я не поддерживал эту идею, – говорил его одноклубник Кевин Миллар. – Но, помню, мы куда-то прошли в 2003-м и после всех этих обливаний не могли проморгаться. Так что, когда он сказал об этом первый раз, я подумал: «Это же отличная мысль! Тащите сюда все что угодно, что только защитит мне глаза».
Практика распространилась и быстро стала проблемой. Болельщики и пресса очень жестко прессовали бейсболистов за защитные очки в конце нулевых. Во-первых, потому, что они показывают себя совершенно не мужественными, изнеженными и слабыми. Во-вторых, потому что наличие очков напрочь убивает ощущение спонтанности, столь важное для полноценного праздника.
На трибунах даже появлялись плакаты: «Хватит уже надевать гоглз!»
«Игроки в «гоглз» выглядят как школьники, которые изучают вулканы на уроках, – писал один из кровожадных колумнистов. – А еще они выглядят задротами, что особенно контрастирует с присущей им всегда жесткостью. Это люди, которые готовы к тому, что в них попадет пущенный битой мяч, они никогда не показывают боли. А тут они меняют эту похвальную стойкость и защищают глаза от брызг шампанского.
С конца 50-х каждый игрок каждой чемпионской команды получал струю шампанского в лицо. И все как-то пережили этот опыт без вреда для здоровья. По сравнению с тем, как пущенный со всей силы мяч бьет вас в ногу, шампанское в глаза – это просто удовольствие.
Говорят, что от шампанского немного щиплет глаза. Именно поэтому болельщики любят на это смотреть. Видеть то, как герои дня поливаются шампанским – это приносит глубокое удовлетворение. Забавно также наблюдать за тем, как оно попадает в окружающих. Пусть вам специалисты по психологии девиантного поведения объяснят, почему так.
«Гоглз» обесценивают весь процесс. Какой смысл поливать друг друга шампанским, если на вас надеты защитные очки, одобренные мистером Макнеженкой. Это как бросать друг друга едой после того, как вы закрыли все вокруг защитной пленкой, а сами облачились в защитные костюмы. Сдутый батут приносит больше удовольствия.
Защитные очки в раздевалке не делают честь бейсболистам. Это неуважение к традиции празднования».
Вся эта война вокруг очков ни к чему, естественно, не привела.
В XX веке человечество не заботилось о здоровом питании, ЗОЖе и не подозревала о прочих глютенах. В наше же время даже защита при праздновании чемпионства не считается лишней, стыдной или демонстрирующей изнеженность. Офтальмологи говорят, что поливание алкоголем не просто жжет глаза, а провоцирует царапины на роговице, и хотя это лечится за три дня, но все же может вызывать крайне болезненные ощущения.
Так что опытные в чемпионских вопросах люди вроде Леброна Джеймса не рискуют заходить в раздевалку без соответствующей защиты.
Кроме того, как и все, даже такой антиэстетический и глуповато выглядящий вдали от снежных склонов (хотя рэперы 90-х, конечно, не согласны) атрибут, как горнолыжная маска, становится средством для маркетинга. Рэй Аллен в свое время пришел в классической маске от Oakley и не о чем таком не думал. А вот Леброн Джеймс надевает на себя исключительно защиту от родного Nike.
Фантастика от Янниса в игре за титул: 50 очков, 5 блоков, штрафные почти без промаха!
Фото: overthemonster.com; Instagram/bucks; hoopshype.com