В 2004 году четверо россиян были выбраны на драфте НБА. Вспоминаем «русский драфт» – бессмысленный и беспощадный
Хряпа, Моня, Подкользин. А еще одного вспомните?
Драфт НБА 2004-го года выглядит настоящей аномалией: 17 лет назад были выбраны сразу четыре игрока с российским гражданством. И если Виктора Хряпу и Сергея Моню знают почти все любители отечественного баскетбола, ушедшего перед ними Павла Подкользина еще не забыли как минимум из-за его габаритов, то Сергея Караулова из второго раунда «русского драфта» помнят уже немногие.
Никогда до (и тем более после) представительство России на церемонии не было столь внушительным. И хотя заокеанские карьеры четверки, выбранной под 21, 22, 23 и 57 пиками, оказались совсем непродолжительными, каждая из них является отдельной историей, достойной упоминания.
Павел Подкользин
Номер выбора на драфте: 21 (19 лет).
Карьера в НБА: 2 сезона в «Далласе» (2004-06), 6 матчей.
Статистика: 0,7 очка и 1,5 подбора за 4,7 минуты в среднем за игру.
В те далекие времена огромные малоподвижные центровые еще не считались приговором для командной защиты. Напротив, возможность получить молодой и неограненный 223-сантиметровый (226 в кроссовках) алмаз заставила «Мэверикс» отдать «Юте» за Павла пик первого раунда 2005-го года.
Центр весом 138 килограммов был одним из самых интригующих новичков предстоящего сезона. Уже в 13 лет он получил профессиональный контракт от новосибирского «Сибирьтелеком-Локомотива», в 16 перебрался в итальянский клуб «Варезе», а к 19 годам оказался готов выставить свою кандидатуру на драфт.
Эксперты верили в перспективы Подкользина (Чед Форд из ESPN называл его стилом драфта), но в то же время опасались за здоровье «большого» и недостаточное понимание баскетбола.
«У него есть потенциал, чтобы стать важным и влиятельным игроком, но на этот счет есть множество сомнений. Большинство из них касается физических кондиций, проблемами с гормоном роста и, как оказалось, трудовой этики.
Он робок в нападении. Когда мяч находится в его руках, не проявляет никакой инициативы. Не очень хорошо распоряжается мячом. Ему понадобится большое количество времени, чтобы овладеть приемами игры в посте. Но оказывает впечатляющее давление на зону под кольцом соперника.
Хорошо развит физически, очень большой и сильный, мускулистый. Его размер навевает страх. Обладает неплохой подвижностью и гибкостью для человека с такими размерами. Находится в хорошей форме, успевает на площадке.
Не особо хорошо чувствует защиту и позиционную игру. Очень сырой. Баскетбольные навыки и понимание игры являются его главными проблемами», – гласил один из публично доступных скаутских отчетов.
«Даллас» был готов рисковать: в составе «бродяг» доигрывал 229-сантиметровый Шон Брэдли, и техасская команда знала, как использовать столь рослых пятых номеров.
Перед началом сезона-2004/05 Павлу пришлось провести операцию на гипофизе, чтобы нормализовать выработку соматотропина – гормона роста. Восстановление проходило тяжело и дольше запланированного, к тому же спортсмен с трудом адаптировался к окружающим его реалиям.
«Клуб в НБА не решает никаких проблем игроков. Тебе просто платят деньги, а ты уже сам должен снять себе квартиру, взять машину и решить другие вопросы. Первое время в США было очень тяжело, но я приехал с женой и она очень помогла мне на этапе адаптации. Сходу тяжело понять, как там все устроено, вникнуть в систему, войти в игровой ритм. Почему люди, которые играют в NCAA или других американских лигах, втягиваются намного проще? Потому что у нас в Европе есть 10-15, максимум 20 комбинаций, а в США вроде те же 15-20 комбинаций, но из каждой комбинации выходят еще 10. В итоге получается очень много. Мне было сложно приспособиться к этой системе, и я начал более-менее понимать ее только на второй год», – рассказывал он в интервью ток-шоу «Дай пять!».
Подкользин смог восстановиться только к концу регулярного чемпионата и успел провести за «Мэвс» всего 5 встреч.
Новый сезон должен был ознаменовать прорыв гиганта, но в октябре 2005-го Павел получил стрессовый перелом правой стопы и вновь выбыл на большую часть регулярки. Второй потерянный год подряд практически поставил крест на перспективах центрового в сильнейшей баскетбольной организации. Одиннадцать игр в Ди-Лиге и единственное появление на паркете в форме «Далласа» в последнем матче сезона – все, чем запомнился бигмен в сезоне-2005/06. Хотя формально он считается первым русским в финале НБА.
Подкользин пытался закрепиться в составе команды через Летнюю лигу, но разочаровал выступлением даже последних оптимистов.
DraftExpress не жалел баскетболиста:
«Сейчас Павел выглядит максимально далеким от уровня НБА. У него нет абсолютно никакого чувства игры или навыков, которые он мог бы использовать на площадке даже в «мусорное» время.
Во время матча большую часть игрового времени он коллекционировал пробежки и необязательные фолы. Во второй половине мы увидели все того же Павла. На один хороший момент в его исполнении пришлось четыре плохих, он был разочарован как собой, так и судьями.
Несмотря на рост, он по-прежнему не способен хорошо выполнять работу под щитом и почти всегда не успевает занять правильную позицию, чтобы оказать сопротивление броску».
Регресс Подкользина связывали с травмами, неспособностью к адаптации и простой ленью. Но он не был согласен с этим:
«Говорят, что важно оказаться в нужное время в нужном месте. Возможно, если бы я провел в НБА больше времени, все сложилось бы по-другому. Можно было еще потерпеть, еще поработать, но я очень сильно хотел играть. Наверное, если бы я поехал в НБА позже, то и результат был бы другим. Я много думал об этом и пришел к выводу, что в НБА нужно ехать уже зрелым игроком. В 20 лет там делать нечего».
Неудовлетворительное выступление центрового в межсезонье окончательно разочаровало клуб, и в августе 2006-го «Даллас» по собственной инициативе разорвал с ним контракт. Так завершилась одиссея «Русского Шака» в НБА, оставившая после себя лишь несколько фотографий и нескладное промо-видео (только не моргайте, иначе можете упустить появление Павла).
Подкользин вернулся в Россию, где без особого успеха провел сезон в «Химках» и начал свое путешествие по лигам (даже был вызван в сборную страны на Евробаскет-2015 из суперлиги). Позже он признавался самым высоким мужчиной нашего отечества, работал играющим тренером, а сейчас наслаждается жизнью очень любящего баскетбол человека.
Виктор Хряпа
Номер выбора на драфте: 22 (21 год).
Карьера в НБА: 2 сезона в «Портленде» (2004-06) и 2 сезона в «Чикаго» (2006-08), 143 матча.
Статистика: 4,5 очка и 3,4 подбора за 16,4 минуты в среднем за игру.
Один из самых титулованных и уважаемых баскетболистов в истории постсоветской России сделал себе имя во время выступлений за национальную команду и ЦСКА. Но в молодости амбиции Виктора Хряпы выходили далеко за пределы Европы.
За пять лет универсальный форвард проделал путь, который многие профессиональные баскетболисты не способны покорить в течение всей карьеры:
• 2000-02 – лидер молодежной сборной и юная надежда «Автодора»;
• 2002-04 – игрок ЦСКА и основной команды страны;
• 2004 – новичок НБА.
Виктор был выбран «Нетс», но за ним прицельно охотились «Блэйзерс», которым, чтобы заполучить русского игрока, пришлось отдать Эдди Гилла и выплатить денежную компенсацию.
«Очень рад, что меня выбрал именно «Портленд». Я и в прошлом, и в нынешнем году участвовал в тренировках этой команды, оставил о себе хорошие впечатления, понравился тренерам. Думал, что буду выбран после 20 номера, так и случилось. Под 22 номером меня выбрал «Нью-Джерси», но я уже знал, что буду обменян в «Портленд», – делился мнением Хряпа в интервью «Советскому спорту».
Весь период пребывания легкого форварда в НБА можно четко разделить на два отрезка: первые успешные сезоны в «Блэйзерс» и противоположное им стремительное угасание в «Буллс».
«Портленд» давно знал баскетболиста и целенаправленно встраивал его в систему команды, видя в нем перспективного ролевого игрока в будущем. Адаптации Виктора не помешали ни травма стопы, полученная в Летней лиге, с последующей операцией, ни другая культура и уровень баскетбола. Изначально врачи предполагали, что спортсмену придется полностью пропустить дебютный сезон, и это было настоящим ударом для генерального менеджера клуба Джона Нэша:
«С большим разочарованием узнали, что Виктор пропустит сезон. Мы очень хотели, чтобы столь универсальный игрок, обладающий всесторонним пониманием баскетбола, выступал за нашу команду. Будем ждать его полного восстановления и возвращения на паркет следующим летом».
Но Хряпа восстановился за полгода и дебютировал в составе орегонцев уже в январе 2005-го года. Высокий баскетбольный IQ позволял ему оставаться полезным, даже попадая всего 43% бросков: форвард регулярно открывался между линиями соперников и без мяча увлекал за собой защитников. В защите третий номер так же хорошо читал игру оппонента и был одним из лучших в команде по игре на подстраховке.
Виктор рубился на игровых автоматах вместе с женой, гулял с собакой Моникой, которую ласково называл Моней, смотрел «Брата-2» и не жалел о том, что уехал в Америку, тем самым потеряв возможность побороться за победу в Евролиге вместе с ЦСКА.
Во втором сезоне с «Блэйзерс» баскетболист поднял уровень игры еще выше. Хряпа получил право на 5 бросков за матч, увеличил показатели во всех статистических категориях и во второй части регулярного чемпионата не только закрепился в качестве игрока стартового состава, но и начал проводить на паркете почти 30 минут за матч.
Да, в памяти нейтральных американских болельщиков он остался во многом благодаря данку Кобе Брайанта.
И постеру Нене.
Но самоотверженной игрой Витя заслужил уважение партнеров и получил право на такие перфомансы, как против «Финикса» (22 очка; 8 из 10 с игры), «Сиэтла» (19; 8 из 12) и «Торонто» (18; 6 из 10).
Он даже осмелел настолько, что во время Олимпиады-2012 предложил Кобе еду из Макдоналдса.
Но в межсезонье-2006 падающий «Чикаго» решил вновь перехитрить всех и отдал «Портленду» выбранного под вторым пиком Ламаркуса Олдриджа в обмен на четвертого номера драфта Тайруса Томаса и легкого форварда из России.
Сделка оказалась неудачной как для «Буллс», так и для Хряпы: «быки» упустили потенциальную суперзвезду и лидера на долгие годы, а Виктор попал к тренеру Скотту Скайлзу, не видящему нужды в баскетболисте такого плана.
Хряпа был предпоследним в ротации по количеству сыгранных минут и уступил борьбу за время на площадке всем форвардам «Чикаго», среди которых были Денг, Томас, Носьони и Пи Джей Браун.
За два года в новой команде Виктор провел всего 42 матча (8 минут в среднем), публично жаловался на малое игровое время и в итоге договорился с клубом о выкупе контракта. А дальше вы и сами знаете: две Евролиги, включая великий спасительный бросок в 2016-м, золото Евробаскета-2007 и бронза лондонской Олимпиады.
Сергей Моня
Номер выбора на драфте: 23 (21 год).
Карьера в НБА: 1 сезон в «Портленде» и «Сакраменто» (2005-06), 26 матчей.
Статистика: 3,0 очка и 2,0 подбора за 13,2 минуты в среднем за игру.
Хряпа и Моня – эти милые русскому уху фамилии долгое время были связаны практически неразрывно. «Автодор», ЦСКА, сборная и даже «Портленд» приглашали баскетболистов именно дуэтом.
«В НБА 30 клубов, и вероятность того, что мы попадем в один и тот же, была очень мала. Честно говоря, узнал об этом только в пресс-центре, когда увидел Сергея в такой же кепке, как и я», – удивлялся Виктор.
В отличие от старшего товарища (разница 1 год), у Сергея не было никаких договоренностей с «Блэйзерс». Более того, баскетболист признавался, что у него были планы на совсем другой клуб.
Моня отыграл в ЦСКА еще год после драфта и прибыл в Орегон только осенью 2005-го. Несмотря на то, что «Портленд» был худшей командой лиги (21 победа и 61 поражение по итогам сезона), молодой винг так и не смог войти в постоянную ротацию команды и проиграл конкуренцию не только визави из России, но и другим одноклубникам. 15 игр в старте с начала первенства сменились глухим запасом и периодическими выводами из состава.
Для человека, чей трехочковый впоследствии стал одним из символов отечественного клатча, 26% из-за дуги были настоящим провалом. В феврале Сергея обменяли в «Сакраменто» в рамках трехстороннего обмена («Портленд» получил бигмена Брайана Скиннера), при этом руководство «Кингс» даже не скрывало своей незаинтересованности в игроке. В новой команде Моня провел всего 3 встречи со смешным игровым временем и больше не надеялся на продолжение заокеанской карьеры.
Еще до официального расторжения контракта президент по баскетбольным операциям «Сакраменто» Джефф Петри заявил, что не рассчитывает на возвращение игрока. И следующий сезон Моня начал уже в московском «Динамо», затем в 2010-м перебрался в «Химки», с которыми дважды выиграл Еврокубок, а позже получил звание «Капитан Россия» за самые стальные нервы в национальной команде.
Сергей Караулов
Номер выбора на драфте: 57 (22 года).
Карьера в НБА: не играл, был выбран «Сан-Антонио».
Статистика: не играл.
Мы все знаем, что мудрые старцы «Сперс» имеют слабость к неотесанным европейским игрокам и периодически пытаются слепить из них что-нибудь эдакое (Якоба Пелтля не тревожили – он и так идеален). Но драфт-2004 выглядит настоящим безумием даже для них. «Шпоры» приобрели сразу четырех иностранцев: Бено Удриха из Словении, Виктора Саникидзе из Грузии, Ромена Сато из ЦАР и Сергея Караулова, имеющего гражданства России и Узбекистана.
Уму непостижимо, как команда, создавшая одну из самых развитых скаутских сетей в Европе, могла остановиться на 20-летнем бугае из якутской «Саха-Якутии», который к тому же начал заниматься баскетболом всего 2 (!) года назад в узбекском (!!) университете (!!!).
Не понимал этого и сам Сергей.
«Не знаю, кто выставил меня на драфт. Спрашивал у Владимира Николаевича Трунова – он говорит, что не выставлял. Выбрала меня команда «Сан-Антонио», но я узнал, что меня выбрали, только через неделю или дней через пять. Я был на сборах на Иссык-Куле, вдруг мне друзья звонят, говорят: «Серега, что такое? Что произошло? Про тебя в новостях пишут, говорят все, что тебя выбрали на драфте в НБА». Я сначала не поверил, но это было на самом деле. В первый год я не успел съездить в Летнюю лигу – не хватило времени оформить документы. Но потом два года летом я играл в баскетбол в Штатах, в Летней лиге», – рассказывал баскетболист в интервью медиа-службе екатеринбургского «Урала».
На посещении Летней лиги знакомство 215-сантиметрового центрового с американским баскетболом и закончилось. Но призраки драфта еще долго преследовали баскетболиста: удивительно, но в составе «Красных крыльев» Караулов играл с Луисом Флоресом и Маркусом Даутхитом – 55 и 56 пиками 2004-го года.
За время карьеры Сергей сменил 13 российских команд (даже побывал в «Химках») и сейчас играет в «Уралмаше» из Суперлиги-1.
Он оказался одной ногой в НБА. Но как? – Настоящая загадка.
***
Кроме упомянутой четверки, свою кандидатуру на драфт-2004 также выставлял 19-летний центровой Иван Ширяев из школьной лиги Канады. Но он решил сняться незадолго до мероприятия. Сейчас очень сложно представить, что когда-нибудь в истории НБА (не Новосибирской баскетбольной ассоциации) пройдет еще один «русский драфт».
Фото: Gettyimages.ru/Jonathan Ferrey; ASSOCIATED PRESS/East News; РИА Новости/Юрий Стрелец
Дюшки не развиты, тренеров хороших нет ввиду маленьких зарплат, кумовство, откаты, допинговые скандалы даже на соревнованиях местного значения, содержание профессиональных клубов(в любом виде спорта) на бюджетные деньги, распил на строительстве спортивных комплексов и т.д. ... Где браться талантам хотя бы уровня Хряпы и Мони, если эти таланты никто не развивает.