Приход Рашида Уоллеса в «Пистонс» сделал их чемпионами НБА. Рассказываем о главном блокбастере дедлайна обменов в XXI веке
Дедлайн обменов НБА надвигается неумолимо. Команды вновь будут изображать кипучую деятельность и попытаются получить тот самый недостающий кусочек пазла, который позволит им выйти на новый уровень (или даже одержать победу в чемпионате).
Как всегда, у большинства клубов не получится сделать ничего толкового, и трейд-маньяки с новой силой будут ждать следующего открытия рынка обменов.
Но для тех менеджеров, кто все же решится изменить судьбу франшизы за один день, существует отличная шпаргалка, оставленная Джо Дюмарсом в далеком 2004-м году.
Экспресс-курс по тому, как стать чемпионом:
1) Выбрать во втором раунде драфта 2001-го года талантливого «большого» Мехмета Окура и оставить его еще на один сезон в Турции.
2) Адаптировать турка к НБА в следующем сезоне и понять, что 211-сантиметровому игроку, бросающему трехочковые и способному играть как мощного форварда, так и центрового, необходимо не только время на раскачку, но и соответствующая зарплата в будущем. При этом не иметь желания переплачивать (да и платить в принципе).
3) Получить второй пик на легендарном драфте-2003 и взять в команду Дарко Миличича, который в скором времени должен будет начать вносить весомый вклад в работу фронт-корта. Да еще и на контракте новичка.
4) Осознать, насколько ошибочным оказался выбор, и попытаться залатать дыру на позиции мощного форварда во время трейд-дедлайна, выменяв себе Рашида Уоллеса.
5) Стать финалистом НБА. Дважды. Подряд.
Данный случай похож на программный код, который работает не благодаря правильно выстроенной структуре, а за счет неочевидных заплаток-«костылей». Но он работает и, значит, имеет право на существование.
Сначала Уоллеса обменяли в «Атланту». Пришлось звонить Дэнни Эйнджу и просить «Бостона» о помощи
«Детройт» образца сезона-2002/03 был хорошей трудовой командой. «Пистонс» пробили планку 50 побед в регулярном чемпионате, дошли до финала Восточной конференции (где без особого сопротивления уступили «Нетс» в четырех играх) и решили немного омолодить состав. Клуб покинули 36-летний Клиффорд Робинсон и 34-летний Майкл Карри, которые выходили в стартовой пятерке на двух позициях форвардов.
В новом сезоне место легкого форварда без потери в качестве закрыл проводящий второй сезон в лиге Тейшоун Принс, но роль напарника Бена Уоллеса по «краске» долгое время оставалась вакантной. Приход Миличича с драфта, где после него были доступны Энтони, Бош и Уэйд, как вы понимаете, ничего команде не дал. Так что в качестве стартового четвертого номера попеременно выступали Элден Кэмпбелл и Мехмет Окур.
«Поршни» вновь предстали симпатичным боевым коллективом с очевидными слабостями. С одной стороны, клубу не хватало человека, способного дать эмоциональный импульс в важный момент, а с другой – ему был необходим форвард, обладающий лучшим броском, чем Кэмпбелл, но при этом более опытный, чем второгодка Окур.
По признанию президента по баскетбольным операциям «Детройта» Джо Дюмарса, он уже два года следил за прогрессом Рашида Уоллеса и в октябре 2003-го года даже начинал вести переговоры с «Портлендом» об обмене форварда. Дюмарса не пугала ни общая репутация сумасшедших «Джейл Блэйзерс», ни рассказы о дурном характере и отсутствии дисциплины у Рашида, получавшего технические фолы в каждом втором матче. Управленец считал гораздо более значимым то, что партнеры и тренеры баскетболиста отзывались о нем как об исключительно хорошем одноклубнике и парне, которого удобно тренировать.
Но «Портленд» запрашивал слишком много: Чонси Биллапса и Бена Уоллеса одновременно. От сделки пришлось отказаться.
«Блэйзерс» продолжали идти мимо плей-офф, к тому же руководству клуба уже достаточно надоела безбашенная команда. Через несколько месяцев в феврале 2004-го все с удивлением узнали, что лидер орегонцев Рашид Уоллес был обменян в «Атланту» на Шарифа Абдур-Рахима, Тео Рэтлиффа и Дэна Дико.
Президент «Портленда» Стив Паттерсон объяснял трейд следующим образом:
«Этот обмен поможет франшизе по-разному. Мы получили ядро молодых баскетболистов, которое может оставаться конкурентоспособным как в Западной конференции, так и во всей лиге.
Другой фактор, повлиявший на сделку, заключается в том, что все три пришедших игрока обладают хорошими характерами».
Но «Хоукс» были одной из худших команд Ассоциации (по итогам сезона заняли предпоследнее место на Востоке) и явно не планировали заигрывать сильного 29-летнего игрока в самом расцвете сил. Они ждали предложения от других клубов.
Дюмарс не мог упустить такой шанс. Несмотря на то, что у «Пистонс» было недостаточно активов, чтобы заинтересовать «Атланту», Джо подключил к участию в трансфере третью сторону – «Бостон» Дэнни Эйнджа.
По итогам переговоров стороны пришли к трехстороннему соглашению 19 февраля – в последний день обменов. В его результате:
• «Детройт» получил Рашида Уоллеса и Майка Джеймса;
• «Атланта» получила Криса Миллса, Желько Ребрачу, Боба Суру и пик первого раунда драфта-2004, доставшийся «Детройту» от «Милуоки» транзитом через «Денвер» (выбрали Джоша Смита);
• «Бостон» получил Чаки Эткинса, Линдси Хантера и пик первого раунда драфта-2004, принадлежавший «Детройту» (выбрали Тони Аллена).
Сходу влился в команду, взбодрил всех в серии с «Индианой», а в финале невзлюбил Славу Медведенко
Уоллес успел провести за «Хоукс» всего один матч (против «Нью-Джерси», в котором набрал 20 очков, 6 подборов и 5 блок-шотов) и второй раз за десять дней оказался в новом клубе.
Дюмарс не скрывал радости:
«Отличный день для нас. Мы смогли освободить немного пространства в платежной ведомости, получили влиятельного игрока и добились этого без разрушения основной команды. Три цели из трех. Такое случается не часто.
У этого парня определенно есть талант. Талант той величины и типа, которого не хватало нашей команде.
У меня не было необходимости тянуть до лета. Мы ничем не рискуем, если что-то пойдет не так. Но если Рашид поможет нам пройти далеко в плей-офф, если будет счастлив с нами, то я буду надеяться на долгосрочное сотрудничество».
Доволен был и главный тренер Лэрри Браун: ему с самого начала нравилась идея добавить игрока с элитными навыками в универсально построенную команду.
Первый матч Шиди в форме «Пистонс» состоялся на следующий день и пришелся на встречу с «Тимбервулвс» Кевина Гарнетта. Дебют оказался довольно скомканным: в большом перерыве «поршни» узнали, что документы, подтверждающие сделку, до сих пор не оформлены до конца. Так что им пришлось снимать Уоллеса и Джеймса со встречи.
Браун вспоминал обстоятельства неразберихи:
«Я подошел к Рашиду и сказал: «Тебе и Майку больше нельзя играть». Но он только рассмеялся. Пришлось объяснять, что нас транслируют на национальном телевидении, против нас выступает команда с лучшим результатом во всей лиге. К нам было приковано столько внимания... полная арена, настоящее сумасшествие. Это было неправильно».
«Детройт» проиграл «Миннесоте», а также уступил в следующей встрече с «Орландо». Но зато в конце «регулярки» новая команда Уоллеса одержала победы в 20 из 24 оставшихся матчей и завершила сезон с показателем 54 победы и 28 поражений, что позволило ей забраться на третье место Востока («Нетс» были вторыми с 47 победами, поскольку одержали первенство в Атлантическом дивизионе).
В первом раунде плей-офф клуб из «Города моторов» в пяти матчах без особых проблем разобрался с «Милуоки», главной звездой которого считался Майкл Редд.
Полуфинал конференции прошел в гораздо более напряженной обстановке. «Нью-Джерси» с Джейсоном Киддом, Ричардом Джефферсоном и Кеньоном Мартином лидировал в серии со счетом 3-2. Но высокий уровень оборонительного взаимодействия в двух последующих встречах позволил «Пистонс» одержать победу в противостоянии: в решающей игре «Нетс» сподобились всего на 69 очков, что было, конечно, лучше, чем 56 в первой схватке серии, но все же недостаточно.
Финал Востока с «Индианой» стал торжеством защиты. Ни разу за всю шестиматчевую серию ни одна из команд не смогла набрать более 85 очков.
«Поршни» уступили в дебютной встрече, но Шид был уверен в себе и пытался зарядить партнеров через прессу:
«Я гарантирую победу во второй игре. Уверяю вас. Они не смогут выиграть во второй встрече. Вы слышали это, можете печатать что угодно. Разместите это на главной странице, последней странице или где-то посередине. Они не смогут выиграть».
И хотя сам форвард в следующей игре набрал всего 10 очков, он по-настоящему завел команду. Квинтэссенцией победного настроя стал фантастический блок-шот Тэйшоуна Принса, не позволивший 38-летнему Рэджи Миллеру сравнять счет за 10 секунд до финальной сирены.
После такого рубилова соперничество с раздираемыми внутренними проблемами «Лейкерс» оказалось довольно легкой прогулкой. Именно в нем Рашид продемонстрировал все свои достоинства:
• Регулярно уводил за собой еще здорового Карла Мэлоуна, что вынуждало тяжелого Шакила О’Нила отдуваться за всю «краску».
• Ставил невероятное количество заслонов в каждом матче, позволяя выполнять фирменные броски Рипу Хэмилтону.
• Страховал под кольцом (1,6 блока в среднем) в те моменты, когда Бен оказывался отыгран Шаком.
• Поддерживал быстрые отрывы защитников.
• Вместе с Беном громил чужой щит (3,8 подбора в нападении в среднем).
• Сделал Станислава Медведенко персональным врагом и выдал мощнейшую четвертую игру серии (26 очков и 13 подборов).
У Дюмарса спросили: верил ли он в то, что обменом Рашида создал будущего чемпиона НБА? Он ответил, что нет. Руководство рассчитывало сформировать команду, которая просто сможет оставаться конкурентоспособной на Востоке.
Но приход форварда изменил характер «Детройта». Он стал эмоциональной силой, приводящей в движение этот универсальный и крайне самобытный механизм.
Летом 2004-го Уоллес подписал новый пятилетний контракт с «Пистонс» на 57 миллионов долларов и отблагодарил клуб еще одним выходом в финал. В дальнейшем уровень его игры неуклонно падал, в какой-то момент баскетболист едва ли не стал настоящей обузой для франшизы.
Но в кое в чем мы точно можем быть уверены: одной из наиболее славных страниц в истории «Детройта» могло не случиться, не перейди Шиди в команду на самой границе дедлайна.
Фото: Gettyimages.ru/Tom Pidgeon, Jonathan Daniel, Otto Greule Jr./Allsport, Ezra Shaw; East News/ROB WIDDIS, AP Photo/Michael Conroy, AP Photo/Al Goldis
Что мы видим в тексте? Звёзды, зарплаты, обмены. И эффективные менеджеры, которые всем этим рулят. Провернул звёздно-зарплатно-обменную комбинацию, она «выстрелила» - и через пару-тройку месяцев ты борешься за титул. Не «выстрелила» - через те же пару-тройку месяцев ты танкуешь и борешься за высокий выбор на драфте. При этом три четверти игроков Ассоциации составляют обменный фонд, которым надо уметь быстро и правильно пользоваться. Так живёт современная НБА…
Но 15-20 лет назад она жила иначе. Во-первых, проектов контендеров на один сезон, не говоря уж о паре-тройке месяцев, просто не было. Деятели Ассоциации мыслили другими временными интервалами. Нормальным считалось стремиться сделать команду, которая будет задавать тон хотя бы лет пять. И под это дело подобрать костяк игроков, не нумеруя их «звезда №1», «звезда №2» и т.п. Надо было делать устойчивый коллектив, в который обмены под дедлайн могли внести последний штрих, но не были сколько-нибудь значимым (а тем паче – основным) средством строительства команды. И «Детройт» середины нулевых был таким длинным проектом. Это сейчас обращают внимание, прежде всего, на титул-2004 и победу над ОНилом и Брайантом. Но для тех лет не менее, а может, более существенным было то, что «Детройт» шесть лет подряд не опускался в ПО ниже финала конференции («полтинник» побед в регулярке все эти годы для этой команды уже тогда был вишенкой на торте, но не более). Думарс строил (и построил) именно «длинного» претендента. Обмен Рашида Уоллеса интересовал его именно в этой перспективе («Руководство рассчитывало сформировать команду, которая просто сможет оставаться конкурентоспособной на Востоке.» - это конкурентоспособной на пять лет вперед). Но сейчас помнят только 2004 г.
Во-вторых, в ту пору в НБА еще практически не было продвинутой статистики, компьютерной аналитики, многочисленных тренерских бригад с узкой специализацией их членов и т.п. За всё отвечал главный тренер, который в своей голове должен был сам складывать ту картинку, которую сегодня формируют в каждом клубе десятки человек. В ту пору и в голову никому не могло прийти, что главный тренер – это просто ассистент Главной Звезды. А уж в команде без ярко выраженных лидеров роль главного тренера была просто ключевой.
Так вот, после весьма успешного (50 побед в регулярке и финал Востока в ПО)сезона 02-03 «Детройт» поменял тренера. На место Карлайла был приглашен Браун. Ларри пару раз упомянут в тексте, но так, фоном…А между тем эта смена – ключевое событие для того «Детройта». Карлайл за два предыдущих сезона показал себя квалифицированным и перспективным специалистом, но считался еще недостаточно опытным для борьбы на высшем уровне. А Браун имел богатый и тяжелый опыт ПО с «Индианой» и «Филадельфией» (не с «Лейкерс» или «Селтикс» - для провинциального «Детройта» это было важно). При этом «Детройт» считался вполне перспективным клубом в борьбе за титул: старый еврей был уже старым и понимал, что это – его последний реальный шанс. В команду «на вырост» он бы просто не пошел. Только надо понимать, что в ту пору «последний шанс» - это не сезон 03-04, а, по крайней мере, сезона три на тренерском мостике «Детройта». Обмен Рашида был ходом именно под сильные стороны Брауна-тренера. Рашид – игрок нервный (если не сказать: психованный) и нестабильный. Легко может и сам провалить матч, и с судьями и партнерами изругаться. Зато если у него «попрёт» - и сам чудеса совершит, и партнеров заведет. Надо только правильно его использовать. Браун же великолепно умел управлять игрой (привет Папе Доку, который играл под его руководством в ПО-92, но так ничему у него и не научился!). Он мастерски смог использовать Рашида. И сам Уоллес, похоже, это чувствовал и доверял тренеру. А вот преемник Брауна Сондерс таким искусством управления игрой не обладал. Возможно, именно поэтому под его руководством Рашид не был столь полезен.
Так что не было в 2004 никакой сверхудачной точечной обменной комбинации. А была планомерная работа по выстраиванию чемпионской команды, которая просто принесла результат раньше, чем ожидалось (что действительно редкость).
Рвали просто.