1 мин.

ЦСКА выбрался на второе место в Евролиге. Все починили?

Проверяем.

За последнюю неделю ЦСКА одержал три победы и незаметно влез на второе место в регулярном чемпионате. Незаметно – потому что, несмотря на позитивные результаты, игра красно-синих вызывает больше вопросов: упущенные 15-очковые гандикапы, невразумительный Шенгелия, пропажа Майка Джеймса…

Единственное, что выше всяческого скепсиса – это бодрейшие прыжки главного тренера на боковой по ходу матча с «Жальгирисом». Не без нарушения, но за волю к победе на многое можно закрыть глаза.

Слабые стороны этого ЦСКА обозначились уже с самого начала сезона. Посмотрим, какова динамика на исходе почти трети регулярки, после выигранного в гостях матча у «Баварии», которую армейцы и спихнули со второго места.

Проблемная организация нападения

Во встрече с «Баварией» армейцы набрали 89 очков при всего 11 передачах (и 13 потерях).

Удивительно, как за несколько лет из забавляющего с лучшими защитами Европы фокусника имени Теодосича-Де Коло ЦСКА пришел к образу разучившего улыбаться громилы, предпочитающего вязкий силовой баскетбол с акцентом на давление внутрь.

Проблемы комплектации никуда не делись: ЦСКА не хватает как минимум еще одного боллхэндлера, особенно учитывая перманентное отсутствие Стрелниекса.

Клайберн здесь может только эпизодически помогать.

Майк Джеймс, прежде всего, ориентирован на то, чтобы выступать в роли быстроногого тарана. И даже в лучших своих матчах скорее избавляется от мяча после того, как стягивает на себя дабл-тим, нежели задействует партнеров.

Хэккетт часто не вывозит из-за того, что ему приходится обороняться против лучшего игрока периметра и он подсаживается на фолы.

И ввиду критичности ситуации Итудис уже приспособил номинального снайпера Дэрена Хиллиарда под полноценный розыгрыш: с «Баварией» у него лучший в команде показатель по передачам (4), а также лучший момент матча после двойки с Джоэлом Боломбоем.

Логично, что нападение ЦСКА выдает средние показатели по лиге (7-е на данный момент) и выглядит не особенно фееричным.

Весь сезон армейцы страдают из-за сузившегося пространства в атаке и большого числа потерь, не могут и близко подойти к потенциалу своих «больших» и полагаются главным образом на индивидуальные таланты лидеров.

Положительный момент тут один: ЦСКА сильно упрощает баскетбол, но за счет этого избавляется от ошибок. В первой половине игры с «Баварией» их набралось девять, во второй – уже было только четыре.  

Шенгелия

Адаптация грузина и предполагалась сложной, но выходит прямо-таки мучительной.

С одной стороны, команда не знает, как помочь Шенгелии. Под него есть два вида розыгрышей. Либо ищут в усах, где его накрывают дабл-тимом – и тогда в большинстве случаев у него нет вариантов ни для атаки, ни для передачи. Либо оставляют один на один на дуге и предлагают уходить от опекуна за счет скорости – но он не настолько быстр, чтобы на нем за время забега не успели как минимум нарушить правила.

Ареал обитания и инструментарий тут слишком соприкасается с излюбленными зонами Милутинова, потому использование обоих одновременно зачастую губительно для самих армейцев.

С другой, Шенгелия и сам очевидно потерян.

У него всего 60% попадания штрафных – это худший показатель в карьере, при том, что в прошлом сезоне он выбивал 77%. И у него 20% попадания трехочковых (а бросает он исключительно в супероткрытых ситуациях) – и это тоже худший показатель в карьере, при том, что в предыдущих двух сезонах он выбивал 39% (а в прошлом так и вовсе при трех попытках за игру).

Если низкий процент двухочковых еще можно списать на недостатки командной организации, то все остальное – исключительно к нему.

Оба эти фактора приходят к тому, что Шенгелию страшно выпускать тогда, когда игра идет очко в очко. И он логично остается на скамейке.  

Проблески бывают, но очень уж редкие.

И кажется, после выяснения отношений с Джеймсом первостепенная задача Итудиса должна состоять в том, чтобы ЦСКА все же – через психологические консультации, тактические перестроения или еще как – заполучил если не лучшего игрока Европы (в статусе которого Шенгелия переходил), то хотя бы того, от кого была бы польза, хоть немного превышающая 3 балла по коэффициенту полезности в последних матчах.

«Большие» и их влияние на результат

Кайл Хайнс был лучшим центровым Евролиги, но всегда стабильно держался миф, что Итудис не умеет работать с «большими». Грек приучил к тому, что ЦСКА – это что-то веселенькое, построенное вокруг скорости и умения креативить на этой скорости тех, кого он сам называет созидателями.

Теперь все иначе.

Майк Джеймс никогда не превратится в Де Коло, и у армейцев нет другого пути, кроме как самоутверждаться за счет габаритов и переносить акценты в сторону «больших».

В отличие от Шенгелии, Никола Милутинов хотя бы намекает, каким может быть этот другой ЦСКА. В матче с «Баварией» серб принялся так яростно топтать соперника, что за ним последовали остальные. Немцев, конечно, странными свистками сломали судьи, но победили армейцы именно благодаря колоссальному преимуществу на щитах и тому, что измочалили хозяев подборами в нападении. Всего в атаке ЦСКА вырвал 17 отскоков, из них 10 – на счету Милутинова и Боломбоя.

Особенно во второй половине ЦСКА предстал очень злой, неуступчивой командой, которая стремится сломать и чужого разыгрывающего прессингом уже на чужой половине, и отлетающих в разные стороны «больших».    

Собственно, Милутинов показал еще и то, что ему необязательно ждать, когда рядом появится Вассилис Спанулис и будет снабжать его идеальными передачами после идеальных пик-н-роллов в идеальной обстановке. Даже в условиях нестройно организованной атаки центровой выдал свой лучший матч за красно-синих – 18 очков и 12 подборов.  

Проблема, естественно, в том, что все, что случилось с «Баварией», вообще-то для ЦСКА крайне несвойственно. Это все еще команда, где трехочковые Фойгтманна остаются самым запоминающимся элементом в арсенале всей передней линии. Но раз уж немец до Германии не доехал, а дальние попытки не залетали (6 из 26), то пришлось предстать и вот в таком непрезентабельном виде. В более привычных обстоятельствах ЦСКА – все та же команда, которую смял Сикма и парни из «Басконии», команда, которая – при наличии Милутинова, Шенгелии, Боломбоя и высоких пятерок с Клайберном – плетется пятой с конца по проценту подборов.

Достижимая цель очерчена в Германии. Теперь будет видно, насколько реально соответствовать такому же уровню мотивации на протяжении оставшейся части сезона.

Фото: РИА Новости/Михаил Сербин