Трибуна
10 мин.

«Лейкерс» провалили первый матч, но потом уничтожили смолболл «Хьюстона»

От редакции: вы читаете пользовательский блог 3.05, здесь разбирают игру Лу Дорта, изучают новый формат Матча всех звезд, вспоминают игру Кобе в составе сборной США. Поддерживайте автора плюсами – это всегда приятно.

Самый громкий, самый затянувшийся и благодаря беспрецедентной эффективности талантливого менеджмента самый публичный обмен, давший «Лейкерс» вторую суперзвезду, мгновенно записал «озерников» в список фаворитов уже в начале сезона. Даже несмотря на то, что оставшийся состав пришлось собирать буквально с нуля. Речь об обмене Энтони Дэвиса, конечно — говорят, переговоры генеральный менеджер Роб Пелинка учился вести по карточкам «Афиши».

Уэстбрук и Ковингтон появились в «Хьюстоне», наоборот, вследствие холодного математического расчета главного вестника моды. Все сделки были спорные, их последствия трудно прогнозируемые, но эти шаги несли в себе какую-то, казалось, гениальную в своей простоте мысль. И если в первом раунде «Рокетс» пришлось пободаться с такой же нетипичной «Оклахомой», то сейчас перед ними оказался их полный антипод, для игры с которым они и были созданы.  

Первый матч — совсем другой 

Впрочем, после первой встречи команд не слишком верилось, что это второй раунд плей-офф, а проигравшие — команда первого посева. У «Лейкерс» все из рук вон валилось: они совершили слишком много потерь, отдали с этих потерь слишком много очков, да и сами ничего толком не попали.

Основная ошибка — «озерники» начали серию с двумя большими в старте. Макги и Дэвис в паре закономерно оказались слишком тяжелыми и нерасторопными для игры в микроболл. В нападении им вечно не доставало пространства — страдающий в посте Дэвис был вынужден бросать издалека, потому что внизу всегда находился защитник. На своей половине из-за разменов кто-то из них все время попадал на Хардена, и получалось не эффективно — на периметре «борода» лихо провоцировал их на фолы, под кольцо за ним стабильно не успевали на ногах. Иной раз «Хьюстон» даже специально вытягивал двух больших, чтобы в «краске» на съедение Хардену остался жалкий Колдуэлл-Поуп.

Бигменов со скамейки прикрывал Дуайт Ховард, но он выступил еще хуже — через него за 18 секунд опеки лидер «Рокетс» забросил 5 очков, причем 3 из них со штрафных. Всего за первую половину Харден пробил 11 штрафных, за всю игру — 12.

 

То есть, все, и Ховард в первую очередь, оказались максимально не готовы к плотной игре с Харденом. Другие размены были не сильно лучше: от степбеков с евростепов методично страдали Леброн и Кузма, но они не подарили столько штрафных. И, кажется, я вставил в нарезку два одинаковых видео. 

Второе и сразу третье — «Лейкерс» совершили неприличное количество потерь с игры. Это были не передачи в аут, не фолы в нападении, а передачи поперечные, дурацкие зевки на дриблинге и корявые проходы, где соперники выцарапывали мяч еще на стадии его подъема — в общем все то, что обычно вело к быстрому нападению и легким очкам «Рокетс». Как результат, общее количество потерь за матч у «Лейкерс» меньше (16 против 17 у «Хьюстона»), а привезенных с них очков значительно больше: «Хьюстон» забил 27, «Лейкерс» — 12. 

Ко всему прочему предательски провалились задние — Грин и Колдуэлл-Поуп на пару сообразили 6 из 20 с игры, 3 из 12 из-за дуги; Рондо абсолютно не влился в игру, на 4 передачи совершив 4 потери. «Лейкерс» строили атаку вокруг Дэвиса в посте, но «Рокетс» из-за малоэффективных маленьких быстро нашли на него управу, отправив в защиту Пи Джея Такера, который просто не давал Энтони получать мяч, тем самым сократив количество его бросков.

Если коротко, то все это был настоящий кошмар.  

Но Фрэнк Вогель сумел вовремя соориентироваться и внес несколько изменений. Посему серию диктовали совсем противоположные тренды.

«Лейкерс» превратились в «Хьюстон». Помогла глубина состава

На самом деле, автор употребляет слово «глубина» в отношении состава «Лейкерс» с легкой ноткой гиперболы. Но тем не менее, недостающий элемент в лице Маркиффа Морриса пришелся весьма кстати.

Старшего из братьев-гангстеров «Лейкерс» ухватили на гаражной распродаже «Детройта» в конце февраля. Маркифф долго считался талантливее Маркуса, пока близнецы не разбрелись по реально претендующим на результат командам, с выбором которых брату повезло чуть больше. Последние несколько лет Маркифф — это невысокий тяжелый форвард в командах-середняках со вполне определенной ролью «получи и брось», чего, собственно, от него и ждали в «Лейкерс». 

В «пузыре» Моррис чувствовал себя довольно неважно: в регулярке принял участие лишь в мусорных матчах, да и то не во всех; в первом раунде набирал скромные 3 очка в среднем за игру при 25% реализации из-за дуги; больше 20 минут за матч до серии с «Хьюстоном» не получал. Но в нужный момент он магическим образом выстрелил, оказавшись тем ключиком, который помог вскрыть «Рокетс». 

Вогель выпустил Киффа во втором матче на позицию центрового в пятерке с Леброном, Кузмой, Карусо и Рондо. Привыкшая к игре от Дэвиса в посте защита «Хьюстона» разобралась не сразу, а только к концу первой четверти, когда Моррис накидал им 4 из 4 с трехочковой, увеличив преимущество «Лейкерс» до 16 очков. 

Наличие Морриса позволило «Лейкерс» подстроиться под «Хьюстон», превратиться в его улучшенную версию и навязать ему свои правила игры. В атаке серьезно добавилось вариативности — теперь можно было бесконечно чередовать пятерку с Дэвисом и маленькими на паркете, и пятерку с Моррисом-Леброном, —  появились пресловутый спэйсинг и безвредные размены в защите. 

Маркифф положил по 4 трешки во втором и четвертом матчах, и завершил серию с 52% дальних бросков, и с числом +45 в графе рейтинга полезности, самым большим среди всех игроков «ЛАЛ». Он сильно разгрузил замученного Такером Дэвиса и очутился в двух из трех самых эффективных пятерок, выпускавшихся «Лейкерс» в этой серии. Дуайт Ховард на паркете больше не появлялся, Джавейл за всю серию провел там всего полчаса.

Хорошая защита 

Здесь важно знать два числа — атакующий рейтинг «Хьюстона» снизился до 106.2 (108.3 в серии с «Оклахомой»), количество трехочковых упало до 40.8 в среднем за игру (51 в серии с «Оклахомой», 48.6 в регулярке с момента обмена Капелы).

До нынешнего сезона в баскетбольных кругах Фрэнк Вогель был прежде всего известен своей работой в «Индиане» начала десятых — крепкой защитной командой с Полом Джорджем и Дэвидом Уэстом. Это был, пожалуй, самый грозный оппонент суперкоманды Леброна на Востоке за все десятилетие. В сезонах 12/13 и 13/14 Вогель сотворил из обороны «Пэйсерс» настоящую конфетку с защитным рейтингом меньше 100, построив ее вокруг Роя Хибберта и подарив центровому единственную в карьере путёвку на матч все звезд. 

Про период Вогеля в «Орландо» в тех же кругах, однако, принято умалчивать. Но Фрэнка можно понять — не каждому в современной НБА выдается возможность поработать одновременно с пятью центровыми в одном ростере. «Орландо» и мы ему простим. 

«Лейкерс» меняли всех на всех, периодически гоняли зону. У них не было своего Лугенца Дорта, им достались Грин и Колдуэлл-Поуп, поэтому вытягивали за счет слаженных взаимодействий и универсальности. Но самое главное — чего они не сделали в первом матче, — «озёрники» полностью забили на Уэстбрука, дали ему максимум свободы на дуге и даже на средней. Они решили, что пусть реализует сколько получится, и Расс не подвел.   

Уэстбрук полностью провалился в третьем и пятом матчах и самостоятельно закопал «Хьюстон» во втором, выбросив 1 из 7 трехочковых и допустив 7 потерь. «Лейкерс» всю серию активно сдваивались на Хардене, и если на площадке в этот момент находился Уэстбрук, схема отлично работала. 

В общем, дело реально дошло до того, что Уэстбрук не мог найти себе места, молча ставил заслоны и беспомощно ютился на «усах».

Леброндо

Леброн традиционно был самим собой, мастерски комбинируя режимы разыгрывающего, штатного снайпера-с-ведения и пешехода. По первости «Хьюстон» пытался играть так, чтобы против Хардена в защите оставался Джеймс, но Леброн быстро включился, и уже ко второму матчу все стало значительно лучше. 

Прежде всего в актив лидеру «Лейкерс» нужно записать третью встречу: он неподражаемо провел первую половину в нападении, забив 26 очков, и вторую — в защите, поставив 4 блок-шота в третьей четверти. Он так же поставил по 2 блока в первой и второй играх. Для сравнения — 4 блок-шота он набрал за весь январь.

Рондо пропустил первый раунд с «Портлендом» из-за перелома большого пальца руки. Карьеру разыгрывающего хоронили уже несколько раз, и этот год не исключение — в регулярном сезоне все было настолько плохо, что «Лейкерс» в панике пытались вызволить Даррена Коллисона из религиозных лап (запрещенных). 

К счастью, Рэджон пришел в себя ко второму матчу, и мы увидели любимого «плей-офф Рондо», который прекрасно ведет игру, защищается, защищается, защищается против Хардена и теперь даже неплохо бросает. «Хьюстон» пытался оставлять его на трехе так же, как и «Лейкерс» оставляли Уэстбрука. Не получилось — Радж отправлял по 3.5 броска из-за дуги в среднем за игру, 44% из них достигли цели, и помог «Лейкерс» в концовке третьего матча, организовав рывок 10-0.  

Кто-нибудь видел Кайла Кузму?

Ощутимый вклад в победу «Лейкерс» в серии внесли их снайперы — 42% из-за дуги попали Грин и Колдуэлл-Поуп, 35% попал Карусо. Их доля от общего количества бросков не так велика, но пока у них идет, ни одна защита не отдаст им много открытых бросков. 

Другое дело — Кайл Кузма. Без пятого матча он забивал лишь 25% своих дальних бросков, «Рокетс» часто оставляли его одного, и он либо отправлял кирпич, либо мешкался и портил момент другим способом. Причем сейчас он уже оброс таким уровнем неуверенности, что иногда перестал не использует даже свои открытые броски. 

В связи с этим, Вогель гораздо больше пытался использовать Куза без мяча — Кайл больше открывался, хорошо убегал в быстрые отрывы, где отличился хорошей реализацией, благодаря собственным размерам. Количество открываний внутрь увеличилось ровно в два раза по сравнению с регулярным чемпионатом. 

Это оказалось неплохим способом решить проблему, но вопрос об амбициях третьей звезды (или, хотя бы, третьей опции) можно официально закрывать

«Лейкерс» впервые за 10 лет выходят в финал конференции, наследие Сакре-Бузера теперь окончательно все. Провалив первую встречу, они полностью адаптировались под микроболл и развалили его — помогли глубина состава, хорошая защита и попадающие снайперы. Однако большой вопрос «как заставить стабильно играть Кайла Кузму???» остается открытым и может аукнуться «Лейкерс» в дальнейшем. 

Теперь Леброн ждет Кавая, Рондо — Беверли, а Маркифф — своего братца Маркуса. Док Риверс ведь никогда не сливался, имея преимущество 3:1, так?

Фото: REUTERS/Kim Klement-USA TODAY Sports