Формула x Зал славы x драфт НБА
Пока карантин, потратил два часа и распределил всех исторических звезд НБА по рейтингу своей формулы (по состоянию на 2019-й) и по годам, когда они выходили на драфт (или вышли бы, если бы таковой существовал).
А потом на графике выделил среди них тех, кто есть в Зале славы баскетбола. Кобе, Данкан и Гарнетт будут объявлены как новые члены через неделю, больше из НБА никого не введут, потому что больше игроков среди финалистов не было, а включение через прямые комитеты в этом году заморожено. Зеленый цвет – в Зале, красный – нет, желтый – еще играют.
Наводите курсор на точку – узнаете, что за игрок.
Серая линия – это не линия тренда, а просто прямая, равная году драфта+40. Но даже такая простая граница довольно неплохо делит игроков на холлоффэймеров и нехоллоффэймеров.
Логика растущей границы – чем раньше играл человек, тем меньше у него было возможностей получить баллы по рейтингу (меньше наград, меньше матчей в регулярках и плей-офф).
Две красные точки справа – Бен Уоллес и Чонси Биллапс, которых пока незаслуженно игнорируют в Зале славы. Но не только их – Лерой Эдвардс (слева на уровне 200) отстоит от серой линии даже дальше. В отличие от других легенд НБЛ, он никогда не играл в других лигах, поэтому несмотря на звездный статус и в студентах, и в профессионалах, никак не может пройти барьер голосования. А ведь его кандидатуру предлагали еще в 1970-е.
Теперь приблизим график – уберем всех, кто начал играть до образования НБА в 1949 году, а также автоматических ХОФеров с рейтингом более 200 (опять же, за исключением Бена и Чонса).
Оказывается, после присоединения АБА серую линию можно поднимать хоть на 50 пунктов вверх – почти ничего не поменяется. Лига очень медленно включает игроков, пополнивших лигу после 1976 года – одна из причин в том, что «ветеранский комитет» рассматривает игроков, закончивших карьеру не менее 35 лет назад, а потому те, кого не включили сразу, могут ждать десятилетиями, когда о них снова вспомнят.
И это еще ситуация улучшилась, когда в прошлом году наконец-то включили Бобби Джонса, Джека Сикму и Сидни Монкрифа (три верхние точки в середине).
А ниже высокой серой линии после 1976 года в Зал вошли лишь пятеро: Бернард Кинг (тоже с большим опозданием), Крис Маллин, Грант Хилл, а также двое, кто даже ниже обычной серой линии: Яо Мин (больше как популяризатор баскетбола в Азии, а не как игрок НБА) и Митч Ричмонд (спорный выбор изначально: да, он пять раз попадал в сборную сезона как лидер «Сакраменто Кингс», но выводил их в плей-офф лишь один раз, чемпионом в 2002 году в ЛАЛ стал, почти не играя в плей-офф, олимпийским чемпионом в 1996 – как запасной).
Если убрать тех, кто попал в Зал де-факто как студент (Сэмпсон, Брэдли, Вуден, Хубрегс), через международный комитет (Яо, Дивац, Сабонис, Петрович, Раджа) или комитет афроамериканских первопроходцев (Роджерс, Клифтон, Купер, Гейтс), то по правилу год драфта+40 верно определены 112 из 125 членов (89,6%).
Не определились только:
Джо Фалкс (если бы в БАА была награда MVP, то был бы выше линии)
Фрэнк Рэмзи (если бы в 50-е не существовало лимита на число представителей одного клуба на Матче звезд, то был бы выше линии)
Морис Стоукс, чья карьера трагически оборвалась после 3 сезонов
Кей Си Джонс (которого ввели по совокупности тренерских и игроцких заслуг, включая студенческие и олимпийские, но как игрока)
Келвин Мерфи, токен-игрок, которого ввели в Зал за миниатюрность
легенды ранней АБА Мел Дэниелс, Роджер Браун, Луи Дампьер и Чарли Скотт, на баллы которых в рейтинге сильно повлияла слабость лиги, из них только Скотт потом успешно играл в НБА
Гас Джонсон (всего в 8 баллах от линии)
Джамал Уилкс (в 5 баллах от линии)
Митч Ричмонд (в 2 баллах от линии)
Том Гола (в 0,6 балла от линии, скоро ее перейдет)
15,8% (21 человек) точек выше линии – красные, то есть не члены Зала славы в реальной жизни, но набрали не меньше баллов, чем их более чтимые современники.
Впрочем, многие из красных точек (Эдвардс, Лэрри Фауст, Дэндридж, Маркес Джонсон, Билл Лэймбир) давно заслужили место в Зале. А другие (Кемп, Уэббер, Тим Хардуэй, детройтцы-2004) когда-нибудь в него обязаны попасть.
Серую линию сейчас можно назвать линией Хоукинса-Сайласа, потому что оба из одного драфт-класса, первый в Зале и на 1 балл выше линии, а второй – наоборот, смотрят друг на друга с разных берегов. Впрочем, из-за особенностей расчета баллы постепенно растут и у закончивших карьеру игроков, и Сайлас уже через год перейдет эту границу.
Наконец, сравнение моей несерьезной модели с баскетрефовской: там только 88 реальных членов Зала определяются формулой. Но у них более жесткий отсев, расчет основан именно на выработке факторов, влияющих на попадание в Зал, поэтому всего 6 человек имеют ХОФ-вероятность по их формуле выше 50%, но так и не в Зале.
Правда, они рассматривают рост игрока, выкидывают из расчета игроков АБА, НБЛ и просто тех, кто набрал менее 40 WS, так что если и я так введу дополнительное правило (как когда-то было и в самой модели баскетрефа, они считали фактором, когда игрок дебютировал – до или после 1955 года) и подниму линию Хоукинса-Сайласа после 1976 года, то тоже могу оставить только 10 незаслуженно обделенных вместо 21.
Но моя формула, хоть и была придумана для виртуального «Зала славы НБА», никак не основывается на настоящем Зале славы баскетбола. Перенос ее результатов на голосование ХОФ и сравнение с реальностью – просто забава во время карантина.
Похоже, комитет по включению игроков в Зал славы все же недолюбливает Детройт.
Картина почти такая же, но можно четко выделить зону "ветеранского комитета", то есть тех, кто закончил не менее 35 лет назад, то есть до 1985-го. И поднять линию обычного голосования, начиная с 1985.