История «Орландо» через звезд-одноклубников: Шак, Пенни, Ти-Мак, Дуайт, [сцена пропущена], Паоло
«Орландо» стал клубом НБА в какой-то степени случайно. В конце 1980-х лига объявила, что расширится на три команды. Два места точно были за Миннеаполисом и Шарлотт, третье отдавали Флориде – но там фаворитом шел Майами. Все три города уже когда-то имели профессиональные команды в НБА и/или АБА. В то время как в Орландо вообще никогда не было никакого спорта, кроме мини-гольфа в Диснейленде. И все же питч от президента клуба Пэта Уильямса был слишком убедительным (Пэт – легендарный менеджер: в «Чикаго» изобрел маскота Бенни Быка, в «Атланте» обменял Маравича на базиллион драфтпиков, когда это еще не было модным, а в «Филадельфии» объединил Ирвинга, Мэлоуна и чемпионский кубок).
Так заговоренные Уильямсом владельцы клубов решили допустить и четвертого нового члена в свою ассоциацию.
Но еще лучше Пэт Уильямс заговаривал лотерейные шарики. Четырежды за карьеру его клубы получали 1-й номер драфта, и самый знаменитый – дубль в 1992/1993, когда «Орландо» сначала получил Шакила О’Нила, а год спустя (с худшими шансами) вновь выиграл лотерею, после чего Пэт обменял первый пик на третий и тележку пиков, а сам выбрал Анферни Хардуэя.

За три года до Шака и четыре года до Пенни у «Мэджик» были другие лидеры. И тут я утыкаюсь в первые проблемы в этом проекте, потому что объективно определить этих лидеров, с которых нужно вести клуба родословную, не так уж и просто.
Лучшие в первом составе «Орландо» по очкам, минутам, броскам – это защитник-ветеран Реджи Тиус и 26-летний форвард Терри Кэтледж, оба выбранные на драфте расширения. Голосов на индивидуальные призы они не получали – для Тиуса это вообще единственный сезон в команде, Кэтледж будет регрессировать, а когда откажется в 1992-м передать 33-й номер Шаку, вообще будет выдавлен из клуба и НБА. Тиус когда-то был двукратным участником МВЗ, но это было еще в «Чикаго» (до Джордана), с тех пор он сменил уже три клуба.
Кто же все-таки считался лидером самого первого «Орландо»? Голоса на МВЗ, которые иногда спасают меня при таких дилеммах, отсутствуют. Более того – Кэтледжа даже не было в бюллетенях. Значит, Тиус? Не все так просто. Бюллетени печатали до старта сезона, там был всего по 50 имен от каждой конференции, и от двух новых команд («Мэджик» и «Тимбервулвз») внесли игроков по такому принципу: первые номера драфта расширения плюс экс-участники Матча звезд. Мы еще вернемся к этому в следующем тексте про «Миннесоту». Тиус был в бюллетене, Кэтледж – нет, но в первый сезон клуба это вообще ничего не говорит о реальном авторитете. В «Торонто», как говорилось в предыдущем тексте, когда-то четвертый центровой Карлос Роджерс был в голосовании.
Я все же остановился на лидере по очкам и минутам Кэтледже.

Дальше выбор становится еще сложнее. Из всех игроков «Орландо» 1989-1992 (то есть до драфта Шака) трое все-таки получали какие-то голоса за награды, становились игроками недели в НБА и пробивались в топ-10 на своей позиции в голосовании на Матч звезд. Более того – все трое даже попадали в списки кандидатов на All-NBA, пускай и в конце этих списков. И если Деннис Скотт по всем параметрам уступает Нику Андерсону (меньше голосов за MIP, All-NBA, МВЗ, два раза был игроком недели против трех) и выбывает из борьбы, то сравнение Андерсона со Скоттом Скайлзом не такое очевидное.
С одной стороны, Андерсон в теории был ближе к Матчу звезд – в 1994-м защитник получил 361 тысячу голосов, для попадания в старт команды Востока (куда болельщики поставили Би Джея Армстронга и Кенни Андерсона, вот такая кокнуренция) нужно было 494 тысячи, то есть норматив выполнен на 73%, Ник опередил и Пенни Хардуэя, и Скайлза. Впрочем, возможно, его в бюллетенях путали как раз с соседней графой, где был однофамилец Кенни. Или наоборот. К.Андерсон, Н.Андерсон – очень похоже, команды в бюллетенях не подписаны. Кто-то реально мог стать кандидатом-спойлером.

И за сборную сезона у Ника вдвое больше голосов за карьеру, чем у Скайлза, а это я считаю главный тайбрейкером. У Скайлза – три балла в 1993. У Андерсона – по три балла в 1995 и 1998. Но все это может означать лишь то, что один журналист-фанат «Мэджик» мог их пропихивать во вторую пятерку. Подробностей по голосованиям нет, это может быть как 1 голос, так и 3 голоса в третью пятерку (так и Деннис Скотт получил 3 балла в 1996-м). А я стараюсь игнорировать такие одинокие, возможно, неадекватные голоса.
С другой стороны, у Скайлза есть полноценная награда – Самый прогрессирующий-1991, то есть еще и до Шака. Что сильнее? Пока склоняюсь к разнообразным достижениям Андерсона, но с каждым днем аргумент за MIP Скайлза крепнет.
Все эти вопросы могло решить голосование на Матч звезд-1992. Который проходил, не поверите, в Орландо! Но местная публика еще не научилась голосовать (в отличие от, похоже, местных журналистов). Ни действующий MIP Скайлз, ни лидер клуба по очкам Андерсон, ни второгодка Скотт (после попадания в топ-3 за Новичка года в прошлом сезоне, ярко начавший второй сезон, но выбывший из-за хронической травмы бедра) не попали не просто на Матч звезд, а даже в топ-10 голосования! Андерсона, впрочем, и в бюллетенях не было – опять приходится держать в уме эту старую, ламповую, бумажно-аналоговую НБА.
Конечно, потом Андерсон, Скайлз и Скотт отойдут на второй план, все внимание на себя перетянут Шак и Пенни. На роль третьей звезды из «Чикаго» выпишут (с обещанием огромного контракта в будущем) Хораса Гранта. Он, кстати, по некоторым справочникам попадает в топ-24 All-NBA в 1995, а потому вроде бы должен попасть и в цепочку по моим правилам. Но на самом деле он был 25-м, просто баскетреф упускает голоса за Рода Стрикленда, а альтерантивный источник – за Патрика Юинга (совпадение – под занавес карьеры в 00-е оба сыграли за «Орландо»). И да, я дотошно сверяю данные по нескольким источникам. Слишком серьезный подход к несерьезной истории.
Шак убежит в 1996-м, когда лига зачем-то отменит институт ограниченно свободных агентов. Хардуэй, Грант и Андерсон коллективно уйдут в 1999-м. Лидерство в клубе (вместе с голосами на MVP!) перейдет к бывшему запасному Дарреллу Армстронгу, а уже через год образуется «команда-2000». Без Данкана, но с Ти-Маком и Грантом Хиллом.

Тут новые проблемы в цепочке. Конечно, Макгрэйди и Хилл играли вместе. Потом Трэйси в 2004-м продавил обмен в «Хьюстон», а «Орландо» как раз задрафтовал Дуайта (вновь магия Пэта Уильямса в лотерее). Ховард и Хилл три года были одноклубниками. Но именно 2004-й стал водоразделом, стартовая пятерка «Мэджик» поменялась полностью, ведь Грант Хилл пропустил 2003/04 полностью. И вообще только три человека сыграли и Ти-Маком в 2003/04, и с Дуайтом в 2004/05: Дешон Стивенсон, Пэт Гэррити, Эндрю Деклерк. Бррр.
И все же в такой ситуации – когда связующее звено пропускает сезон, но числится в заявке клуба, а пробелов в истории не образуется, потому что эры смежные – я решил все-таки не добавлять дополнительных игроков.
После Ховарда все просто. Два одноклубника-участника МВЗ, оба попали в 2009-м, как превью выхода в финал НБА. Джамир тогда получил больше голосов (но еще больше получил вообще Тюркоглу), но на порядок это не влияет, а вот что влияет – что он оставался в команде и после обмена Ховарда на Вучевича и успел два года поиграть и с черногорцем, передав ему эстафету.

Сложности возникают, когда эту эстафету надо передать от Вучевича (обмен в дедлайн-21) к Банкеро (драфт-22). На отрезке между этими событиями за клуб выступали разные игроки, и формально самые большие индивидуальные достижения – у Джейлена Саггса, который в 2024-м получил 1 голос на Лучшего оборонительного и целых 7 – на Прогрессирующего. Но все же сейчас сложно выбрать его вместо Франца Вагнера. За немца еще нигде не голосовали, кроме как на МВЗ (18% - намного выше, чем у других), плюс у него есть награда игроку недели. Но он уже очень, очень близок к статусу звезды.
Но и Вагнер с Саггсом на четыре месяца разминулись с Вучевичем. Три человека могут быть связующим звеном тут, у Фульца даже был голос на MIP, но одинокий, а потому незасчитанный. По доле голосов на МВЗ впереди Коул Энтони с 5% - крохи, но у Фульца 2%, а у Терренса Росса вообще полпроцента. И это лучшие! Вот так бывает, когда в дедлайн уходит почти вся основа, а лидером по выходам в старте в сезоне является Дуэйн Бэйкон на минимальной зарплате, который сразу после этого переезжает в «Монако».

Кстати, в первой итерации этих цепочек я ставил в них и всех игроков месяца НБА. Но после апдейта оставил только необходимых. И Хедо Тюркоглу вылетел, а цепь стала короче. Но повторюсь: задача не сделать ее самой короткой – иначе бы хватило бы и очереди Андерсон-Армстронг-Аутло-Редик-Вучевич-Айзек – а собрать в одну цепочку всех звезд клуба и скрепить ее самыми сильными дополнительными звеньями. Иногда звена сильнее, чем Коул Энтони, не находится.