История «Майами» через звезд-одноклубников: пособие по переманиванию чужих лидеров
До Дуэйна Уэйда на Матч всех звезд от «Майами» попадали только три человека, и я готов дать 100₽ каждому, кто без подсказок назовет третьего (предложение не распространяется на читателей этого текста, потому что, ну, это как бы тема всего проекта, так что ответ будет прямо здесь). Это как-то неприлично мало за первые 15 лет существования солидного клуба, который и Джордану вызов бросал, и дивизион 4 раза подряд выигрывал, и старшим Ван Ганди паркет протирал.

Но до этих битв, читай: до прихода в команду Пэта Райли, который начал выменивать-переманивать лидеров других клубов, «Хит» вообще не были представлены на Матчах звезд. В лотерее драфта «Майами» не везло так, как соседям из «Орландо». Два выбора в топ-5 принесли будущих олл-старов, но а) их обменяли в другие клубы до дебюта на МВЗ и б) этот дебют тоже случился во второй половине 90-х. Впрочем, в) эти два топ-новичка в итоге как раз и трансформировались в двух первых легенд «Майами».
Но обо всем по порядку, а порядок начинается с основания клуба в 1988-м. Стратегии клубов-ровесников были диаметрально противоположными: «Шарлотт Хорнетс» и на драфте расширения, и на рынке ФА, и в обменах нацеливались на известных ветеранов, в то время как в дебютном сезоне «Хит» половина состава была новичками!

Два новичка из первого раунда – №9 драфта центровой Рони Сейкали и №20 атакующий защитник Кевин Эдвардс – сразу стали выходить в старте, чуть позднее к ним добавили и выбранного во втором раунде форварда Гранта Лонга. Самого опытного человека в состав подписали за два дня до старта сезона – стартовый разыгрывающий Рори Спэрроу должен был руководить игрой, даже не проведя с остальной командой тренировочный лагерь! Результаты были предсказуемы. Старт сезона 0-17, до МВЗ одержали только 5 побед, из них три – с разницей в одно-два очка.
Кто же архитектор этих побед, кто первый лидер «Хит»?
Спэрроу играл больше всех, но разве что помогал выстраивать посредственную оборону. Сейкали был самым раскрученным и даже попал в топ-10 на своей позиции в голосовании на Матч звезд. Но это потому что десятое место = последнее, в бюллетене было всего 10 центровых, и Сейкали получил меньше других кандидатов на Западе.
Да! «Майами» играл на Западе! Поскольку при расширении 1988-1989 добавили три восточные и только одну западную команды, «Хит», «Хорнетс» и «Мэджик» по очереди провели по одному сезону в противоположной конференции.
В общем, первым лидером я считаю Кевина Эдвардса. В голосовании на пятерки новичков он набрал больше голосов, чем одноклубники Сейкали, Лонг и все остальные первогодки – то есть официально провел сезон лучше них. В сравнении со Спэрроу – больше очков, больше перехватов, больше бросков, не намного меньше ассистов, несмотря на позицию офф-гарда.
Сейкали же настолько разочаровал публику в первый сезон, что… получил приз Самому прогрессирующему во второй. Несмотря на среднюю для стартового центра статистику, всего +3 по победам и Реджи Миллера в конкурентах (кто-нибудь, объясните мне, как Реджи тогда уступил этот приз Рони). Все это к тому, что Сейкали не первый лидер клуба, но по итогам дальнейшей карьеры – сильнейший из первого состава «Хит» по достижениям собственно в «Хит». У него преимущество над Эдвардсом в цепи, но не в качестве ее первого звена. Если в этой фразе есть какой-то смысл.

Перейдем к более знакомым игрокам. Глен Райс был задрафтован после того уродливого первого сезона, быстро стал лидером клуба, но никак не мог пробиться на МВЗ из «Хит», попал в топ-24 All-NBA в 1995-м, после чего новый ГМ клуба Пэт Райли обменял его на Алонзо Моурнинга.
Кто становится связующим между Райсом и Моурнингом? Кевин Уиллис, который до прихода Зо даже стал седьмым в голосовании МВЗ среди форвардов на Востоке, лишь на горстку голосов отстав от одноклубника Райса. А как Уиллис попал в клуб? В начале того сезона его выменяли из «Атланты», где тот играл 11 лет, за Стива Смита – тот самый второй «удачный» топ-5 пик «Хит», который раскроется в новом клубе. С Райсом их связка так и не реализовалась.
Но это не конец истории! Уиллиса по ходу второго сезона (он так и не отыграл ни одного полного) поменяют на Тима Хардуэя! Так вот Райс → Моурнинг, а Смит → Уиллис → Хардуэй, и «Хит» получают двух первых звезд всего за полгода Райли в клубе.

Третья звезда в истории клуба – Энтони Мэйсон. Он пришел в команду в обмене из «Шарлотт» («Хит» любили с ними обмениваться большими игроками) в 2000-м – предполагалось, что станет вспомогательным элементом. Но Моурнинг выбыл почти на весь сезон из-за болезни почек. А Тиму сткунуло 34, и он уже не мог тянуть клуб. Так Мэйсон по необходимости стал лидером. Хотя был моложе Хардуэя всего на три месяца.
Тем же летом в клуб пришел еще один тяжелый форвард – Брайан Грант. И тоже получил роль, на которую не рассчитывал – стартового центрового в отсутствие Зо. Грант провел один из лучших сезонов в карьере на незнакомой позиции. «Хит» впечатлятся и отпустят Мэйсона всего через год после перехода, а Грант задержится. В следующем году он вернется на ПФ после восстановления Моурнинга. А потом у центрового случится рецидив, Брайана опять поставят центровым, он опять выдаст неожиданно хороший год и получил голоса на All-NBA. Но в том сезоне-2002/03 «Хит» будут претендовать лишь на высокий пик драфта...
Кстати, и Грант не последняя «покупка-2000»! Вместе с Мэйсоном из «Шарлотт» перешел и Эдди Джонс по сайн-энд-трейду. Зачем вообще Грант и Джонс в цепи? Ну... от Мэйсона и даже от Моурнинга до Уэйда в 2003-й цепь не провести. Более того, в ней появляется еще и Ламар Одом – в дебютный сезон Дуэйна лидером клуба был Одом – он попал в топ-24 All-NBA (также стал игроком месяца). Как и в случае с Мэйсоном, Одом провел в команде лишь год – прежде чем его и Брайана Гранта (и Кэрона Батлера) обменяли на Шака в «Лейкерс».
Окей, Грант связывает Мэйсона с Одомом. Почему же не Уэйд между Одомом и О’Нилом?

Все просто: Уэйд может быть и звеном между Шаком и Леброном. Соответственно, с одной стороны от Шака нужен кто-то другой, Уэйд не может быть в цепи дважды. Варианты – или Эдди Джонс до Шака, или Юдониса Хаслем после Шака (впрочем, Хаслем и до Шака тоже подходит, с Уэйдом они попали в команду одновременно и оба застали единственный сезон Одома).
У Хаслема перстни, выслуга лет, трехочковый перформанс в последней игре в карьере, он также способен приехать ко мне в Ростов, чтобы лично поколотить за такой дизреспект (поэтому я пишу этот текст не из Ростова) – но личные почести Юдониса за 20 лет: 3% голосов на MIP и один голос на Лучшего оборонительного. У Эдди тоже не слишком мощно – но было звание игрока недели и 63% в голосовании МВЗ в 2001-м (пятое место), когда за всю пятерку «Хит» активно голосовали (Грант был четвертым, Тим – третьим, болеющий Зо вообще стал №1 среди центровых на Востоке), но на Матче клуб представлял только Энтони Мэйсон. Кстати, как жест поддержки Моурнингу, Мэйсона поставили на его место в стартовую пятерку МВЗ.
У Джонса лучшие сезоны остались в «Лейкерс» и «Хорнетс», в «Майами» же они были просто адекватные (хотя статистика не хуже, чем в те два года в ЛАЛ, когда Эдди попадал на МВЗ). Вскоре юный Уэйд вытеснил Эдди, повторился сценарий с восходящим Кобе в «Лейкерс».
Я не придумал конвертер заслуг, как взвесить голоса за одно против голосов за другое - не знаю. Но по ощущениям личные достижения Джонса в «Хит» перевешивают достижения Хаслема. Повторюсь, личные, а не командные.
Дальше все уже знакомо. Шак и Уэйд, кубок, Уэйд и Леброн плюс Бош в качестве поддержки, два кубка...

...затем уже без Леброна, остаются только Бош и Уэйд. Вскоре после ухода Джеймса «Хит» сначала подписывают Уайтсайда на двухгодичную минималку. Хассан попадает в топ-24 All-NBA и переподписывается, но уже на четырехгодичную максималку, так становится первым в истории лиги, кто прыгает за одно межсезонье с минимума на максимум. А в дедлайн первого сезона без Леброна «Хит» выменивают и Горана Драгича за какую-то смешную цену.
Драгич (в большей степени) и Уайтсайд (в меньшей) удержат «Майами» на плаву, когда Бош внезапно завершит карьеру из-за тромбоэмболии, а Уэйд поругается с Пэтом Райли и уйдет в «Чикаго» (правда-правда, такое было). А когда этого хватать не будет (и даже возвращение Уэйда не поможет) – контракт Уайтсайда поможет получить в сайн-энд-трейде Джимми Батлера. Он, оставшийся Драгич, а также подобранные в середине первого раунда перспективные юноши Адебайо и Хирро уже в 2020-м дойдут до финала.

Батлер продолжил стратегию «Майами» хвататься за лидеров других команд, если те по какой-то причине становятся доступны. Удивительно: долгое время только Уэйд был звездой «Хит», задрафтованной клубом (если брать только номинальных олл-старов, а не Райса, но даже включая Райса – примером лишь два). И вот в конце 2010-х что-то изменилось в подходе «Хит» к драфту: Адебайо уже второй после Уэйда из задрафтованных по числу игр за клуб (Хаслем был незадрафтован), Хирро – 8-й, а по очкам уже четвертый.
Но если полагаться на историю, следующая звезда в «Майами» придет «со стороны» – может быть, даже в обмене с участием Бэма и/или Тайлера.