История «Миннесоты» через звезд-одноклубников: не только Кевины и Энтони
На какую звезду «Миннесоты Тимбервулвз» собирались целые футбольные стадионы?
На Кевина Гарнетта? Нет. На Эдвардса или Таунса? Неа. Кевин Лав? Том Гуглиотта? Уолли Зэрбиак-Зурбиак-Щербяк-Шчербяк?
Все мимо – этой звездой был Тони Кэмпбелл.
Правда, смотреть в бинокли приходили не конкретно на Тони, а на новую, долгожданную баскетбольную команду в Миннеаполисе. «Тимбервулвз» были одной из 4 команд расширения в НБА в конце 80-х. Но «Таргет-центр» не успели сдать до планируемого дебюта клуба в 1989-м, так что первый сезон «Вулвз» провели в «Метродоуме». Это не что-то уникальное – «Пистонс» 10 лет играли на арене «Лайонс», в странной, завешенной кулисами атмосфере прошла большая часть карьеры Айзейи Томаса.
Но в Миннеаполисе ничего не завешивали. Прекрасный вид на игру Тони Кэмпбелла и будущих главных тренеров НБА Сэма Митчелла, Тая Корбина и Сидни Лоу (все тренировали хуже, чем играли, да и играли они не очень-то хорошо).

В «Тимбервулвз» была какая-то жизнь до Кевина Гарнетта – не слишком позитивная и звездная. Итак, мы уже выяснили, что в первом сезоне лучшим в команде по очкам, минутам, броскам стал свингмен Тони Кэмпбелл – возможно, как раз потому, что он был хорошо знаком со стадионной атмосферой. Три года он провел в «Пистонс», а потом в 1988-м уже в составе «Лейкерс» обыгрывал детройтцев в финале НБА (в котором вышел на паркет как раз в двух гостевых играх в «Сильвердоуме»). В 1989-м он вместе с ЛАЛ проиграл финал-реванш, но и «Пистонс» в том сезоне наконец-то заехали на баскетбольную арену.
После этого Тони подхватили «Тимбервулвз» – даже не на драфте расширения, он просто был без контракта, ненужный «Лейкерс» или кому-то другому. Вечный резервист (никогда не играл более 15 минут в среднем) в 4 раза поднял свою результативность, стал третьим в голосовании на Самого прогрессирующего, получил 1 голос в символические пятерки сезона, набрал за год очков больше, чем MVP Мэджик Джонсон, Берд, Дрекслер...
И не попал ни в 40 лучших защитников НБА, ни в 40 лучших форвардов НБА, если судить по голосованию на Матч звезд. Потому что его имени не было в бюллетенях.
Мы уже говорили об этом в предыдущих выпусках. Когда заканчиваются игроки с наградами или хотя бы голосами за эти награды, в качестве недостающих звеньев цепи я рассматриваю игроков с голосами на МВЗ. Но – в особенности с клубами расширения – есть проблема. Бюллетени печатались до старта сезона, и никто не мог правильно предсказать, кого туда надо вписывать (от каждой конференции предлагалось 50 человек).
Самую первую «Миннесоту» в листовках для голосования представляли:
• первый драфтпик в клубной истории Пух Ричардсон – хороший выбор, он стал основным разыгрывающим команды на 3 года;
• первый выбор «Вулвз» на драфте расширения, чемпион НБА Рик Махорн. И... он отказался играть за «Миннесоту» и до старта сезона был отправлен в «Филадельфию». В бюллетенях так и остался на Западе.
• и самый звездный человек в заявке, участник МВЗ-1988 центровой Стив Джонсон. Джонсон даже неплохо собрал: четвертое место по голосам на позицию центра после Оладжувона (еще Акима), Робинсона (суперновичка) и Итона (действующего DPoY).
Вот только Стив за «Миннесоту» провел... 4 матча. И как игрок именно «Вулвз» лично у меня ассоциируется с вот этой неудачно отсканированной коллекционной карточкой на ибэе:

Кэмпбелл хорошо провел только первый сезон в клубе, но здесь нужно именно это: генеалогия звезд «Вулвз» идет от него, а не от Джонсона, Ричардсона или, скажем, Дага Уэста, который тоже был в первом составе «Миннесоты» и играл тут целых 9 лет вплоть до локаута.
Именно Уэстом эта цепь и продолжается. Первая полноценная звезда клуба (участник МВЗ) Том Гуглиотта пришел в команду в 1995-м, когда Кэмпбелл уже сменил три клуба после «Миннесоты». Самый статусный игрок в промежутке между ними – как раз атакующий защитник Уэст с голосами (или одним голосом во вторую пятерку? 3 балла) на All-NBA. И еще у него два голоса за MIP-1993. Этим он опережает Кристиана Лэйттнера, который был ближе в голосованиях на МВЗ (23%), но не получал никаких личных почестей в «Миннесоте», не считая попадания в первую пятерку новичков. Ну и членства в Дрим-тим сразу после драфта.

Ну а затем расцвел Кей Джи. Гарнетт дебютировал на МВЗ одновременно с Гуглиоттой в 1997-м (Кевин был вызван на замену травмированному), а уже в плей-офф стало понятно, что на роль примы больше тянет тощий тинейджер, а не «итальянский Макхэйл» (настоящий Макхэйл тогда был ГМом «Миннесоты»).
Дальше к Гарнетту пытались подобрать вторую звезду, чему мешали: недостаточная компетенция менеджмента; контракт Гарнетта в сочетании со скупостью владельцев; нежелание звезд морозить задницы в Миннесоте. После Гуглиотты у Кевина было еще два одноклубника-оллстара. Но их карьеры упаковываются друг в друга словно матрешки. Гарнетт играл с 1995 по 2007. Щербяк – с 1999 по 2006. Кэсселл – с 2003 по 2005. Так и идет карьера Гарнетта от Гарнетта до Гарнетта.
Таким образом, Кевин может соединять цепь как между Гуглиоттой и Щербяком/Кэсселлом, так и между Щербяком/Кэсселлом и теми игроками, что были в его последнем сезоне до обмена в «Бостон». Но игроки в цепи не могут повторяться, так что один из этих участков придется заменить другими звеньями. Во втором случае альтернатива Гарнетту – либо Трентон Хэсселл с 2 голосами на DPoY в 2005, либо Трой Хадсон с 6 голосами MIP в 2003. Два лучших дружбана Гарнетта в команде. Но сугубо ролевые игроки.
В первом же случае замена Гарнетту намного сильнее. Но зато нужно ставить сразу троих вместо одного.
Снова о цели всего этого. Задача не в том, чтобы сделать самую короткую цепь. Алгоритм – взять всех звезд клуба, а затем перебирать игроков с наивысшими достижениями, пока цепь от первого лидера до нынешнего не будет замкнута. И так, перебирая не-звезд «Миннесоты», еще до Хэсселла и Хадсона проявляются:
1. Стефон Марбери с кучей голосов на All-NBA, каким-то образом ни разу за два полных года в команде не попавший в топ-24 (а потому не вошедший в цепь автоматом). Он играл с Гуглиоттой c 1996 по 1998.
2. Террелл Брэндон, у которого тоже были голоса на All-NBA. Хотя не так много (но как минимум три), как у Стефона, на которого его и обменяли в дедлайн-1999. Летом того же года задрафтуют Щербяка. Крохотный, но опытный ПГ Брэндон три года будет верным оруженосцем Гарнетта, пока у него в колено не треснет сухожилие (еще год будет в заявке травмированный; потом его контракт используют, чтобы выменять Сприуэлла).
3. И с Марбери, и с Брэндоном играл – естественно, Гарнетт – но еще Джо Смит. Экс-первый номер драфта останется в истории как чувак, которому «Миннесота» пообещала контракт, который не имела права обещать, попалась на этом, лишилась кучи драфт-пиков (и самого Смита, контракт которого был признан ничтожным) и изгадила прайм Гарнетта. Но до того Джо провел два неплохих сезона в команде во время этого перехода от несговорчивого Марбери к спокойному Брэндону. Смит был 4-м в голосовании за Самого прогрессирующего, и именно это и вызвало подозрения у НБА: чего-то это он третий год подряд подписывается на год на три миллиона, когда на рынке ему могут дать в два-три раза больше и дольше?

Итак, Гарнетт будет связывать плейоффные годы с грустной эпохой после своего обмена. Кстати, кто в ней был?
Обмен Гарнетта был только частью крупной перестройки. После лета-2007 в команде остались только три человека: второгодки Рэнди Фой и Крэйг Смит и муж Адрианы Лимы неважно-как-его-зовут. Ладно, его зовут Марко Ярич (в Греции его зовут Марко Лацис). И мужем он тогда еще не был. И Фою он тут уступает – правда, заслуга самого Рэнди только в том, что он при Гарнетте получал какие-то голоса на Новичка года, а при Эле Джефферсоне был вторым в команде по очкам и игровому времени. Просто нет никого лучше, кто бы склеил сезоны 2006/07 и 2007/08.
Ах да, Джефферсон. На МВЗ не был, но в цепь попадает автоматически – как 24-й в голосовании All-NBA в 2009-м. Впрочем, он бы и так попал в эту схему как лучший на отрезке между двумя Кевинами, просто с плюсиком рядом с фамилией. А вот кто на отрезке между Кевином-вторым и Карлом-Энтони-первым?..

Ну, во-первых, Уиггинс как Новичок года. Но Лав и Уиггинс, как вы понимаете, тоже не пересеклись в «Миннесоте», потому что были частями одного обмена. При Лаве и в пост-Лаве играли разные персонажи от Шабазза Мухаммада до Кевина (третьего, выходит) Мартина, но выделяются двое. Никола Пекович получил одинокий (а значит, не зачетный) All-NBA голос, но также 17% баллов в голосовании на MIP и признавался игроком недели. Это перевешивает лучшие достижения Рикки Рубио: 35% от нужного числа голосов, чтобы попасть в старт на МВЗ и второе место в гонке за Новичка года (даже без травмы вряд ли бы поборолся с Кайри).

На финальном отрезке возникает новый философский вопрос. Я приравниваю попадание в топ-24 All-NBA к Матчу всех звезд, и Руди Гобер в эти 24 лучших попал в 2024-м, причем на высокое 19-е место. Но именно с того года НБА установила обязательный нижний предел в 65 матчей для основных наград. В этот лимит не влезли такие участники МВЗ-2024, как Митчелл, Эмбиид и даже тот же Таунс – которого де-юре и де-факто предпочли Гоберу при выборе на Матч звезд. Всего таких 6 человек, из них двое (Янг и Скотти Барнс) были вызваны на Матч на замену. Получается, Руди нужно было попасть не в топ-24, а в топ-20, но он и тут справился. Поэтому – пускай и «со звездочкой», но попадает в цепочку.
В которой пришлось поправить хронологию и переставить игроков – Таунс попал в цепь раньше Батлера, но он связывает Джимми и Руди (или Эдвардса, если Руди выгнать), ну а быть «наконечником» (или что там в конце висит? гиря? било? гасило?) цепи в 2025-м точно должен не француз, а Энтони.