«Журналистки, обнажающие тело, продают душу». Женщина в спорте: харассмент, война «Оли» и «Пао», невероятная удача Янниса
Разговор о греческом баскетболе.
В баскетбольной журналистике практически нет женщин. Андроники Бакули – не только исключение, но и одна из лучших представительниц профессии в Европе: более 25 лет она работала репортером и писала о победах «Панатинаикоса» и греческого баскетбола.
Ниже она:
• рассказывает, что такое жизнь женщины в мужском мире;
• вспоминает самые опасные моменты дерби «Панатинаикоса» и «Олимпиакоса»;
• делится впечатлениями о главных людях в греческом баскетболе;
• объясняет, что происходит с «Олимпиакосом»;
• и сравнивает спорт и искусство.
Женщина в мире мужчин
«Когда ты входишь в мужской мир, то встречаешься со всеми возможными проблемами. Прежде всего, это значит, что они должны принять тебя. И ты сама решаешь, какой они тебя примут.
Ты должна правильно расставить приоритеты. Мои приоритеты состояли в том, чтобы научиться профессионально делать эту работу.
В детстве я была ленивой и никогда не думала о том, чем буду заниматься. Никогда. Мой отец работал спортивным журналистом: он умер, когда мне было 13 лет. Когда ты тинейджер, ты ни о чем не думаешь – только о развлечениях. Я росла очень испорченным ребенком – мама позволяла мне делать все что угодно: мой брат умер, и мои родители эмоционально вложились в меня. Мне никогда ничего не запрещали, никогда не заставляли что-либо делать.
И вот я окончила школу. И решила, что пропущу годик. Мама узнала о моих планах и заставила меня все же выбрать колледж, но время было упущено – я пропускала семестр. Тогда она позвонила коллегам отца, и меня устроили в газету.
Главный редактор был другом моего отца. Он стал моим главным врагом на свете: он ждал, что я буду делать в пять раз больше, чем остальные. Чтобы никто не говорил, что я хожу у него в любимчиках. Так что мне было ужасно плохо: я работала по 16 часов в день, делала все – футбол, баскетбол, все дивизионы баскетбола, и тогда у нас еще не было ни интернета, ни мобильных телефонов, я звонила в разные страны, чтобы узнавать результаты.
И тогда я пыталась понять свое место в обществе вообще и в мире мужчин в частности.
Временами это было невыносимо: некоторые коллеги-журналисты меня преследовали, они в шутку предлагали мне потрахаться, но когда тебе 18, это не очень смешно. Они были взрослые мужчины, их веселило, что я такая молодая. Сейчас таких людей называют сексистами, а все это называют харасментом. Тогда у нас не было таких слов.
С игроками тоже было непросто. Знаменитые игроки априори считают, что раз ты женщина, то они должны тебе нравиться. Они и представить не могли, что кому-то они могут не нравиться в этом смысле. Я злилась и подшучивала над ними.
У меня было несколько очень неприятных ситуаций с игроками. Как-то я позвонила одному игроку сборной Греции, я собиралась сделать с ним интервью, но боялась, что по телефону он может отказать, поэтому я ему сказала: «Можешь мне уделить пару минут после тренировки, хочу попросить тебя об одной услуге». «Что за услуга?». «Я тебе скажу при встрече». «Почему не сейчас? Мы оба знаем, чего ты хочешь. Почему ты не скажешь?». «Чего?» «Меня, конечно». Понятно, что интервью у нас так и не состоялось.
Со временем все изменилось: я стала иначе одеваться – сменила платье на джинсы, стала иначе разговаривать, больше не была столь наивной…
Это происходило со мной в течение пятнадцати лет: и в итоге вся эта война привела меня к тому, что я перестала нравиться сама себе. И снова должна была меняться.
Но я всегда понимала, что хочу, чтобы ценили мою работу и то, что я делаю, а не просто сам факт того, что я женщина. Я не понимаю тех женщин, которые специально раздеваются и показывают себя. Для меня это люди, которые не уважают себя – если ты не уважаешь себя, не стоит ждать, что тебя будут уважать другие.
Я не понимаю, почему, когда показывают мужчину-корреспондента, то в кадре лишь его лицо, а когда женщину-корреспондента, то съемка начинается с общего плана, с ног и наверх. Я разговаривала с одной такой, и она мне объясняла, что ничего не может сделать, что это пожелание компании. Черт, если это пожелание компании, найди другую работу, зачем ты показываешь тело!
Журналистика – это не такая простая профессия, как может показаться. Вы должны сражаться с собой: вы приходите в нее со своими принципами, и тут вам говорят, что вам нужно писать. Вам требуется сила, чтобы отказаться. Вас возненавидят за это, с вами будут бороться. Вы начинаете понимать, кто вы на самом деле. Я не терплю никакого давления. Если вы прогнетесь хоть один раз, то это будет преследовать вас до конца вашей карьеры. В Греции мы говорим, что ваша карьера построена на «нет» – на том, сколько вы говорите «нет», а не «да». С помощью «да» карьеры не сделаешь.
Я не беру денег. Я не сближаюсь с игроками. Я не терплю указаний.
Я работала в Федерации баскетбола Греции и стала единственным человеком в истории, которого увольняли оттуда два раза. Все из-за того, что не способна называть черное белым.
В этой профессии перед вами множество опций. Вы можете построить карьеру на лжи – делать все, чтобы всем понравится. Вы можете построить карьеру на том, чтобы раскапывать неприятную правду – такую, что ваш трусливый редактор даже не захочет публиковать. У вас есть выбор использовать свое тело, мужчина вы или женщина. Выбирай что угодно, кроме одного: нельзя учить других, как им жить и что им выбирать. Кроме того, вы можете бороться за свои принципы, и это самое сложное, но это тоже даст вам удовлетворение, что вы никому ничего не должны – только себе. Я ни на что не жалуюсь сейчас: было тяжело, но я сделала собственный выбор, меня устраивают его последствия. У каждой опции свои последствия.
Эта профессия хороша тем, что ты каждый день узнаешь что-то новое – и об игре, и о человеческой психологии, и о мире…»
Спортивный журналист на войне
«Мой отец всю жизнь болел за «Олимпиакос»: мне кажется, что «Олимпиакос» был для него важнее, чем его семья.
Когда я начинала работать журналистом, болела за «Олимпиакос» (в моем доме нельзя было находиться, если вы не болели за «Олимпиакос»). Со временем возненавидела и тех, и других. Со стороны все кажется прекрасным. Но когда узнаешь ситуацию ближе, понимаешь, что все очень далеко от идеала. Я не могла ни за кого болеть.
У меня была ситуация, когда в течение одной недели я получила судебный иск от «Олимпиакоса» и предупреждение от «Панатинаикоса». «Олимпиакосу» не понравилось, что я написала о них, они хотели узнать, кто мне дал эту информацию. Димитрис Яннакопулос дал мне понять, что мы с ним не друзья – это означало, что мне пришлось залечь на дно на некоторое время. Некоторые люди не признают чужого мнения и пытаются на тебя повлиять. Они знают, что я ничего не выдумываю, что я проверяю свои источники, так что ищут другие способы на тебя повлиять. Когда я писала о «Панатинаикосе», после каждой заметки моему редактору звонили из клуба и просто матерились, предлагали меня уволить. Они очень беспокоятся о своем имидже – очень часто в комментариях мы видели наплыв ботов, которые явно писали слишком похожие вещи, использовали одинаковые фразы.
В такой ситуации ты лучше понимаешь себя, понимаешь свои принципы. На меня невозможно повлиять: если кто-то скажет мне сделать так, то я сделаю наоборот (это у меня еще с детства), даже если изначально собиралась сделать иначе. Не важно, кто это – мой начальник, коллега или владелец клуба. Но я всегда стараюсь быть справедливой.
Болельщики этого, правда, не понимают. Я много писала о «Панатинаикосе», когда они дважды брали три трофея за один сезон. И фанаты «Олимпиакоса» посчитали меня своим врагом. Как-то во время одного из дерби они погнались за мной, и я заперлась в кабинете вице-президента, а за дверью слышалось: «Мы тебя сейчас трахнем». Каждый раз, когда встречались «Олимпиакос» и «Панатинаикос», я должна была беспокоиться о своей жизни – в зале была зона боевых действий. Один раз мы вошли на арену в 19.00, а ушли оттуда в 2 часа ночи: игру останавливали несколько раз, болельщиков успокаивали, потом начиналось все снова…
Это совсем не прикольно, когда вам приходится беспокоиться о собственной безопасности: все бросают предметы, некоторые попадают в журналистов… Это уходит очень далеко от баскетбола, постоянно клубы распространяют какие-нибудь пресс-релизы со взаимными нападками, клубы сами создают дополнительное напряжение. Они несут ответственность за все это. Как и Федерация баскетбола, правительство, полиция – потому что они все это позволяют. На протяжении 25 лет мы видим одно и то же, никаких мер не принимается – даже по отношению к тем, кто бросает файеры...
Конечно, это плохо. Кто поведет своего ребенка на такой матч? А ведь когда-то афинское дерби было одним из самых интересных в мире. А сейчас доходит до того, что на паркет бросают рулоны туалетной бумаги.
Не очень многочисленная группа устраивает все это. А остальные становятся их заложниками. Мы все заложники.
Когда я работала репортером, то часто первой сообщала новости не только в Греции, но и во всей Европе. Я работала 24 часа в сутки. Но в какой-то момент спросила себя: а зачем я вообще этим занимаюсь? Никому не нравилось, что я рассказываю о вещах, которые они предпочитали скрыть. Поэтому я начала писать лонгриды, так спокойнее».
Лица греческого баскетбола
Желько Обрадович
«Знаете, у Обрадовича пигментация на руке разного цвета? Это все из-за стресса.
Мы как-то с ним разговаривали о его багровом лице. Он объяснял, что этот цвет говорит о том, что все нормально. Что он гораздо опаснее, когда его лицо не багровеет. Когда он действительно бесится, то его лицо остается обычным.
Но вот влияние стресса очевидно. Хотя на него можно посмотреть и подумать, что он контролирует все. У него собственные завышенные ожидания, и потому такое давление.
У нас с ним были разногласия, но я знаю, что по отношению к игрокам он очень справедлив. Он понимает, что честность – это единственный способ заставить их играть в том числе и за тренера. А потом уже идут собственно баскетбольные знания. Он идеален в том, чтобы не манипулировать игроками, но заставить их проявить свои лучшие качества. Сделать их лучше с точки зрения психологии, сделать их умнее, заставить их поверить в себя.
«Уже сейчас я готов для психушки». Главная катастрофа в карьере величайшего тренера Европы
Обрадович произвел на меня впечатление человека, который познал жизнь. Знаете, такого человека, у которого нет никаких комплексов, потому что он уже сполна сделал все, что только можно: тусовался сколько можно, пил сколько можно, трахался сколько можно, тренировал сколько можно… и так далее все это на эмоциональном пределе – «сколько можно». И в какой-то момент ты понимаешь, кто ты такой – что тебе нравится, что тебе не нравится, и жизнь становится проще. Вот такой он. Он знает все. Когда ты с ним общаешься, ты превращаешься в ребенка, который просто сидит и слушает увлекательные истории».
Димитрис Итудис
«Итудис занимался скаутингом в «Панатинаикосе», так что перед каждым матчем он объяснял нам баскетбол. Он действительно очень хорошо умеет это делать.
В чем проблема.
Обрадович не очень хорошо говорил по-гречески и поэтому не разговаривал на греческом. Итудис помогал ему в качестве переводчика. И в какой-то момент он просто отказался нам переводить, стал слишком важным для этого дела. И стало понятно, что у него проблема. Потом Обрадовичу нашли настоящего переводчика, и все стало нормально, но все равно…
Когда ты работаешь с человеком 12 лет, ты начинаешь любить то, что любит он. Ты становишься очень похожим на него. Они стали одним целым. Возможно, я не права с точки зрения психологии, но у меня сложилось такое впечатление.
Только когда Итудис начал работать самостоятельно, он начал понимать, что нравится ему самому, кто он сам такой.
Мне кажется, что каждому человеку нужны новые вызовы. На месте Итудиса я бы ушла из ЦСКА: когда ты чувствуешь себя слишком комфортно в одном месте, как мне кажется, нужно что-то менять, переходить на новый уровень, искать новый вызов. Новый вызов помогает тебе понять, что ты способен на разные вещи».
Как понять баскетбол ЦСКА. Инструкция Димитриса Итудиса
Димитрис Диамантидис
«Важно понимать одну вещь: это не то чтобы комплекс, но он всегда чувствовал себя неуверенно, когда говорил с журналистами. С друзьями он совсем другой – смеется, шутит… На самом деле, он не скучный, он следит за всеми новостями – он очень любознательный, хочет знать обо всем.
Не знаю, почему он решил не ехать в НБА. Но интересный факт: каждый раз, когда у «Панатинаикоса» был хотя бы один выходной, он обязательно уезжал к себе домой, в Касторию. Он всегда ощущал эту необходимость возвращаться к друзьям, к родителям. Это точно была одна из важных причин – для него очень важна близость с ними. А денег он достаточно получал и в «Панатинаикосе».
Он и не хотел себя проверять в НБА. У него были другие приоритеты. И я уважаю его за это».
Никос Хацивретас
«Лучший человек в мире.
Вы знаете, что он финансирует баскетбольную академию в Салониках? Это одна из лучших школ в Европе. Он там сам придумал все – там все основано на его принципах: Никос очень добрый человек, он знает, что важно в мире. И он учит детей не только баскетболу, но и жизни.
И это настоящее чудо. Потому что в Греции все школы гонятся только за результатами. Для него результаты вообще не важны: он помогает построить характер, воспитывает людей, которые выживут в современном обществе, даже если не будут играть в баскетбол.
И он сам такой. У него не было какого-то огромного таланта, но он умудрился поиграть 11 тысяч лет на элитном уровне. Это о многом говорит. Даже если у вас нет огромного таланта, но зато есть воля, у вас остается шанс на успех.
Он – пример для подражания для многих. И он совершенно не менялся за годы карьеры: всегда скромный, всегда отзывчивый… Возможно, это влияние семьи».
Тео Папалукас
«Папалукас выстрелил не сразу. Во многом потому, что ему казалось, что он и так все может, ему просто нужно дождаться своего шанса, а не прилагать для этого усилий. И вот шанс ему не давали. Когда он уехал в ЦСКА, то понял, что ему надо работать – и в условиях конкуренции он превратился в другого игрока и раскрыл свой потенциал. Мне кажется, если бы он остался в Греции, это с ним бы никогда не произошло. В Греции игроки находятся под слишком большим влиянием окружения – все им говорят, что они такие прекрасные, так здорово играют…»
Шарунас Ясикявичюс
«Отличный мужик. Совершенно безумный, конечно – когда он играл в «Панатинаикосе», то всегда говорил, что не сможет работать тренером, а то убьет кого-нибудь. Он действительно хорошо понимает баскетбол, очень умный человек.
Вот он очень много тусовался по ночам, но, кажется, легко адаптировался к греческому стилю жизни, поэтому это никак на нем не отражалось. Он говорил, что литовцы привыкли много пить из-за холодного климата. Я бы сказала, что он не особенно выкладывался здесь, потому что и так был на очень высоком уровне. Ему и не надо было».
Вассилис Спанулис
«Спанулис работает больше, чем кто-либо еще в Греции. Мне кажется, он – греческий Леброн в смысле отношения к своему телу. Он играет так, как будто он моложе лет на десять. Потому что для него действительно важно обо всем думать – как тренироваться, как спать, что есть… Возможно, это потому, что у него столько детей – он все время носится с ними и заряжается энергией.
Он очень закрыт для журналистов – если он вас не знает, то будет с вами разговаривать как машина.
Его переход из «Панатинаикоса» в «Олимпиакос» – один из самых важных в истории. В те времена это воспринималось как предательство, сейчас люди уже пришли к тому, что игроки – такие же люди, которые могут выбирать себе место для работы. Но к Спанулису было другое отношение. И несмотря на это, он сделал так, что его переход полностью изменил историю «Олимпиакоса» – он начали побеждать в Евролиге, в чемпионате Греции. Сейчас он постарел, и его уже не уважают так, как должны. Но это правда: он в одиночку изменил историю «Олимпиакоса».
При этом тогда он был очень капризным. Как вы помните, в те времена состав «Панатинаикоса» состоял из одних звезд, он был одним из многих. И поэтому его переход – это вопрос уважения: в «Олимпиакосе» ему оказали больше уважения, больше внимания».
Что будет с «Олимпиакосом» и греческим баскетболом
«Один мой знакомый журналист, болельщик «Олимпиакоса», говорит: «Мы будем делать, как нам надо. Тебе какое дело?».
У них нет четкого плана. Посмотрим, что будет после этого сезона.
Как вы знаете, «Олимпиакос» отказался играть и оказался во втором дивизионе из-за того, что им не нравится, что греческий баскетбол контролирует Вассилакопулос. А знаете, кто контролирует второй дивизион? Тоже Вассилакопулос!
Возможно, это был просто жест. А теперь они сами не понимают, что делать дальше. Они ничего не изменили своим демаршем.
Конечно, они правы. Не знаю, как к этому относятся в России, но когда один человек занимает пост в течение 30 лет, то он очень глубоко врастает корнями. И даже если срубить дерево, корни все равно остаются.
Вот только нельзя что-либо изменить наскоком. Нужен план, четкие действия. Мне вот не нравится наша налоговая система, но я же не буду говорить, что отказываюсь платить налоги? Так я наврежу только себе. Нужно искать более мудрые способы.
У «Олимпиакоса» были финансовые проблемы в прошлом году. Летом они не могли собрать сильные состав из-за этого. Вместо того чтобы сказать об этом, они утверждали, что у них нет никаких проблем. Они пытаются показывать ситуацию иначе, чем все есть на самом деле. И поэтому болельщики поддерживают даже вот эту ситуацию, где он вредят сами себе. То же самое делает и «Панатинаикос».
Потом начинаются игры, и все всплывает. Тяжело убеждать людей в том, что не является правдой.
…
Баскетбол больше не так популярен в Греции, как некогда. У нас нет успехов ни на клубном уровне, ни на уровне сборных. У нас нет талантливых молодых игроков, потому что всех с детства портят деньгами, и так далее… Как вы думаете, откуда у нас возьмутся молодые игроки, если уже в 12 лет к ним приходят агенты?
Я не вижу таких талантов. Но если они вообще есть, то я желаю им поскорее уехать отсюда и вырасти в игроков там, где для этого есть условия».
Яннис
«Вот прекрасный пример того, о чем я говорила. Он уехал!
Яннис – это талант, который рождается раз в 50 лет. Ему настолько сильно повезло, что тренер встретил его, когда он играл в футбол в жопе мира, вы никогда даже не найдете это место, даже с GPS. Этот тренер Спирос Веллиньятис спас ему жизнь, никто бы не узнал о его существовании. И сам Яннис понимает, насколько ему повезло.
При этом агенты предлагали его и «Олимпиакосу», и «Панатинаикосу». Но из-за того, что у него не было паспорта, они сказали, что им он не нужен. Тогда за него просили 200 тысяч евро. Греция не давала ему паспорт даже тогда, когда все на 100 процентов знали, что он поедет в НБА. Ему его выдали только тогда, когда уже это собиралась сделать Нигерия. Если бы не это, он бы так и не получил гражданство.
В итоге он подписал 4-летний контракт с «Сарагосой». И та получила выкуп от НБА. А греки ни черта не понимают в экономике.
В Греции очень сложно получить паспорт – люди живут здесь, ходят в школу, работают… Но гражданство им не дают. Безумие.
Теперь отношение к нему кардинально изменилось: его все любят, он – «наш мальчик». Раньше его называли черным, теперь об этом никто не вспоминает: он же звезда. Теперь он настоящий грек. Его любят даже те, кто раньше говорили о нем плохие вещи. Вы слышали, что 15 лет назад президент Федерации баскетбола Греции Вассилапокулос сказал, что «в НБА играют только обезьяны»? Теперь он говорит, что никогда такого не было. Сто процентов, что было.
Самое удивительное создание в современном спорте
Я очень рада, что Яннис уехал и реализовал себя. Таких людей должно быть больше. У талантливых людей должны быть возможности».
Баскетбол как искусство
«В жизни меня больше всех восхищает искусство. Если я вижу, что кто-то отлично танцует, что кто-то жертвует своим телом, собой, чтобы танцевать, то для меня это невероятно: балерина заключает в себе источник гармонии. У каждого есть свой предел. И когда люди делают что-то и пробивают потолок, то это восхищает. (Естественно, я говорю о положительных явлениях, а не об убийствах).
В баскетболе то же самое.
Когда вы видите, что игроки или тренеры делают что-то, что казалось немыслимым, то это восхищает. Это высокое искусство. Например, Леброн. Все говорят о том, сколько денег он тратит на свое тело, и подчеркивают именно сумму. Но важно-то это потому, что именно он это делает. Он не просто тратит деньги, он работает над телом. Он сделал все, чтобы играть сейчас так, как будто только пришел в баскетбол недавно. Я восхищаюсь им из-за этого – мало кто способен на такие вещи в его возрасте.
То же самое Скола. Посмотрите, что он сделал на чемпионате мира. Тебе 40 лет, у тебя уже организм работает иначе… И вот он сломал существующие ограничения, показал, что возможно нечто иное. Понятно, что для этого нужны особенные усилия, особенная сила воли, особенная личность. Но это и подчеркивает разницу между ними и остальными, так-то в баскетбол все могут играть.
Вот это меня восхищает: люди, которые отдают все, которые не останавливаются на том, что они и так хороши и это заметно. В баскетболе это гораздо заметнее, чем где бы то ни было еще: площадка меньше, и здесь ты должен быстрее думать, быстрее реагировать.
Баскетбол не трогает меня так сильно на эмоциональном уровне. Я не плачу, не кричу, не переживаю так сильно, потому что понимаю, что есть вещи гораздо более важные, чем игра. Баскетбол – это развлечение, это не вопрос жизни и смерти.
С баскетболом у меня связано два самых сильных впечатления.
Первое – это когда «Панатинаикос» победил ЦСКА, здесь, в 2007-м. Тогда в зале было больше народу, чем он вмещает. И можно было видеть, что они были лучше, что они сами чувствовали это: они показывали, что против них можно и не стараться. Мне нравится это отношение, не высокомерие, а внутренняя уверенность, что мы обязательно это сделаем. Мне кажется, команда настолько хороша, насколько она старается.
Второе – это победа «Олимпиакоса» над ЦСКА в Стамбуле с победным броском Принтезиса. Для меня камбэк столетия, все уже похоронили этих парней, а они взяли и выкарабкались. При этом я даже не видела попадания Принтезиса – к этому моменту я уже спустилась в микст-зону и ждала игроков: я была уверена, что они победят. Это выглядело как судьба.
Вот эти моменты – это самое прекрасное в спорте.
Поэтому мне не нравится, что Итудис все время предлагает ввести 5-матчевую серию за титул. В пяти матчах лучшая команда точно победит, в «Финале четырех» побеждает не лучшая команда, а та, что в этот день показывает больше желания. В этом красота. Мы не знаем, что произойдет».
Куфос и «Химки» плохи, Итудис и Ларкин – гении. Кто удивил и разочаровал в сезоне Евролиги
Фото: Instagram/karmaback; globallookpress.com/ZUMAPRESS.com, imago sportfotodienst, Dmitry Golubovich, Keystone Press Agency, AFP7; Gettyimages.ru/Julian Finney, Jamie McDonald
В юности красавица была, а теперь...
И с Итудисом, кажется, что-то личное.