Трибуна
11 мин.

НБА изменила формат Матча всех звезд в честь Кобе. Ожидается что-то мощное?

От редакции: вы читаете материал пользовательского блога «3.05», где обычно пишут о победах великих «Лейкерс»: влиянии Кобе Брайанта на молодых суперзвезд, тактике клуба после дедлайна и лучших рождественских матчах. Поддерживайте автора плюсами и подписками, и тогда таких постов будет больше.

Математики взяли баскетбол в кольцо

Из года в год интерес к Матчу всех звезд неуклонно снижается. Подтверждают это не только общее впечатление и всевозможные опросы, но и телевизионные рейтинги, существенно не поднимавшиеся уже на протяжении десятка лет. 

Ну правда, если раньше матч самых сильных игроков планеты развлекал не только красивыми хайлайтами, но и зарубой до последней капли пота, то теперь нет ни того, ни другого — ныне нам остаются данки без сопротивления, парад трехочковых и пресловутое «распределение нагрузки». 

Теоретически, матч — главная фишка уикенда, его хедлайнер. Однако выглядит он уныло даже на фоне предшествующих ему субботних конкурсов. Несмотря на то, что их формат тоже впору менять, они умудряются периодически как-то развлекать — то парой Лавин-Гордон в конкурсе данков, то соревнованием «маленьких» против «больших» в конкурсе мастерства, то все более грозными снайперами и разноцветными мячами в конкурсе трехочковых. И так или иначе их просмотр доставляет удовольствие, что-то все-таки откладывается в памяти.

Сколько матчей всех звезд за последний десяток лет вы смотрели не через топ-10 на ютуб-канале НБА?

Матч всех звезд серьезно провисает из-за нехватки спортивной составляющей. Предыдущая попытка лиги принять меры, введя капитанов и драфт вместо конференций, подогрела интерес трансляцией самого распределения команд, но в целом ничего не поменяла — Яннис в этом году, например, нарочно набирает себе команду юных падаванов, чем значительно усиляет коллектив противника, отдавая ему всех самых громких и самых эффективных звезд.

НБА прекрасно понимает проблему и предлагает нам еще одно новшество — так называемую «концовку Элама». 

Откуда позаимствованы правила?

Для начала сами правила: 

1. Каждая из первых трех четвертей матча будет начинаться со счета 0:0, команды будут сражаться за победу в каждой из них.

2. В последней четверти счетчик времени отключится, команды будут играть до победной отметки, которая определится добавлением 24 очков к сумме очков лидирующей команды. Например, если суммарный счет за первые три четверти составит 100-95, нужно будет набрать 124 очка, чтобы победить.

3. Число 24 выбрано не случайно. Это игровой номер Кобе Брайанта, погибшего 26 января в крушении вертолета.

4. Каждая команда будет представлять благотворительную организацию города Чикаго, где проводится матч. Благотворительные организации будут выбраны капитанами команд.

5. Выбранные благотворительные организации, получат по 100 тысяч долларов за каждую четверть, в которой их команда одержала победу. За победу в матче они получат еще 200 тысяч. Если победитель матча окажется лидером каждой четверти, проигравшая организация все равно получит 100 тысяч долларов. Если четверть закончится с одинаковым счетом, награда добавится к призу следующей.

Изменение правил обсуждалось с прошлого лета — инициатором выступил Крис Пол — именно он предложил концепцию Адаму Сильверу. Глава профсоюза подглядел ее на летнем турнире The Basketball Tournament, использующим «концовки Элама» вот уже несколько лет. 

«Последние изменения обязаны своим происхождением Крису Полу, позвонившему мне прошлым летом: «Я большой фанат The Basketball Tournament. Ты знаком с правилом «концовка Элама?» Я ответил, что слышал про это и даже несколько раз смотрел матчи. Сказал, формат довольно занимательный, он может запутать некоторых фанатов. Крис возразил: «Я думаю, это потрясающе. Я считаю, нам стоит обдумать смену формата [на матче всех звезд]» — «Если ты серьёзно, почему бы тебе не поговорить с исполнительным комитетом профсоюза, и игроками, чьи мнения ты уважаешь, а я поговорю со своими коллегами». В ответ мы получили только одобрение и заинтригованность. Давайте попробуем что-нибудь новое», — объяснял решение Сильвер. 

«За долгие годы здесь я усвоил, что люди противятся серьезных изменений. Конечно, каждый  считает, что нужно что-то менять, но когда мы вводим эти изменения, мы сталкивается с множеством критики. В конце концов, нужно быть сверхосторожным, если дело касается регулярного чемпионата или плей-офф. Но матч всех звезд — мероприятие особенное, праздничное. Некоторые говорят, что раньше игроки соревновались здесь совсем иначе — да, многие вещи в жизни меняются. Мы сотрудничаем с нашими игроками и новый формат — это то, что доставляет им настоящее удовольствие. Я вижу, вы хотите серьезной игры. Да, это не то место, где игроки должны стараться изо всех сил, рискуя получить травму, но я думаю, это что-то новое и интригующее для фанатов». 

А что за «Баскетбольный турнир»? 

The Basketball Tournament (далее — TBT) или дословно «Баскетбольный турнир» — летние соревнования в формате 5-на-5, куда может подать заявку любой желающий. Турнир впервые был организован в 2014-ом, и здесь команды сразу играют выбывание. У каждого коллектива свой генменеджер, он отвечает за подачу официальной заявки и отбор игроков. В разные годы участвовали от 32 до 97 команд, сейчас регламент лиги предполагает 64 команд, поделенные на 8 округов, исходя их территориального принципа. Победитель срывает банк в 2 миллиона долларов. 

Главной идеей турнира создатели видят наличие конкуренции и доступность для каждого: «Наша цель — создать самое доступное спортивное мероприятие в мире. Оно идет всего третий год, у нас есть титульный спонсор — компания «Джэк Линкс», и мы выросли до одного из самых ожидаемых спортивных турниров в стране», — рассказал глава TBT Джон Мугар в 2017-ом.

В разное время сюда приезжали поддерживать форму бывшие игроки НБА вроде Хакима Уоррика, Майка Бибби, Джейсона Уильямса, Мэтта Боннера и Брайана Скалабрини. Приезжали и американские баскетболисты, вернувшиеся с иностранных гастролей: в 2017-ом турнир выиграла команда Эрика Макколума, в 2018-ом памятный бенефис устроили центровой Грег Оден и защитник Джиммер Фреддет. Медийную поддержку некоторым командам оказывали Джон Уолл, Кристапс Порзингис, Руди Гэй, Шон Ливингстон и Чендлер Парсонс.

Более того, лига не противится звезд слабого пола. В сезоне-открытии, например, принимала участие бывший игрок женской НБА Никки Тисли, а недавно сюда заглянула и новичок лиги Меган Густафсон, которая была выбрана на драфте женской НБА «Далласом» под 17-ым пиком во втором раунде. 

В общем, среда для экспериментов самая подходящая, и куда, если не сюда, отправляться тому, кто любит баскетбол и жаждет метаморфоз. Об этом кричат и необычные правила лиги — 9-минутные четверти и отключение таймера в конце. 

«Концовка Элама»

В 2015 году, спустя год после появления «Баскетбольного турнира», его основателю Джону Мугару пришло необычное электронное письмо. 

Это была простая презентация в «Power Point», к его удивлению, грамотная логически и орфографически. Она демонстрировала новую концепцию игры в баскетбол — счетчик времени выключался при первом свистке, если до конца матча оставалось меньше четырех минут, к счету лидирующей команды виртуально добавлялось 7 очков, получалась виртуальная отметка, до которой команды и играли. Мугар ответил на сообщение.

Автором письма оказался некий Ник Элам, доцент университета «Болл Стэйт», бывший преподаватель математики и директор школы, который с детства фанател от баскетбола. Идея, по его словам, пришла к нему в студенческие годы, во время просмотра матча «NC Стэйт» против «Виргинии Тек». Чтобы вернуться в игру и потянуть время, проигрывающая команда начала активно фолить в концовке — темп игры сразу же сбился, стиль испортился — словом, досматривать стало чудовищно неинтересно и тяжело. И Ник задумался: «Как сделать так, чтобы последние минуты матча приковывали к экрану так же, как и вся остальная игра?»

Родилась идея — избавиться от таймера на заключительных этапах матча. Однако для того, чтобы концепцию рассмотрели серьезные люди, требовалось весомое доказательство ее состоятельности.

Пагубное влияние времени на зрелищность в концовке было очевидно, но насколько оно было массовым, еще предстояло понять. Ник принялся штудировать баскетбольные матчи НБА и NCAA, транслируемые по телеку. За десять лет он отсмотрел их около двух тысяч штук, тратя на изучение концовок по 6-8 часов в неделю, и получил довольно любопытный массив данный, дополнять который продолжает и по сей день. 

Из 877 игр НБА преднамеренные фолы встречались в концовках 45% матчей, из 1066 игр NCAA — в 58%. Такие встречи Ник поделил еще на 3 категории, исходя из финального счета на табло: 1) фолила команда, отдавшая матч; 2) фолила команда-победитель; 3) фолили обе команды. Результат поистине потрясает — в НБА (NCAA) в 98,2% (96%) случаев игру затягивала проигравшая команда; в 1.8% (2,4%) матчей фолили обе команды; и ни в одном матче из 395 не фолила команда, в итоге одержавшая победу (у NCAA это 1,1% встреч). 

Получается, воздействие преднамеренных фолов на итоговый результат ничтожно. Любая попытка потянуть время имеет не более 1% смысла, хотя потенциально заставляет телезрителя переключить канал. 

 «Свой лучший баскетбол команды показывают во время матча — при счете, например, 12:6 — вся игра состоит из подобных рывков. Что, если бы в таком же ключе матч и завершался? — пояснял Элам. — К тому же, любая концовка подарит нам победный бросок». 

В первоначальном варианте под нож предполагалось отправить таймер второй половины матча, затем формат эволюционировал до последних четырёх минут четвертой четверти.

«Как многие фанаты баскетбола, я обожаю играть в диванного комиссионера и взвешивать все «за» и «против» возможного изменения правил, — рассказал Элам. — Никаких больше торопливых и неподготовленных атак — защищающаяся команда не поднимет белый флаг раньше времени. Мы забудем о спорах про время и видеоповторы». 

По поводу своего детища Ник Элам многократно советовался с агентами игроков и функционерами различных лиг, владельцами команд НБА и женской НБА. Имен в СМИ Ник почти не называл, но упомянул хозяина «Далласа» Марка Кьюбана. Он ответил Эламу на электронное письмо, заметив, что идея крайне любопытная, и ее можно было бы использовать в НБА для овертаймов, сперва протестировав в Д-Лиге. 

Джону Мугару тоже понравилась концепция, предложенная Эламом. Ему слишком наскучило то состояние, которое он раз за разом испытывал, когда разница очков между командами колебалась в диапазоне от 5 до 15: «Это было так мучительно, потому что в соревнованиях со столь крупными деньгами на кону проигрывающей команде было совершенно нечего терять. У них не было другого выбора, кроме как фолить — они знали, что это их единственный шанс». 

Два года ушло на размышления — популярность лиги стремительно росла, и Мугару очень не хотелось распугать новоявленных фанатов мудреной инновацией — и в 2017-ом TBT впервые представила «концовки Элама», второй год подряд назначив победный гонорар в 2 миллиона долларов. Название формата воспевало своего создателя и красовалось на огромных баннерах за боковой линией, чтобы невнимательный зритель всегда мог проверить, сколько еще играть. 

В рамках TBT формат ждал оглушительный успех: теперь всегда есть и победные броски, броски, проигравшие матч, вернулась красота баскетбола, разительно увеличилась динамика игры. «Это своего рода открытие года для меня в том, что касается напряженных концовок, это потрясающий опыт, — говорил Мугар. — Это настоящий баскетбол, баскетбол, где важно каждое владение, баскетбол высоких ставок»

В сезоне-2019 новый формат получил еще большую поддержку от игроков НБА – сюда приехали уже более крупные звезды. Участие в турнире принимали команды «Loyalty is love» и «CP3», организованные Демаркусом Казинсом и Крисом Полом. Кроме того, в качестве тренеров себя попробовали Андре Драммонд и майор Пэйн Бобби Портис. 

НБА уведомила Ника Элама о заимствовании придуманного им формата за несколько дней до официального заявления. Новатор обязательно будет на матче в Чикаго. Наготове у математика еще одна адаптация правил для главной баскетбольной лиги, возможно, для регулярного чемпионата.

«Мы сконцентрировались на том, чтобы сделать матч более конкурентным, более зрелищным и веселым. И это прекрасное сотрудничество с профсоюзом игроков, — прокомментировал Байрон Спрюэлл, президент НБА по баскетбольным операциям. — В этом году мы сфокусированы на том, чтобы добавить в матч спортивной составляющей, чтобы каждая четверть играла значительную роль». 

«Мы провели много времени размышляя, сколько добавлять очков к счету лидирующей команды, — добавил он. — После событий минувших выходных [речь о гибели Кобе] нам стало понятно, что единственный подходящий вариант — 24».

Фото: Gettyimages.ru/Alexander Hassenstein, George Wood, Alex Davidson; thetournament.com; twitter.com/elamending