Майк Д’Антони – тренер-новатор в НБА. Он был бы никем без европейского баскетбола
Майка Д’Антони прославила работа в «Финиксе» и «Хьюстоне»: с этими командами он занимал топовые места в Западной конференции и претендовал на главный трофей. Д’Антони считается одним из главных новаторов американской лиги – человеком, который ввел повальную моду на быстрый баскетбол, маленькие пятерки, трехочковые, пик-н-роллы и изоляции. При этом основополагающие концепции его тренерского стиля сложились еще до того, как он получил приглашение из НБА. Его тренерские корни – это Старый Свет.
Д’Антони, чьи предки родом из итальянского региона Умбрия — выходец из баскетбольной семьи. Его отец Льюис был известным в США тренером. Старший брат Дэн зарекомендовал себя успешным тренером школьных команд и впоследствии стал помощником Майка в НБА. Дэн Д’Антони был звездой в университете Маршалла, который окончил в 1970 году – он получил место в Зале славы колледжа.
Майк пошел по стопам брата, выбрав для обучения тот же Маршалл. После колледжа Д’Антони выставился на драфт НБА 1973 года, где был выбран под 20-м номером клубом «Канзас-Сити-Омаха Кингз».
Игровая карьера Майка начиналась не так уж плохо. В 1974 году он был включен во вторую сборную новичков НБА. Но затем появились проблемы. После трех сезонов «Кингз» решили отказаться от Д’Антони, и он перешел в команду «Спиритс ов Сент-Луис», которая выступала в АБА. В 1977 году Майк вновь возвращается в НБА и теперь подписывает контракт с «Сан-Антонио». Однако всего после двух сыгранных матчей его отчислили. На этом карьера Д’Антони в лиге закончилась. В общей сложности он провел в НБА 130 матчей, набирая в среднем 3,3 очка, 1,9 подбора, 1,4 передачи и 1,2 перехвата. Этого было явно недостаточно для уровня сильнейшего баскетбольного соревнования в мире. Д’Антони решил продолжить карьеру в Европе, а именно в родной Италии.
Летом 1977 года Майк переходит в «Милан» в качестве абсолютного «ноунейма» и «кота в мешке». Он вообще не был известен на Апеннинах. Подписание контракта с «Миланом» стало возможным из-за того, что генеральный менеджер и по совместительству тренер клуба Филиппо Фаина получил положительные отзывы о 26-летнем игроке от своих знакомых.
Сам Д’Антони тоже изначально не рассматривал Италию всерьез. Он хотел взять небольшую передышку, поиграть за пределами НБА и снова вернуться в лигу.
«Я хорошо помню момент перехода в «Милан». Я ничего не знал об итальянском баскетболе и Италии. Мог лишь показать эту страну на карте. У меня возникла идея взять своего рода небольшой «отпуск». Даже не думал оставаться здесь надолго. Я подписал контракт на два года. Рассматривал Италию, как получение нового опыта. Однако два года в итоге стали 21 годом. «Милан» — самая слабая команда, в которой я когда-либо играл. Изначально от нас не было больших ожиданий. Но мы с самой первой тренировки работали невероятно усердно, боролись в каждом матче и получали удовлетворение от игры. Но все это не было бы возможным без руководства тренера Дэна Петерсона. Он был нашим боссом», — вспоминает Д’Антони.
Так началась карьера Д’Антони в «Милане», по завершении которой он стал самым результативным игроком в истории клуба (и любимым игроком Кобе Брайанта). В 1990 году Майк был признан лучшим разыгрывающим в истории чемпионата Италии. Он выиграл пять титулов чемпиона итальянской лиги, два титула Кубка европейских чемпионов ФИБА (современное название Евролиги), два Кубка Италии, Кубок Корача и Межконтинентальный кубок ФИБА. Успех на европейском уровне стал возможен благодаря объединению усилий с легендарным Бобом Макаду в 1986 году.
«Вероятно, Макаду — мой лучший друг. Мы ровесники. У него была успешная карьера в НБА, но он всегда говорил мне, что четыре года в «Милане» были лучшими в его жизни. Я могу сказать то же самое о своем пребывании там. Мы много чего выиграли вместе. Команда была сплоченной на площадке и за ее пределами. Мы всегда праздновали победы вместе. Мы ужинали не менее 500 раз со спонсорами, менеджерами, владельцами, тренерами, игроками, членами их семей, детьми и даже соперниками. Эти встречи были символом нашего единства. Я бы не стал менять ни один из тех ужинов на любую победу, потому что эти моменты были великолепными. Они сыграли огромную роль в наших достижениях», – убежден Д’Антони.
За время игровой карьеры в Италии Д’Антони получил прозвище «Il Baffo» (по-итальянски «Усы» — прим.) из-за обильной растительности на лице. К нему также прикрепилась кличка «Арсен Люпен» благодаря выдающейся способности совершать перехваты. В 2015 году «Милан» вывел из обращения 8-й номер Д’Антони за его заслуги перед клубом.
Дэн Петерсон, известный американский тренер, который много лет работал с Д’Антони в «Милане», следующим образом характеризует первую встречу с Майком:
«Первое, что я сделал, когда в 1978 году возглавил «Милан» — подтвердил, что Майк Д’Антони является одним из двух легионеров, которых я хочу видеть в команде. Я тренировал «Виртус» в сезоне-1977/78. «Милан» обыграл нас с разницей +15 (104:89) в Болонье. Майк Д’Антони остановил лучшего скорера моей команды Джона Роша и просто разорвал нас на части. Видение площадки, быстрая работа рук, защита, перехваты, лидерские качества. Хотел видеть этого парня в своей баскетбольной команде», — заявил Петерсон в интервью официальному сайту Евролиги.
«Милан» нанял Петерсона в сезоне-1978/79. Он проработал на посту главного тренера до 1987 года. Если кто-то может охарактеризовать Майка Д’Антони, то это однозначно тренер Дэн:
«Мы работали вместе все девять лет, когда я тренировал «Милан». Майк был, если можно так сказать, «тренером на площадке». Я выстроил нападение так, чтобы Д’Антони получил полную свободу при розыгрыше мяча. Майк привел «Милан» к исторической эре успеха. Я часто советовался с ним вне площадки во время тайм-аутов или в перерыве матчей», — вспоминает Петерсон.
Д’Антони-игрок всегда выступал в качестве своеобразного дополнения идей тренеров. Он обладал уникальным видением площадки, наперед читал большинство ходов соперника, импровизировал и максимально облегчал жизнь своим товарищам по команде, снабжая их ювелирными передачами. Майк не был доминирующим скорером, но если команда останавливалась в атаке, он без проблем брал инициативу на себя и набирал 20+ очков.
Крупнейшие достижения Д’Антони — два титула чемпиона Евролиги. В 1987 году он помог «Милану» обыграть «Маккаби» (71:69) в Лозанне. Год спустя в Генте итальянцы снова оказались сильнее того же «Маккаби» (90:84).
В Лозанне Д’Антони принес команде 7 очков, 6 подборов, 4 перехвата и 1 передачу. Ответственным за набор очков были Роберто Премьер (23), Боб Макаду (21 очко, 9 подборов) и Кен Барлоу (18). В Генте Д’Антони отыграл все 40 минут. Он набрал 17 очков без двухочковых бросков: 4 из 11 трехочковых и 5 из 6 штрафных. Майк добавил к этому 2 подбора, 2 перехвата и 2 передачи. Они отлично поработали с Бобом Макаду (25 очков).
«В Генте прошел первый «Финал четырех» после обновления формата Евролиги. Все очень волновались. В первой игре мы обыграли «Арис», который долгое время был нашим принципиальным соперником. Новый формат сделал игры захватывающими. Была хорошая атмосфера. Хотя многого не хватало. Паркет был плохого качества, ужасные раздевалки. Но Евролига провела «Финал четырех» в Бельгии, потому что хотела продвигать там баскетбол. Конечно, с тех пор многое изменилось в лучшую сторону», — утверждал Д’Антони в 2008 году, когда его включили в список 50 человек, внесших наибольший вклад в развитие Евролиги.
В итальянском этапе игровой карьеры Д’Антони случился переломный момент, который сам тренер Майк считает важнейшим в своей жизни. После истечения стартового двухлетнего двухлетнего контракта с «Миланом» у Майка была возможность перейти в «Чикаго». Главный тренер «Буллс» Джерри Слоун хотел усилить глубину на позиции первого номера, чтобы обеспечить доминирующего центрового Артиса Гилмора обилием плеймейкеров. Но уговоры Петерсона сыграли ключевую роль и Майк остался в Италии.
«Хотел еще раз попробовать свои силы в НБА, потому что ничего не добился там с первой попытки. Иногда вы принимаете решения, которые не поддаются объяснению. Мне повезло. Петерсон звонил мне тысячу раз, чтобы я вернулся в Италию из Чикаго. В итоге я сдался. Возвращение в «Милан» — лучшее решение в моей жизни», — приводит слова Д’Антони olimpiamilano.com.
Ближе к завершению игровой карьеры Д’Антони получил итальянский паспорт и был вызван в состав национальной сборной для участия в Евробаскете-1989 года в Загребе. Он дебютировал в сборной в 38 лет, став самым старым новичком в истории национальной команды Италии. Евробаскет-1989 был довольно коротким, в турнире участвовало всего 8 команд. В полуфинале будущий чемпион турнира Югославия обыграла Италию (97:80). Д’Антони не набрал ни одного очка.
Карьера Майка в «Скуадре Адзурре» длилась недолго. Он сыграл всего 11 матчей в сборной Италии и набрал в сумме 27 очков. Показатели в итальянской лиге были радикально другими: 452 игры и 5573 очка. В среднем 12,3 очка, 2,9 подбора и 2,5 передачи за игру.
В 1990 году Д’Антони завершает карьеру игрока и сразу же заступает на пост главного тренера «Милана». В истории «Милана» до этого момента единственным иностранным тренером был Дэн Петерсон. Именитые специалисты Чезаре Рубини, Пиппо Фаина, Петерсон, Франко Казалини возглавляли итальянский гранд до Д’Антони. Решение назначить молодого специалиста без опыта было непростым. Но 49-летний генменеджер Джанмарио Габетти сам был не таким уж возрастным функционером и хотел «молодой крови» в «Милане».
В «Милане» (1990-1994), а затем в «Бенеттоне» (1994-1997) Д’ Антони выиграл два чемпионата Италии, Кубок и Суперкубок Италии, Кубок Сапорты и Кубок Корача. С 212 победами в 306 играх (69,2%) он занимает шестое место в истории чемпионата Италии по количеству выигрышей.
«Знал, что Майк станет успешным тренером. С одной стороны, он вышел из семьи великих тренеров. Его отец Луис выиграл чемпионат штата в средней школе Западной Вирджинии в 1955 году. Его старший брат Дэнни был успешным тренером в средней школе в Миртл-Бич, Южная Каролина. Хотя, прежде всего, я знал, что у самого Майка есть гениальные тренерские качества. Его супербыстрый баскетбол в «Финиксе» прекрасно описан в книге «Семь секунд или меньше» Джека Маккаллума. Признание Д’Антони лучшим тренером НБА в 2005 году не стало для меня неожиданностью. Знал, что его ждет успех в этой роли еще в 1978 году», — утверждает Дэн Петерсон.
В свою очередь, Д’Антони полагает, что весь его тренерский талант сформировался благодаря Петерсону.
«Наши отношения с Дэном были основой всего. Именно это придало мне уверенность. Мы разговаривали каждый день. Кто-то должен был подвозить его домой после тренировок. Зачастую я вызывался это делать. Это было весело. Он научил мне осознанности, смелости на площадке и за ее пределами. Разговоры с Петерсоном заставили меня повзрослеть, стать мужчиной. Я в долгу перед ним, а он в долгу передо мной за потраченный бензин. Но мы общались на равных и это сыграло большую роль в моем развитии», — цитирует Д’Антони официальный сайт «Милана».
В Италии зародился и уникальный тренерский стиль Майка. Д’Антони понял, что медленный баскетбол изживает себя и начал создавать свои уникальные методики.
«Когда я смотрю видео старых матчей, всегда думаю, что если бы сегодня разыгрывающий играл так же, как я тогда, он бы чего не добился. Нельзя быть медленнее, чем я во время игровой карьеры. Сегодня баскетбол становится все быстрее и быстрее. Баскетбол развивается, игроки физически на порядок лучше подготовлены. Скорость и атлетизм игры намного выше, но титулы все еще выигрываются сердцем и головой. Побеждает тот, у кого большое сердце и самый холодный ум», — кратко характеризует свою философию Д’Антони.
Хотя начиналась карьера Д’Антони-тренера не слишком гладко. За четыре года в «Милане» от ни разу не выиграл чемпионат Италии. Это было чревато увольнением, но Габетти проявил железную выдержку и дал шанс начинающему специалисту. В итоге Д’Антони создал зачатки своего знаменитого быстрого баскетбола «7 секунд или меньше».
«До сих пор сожалею о том, что не выиграл чемпионат в «Милане». В первый год мы были близко к цели. На третий год тоже был шанс выиграть титул, если бы Антонио Дэвис не сломал руку. В ином случае он и Саша Джорджевич могли бы помочь нам достичь цели. Все еще сожалею, потому что после «Милана» я преуспел в «Беннетоне». Хотя четыре года в «Милана» сформировали меня. Я всегда буду благодарен Джанмарио Габетти, который дал мне эту возможность. Если бы он этого не сделал, возможно, я бы пошел тренировать какой-нибудь дерьмовый клуб. Вместо этого он дал мне шанс, и это было вторым началом моей тренерской карьеры.
«Смолл-болл» и мой быстрый стиль баскетбола родился именно в «Милане». Но это случилось не потому, что я слишком умен и находчив. У меня не было другого варианта, кроме как экспериментировать. Это и помогло мне. Мы проиграли шесть матчей подряд с разницей в одно очко. Все критиковали меня. Я чувствовал давление, после чего перевел Риккардо Питтиса с позиции тяжелого форварда. Фабрицио Амбрасса стал четвертым номером. Я дал больше минут Флавио Порталуппи. У нас были сильные шутеры. Мы начали «растягивать» площадку. Питтис делал буквально все на площадке. Джорджевич был фантастическим разноплановым игроком. После моих перестановок мы выиграли 21 матч из 22. Это был удачный ход. Затем я начал применять нечто подобное в «Финиксе», и команда от этого определенно выиграла», — сказал Д’Антони в интервью olimpiamilano.com.
В начале 1990-х игра была жесткой. Все команды использовали двух габаритных «больших». Тяжелый форвард был лишь немногим ниже и легче центрового. 4-5 номера не умели атаковать с дальней и средней дистанции. В лучшем случае, делали это плохо. В «Милане» у Д’Антони Джей Винсент начал играть на позиции тяжелого форварда. Для тех дней это была революция, потому что Винсент всегда считался третьим номером и играл на периметре. Д’Антони всегда выпускал на паркет минимум трех сильных снайперов. Третий номер Питтис стал «поинт-форвардом» и превратился в сильного плеймейкера. Рождение «ран-н-гана», которое стало фирменной чертой Д’Антони в НБА, восходит к его годам в «Милане».
«Всегда думал, что у команды будут проблемы, если я сделаю пятерку игроков более легкой и низкорослой. Но при этом на площадку выходили более техничные игроки, так что у нас получилось выживать в критические моменты», — признается Майк.
Солидный победный баланс в Италии за 7 лет в целом привлек внимание к Д’Антони в США. Здесь он не считался «чужаком», как другие специалисты из Европы. Все-таки Майк остался американцем. Он родился в этой стране, отучился в местном колледже и поиграл несколько лет в НБА.
Вот простая версия того, как действует система нападения Д’Антони: расставить шутеров по паркету и разыгрывать пик-н-роллы с участием разыгрывающего и «большого». Появляется возможность игры 5-на-4 (разыгрывающий соперника заблокирован после заслона). Разыгрывающий вашей команды может бросать, атаковать кольцо, отдать передачу «большому» под кольцо или доставить мяч любому из шутеров. Почти во всех вариациях игры кто-то открыт, а защита соперника отчаянно пытается ликвидировать свободное пространство. Лучше всего играть в этом стиле в быстром темпе.
Но не сразу его видение было принято в НБА.
В сезоне-1997/98 Д’Антони принял предложение «Наггетс» и занял должность директора клуба по подбору игроков. Параллельно он подрабатывал аналитиком на канале TNT. В сезоне-1998/99 Д’Антони стал главным тренером «Денвера», но после неудачного старта был уволен. Это был достаточно болезненный удар. Подниматься на вершину пришлось с самых низов. В сезоне-1999/00 Майк работал скаутом в «Сперс», а годом позже занимал пост помощника в «Портленде». Это не соответствовало амбициям Д’Антони. Для полноценного перезапуска карьеры он пошел проторенной дорожкой, уехав обратно в Европу. Во время второго пришествия в «Бенеттоне» Д’Антони выиграл чемпионат Италии, а также вывел команду в «Финал четырех» Евролиги в 2002 году.
Сразу же после этого Д’Антони вернулся в НБА в качестве помощника главного тренера в «Санз». В начале сезона-2003/04 его назначили главным тренером «Финикса». Он стал первым тренером с итальянским гражданством, возглавившим клуб НБА. Так началось зарождение карьеры блестящего тренерского стиля. Д’Антони пропагандирует скоростной баскетбол, изобилующий пик-н-роллами, быстрыми отрывами и атаками из-за дуги (пресловутые «7 секунд на нападение»), который получил обобщенное название «ран-н-ган». Тогдашний генеральный менеджер «Санз» Джерри Коланджело стал первым, кто поверил в действенность системы Д’Антони.
В сезоне-2004/05 в «Финикс» пришел Стив Нэш, что стало одним из самых знаковых событий в истории команды и поворотным моментом в тренерской карьере Д’Антони. «Санз» провели четыре чемпионата подряд с 50 или более побед за сезон. Связка Нэш — Д’Антони идеально подходила друг другу. Стив дважды стал MVP, Майк был признан лучшим тренером НБА в 2005 году. Не хватало только одного — титула чемпиона НБА. Нэш образовал мощный дуэт с «большим» Амаре Стаудемайром, но на их пути в финалах Западной конференции всегда становились «Сан-Антонио» Грегга Поповича и Тима Данкана, а также «Даллас» Дирка Новицки. Но, как ни крути, инновации были запущены в дело.
«Работа Д’Антони в «Финикс» для меня является началом перемен в НБА с точки зрения того, как команды будут играть», — сказал Стив Керр, который сначала был консультантом в «Санз», а в 2007 году стал генеральным менеджером.
«Майк был первым парнем, который действительно начал делать ставку на менее габаритных игроков. Он превратил третьих номеров в четвертых, четвертых — в пятых и просто отказался от традиционных центровых. Лично для меня это была основа того, что вы видите сейчас в «Голден Стэйт», 13 лет спустя. Новаторы, как правило, очень упрямы, иначе они не были бы новаторами. Они действительно верят в то, во что не верит большинство других людей. Думаю, что в этом кроется психология, в которой единственный способ добиться успеха — быть по-настоящему упрямым и настойчивым в том, что делаешь», — утверждал Керр в интервью Business Insider в 2017 году качестве главного тренера чемпионской команды «Уорриорз».
В межсезонье-2008 Д’Антони объявил, что открыт для предложений о работе на следующий сезон. Генеральный менеджер «Санз» Стив Керр пытался уговорить его остаться, но Майк решил принять предложение «Никс». Основной причиной Керр видит обмен из «Майами» классического центрового Шакила О’Нила по ходу сезона-2007/08. Шак обладал бесспорным авторитетом, но ему было 36 лет на момент сделки. Он миновал свой прайм-тайм. Да и попросту не соответствовал стилю Д’Антони.
«Оглядываясь назад, обмен О’Нила можно назвать ошибкой» — сказал Керр в интервью Business Insider.
Контракт Д’Антони с «Никс» был подписан на 4 года с общей зарплатой в 24 миллиона долларов. 14 марта 2012 года он был отправлен в отставку, немного не доработав соглашение до конца. С «Нью-Йорком» Д’Антони не добился чего-то существенного. Основной причиной стал конфликт с главной звездой команды Кармело Энтони. Кроме того, эффективность системы «ран-н-ган» ставилась под сомнение. Искрометный баскетбол с откровенным акцентом на атаку нравится зрителям, однако при этом не предполагает высокую эффективность в защите и является достаточно изматывающим для ведущих игроков команды.
Всего через 5 игр после начала сезона-2012/13 годов руководство «Лейкерс» уволило главного тренера Майка Брауна. Среди возможных кандидатур за замену назывались фамилии Фила Джексона, Джерри Слоуна, Майка Данливи, но Д’Антони удалось выиграть конкуренцию за эту должность. Майк пришел в команду с хорошо знакомым Стивом Нэшем. «Лейкерс» были напичканы звездами первой величины. Кроме Нэша в ростере присутствовали Кобе Брайант, Дуайт Ховард, Пау Газоль. Пик-н-ролл связка Нэш-Ховард не работала. Брайант и Газоль не были в восторге от энергозатратного быстрого баскетбола Д’Антони. По завершении сезона-2013/14 тренер уходит из «Лейкерс» с изрядно пострадавшей репутацией после худшего сезона франшизы с балансом 27–55. У тренера нет никаких сожалений по поводу того, что он продолжал гнуть свою линию даже, когда он совсем не давала результат
«Всегда есть что-то, что вы бы сделали по-другому. Но нет никаких доказательств того, что иной стиль изменил бы результат в «Никс» и «Лейкерс». Я понимал нежелание некоторых звездных игроков следовать моей схеме. Несколько лет вы платите игрокам 20-30 миллионов долларов, а затем говорите им: «То, что вы делали для того, чтобы заработать все эти деньги, уже абсолютно неактуально». Сложно, когда они не хотят меняться», – признался Д’Антони в комментарии Business Insider.
В 2014 году Д’Антони впервые за много лет покинул НБА. Он вернулся в Западную Вирджинию и коротал время за игрой в гольф, чтением книг и общением с отцом и семьей. Вот только он не мог не включать телевизор для просмотра баскетбольных матчей. Майку был очень знаком стиль в одной из команд, которой управлял его бывший коллега.
«Слава Богу, появился «Голден Стэйт», — говорит Д’Антони о периоде, когда его карьера переживала пик кризиса.
«Уорриорз» под руководством Стива Керра очень напоминали «Санз» Д’Антони. Стефен Карри исполнял роль Стива Нэша, но только был быстрее и смертоноснее на периметре. «Уорриорз» еще больше ускорили темп и «растянули» площадку с помощью шутеров в лице Клэя Томпсона, Харрисона Барнса и Андре Игудалы. Самый важный апгрейд по сравнению с «Санз» Д’Антони – Дрэймонд Грин и Эндрю Богут, ценные «большие», которые подходят системе и эффективно играют в обороне. У Майка в «Финиксе» подобных исполнителей никогда не было. «Уорриорз» играли как усовершенствованные «Санз», и Д’Антони это нравилось. Он радовался чемпионству «Голден Стэйт» в сезоне-2014/15.
«Думаю, самый важный момент для моего брата — когда Стив Керр и «Уорриорз» выиграли чемпионат. Майк расслабился и сказал: «Моя концепция подтверждена. Я не сделал этого сам, но у кого-то другого получилось», — приводит слова Дэна Д’Антони Business Insider.
Керр согласен с тем, что династия «Уорриорз» во многом зародились на методике Д’Антони, которая была немного усовершенствована.
«Философия быстрого темпа и трехочковых бросков — то, что мне определенно нравится. Майк задал моду в этих аспектах. В «Уорриорз» мы взяли за основу элементы Д’Антони и внедрили их в масштабную систему, которая в большей степени была нашей собственной», — заявил Керр.
После провала в «Лейкерс» Д’Антони пришлось принять роль помощника Бретта Брауна в «Филадельфии» на сезон-2015/16. Команда находилась в самом разгаре «Процесса», но Майку не довелось портить свой баланс главного тренера обилием проигрышей. Д’Антони выбрал подходящее место, чтобы «переждать шторм» до появления новой подходящей возможности.
1 июня 2016 года состоялось важнейшее событие в карьере Д’Антони. Он был назначен главным тренером «Хьюстона». Здесь он нашел единомышленника в лице генерального менеджера Дэрила Моури. Философия Мори основана на аналитике: трехочковые, лэй-апы и штрафные броски — самые эффективные броски в баскетболе. Средние броски в прыжке, дальние двухочковые и ставка на «больших» под кольцом — не лучшие варианты действий на площадке. Д’Антони и Мори совершенно точно находились на одной волне.
В Джеймсе Хардене Д’Антони видел нового Стива Нэша. Д’Антони полагал, что он может изменить стиль бородача. Тренер был прав. Майк перевел Хардена на позицию разыгрывающего в сезоне-2016/17, и результаты пришли незамедлительно: «Рокетс» выиграли 55 матчей и вышли в полуфинал Западной конференции. Харден провел лучший сезон в карьере и занял второе место в голосовании за MVP.
У системы Д’Антони до сих пор есть много критиков, но можно включить любую игру НБА и увидеть его влияние. Команды лиги массово отказываются от классических центровых, предпочитая быструю игру и атаки с дальней дистанции, за что отвечают «маленькие» игроки. Кто-то называет это «эффект «Голден Стэйт», но сами «Уорриорз» строили свою систему во многом на модели Д’Антони, в чем Стив Керр не стесняется признаваться.
Яркий признак влияния Д’Антони на игру – «Санз» сезона-2004/05 лидировали в лиге по количеству владений в среднем за матч, 95,9. В нынешнем сезоне этот показатель был бы 30-м в НБА. Для наглядности: последняя команда по темпу в лиге «Шарлотт» проводит в среднем 96,6 владения за игру, а на вершине находятся «Милуоки» (104,9) и «Хьюстон» (103,8).
«Д’Антони изменил игру. Один человек изменил игру, и это невероятно. Многие команды копируют то, что Майк делал 10-15 лет назад. Это действительно самый большой комплимент его работе. Парень опередил свое время. Мы многое взяли от Д’Антони. Многие из его основных принципов — это то, что на чем основано наше нападение», — емко охарактеризовал коллегу главный тренер «Бруклина» Кенни Аткинсон в интервью The Athletic.
Хотя стоит признать, что самая важная часть сезона — плей-офф — для команд Д’Антони всегда была куда менее радужной, чем регулярный чемпионат. В 2017 году «Хьюстон» даже не «дожил» до свидания с доминирующей династией «Голден Стэйт». «Рокетс» были убраны с пути «Сперс» в серии второго раунда — 2-4. Харден в лучших традициях эталонного «чокера» провалил решающую шестую игру серии, а в пятой нарвался на блок-шот 40-летнего Ману Джинобили в последней атаке.
Летом 2017 Д’Антони получает в свое распоряжение Криса Пола и «Хьюстон» сразу же становится лучшим на Западе в «регулярке», выходит в финал конференции и уступает «Уорриорз» (3-4). «Рокетс» вели 3-2 по ходу серии, однако потеряли Пола на два решающие игры. «Голден Стэйт» этим сполна воспользовался, хотя искать виноватых нужно внутри коллектива. Харден в семи матчах против «Уорриорз» допустил 59 промахов с дальней дистанции (23 из 82). Лидер «Хьюстон» на 11 неточных бросков превзошел предыдущий антирекорд плей-офф. Баскетболисты «Рокетс» умудрились 27 раз подряд промахнуться из-за дуги в седьмом матче. Череда неудачных бросков длилась с шестой минуты второй четверти до шестой минуты четвертой четверти. Впервые в истории плей-офф НБА какая-либо команда смазала столько трехочковых бросков кряду. Этот отрезок «Хьюстон» проиграл со счетом 34:59, в то время как «Уорриорз» отправили в цель 13 дальних бросков из 23. Игроки оказались психологически не готовыми к решающему матчу, в чем можно найти и вину тренера.
Буквально на блюдечке «Хьюстону» был предоставлен шанс наконец-то обыграть «Уорриорз» в плей-офф-2019. В составе соперника на решающие игры серии второго раунда травму получил двукратный MVP финала Кевин Дюрэнт. Но и здесь Харден и компания умудрились «зачокерить», проиграв обескровленному сопернику 2-4.
Отношения Хардена и Пола разладились. Крис был отправлен в «Оклахома-Сити». Теперь в связке с Джеймсом работает Расселл Уэстбрук. Д’Антони пытается как-то встроить в команду очередного игрока, который привык практически никогда не расставаться с мячом. Расс сам по себя «чокер» не хуже Хардена. С другой стороны, на пути «Хьюстона» уже точно не будет стоять непроходимый «Голден Стэйт». «Уорриорз» взяли передышку на год и «сливают» этот сезон из-за травм Клэя Томпсона и Стефена Карри. Получится ли у Д’Антони, Уэстбрука и Хардена изгнать своих демонов в плей-офф и выиграть титул? В успешность их проекта верится с трудом, но посмотреть к чему это в итоге приведет интересно.
Возможно, Д’Антони слабоват по части деталей, но его когда-то критикуемая концепция игры — пространство и скорость, трехочковые и аналитика, свобода и пик-н-роллы, дружеские отношения с игроками – стала повсеместной. «Голден Стэйт» довел эти принципы до совершенства. Это реабилитировало Майка навсегда и сделало его одним из самых значимых тренеров эпохи, даже если в конечном счете ему так и не удастся выиграть титул чемпиона НБА. Конечно же, не стоит забывать, что зародились все эти инновации в Европе, без которой о Д’Антони могли бы вообще не знать, ведь он сейчас тренировал бы какой-нибудь «дерьмовый клуб».
Чел приехал с Сахалина, чтобы встретиться с Кайлом Хайнсом
Думаете, что Евролига – это пресно? Как минимум 10 парней это опровергают в каждом матче
Фото: Gettyimages.ru/Harry How, Ethan Miller, Doug Pensinger, Streeter Lecka, Ezra Shaw, Ronald Martinez; twitter.com/olympia_vintage; CHIARA GOIA/THE WALL STREET JOURNAL; East News/ASSOCIATED PRESS/East News
"Две Башни" Хьюстона 80-х не добрались до титула, но САС Данкана и Адмирала сделали это! И так, на секундочку - на самом деле играть двумя центрами пробовали многие задолго до. Просто потому, что иногда в команде оказывались два игрока экстра-класса на одной позиции. В 60-е: "Уорриорз" (Чемберлен-Тэрмонд, но Уилт ушел) и Беллами-Рид в НЙ (Беллами выгнали на мороз, чтоб получить Дебушера, а центром стал Рид). В 70-е в АБА победил Кентукки с парой Гилмор-Иссл (на позиции ТФ), но потом Дэна обменяли, и он стал опять центром. Сб.СССР играла в две башни где-то с 83-го (Сабонис-Ткаченко), а сб.Украины победила на Спартакиаде с тандемом Ткаченко-Белостенный.
Растягивающим большим в Детройте может считаться Билл Лэймбир (32,6% трешек), а в сб.СССР, пока не утратил подвижность так играл Сабонис, он трехи метал - только в путь.
Скорость? Шоу-тайм, Дон Нельсон (Милуоки, Ран ТМС)...
Легкая пятерка? Мог играть тот же Детройт, Бостон Берда, Чикаго Майкла (с Родманом на "пятерке"), но это эпизоды. А приоритет (сошлюсь на мнение Симмонса) - за Филой обр.68/69. Чемберлен ушел, и 76-е заиграли быстро, с Билли Каннигемом на четверке.
Тоже самое, если заглянем в другие виды спорта.
Якушин в московском "Динамо" 40-х, нашел 4-2-4 задолго до Феолы. Сам Михаил Иосифович, слегка кокетничая, от авторства отказывался, считая это экспромтом. Два центрбека - это ответ на сдвоенный центр атаки армейцев Бобров-Федотов. История развития не получила, пока бразильцы не нокаутировали всех на ЧМ-58.
Хоккей в четыре тройки - это Тихонов. Эээ. Не совсем. Пока он экспериментировал во второй лиге и пердиве с Ригой, в Саппоро на ОИ-72 так сыграли шведы (со скользящим форвардом, потому что напов было 11). К слову: матч с СССР они свели вничью.
От этого сезона будет зависеть, останется д’Антони лишь неудачным предшественником Керра, или все-так доведет свою концепцию до реальной победы.
О Д’Антони смешанные мысли. Да, быть новатором и гнуть свою линию - это хорошо, но нужно быть гибче и добиваться результата, максимизируя отдачу от имеющихся игроков. Не уверен, что у Хьюстона на тренерской позиции преимущество перед конкурентами.