Комбинации УНИКСа: а что, как у всех в Европе
Перед матчем с «Прокомом» Евгений Пашутин рассказал о том, как, по его мнению, современные европейские команды играют в баскетбол.
Итак, с первого взгляда все довольно просто и банально: 80 процентов комбинаций – пик-н-роллы в различных вариациях, а оставшиеся 20 процентов – игра в лоу-пост, спиной к кольцу, и то, если есть подходящие для этого центровые. Логично предположить, что, если Евгений Юрьевич так видит европейский баскетбол, то подобный рисунок он строит и в собственном УНИКСе. И действительно, похоже. Первые комбинации были вот в этой статье, пойдем дальше.
Те малопонятные простому смертному цифры, которые Пашутин называет, 2-5, 3-5, 3-4 и так далее, это просто номера позиций. То есть, расшифровывая эти спецтермины, «пик-н-ролл 2-5 на вершине» – это, например пик-н-ролл между атакующим защитником (Лайдей) и центровым (Саврасенко) прямо напротив кольца, из прошлой статьи:
А «пик-н-ролл 2-5 под 45» – это двойка между теми же атакующим защитником (Лайдей) и центровым (Саврасенко), но по диагонали от кольца, под 45 градусов. Например, вот здесь, Терелл «Улечу на луну» Лайдей разыгрывает искомую двойку «2-5 под 45». Под свою гребенку, конечно, разыгрывает, бросая с ведения, но общая идея понятна.
Но! Не все так просто, как казалось бы живописует Е. Ю. То есть не так, что игроки приходят в чужую зону, расходятся пошире и начинают простой пик-н-ролл – этот детский сад соперник разберет и пресечет. Сначала следует подготовка – Лайдей не просто получает мяч, а забегает для этого по дуге, получая два заслона. Первый от Уилкинсона:
И второй от Саврасенко:
А Домеркант и Уилкинсон разыгрывают какое-то подобие заслона на своей стороне, чтобы растянуть защиту.
И вот тогда уже Лайдей с Саврасенко получают пространство для розыгрыша искомого «пик-н-ролла 2-5 под 45».
Но может получиться так, что противники не справляются даже с подготовительной стадией. Вот в этой атаке «Проком» не разобрался с системой заслонов УНИКСа, и Домеркант остался один, качественно, по-рэйалленовски завершая атаку.
Немудрено не разобраться, потому что заслонов было выставлено целых три (когда вот так заслонами выводят на бросок, это вроде называется stagger):
Сначала Уилкинсон ловит того, кто держит Домерканта:
Потом опекуна окончательно замыкает Лайдей:
А еще одного защитника, который пытается переключиться на Генри, добивает Саврасенко:
А если бы защитник успел к Домерканту, то тогда скорее всего Саврасенко подбежал бы к нему и помог разыграть «пик-н-ролл 2-5 под 45», то есть атака прошла бы первоначальный вариант и перешла ко второму. Собственно, это и называется хорошей позиционной атакой – не получился первый вариант, сыграли второй, потом третий, четвертый, и на каком-то этапе защита соперника да дрогнет. Если призадуматься, это же очень сложно – разыгрывать несколько построений за 24 секунды… Поэтому команды и наигрывают комбинации долгое время, месяцами, хотя казалось бы, эти пик-н-роллы каждый игрок знает с детства.
Остались 20%, которые Пашутин оставляет под лоу-пост игру. В состав вернулись Маккарти и Джаваи, баскетболисты, которые умеют играть спиной, и УНИКС возвращает комбинации под них. Здесь всё просто, «Проком» защищался пассивно, и позволил разглядеть комбинации подробно. Широкий центровой, Джавай или Саврасенко, ставит заслоны под выход Маккарти, и Келли пользуется:
Вот здесь внизу Джавай освобождает заслоном Маккарти:
И Келли получает мяч, чтобы разбираться один-на-один.
Если не получается отдать в лоу-пост с первого раза, следует такое же повторение – Джаваи освобождает Маккарти для получения в другую сторону. Или наоборот – мяч переводится на другую сторону, и мяч в лоу-пост получает Джаваи.
Маккарти закрыт, мяч переводится на другую сторону
Где Джаваи, внезапно развернув свой широкий корпус, получает мяч. Матеюнас уже приготовился страховать от Маккарти, поэтому остался за спиной у Нэтана и не может закрыть передачу.
Ну а дальше Джаваи разбирается. Важно при лоу-посте иметь снайперов с дальним броском, которые растянут защиту соперника, чтобы не было двойной опеки, и они у УНИКСа имеются. Вот, они расставлены по всей ширине и готовы если что бросить, а Джаваи готов к подбору или короткой скидке
Вот собственно теория, воплощенная в практику. Просто, широко, с большим количеством вариантов для игроков с мячом. «Тренер Пашутин применяет простую тактику, дающую свободу действий индивидуально сильным игрокам» – умозаключает тренер «Олимпии» Сашо Филиповски перед матчем с Казанью. Вот поэтому Домеркант и говорит перед сезоном казалось бы странные слова о том, что давно хотел бы работать с тренером… Пашутиным, который собственно главным тренером-то работает четвертый год. Потому что знает – Пашутин дает лидерам играть, выбирать, что им делать на площадке, исходя из собственных ощущений.
Этих лидеров, именно играющих, а не работающих баскетболистов, пока трое: Грир, Лайдей, Домеркант. Все трое могут и пройти, и бросить, как с передачи, так и с ведения, могут отдать пас. Эти трое и определяют направления атаки.
Конечно, это не супервезды, определяющие игру монстров-суперклубов, не Диамантидис или Наварро, но сразу после них. Если представить евробаскет как большой поезд, то суперзвезды едут в люксовых вагонах, в отдельных номерах, а упомянутая казанская троица в купе – не люкс, конечно, но народу немного, чистенько и не шумно. А остальная толпа, где пьянь и гомон, все-таки дальше, в плацкарте. Поэтому ставка пока оправдывается.
Сейчас, когда турниров много, команды готовятся друг к другу по 2-3 дня и не успевают досконально зазубрить вычислить все командные движения соперника, такого багажа в целом достаточно. Но когда идут серии, все сложнее. В прошлом году Куртинайтис к весне по косточкам разобрал атаку УНИКСа, защитники Химок в полуфинальной серии уже знали, кто и куда побежит, заранее перекрывали как траектории передач, так и траектории движения игроков с мячом, в итоге нападение казанцев встало.
Даже «Проком» при всей его разваленности демонстрировал что-то похожее на домашние заготовки в защите. Смотрим снова первую описанную атаку:
Здесь Лафайетт уже готов к пресловутому «пик-н-роллу 2-5 под 45» и заранее уверенно бежит подстраховывать, закрывать Лайдею траекторию для прохода в сильную правую сторону, перекрывая лучший вариант атаки.
Другое дело, что поляк Замойски, непосредственный опекун Лайдея, решил закрывать ровно ту же правую сторону, что и Лафайетт, у Лайдея открыта левая сторона, куда он и уходит с помощью заслона Саврасенко. Несогласованность в защите, на которую с сильным подготовленным соперником рассчитывать не стоит.
Так вот, возвращаясь к той злополучной серии с «Химками», почти все пять матчей УНИКС мучился, и выиграл «две с половиной» игры никак не за счет собственного нападения. А выигрывал за счет защиты, выигрывал за счет защиты, родимой, и матчи этого уходящего года. В следующий раз посмотрим, что там интересного в подстраховках УНИКСа.
P.S. Дедушкин, я так думаю, даже в выигранном у УНИКСа матче ехал на крыше вагона, с баулами и гармошкой.
Только я не понял, как он ее в обед прочитал, когда я только щас в полночь выложил
Staggered screen такое называется, ну. «Ступенчатый заслон». На допотопном сленге - «забор».
Я, кстати, в той новости от 13:39 тоже отписался. Как твой разбор тактический прочитал, сразу про неё вспомнил:-)))