10 мин.

Так выберем же символ десятилетия в НБА. «Даллас» Дирка или «Голден Стэйт» без Дюрэнта?

Финал лучшего плей-офф вашей жизни.

Последний месяц вы голосовали за команду, которая лучше всех определила прошедшее десятилетие. И голосовали в большинстве случаев сердцем: лучшие представители эпохи – «Голден Стэйт» с Кевином Дюрэнтом, все команды Леброна Джеймса, «Сан-Антонио» Грегга Поповича – до финальной стадии так и не добрались.

На звание символа претендуют две самые любимые команды 2010-х: «Голден Стэйт Сплэш Бразерс» и «Даллас» Дирка Новицки.

Первый раунд

«Голден Стэйт Сплэш Бразерс» – Мориболл «Рокетс» – 87%-13%

Чемпионский «Торонто» – Последние финалы Грегга Поповича – 23%-77%

«Лоб-Сити Клипперс» – «Грит-энд-Грайнд Мемфиса» – 51%-49%

Последний титул Кобе – Последние сезоны «Большой Троицы» «Бостона» – 54%-46%

Возвращение Леброна в «Кэвс» – «Чикаго» сержанта Тибодо – 71%-29%

«Майами Хитлз» – «Индиана» Пола Джорджа – 80%-20%

Чемпионский «Даллас» – «Оклахома» Уэстбрука-Дюрэнта – 79%-21%

«Голден Стэйт Хэмптонс Файв» – «Оклахома» Дюрэнта-Уэстбрука-Хардена – 78%-22%

Второй раунд

«Голден Стэйт Сплэш Бразерс» – Последние финалы Грегга Поповича – 60%- 40%

Возвращение Леброна в «Кэвс» – «Майами Хитлз» – 35%-65%

Последний титул Кобе – «Лоб-Сити Клипперс» – 80%-20%

Чемпионский «Даллас» – «Голден Стэйт Хэмптонс Файв» – 55%-45%

Полуфиналы

«Голден Стэйт Сплэш Бразерс» – «Майами Хиттлз» – 69%-31%

Последний титул Кобе – Чемпионский «Даллас» – 44%-56%

Финал

«Голден Стэйт Сплэш Бразерс»

Статус: самая веселая команда десятилетия

Лучшая версия: 2015/16, 73-9 в регулярном чемпионате, 15-9 в плей-офф, net rating – 10,7 очка

Смертельная пятерка: Стеф Карри – Клэй Томпсон – Андре Игудала – Харрисон Барнс – Дрэймонд Грин

vs

Чемпионский «Даллас»

Статус: самый любимый чемпион десятилетия

Лучшая версия: 2010/11, 57-25 в регулярном чемпионате, 16-5 в плей-офф, net rating – 4,7 очка

Смертельная пятерка: Джейсон Кидд – Джейсон Терри – Шон Мэрион – Дирк Новицки – Тайсон Чендлер

Нужно признать, что никого из тех, кто действительно определил десятилетие, к финалу не осталось.

Ни «Хиттлз», «Кливленда» и «Хэмптонс Файв» – команд с объединяющимися в трио и квартеты суперзвездами. А ведь, по сути, именно эти союзы, почти всегда совершенно непредсказуемые, и вывели лигу на новый уровень популярности и стояли за большинством чемпионских ростеров 2010-х.

Ни Леброна Джеймса – самого влиятельного игрока десятилетия, который задал почти все тренды и вне площадки, где власть перешла к суперзвездам, и на ней, где все больше команд перешли на маленькие пятерки и построенный вокруг доминирующего лидера баскетбол.

Ни «Сан-Антонио» – фабрики гениальных тренерских решений (и бесконечных учеников Поповича). Эти самые решения – упор на драйв-н-кик, максимальное пространство в атаке, ярко выраженные принципы игры в защите – превращались в доминирующие тенденции во всей лиге, а эти самые ученики расползались по большей части клубов НБА и развивали их на местах.

Ни «Рокетс» – самой продвинутой команды лиги, которая максимально использует аналитический подход и остается наиболее влиятельной даже при том, что не выигрывает титулы. Именно «Хьюстон» стоит за полным отказом от неэффективных бросков, постоянным ростом трехочковых попыток, все новыми способами вставать на линию штрафных… И вообще тем, что баскетбол, эта некогда будоражащая поэзия движения, все чаще оценивается через понятие «эффективности» и прочие прагматические метрики.

Ни даже Расселла Уэстбрука – человека, чьи наряды, пугающая энергия на площадке и неповторимая манера общения вне ее украсили НБА не менее запоминающимся образом, чем этому способствовали Леброн в области баскетбольной политики, Попович в области тактики и Эдриан Воджнаровски в области разбрасывания трансферных бомб.

«Голден Стэйт» Стефа Карри и «Даллас» Дирка Новицки – команды с примерно нулевым влиянием на окружающую реальность. Они здесь не из-за символической природы, а из-за того, что именно их уникальность и обусловила всеобщую любовь к этим командам-вспышкам – появившимся из ниоткуда, принесшим уже вроде бы устаревшую систему ценностей, объединенным вокруг необычных лидеров…

«Голден Стэйт» Стефа Карри и «Даллас» Дирка Новицки – команды, которые определили десятилетие главным образом тем, что противостояли всем основным тенденциям этого десятилетия.

2010-е – это эпоха вкусивших прелесть абсолютной власти суперзвезд.

Стеф Карри и Дирк Новицки – безусловно, суперзвезды. И так же, безусловно, совсем не соотносятся с трендом на players’ empowerment. У обоих никогда не было проблем с тем, чтобы уйти в тень. Оба никогда не пытались изображать пафосных лидеров – вели скорее своим примером, а говорить и махать руками позволяли совсем другим. Оба скорее всегда любили подурачиться и снизить градус напряжения: Дирк органично стал звездой серии трэш-видосов маркетингового отдела «Мэвс», Карри органично выбросил мяч в аут передачей из-за спины в самый напряженный момент всего десятилетия. Оба уступали в деньгах ради создания чемпионской команды: Новицки делал это осознанно, Карри – по воли случая, который и лежал в фундаменте династии «Голден Стэйт». Оба неотделимы от энергетики родных для них мест – кипящей «Оракл-арены» и сопереживающей даже проколам в личной жизни Дирка арены Далласа.

2010-е – это эпоха, помешавшаяся на аналитике, продвинутой статистике и отвращении к дальним двухочковым.

Дальние двухочковые – это, естественно, главное оружие Дирка Новицки. Его острое коленце естественным образом попало на изготовленный после финала-2011 новый логотип НБА – до великого откровения «три больше, чем два» немецкий форвард пришел к совершенно неотразимому приему и показательно торпедировал «Хит».

«Голден Стэйт» при всей своей сплэш-образной природе – тоже не в тренде на тотальное упрощение игры и абсолютизацию дальних бросков. Для «Уорриорс» (как и для породивших их «Сперс») аналитика никогда не сводилась к тому, чтобы выяснить самый эффективный метод поражения кольца и довести его до абсурда. Их баскетбол никогда не сводился ни к трехочковым Карри с центра площадки, ни даже к бесконечным пик-н-роллам Карри и Дрэймонда Грина. Их баскетбол влюблял из-за своего многообразия – из-за того, что Карри шел под щит, чтобы поставить заслон, из-за того, что Грин врывался на скорости и испытывал защиту четыре на три, из-за того, что в хаосе перемещений соперник сам должен был выбирать свою смерть и в большинстве случаев предпочитал два из-под кольца, чем бросок из-за дуги.

2010-е – это эпоха команд, построенных через переезды звезд.   

«Голден Стэйт» и «Даллас» жили в какой-то параллельной реальности и пробовали дедовские способы создания чемпионской команды – через драфт, через точечные усиления, через внутренние ресурсы, через правильную «химию».

Их пазлы кажутся очевидными лишь годы спустя, но не по мере складывания.

«Маверикс» почувствовали, что Джейсон Кидд все еще оставался великим разыгрывающим, но теперь еще и мог бросать. Нашли идеальных партнеров для защиты Дирка на своей половине в лице Тайсона Чендлера и Шона Мэриона. Сделали так, что сваленный в кучу опыт бесконечных поражений от главных неудачников нулевых преобразовался в идеальную командную атмосферу и чемпионский дух.

«Уорриорс» вообще собрали команду там, где чемпионов никогда не находили – под неочевидными номерами драфта, в лице ветеранов, которые так и не смогли стать звездами в этой лиге, под руководством тренера-дебютанта, ранее прославившегося только тем, что нюхает клей.

2010-е – это эпоха предсказуемости.

И сейчас составы «Далласа» и «Голден Стэйт» уже считаются классическими, но в моменте они никогда таковыми не были.

«Маверикс» подкрались незаметно и выпрыгнули на сцену только тогда, когда вынесли «Лейкерс». И до самого финала вызывали смешки даже у игроков «Хит», которые о чем-то догадались лишь тогда, когда было уже поздно.

«Уорриорс» же словно игрались с аналитиками. «Все керрово» – и вот они выходят в финал. «Команды, играющие от броска, никогда не берут титулы» – и вот они завоевывают титул. «Команда, которая победила случайно» – и вот выдает лучший сезон в истории баскетбола 73-9. Стеф Карри не MVP финала и переоценен – принесите, пожалуйста, единственный единогласный MVP  в истории…

2010-е – это эпоха Леброна Джеймса.

«Даллас» и «Голден Стэйт» родились из ниоткуда, чтобы закрыть Джеймсу доступ к чемпионским трофеям.

«Маверикс» нанесли Леброну самое болезненное поражение во всей его карьере. Становиться жутковато, если вдуматься, что тот же самый «Даллас», что слетел с 2-0 «Хит» с одним Уэйдом в 2006-м, сверхъестественным образом вернулся в финал спустя пять лет, когда Новицки уже сходил с пика.

«Уорриорс» на достаточное число световых лет опередили всю лигу, чтобы освежиться еще на пару лет с помощью Кевина Дюрэнта и сформировать самую стойкую династию в новейшей истории. От того, насколько проникнута кармическим возмездием эта история, мурашки бегут не менее шустро: самый доминирующий спортсмен эпохи должен был брать не один, не два, не три, но получил удар под дых из-за собственной же хитрости – что объединяться с сильными не стыдно.  

2010-е – это эпоха отвратительной коммерциализации спорта.

И главное. «Голден Стэйт» и «Даллас» в финале из-за того, что ничего более искреннего, жизнеутверждающего, влюбляющего в себя в мире баскетбола не происходило.

«Уорриорс» – это самый веселый баскетбол; перманентное предвкушение чуда; шаловливая улыбка Карри; сарказм Керра; покер-фэйс Клэя Томпсона во время очередного трехочкового урагана; «смертельная пятерка», меняющая ход игры за несколько минут; великая арена, чувствующая фантастическую динамику так, как это бывает лишь на футбольных матчах, и подпитывающая команду; дразнилки Дрэймонда Грина; воскресение Шона Ливингстона; и ощущение бесшабашного разгула, рождающееся благодаря установке на равноправие в атаке и синхронно угорающего над всем и всеми ростера.

«Даллас» – это история о высшей справедливости, которой никогда нет места в спорте. Чуть ли не главные баскетбольные страдальцы собрались в одном клубе. Дирк Новицки, главный чокер НБА после Карла Мэлоуна. Джейсон Кидд, за десять лет до этого вытягивающий «Нетс» в финал в роли первой звезды. Тренер Карлайл, мечты которого о чемпионстве были вдребезги разбиты несколькими ударами кулака Рона Артеста. Предраг Стоякович, последний из того самого «Сакраменто». Потерявшие себя в НБА – запутавшиеся в финансовых, игровых, маркетинговых и прочих аспектах Чендлер, Мэрион, Стивенсон, Батлер… И вот весь этот слипшийся комок пронзительной боли и отчаяния выкатился в финал-2011 и смял полного антагониста – уже чувствующий власть над лигой, гиперуверенный в себе, заговариваемый крестным отцом Пэтом Райли «Майами».

«Голден Стэйт» и «Даллас» не символизируют 2010-е. Они просто лучшее, что мы видели за эти десять лет.

Выберем же самую любимую команду эпохи.

Трехочковые убивают баскетбол. Нужно с этим что-то делать, незамедлительно

Джеймс Харден ломает НБА. Он настолько хитер, что соперники извращаются в защите против него

Леброн Джеймс – главный спортсмен десятилетия. Он изменил наше представление о суперзвездах

Фото: Gettyimages.ru/ Ronald Martinez, Ezra Shaw