Александр Дейнека – художник, который изображал спортсменов, чьи лица вы точно не вспомните
Разбираем на примере картины с баскетболистками.
От редакции. Вы в блоге «Стилистические разногласия», куда мы приглашаем авторов, которые никогда не писали о футболе, хоккее или боксе, но разбираются в не менее интересных вещах. В этом блоге автор телеграм-канала об архитектуре «домики» Ася Зольникова рассказывала о первом стадионе, построенном специально к ЧМ в Катаре, а Михаил Постников, создатель интернет-площадки по продаже одежды themarket – о том, как в Японии строят культ и продают форму несуществующего футбольного клуба «Реал Бристоль».
Сегодня автор популярного телеграм-канала об искусстве «АртПацан» рассказывает об Александре Дейнеке (1899 – 1969) – советском художнике, который уважал тему спорта.
Александру Дейнеке точно повезло. Явный талант, безапелляционный успех, любовь властей и все блага, доступные артисту — чего еще можно хотеть от жизни?
Дейнека известен по картинам, изображающим быт и рабочие будни вечно счастливых, но до абсурда обезличенных советских людей. С неизменным выражением блаженства на типизированных физиономиях, персонажи художника обычно изображались трудящимися на заводах, фабриках и в шахтах. Дейнека рисовал только сильных и энергичных людей исключительно атлетичного телосложения. Партия требовала от художников изображать на холстах жизнь в СССР не так, как она была, а такой, какой она виделась руководству, молодого государства.
При этом сложно обвинить художника в нереалистичности изображений. Будучи столпом социалистического реализма, он действительно верил и во благо революции, советский строй, искреннее счастье всех изображаемых им персонажей. Еще в молодости, с энтузиазмом приняв участие в революционных движениях, Дейнека разделил идеи коммунизма и стал участником всех важнейших политических событий России XX века. Сначала он работал простым фотографом в уголовном розыске, но позже стал руководителем секции ИЗО Губнадобраза (изобразительных искусств губернского отдела народного образования), где рисовал пропагандистские плакаты и оформлял агитационные поезда. Позже он был мобилизован в Красную Армию, в составе которой оборонял родной Курск от белых, параллельно руководя местной художественной студией и занимаясь постановками агитационных театральных спектаклей.
***
Спорт был постоянной темой творчества Дейнеки. Строительство нового общества подразумевало динамичность, молодость и борьбу, а все эти качества наиболее ярко можно выразить через изображение спортивных состязаний. Красота и энергичность молодости, напряженные атлетические тела, счастливые лица победителей — все это художник мастерски выписывал на своих полотнах. Цель – прославление фигуры сверхчеловека, которого так настойчиво пытались выковать в стране советов.
«Бегуны». (1934)
«Вратарь». (1934)
«Раздолье». (1944)
Эти и другие его работы на тему спорта были созданы, чтобы наглядно показать советским людям преимущества здорового образа жизни и занятий физкультурой.
Одной из последних работ художника на эту тему стала картина «Баскетбол», на которой спортсменки застыли в прыжке перед кольцом в моменте, когда мяч вот-вот должен попасть (или не попасть) в корзину. Эта работа – типичный пример соцреализма и не отличается от других аналогичных картин Дейнеки примерно ничем. Обезличенные баскетболистки, будто срисованные друг с друга, забываются чуть раньше, чем зритель успеет отвести взгляд от полотна, а их фигуры, скорее напоминающие деревянные манекены, подброшенные в воздух, лишены хоть какого-либо намека на пластичность.
Обезличенность и одинаковость — характерная черта стиля Дейнеки и Советского Союза вообще, ведь главным стремлением в новой стране было равенство. Невозможное без тоталитарной коллективной типизации.
Зная подробности истории Советского Союза и биографии художника, складывается впечатление, что Дейнека часто путал понятия подвига и отчаяния, либо не умея, либо не желая различить одно от другого. Рисуя женщин, вынужденных из-за нищеты и неустроенности выполнять не по силам тяжелые работы на стройках, он воспевал образ сильных и самоотверженных строительниц социализма, как бы противопоставляя их ностальгирующим по дореволюционным временам утонченным дамам, как в картине «Тоска по изящной жизни». А свои монументальные проекты-утопии, восхваляющие режим и вождя, создавались на фоне массовой нищеты и повального голода.
Еще один яркий пример осознанного или бессознательного отрыва художника от реальности – его восторги касательно достижений советской авиации. С детства увлекающийся техникой, Дейнека всегда любил обращаться к теме самолетов, не уставая прославлять образы храбрых летчиков и инженеров — чуть ли не лучших людей государства, благодаря которым человек смог буквально преодолеть земное притяжение и взять под контроль небо, а в будущем и космос. В тридцатых годах страна действительно переживала авиационный подъем после призыва Сталина «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех». Дейнека, увлеченный самолетами, все эти восторги разделил, оформив мозаиками плафоны станции метро «Маяковская» и создав в лучших традициях социалистического реализма цикл картин на тему авиации (пока ведущие авиаконструкторы страны отбывали сроки в Бутырской тюрьме за «вредительство»).
***
Несправедливо говорить, что за всю творческую карьеру у Александра Дейнеки не было достойных и выразительных работ, которые могли бы представлять из себя художественную ценность в отрыве от трансляции несуществующего образа Советского Союза. Даже великий Анри Матисс в свое время отзывался о Дейнеке как о самом талантливом из советских художников. Только вот имея завидный потенциал и талант, оцененный даже зарубежными гениями, он остался пропагандистом и певцом режима. В чем, кажется, все-таки немного раскаивался, исповедуясь в письмах к жене: «Я все вижу, я все понимаю, а если бы не ты, я бы пустил себе пулю в лоб».
Имея возможность быть больше, чем просто известным советским художником, Дейнека надежным товарищем партии, готовым самоотверженно выполнять любые государственные заказы, игнорируя как свои желания и талант живописца (проявления которого легко заметно в работах заграничного периода, когда в 1935 году мастер уехал в большое турне по Франции, Италии и США), так и действительное положение народа и личностей, составляющих этот народ. Именно поэтому сейчас на аукционах с успехом продаются условные «За занавеской», созданные художником «для души», в то время как заказные полотна пылятся где-то на задворках музея реалистичного искусства.
Еще больше текстов о связи спорта и искусства:
У Малевича есть картина «Спортсмены». Объясняем на ее примере, в чем суть его метода
Фото: ru.wikipedia.org/wiki/; deineka.ru; РИА Новости/Давид Шоломович
- Оскорбление
- Мат
- Спам
- Расизм
- Провокации
- Угрозы
- Систематический оффтоп
- Мульти-аккаунтинг
- Прочее
- Спам
- Оскорбления
- Расизм
- Мат
- Угрозы
- Прочее
- Мультиаккаунтинг
- Систематический оффтоп
- Провокации
- Повторить попытку оплаты
- Оставить комментарий без доната
- Изменить комментарий
- Удалить комментарий
Лучше бы рассказали больше об авторе и представили больше картин, чем навязывать какие-то свои идеи. Спорт не познавательный, а разжигающий.