1 мин.

ЦСКА очень больно влетел «Олимпиакосу». Спанулис положил решающий трюльник за минуту до сирены

Есть вещи, которые не меняются.

Предматчевое приветствие ЦСКА вышло особенным – вся команда облачилась в специальные майки с 21 номером и поддержала выбывшего на сезон Уилла Клайберна, лучшего игрока клуба, человека, закрывающего едва ли не все дыры, которые только можно вообразить.

Церемония должна была сплотить красно-синих и стать предвестником вхождения коллектива в новую реальность. Сейчас довольно сложно даже представить, как можно заменить те качества, что привносил Клайберн: защиту против лучших игроков соперников, подборы, возможность легко перейти на мобильную пятерку, регулярные выходы в усы, где он зарабатывал бесконечные штрафные, штрафные, которые решили столь много матчей в прошлом сезоне – в общем, такую долгожданную стабильность. У ЦСКА просто нет другого выхода, кроме как заменить его за счет коллективных усилий, даже если по ходу сезона удастся получить еще одного игрока.

Вот только на этот раз получилось совершенно иначе: ЦСКА действительно заглянул в новую реальность, в реальность, где лидером команды становится Майк Джеймс. И по итогам игры с «Олимпиакосом» показалось, что чего-чего, а стабильности там точно нет.

ЦСКА вяло начал, но его боевой разыгрывающий сразу убедил, что дальше все будет просто. Пара лихих трехочковых, бодрые заходы под щит – Джеймс набрал 10 очков за первую четверть, позволил своей команде в какой-то момент получить 10-очковое преимущество. И дал понять основное: он и есть разница между двумя командами, он – источник той лихости и задиристости с легким оттенком пренебрежения, благодаря которой и без всяких таблиц было видно, что «Олимпиакос» здесь аутсайдер с кучей проблем, уже уволенным тренером, стареющими лидерами. Когда Джеймс ловит вот эту непредсказуемую волну, то сминает любое сопротивление в одиночку и, главное, обманчиво легко.

Чего не заметил Джеймс, деловито уходя на скамейку и широко расставляя ноги, так это то, что у «Олимпиакоса» на паркете к этому времени появился Дуэйн Уэйд. Белая майка с красной каймой, третий номер, черный рукав на левой руке, огромная челюсть и афрокосички – это, конечно, был Брэндон Пол, но издали можно было и перепутать. В первой четверти он вышел на замену, провел две последних минуты и всего лишь забрал один подбор на своем щите, но сразу бросился в глаза – по тому, как активно требовал мяч, с какой избыточной энергией скакал в эмоциональные минуты. Во второй четверти он взлетел сумасшедшим данком через Йоханнеса Фойтманна и эта сиюминутная дуэйнуэйдовость стала очевидна всем. Опешил даже главный тренер «Олимпиакоса» Кестутис Кемзура:

– Он, конечно, удивил меня – например, когда сверху заложил. Мы знаем его как снайпера, а сегодня он дал другие качества.

Пол – хорошо знакомый в Европе как мутноватый снайпер – в этот вечер был другим. И очень быстро вокруг него образовался совсем другой «Олимпиакос»: атлетичный, колючий, резво бегущий, забирающий щиты и играющий как будто на стероидах. Пантер и Черри, подгоняемые Полом, здорово разбирались один в один, когда оставались после разменов против «больших» ЦСКА. Огастин Рубит вырвал шесть подборов на чужом щите и деловито расстреливал со средней дистанции. Брэндон Пол вроде бы и не тянул на себя, но каждый раз оказывался в центре внимания: переломил ход игры своими штрафными, нанес моральную травму армейскому немцу, отдал гениальный пас назад Принтезису, а в концовке выдал еще два шедевра – очень важный трехочковый и феноменально занесенный мяч в трафике через «больших» ЦСКА.

Конечно, старички себя тоже показали.

Принтезис поучаствовал во вставании «Олимпиакоса» с колен: во второй четверти мяч регулярно отправляли ему под щит, а там он стабильно заносил через Антонова и других своих знакомых.

Василис Спанулис не впечатлял всю игру, но за минуту до конца не смог отказать себе в удовольствии поставить очередной восклицательный знак под очередной победой списанного «Оли» над ЦСКА.

Но на этот раз это была не их победа. Это была победа нового «Олимпиакоса» – легионеры греков неприлично заметно взбодрились и победили, прежде всего, за счет желания, за счет преимущества на подборе и в борьбе за спорные мячи.

Об этом говорили оба тренера.

«Игроки хорошо работают на тренировках, – сказал Кестутис Кемзура. – Вы знаете, что у нас не самая хорошая ситуация. Мы потерпели несколько болезненных поражений. Мы рады, что сегодня мы выдали 100 процентов. Рады не только тому, что мы победили, но тому, как мы выглядели как команда, с какой энергией играли, как взаимодействовали.

Я хотел бы сказать о двух статистических показателях ЦСКА. До встречи с нами это была лучшая команда с точки зрения трехочковых бросков – 46%, сегодня у них – 26%. Кроме того, они были лучшими с точки зрения подборов на чужом щите – 13,5 подбора, сегодня у них только 8. Это отличный результат для нас, мы смогли повлиять на их игру, за счет хорошей защиты не дали набирать легкие мячи, боролись за каждое владение».  

– Сегодня у вас была другая команда. Откуда столько энергии?

– Мы работаем над этим. Когда хочешь чего-то добиться, рано или поздно приходишь к этому.

– То есть это не фактор ЦСКА?

– Не знаю. Для нас каждая игра – это особый настрой. Нет разницы. Мы такая команда, что если мы будем играть сто процентов, то можем рассчитывать ан победу. Если не будем, то будет так, как в предыдущих играх.

Димитрис Итудис расходился с коллегой в деталях, но был согласен в главном.

«Слышал, Кемзура тут говорил, что они смогли не дать нам собрать подборы, повлияли на наш процент попаданий… Так у нас не хватало двух мощных игроков, сегодня мы еще потерям Хэккетта. Хотя, конечно, мы не отвечали своим стандартам…

Мы сегодня играли плохо, не на своем уровне. Отношение к делу было плохим во всем. Хотя мы и вели 10 очков в первой четверти, мы проиграли практически все ситуации 50 на 50, уступили на щите, проиграли физическую борьбу в большинстве эпизодов

У нас с самого начала было неправильное отношение. В этой лиге нельзя никого недооценивать, дело не только в «Олимпиакосе», никого нельзя недооценивать. По сравнению с другими турнирами здесь каждый матч играется как финал. Игроки приезжают сюда и пытаются показать себя на фоне действующего чемпиона, нельзя относиться к сопернику с неуважением».

ЦСКА в первом матче без Клайберна так и не смог найти себя.

Где-то не хватило жесткости и цепкости. Никита Курбанов всю встречу висел на фолах и в итоге не доиграл, остальные Итудиса не порадовали.

Где-то не хватило дальних попаданий. ЦСКА моментами хорошо двигал мяч и выводил снайперов на открытые позиции, но даже Хиллиард выбросил 2 из 6.

Где-то не хватило организации. Итудис пробовал играть маленькой пятеркой со скамейки, использовал Бэйкера на третьем номере, но и сам признался, что без Джеймса команде не хватало созидания: тот отбегал целых 34 минуты, больше всех.

Где-то ЦСКА допускал совсем уж нелепые ошибки, выбивающие из колеи. Например, в концовке третьей четверти за 3 секунды до сирены Итудис специально выпустил четырех «больших» и Бэйкера и наверняка предупредил, что у них остается возможность для тактического фола. Но все об этом забыли, а Рубит все равно умудрился найти открытый бросок.

Где-то не хватило стабильной атаки внутрь. В третьей четверти ЦСКА наловчился скидывать слепые передачи под щит Кайлу Хайнсу (у того 19 очков, 9 из 13 с игры), но на ключевом отрезке этих легких очков «Олимпиакос» больше не позволял, а другие варианты находились с огромными потугами.

Во второй-третьей четвертях Майк Джеймс ушел в тень и сосредоточился на подыгрыше. В последние пять минут игры ситуация сложилась так, что ему, как новому лидеру, нужно было решать самому. И вот здесь у него не получилось. И не получилось не самым красивым образом.

Быстрая атака – Джеймс идет на троих и запускает полуфлотер-полупотерю. Тут же «Олимпиакос» улетает, и Принтезис оформляет «+7».

ЦСКА играет «изоляцию» и оставляет Джеймса против Милутинова – тот успевает за «малышом» на ногах и закрывает ему воздух.

ЦСКА выходит после последнего тайм-аута – Джеймс не находит вариантов для передачи и не успевает избавиться от мяча за пять секунд.

И напоследок уже трехочковые отчаяния.

Это был первый по-настоящему значимый матч в ЦСКА, когда от Майка Джеймса требовалось вытащить всех из ямы, а он не смог. Запасы этой чудесной легкости все же имеют рациональные границы.

Концовка с «Олимпиакосом» – не проблема Джеймса. Скорее, сигнал остальным, что спасение утопающих нужно как минимум заслужить.

- В концовке показалось, что Майк Джеймс действовал сумбурно. Вам понравилось, как он принимал решения?

– Во-первых, мне не нравится, что вы говорите. Это не вопрос, а утверждение. Я с ним не согласен.

За решения отвечает вся команда. И в защите, и в нападении. Майк Джеймс сегодня играл больше, чем я планировал. Но без него у нас не получалось делать то, что мы хотели делать. Созидатели в таких ситуациях пытаются генерировать атаку и создать возможности для других, это может приводить к ошибкам. Я не могу обвинять во всем одного игрока. Это не проблема одного игрока. Я недоволен нашим выступлением, а не выступлением Майка. В эту игру играют не в одиночку. И я совершенно не согласен с тем, что он действовал сумбурно. 

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов