Дэвиду Блатту не слишком везло в баскетболе, но он все равно делал невозможное
А ведь его всегда считали счастливчиком.
Дэвид Блатт — один из самых успешных американских тренеров в истории европейского баскетбола. Он выиграл два главных клубных турнира континента – Еврокубок и Евролигу – и стал лишь вторым в истории после Душана Ивковича, у кого это получилось. Бронза на Олимпиаде и победа на Евробаскете сделали Блатта легендарной фигурой в России. Это только малая часть достижений тренера. Вот только, несмотря на богатое резюме титулов Блатта, его не назовешь везучим человеком.
Блатт тренировал 10 разных команд за 26 лет. Он поработал в семи разных странах.
С 1993 года Дэвид сотрудничал с командами «Хапоэль» (Галиль-Элион) и «Маккаби» (Тель-Авив) и постепенно дорос до должности главного тренера. В Тель-Авиве, правда, в него так и не поверили. Ему пришлось «подвинуться» до должности ассистента, когда легендарный Пини Гершон решил вернуться к работе после двухлетнего перерыва. С «Маккаби», как помощник Гершона, Блатт выигрывал Евролигу ФИБА (2001) и Евролигу ULEB (2004). И хотя костяк чемпионской команды-2004, 2005 во главе со звездным Энтони Паркером закладывал именно американец, все «сливки» достались Гершону.
В 2004 году Дэвид все-таки осмелился покинуть Израиль и принял предложение новообразованного питерского «Динамо», с которым выиграл Лигу Европы ФИБА 2005 года и стал тренером года в России. В том же 2005 году он был назначен главным тренером сборной Израиля, но еще до вступления в должность подал в отставку из-за спорной ситуации вокруг того, имеет ли он формально требуемую официальную лицензию тренера. Проект «Динамо» просуществовал всего три года. Клуб скоро начал испытывать трудности с финансированием и прекратил существование в 2007 году. Блатт успел вовремя ретироваться: проработав в Санкт-Петербурге один год, он перебрался в итальянский «Бенеттон».
В 2006 году Блатт наконец-то нашел стабильное место работы. Он возглавил сборную России, которую возглавлял шесть лет. За это время состоялись победа на Евробаскете-2007 и бронзовые медали на Евробаскете-2011 и Олимпиаде-2012.
Здесь он получил репутацию тренера-счастливчика. Президент РФБ Сергей Чернов собирался уволить Блатта прямо перед Евробаскетом-2007, но предусмотрительно сделал паузу. После этого тренер только и делал, что благодарил его бесконечными победами в концовках.
Что касается клубных дел, то здесь у Блатта по-прежнему все шло коряво. Он отработал два года в «Бенеттоне» (2005-2007), после чего последовал неудачный отрезок в «Эфес Пилсене». В Турции Дэвид вообще не доработал сезон. «Эфес» уволил его в апреле 2008 года из-за плохих результатов. Причем непонятно, на что ориентировался больше: на игровые проблемы (хотя до этого руководство выставило трех важных игроков) или на то, что пошли слухи о планах тренера переехать в ЦСКА.
В июне 2008 года Блатт подписал контракт с московским «Динамо». Очень уместно, если бы это не случилось незадолго до мирового финансового кризиса. В середине сезона у клуба возникли финансовые трудности, команда хандрила из-за задержек зарплаты, а Блатту вновь пришлось искать новое место трудоустройства.
Какое-то время он находился без клубной работы, пока не нашел временное пристанище в греческом «Арисе» зимой 2010 года.
В июне 2010-го «Маккаби», наконец-то, решил дать ему шанс. Блатт проработал в Тель-Авиве на посту главного тренера четыре года. Проблема в том, что это уже был совсем не тот сверхбогатый, собирающий пятерку суперзвезд «Маккаби», а его гораздо более скромный соименник, чьей главной звездой являлся сам специалист.
Во время и по окончании чемпионата мира по баскетболу 2010 года Блатт открыто говорил, что хочет покинуть пост главного тренера сборной России, но все-таки после переговоров с РФБ решил остаться. Как оказалось не зря: бронзовые медали на Евробаскете и ОИ заметно подняли его статус не только в Европе, но и за океаном.
2010-2014 годы можно назвать настоящей «отдушиной» для Блатта. За это время не случилось никаких эксцессов. Он спокойно работал в «Маккаби» и сборной России (до 2012 года).
Решение покинуть сборную после успеха на Олимпиаде выглядело своевременным. Стороны расстались полюбовно. В 2013 году «за большой вклад в развитие спорта в Российской Федерации» Блатт был награжден российским орденом Дружбы.
В 2014 году он наконец-то выиграл с «Маккаби» Евролигу. Замаячили реальные перспективы работы в НБА.
Сразу после победы в Евролиге Блатт встретился с главным тренером «Голден Стэйт» Стивом Керром, рассчитывая стать его помощником. Но в последний момент «Кливленд» предложил Дэвиду пост главного тренера. Конечно же, он согласился. Но он подписывался не совсем на то, что его ждало. Дэвид заключил контракт с «Кливлендом» в июне. Он пришел в молодую команду во главе с восходящей звездой Кайри Ирвингом. Как известно, рынок свободных агентов НБА открывается в июле. И именно тогда в «Кливленд» решил вернуться «Король» Леброн Джеймс. Фигура Блатта сразу же была отодвинута на второй план. Не то чтобы тренер должен жаловаться на подписание игрока уровня Джеймса. Но если не наладить контакт с «Королем», то можно не просто лишиться работы, а вообще забыть о карьере в НБА. Так и случилось с Блаттом. Дэвид со своими концепциями европейского баскетбола не годился для работы с Леброном.
Внешняя и внутренняя составляющие полностью разошлись.
С одной стороны, Блатт уже к зиме первого сезона пришел к ярко выраженной «идентичности» команды. «Кливленд» начал играть в защитный баскетбол, дошагал до финала, несмотря на травмы Ирвинга и Лава, отчаянно сражался с «Голден Стэйт». И хотя и уступил в финале, навсегда оставил у болельщиков «Кэвз» иллюзию, что все могло пойти иначе, будь в составе даже кто-то один из пары звездных помощников Леброна.
С другой, чем дальше, тем больше местная пресса обсуждала самые различные минусы Блатта – от того самого тайм-аута в серии с «Чикаго» до неумения строить отношения с журналистами. Малейший дефект вырастал под увеличительным стеклом придворных медиа до уродливых масштабов.
В общем, 22 января 2016 года «Кливленд» уволил Дэвида Блатта.
Тогда команда ровно шла по дистанции регулярного чемпионата с показателями 30-11. На тот момент – лучший результат в Восточной конференции. Это могло бы стать препятствием в любой другой ситуации, но не тогда, когда в команде есть Леброн Джеймс: суперзвезда по той или иной причине явно не чувствовал себя комфортно и нуждался не столько в тренере-профессионале, сколько в тренере-друге. Он нашел такого в лице Тайрона Лю, с которым команда в итоге выиграла титул чемпиона НБА. «Кавс» сделали чемпионский перстень и для Блатта, но это является слабым утешением для тренера, все амбиции которого преуспеть за океаном были разрушены. Результаты не перевесили: разговоры о том, что Блатт подходил с совершенно разными требованиями к игрокам команды и самому Леброну, убедили всех, что в лиге игроков для него нет места. Сколько ни возмущались этой отставкой сами тренеры, какой бы уникальной ни была ситуация с Леброном, другой возможности Блатт так и не получил.
Интересно предположить, как бы сложилась карьера Блатта, если бы он не тренировал команду с Леброном Джеймсом. Что если бы он принял «танкующий», но перспективный коллектив с молодыми Кайри Ирвингом, Тристаном Томпсоном и Эндрю Уиггинсом? Наверняка Дэвид мог бы до сих пор работать в НБА. Как минимум, он был бы востребован в качестве помощника.
«Я не могу сказать, что в «Кливленде» со мной поступили несправедливо, они дали мне работу. Оглядываясь назад, я понимаю, что, вероятно, с точки зрения долгосрочных перспектив время было выбрано неудачно. Вероятно, поэтому я сейчас не в НБА, но я не могу сказать, что мне этого не хватает. Я участвовал в финале НБА и был победителем Востока, так что…
Что касается отношений с Леброном Джеймсом, не могу сказать, что он меня никогда не принимал. Но мы видели игру по-разному. Он всю жизнь выступал в НБА и является одним из лучших в истории, я же был в НБА тренером-новичком, который всегда работал в Европе. В этом плане между нами была пропасть», — приводит слова Блатта Eurohoops.
Вот так вот непростые отношения с самым влиятельным игроком мира сделали невостребованным в НБА специалиста, который выдал более чем отличный результат 83-40 за время работы в лиге. У нынешнего тренера Леброна в «Лейкерс» Фрэнка Вогеля процент соотношение побед/поражений за карьеру намного скромнее — 304-291. Не говоря уже о многих других тренерах НБА, у которых резюме куда менее убедительное, чем у Блатта.
Блатт быстро оправился от удара. Причем в привычном для себя стиле: с не хватающей звезд с неба «Дарушафакой» он выиграл Еврокубок. Причем опять непостижимым образом наколдовал концовку в ключевом матче серии с «Локомотивом-Кубань».
Но стоило Блатту задуматься о чем-то большем, невезучие тренды карьеры вновь давали о себе знать.
Летом 2018 года он возглавил «Олимпиакос», на тот момент еще один из грандов Евролиги. До этого греки заняли третье место в регулярном чемпионате, но слетели в плей-офф во многом из-за травм.
«Мне очень повезло получить работу в «Олимпиакосе». Не буду скрывать – я пытался вернуться в НБА, но у меня не получилось. У меня было четыре собеседования, и мне кажется, в двух ситуациях я был близок к получению позиции главного тренера. Но выбор был сделан в пользу других специалистов. Я не хочу озвучивать названия конкретных клубов. Мне не повезло, но я не стою на месте. Такие команды, как «Олимпиакос», ЦСКА, «Маккаби», «Реал» и «Фенербахче», всегда строят коллективы так, чтобы претендовать на победу во всех турнирах. Мы будем пытаться стать лучшей версией самих себя. Считаю, что у меня есть возможность построить очень хорошую команду и мечтать о многом» — сказал Блатт в интервью «Известиям».
Очень быстро все пошло наперекосяк.
Ветераны «Олимпиакоса» все больше сдавали. Приглашенные Блаттом новички не могли дать соответствующий уровень. Вдобавок у клуба начались финансовые проблемы. Общая нервозность вылилась в катастрофу: красно-белые не только провалились в Евролиге, так еще и оскандалились в национальном чемпионате – из-за показательных демаршей в матчах с «Панатинаикосом» клуб потерял место в первом греческом дивизионе.
Это завело «Олимпиакосу» в ситуацию неразрешимого кризиса: на фоне такого бесконечного бедлама сложно получить усиление.
Скажем, у бывшего «большого» ЦСКА Отелло Хантера этим летом был вариант вернуться в «Олимпиакос», В интервью sports.walla он доходчиво объяснил, почему решил выбрать «Маккаби».
«Я ничего не имею против «Олимпиакоса». Мне нравится эта команда, но в создавшейся там ситуации... Не думаю, что во время моего пребывания в «Олимпиакосе» в 2014-2016 годах кто-то позволил бы случиться чему-то подобному. Мы гордые люди. Нам все равно, что судьи говорят или делают. Мы всегда придерживались того мнения, что можем победить другую команду. Мы не позволяли посторонней шумихе влиять на нас как на игроков. В этом разница между тем «Олимпиакосом» и нынешним».
Кошмарным образом кризис клуба наложился на личные проблемы самого Блатта.
После операции на спине в июне 2018 года у Блатта начались проблемы со здоровьем. Он делал физиотерапию. Шло время, но Дэвид не чувствовал никаких улучшений. Ему было предложено обратиться к неврологу, что он и сделал. Медицинские тесты подтвердили, что у Блатта рассеянный склероз.
Блатт понял, что его ждет, но решил не покидать свою работу. Он написал пробирающее до глубины души открытое письмо «Олимпиакосу»:
«Иногда жизнь бросает в тебя вещи, которые не имеют внятного объяснения. В эти моменты ты должен делать вещи, проверяющие тебя на стойкость характера.
Несколько месяцев назад у меня диагностировали первично-прогрессирующий рассеянный склероз (ППРС). Это заболевание имеет много различных форм, которые по-разному проявляются у разных людей. Это аутоимунное заболевание, которое разными путями меняет твою жизнь и возможность выполнять свои базовые функции теми способами, которые всегда казались нормальными.
Когда я отошел от первоначального шока и боли понимания того, как это будет и как поменяется моя жизнь в ближайшее время, я решил, что не собираюсь сдаваться. Я собираюсь адаптироваться и привыкнуть к новому способу жизни, найти варианты, чтобы продолжить как нормальный человек. Разумеется, в пределах возможного. Первое, что я сделал, я вернулся к своей баскетбольной тренерской философии о решении проблем и преодолении трудностей. Она имеет три этапа: 1) что за проблема? 2) почему это случилось? 3) как мы можем это исправить?
Итак, проблема — это ППРС, что в моем случае и в моем возрасте, в первую очередь, означает ослабление ног, рост усталости и уменьшение силы. Я выполняю специальную программу по усилению мышц ног, упражнения на баланс — плавание, водные тренировки, помогающие улучшить общее состояние тела и помочь мышечной устойчивости. Я пытаюсь быть активным, чтобы не дать мышцам атрофироваться. Я стараюсь заставить себя делать какие-то вещи, которые очень легки для большинства, но теперь забирают у меня много времени. Я работаю. Я пытаюсь удержаться в ритме и прошу у себя больше, чем меньше.
Почему это случилось? Причины, по которым это заболевание поразило меня, неизвестны. Явного объяснения ему нет. Остается только смириться и сфокусироваться на том, чтобы улучшить свое состояние всеми возможными способами. Сегодня и в будущем. Очень легко попасть в депрессию или ментальную летаргию. Однако борьба реальна, постоянна и никогда не заканчивается. Лекарств против болезни нет, но она не смертельна. На Земле есть много людей, перед которыми стоят куда более сильные вызовы, но они движутся вперед и живут жизнью самого высокого качества. Нужно забыть вопрос «почему?». Здесь он ответа не имеет.
Как это исправить? Что ж, будем работать. Выстроим план. Будем работать каждый день, будем держать голову высоко. Нужно привыкнуть, адаптироваться, внести изменения и стараться улучшить ситуацию. Нужно обучиться тому, как вести себя. Мы нашли людей, которые поделятся своими знаниями в этом вопросе. Мы открыты и честны с собой и с другими, пытаясь получить знания. Мы не скрываемся и не стесняемся этого.
Мне повезло, что меня окружает большое число хороших и любящих людей. Эта поддержка и помощь помогает мне понять: несмотря на то, что я буду функционировать и выглядеть чуть иначе, я останусь тем же человеком. Они не дадут мне загрустить, почувствовать себя плохо. Жалеть себя — это верный путь вниз, и из этого состояния будет очень тяжело подняться.
Я — тренер, и моя работа заключается в том, чтобы вести и вдохновлять многих людей. Отсутствие выносливости или большой активности не повлияет на мою способность делать вещи. Мне повезло. Рядом со мной есть прекрасные врачи, физиотерапевты и менеджеры, которые приняли мое нынешнее состояние и помогут мне с ним бороться. Как я могу жаловаться? Я не могу и не буду. Не стоит тратить на это время. Я буду просить своих игроков и своих помощников стать лучшей версией себя. В то же время, я обязан стать лучшей версией себя сам.
Великий Джон Вуден однажды сказал: «Лучшие вещи получаются у людей, которые выжимают лучшее из вещей». Мое нынешнее состояние — отнюдь не фонтан, но могло быть и хуже. Моя ответственность — быть примером для всех и продолжать жить своей жизнью лучшим из возможных способов. И никогда, никогда, никогда не сдаваться».
Реальность получилась более жестокой.
Дэвид Блатт был уволен из «Олимпиакоса» уже после первого тура Евролиги-2019/20. Греки проиграли в гостях скромному АСВЕЛу (63:82). Болезненное поражение, но сразу же после первого матча сезона выгонять главного тренера? Еще и страдающего от рассеянного склероза? К сожалению, это не первый неприятный случай в карьере Блатта, когда судьба неблагосклонно к нему относится. Дэвид однозначно не заслужил такого. Вполне вероятно, «Олимпиакос» стал последней главой в его тренерской карьере.
Сейчас Блатт всерьез думает о том, чтобы окончательно уйти из баскетбола.
«Я хочу быть послом. У меня всегда была мечта стать послом, дипломатом в Израиле. В каком-то смысле я бы хотел помочь стране. Я с нетерпением жду своих следующих вызовов, так как я всегда хотел многое сделать. Пришло время начать новую фазу жизни после 12 лет в качестве профессионального игрока и 27 лет в качестве тренера. Я наслаждаюсь этим моментом. Иногда одно окно закрывается, но открывается новая дверь. Я не хочу использовать мою болезнь в качестве оправдания, но в своих беседах с руководством «Олимпиакоса» мне пришлось быть честным в отношении определенных ограничений. Более того, в команде было много проблем. Мы сыграли только одну матч. Это был очень плохой старт. Мы побеседовали и решили, что лучше расстаться. Никаких обид», — сказал Блатт в интервью Boston Globe. Уроженец Бостона Блатт имеет двойное гражданство США / Израиля. Ему уже 60 лет. Баскетбольная жизнь изрядно потрепала Дэвида, так что можно понять желание кардинально сменить вид деятельности.
«Блатта называли Фил Джексон из Европы. Дэвид был как Супермен, всегда в форме. Неприятно видеть его таким поникшим», – сказал Гари Бернсон, лучший друг Блатта и его бывший товарищ по команде средней школы.
Болезнь не позволяет Блатту полноценно выполнять функции тренера. Нет никаких гарантий излечения от рассеянного склероза. Возможные последствия болезни – это повышенная усталость, периодические боли в теле, слабость в ногах и риск потери зрения. Блатт всегда был энергичным человеком. Эмоции — неотъемлемая часть Дэвида, как тренера. Он не смог бы их проявлять в полной мере без рисков для здоровья.
«В нем была аура, дерзость. Уже на второй год обучения Дэвид выходил в стартовой пятерке. Остальные четыре игрока старта были старше Блатта. Дэвид никогда не жалуется на свои проблемы. Когда я спрашиваю «Как дела, тренер?», он никогда не говорит, что его что-то беспокоит», — сказал Boston Glone Фил Мореси, тренер Блатта в средней школе.
Слова Бенсона и «Олимпиакоса» нельзя назвать преувеличением или формальным высказываем «из вежливости». Именно такого масштабного специалиста рискует потерять баскетбольная Европа. Конечно, Блатт не выигрывал Евролигу так часто, как Желько Обрадович или Этторе Мессина. Но Дэвид куда больше добился в качества главного тренера сборной и вполне себе неплохо поработал в НБА.
«Мне не повезло, но я не стою на месте» — эта фраза пронизывает практически всю карьеру тренера.
В стабильных условиях Блатт почти всегда делал работу на грани чуда и выжимал «лучшее из вещей»: всех своих вершин – титулов в Евролиге, Еврокубке и на чемпионате Европы – он достигал со скромными командами, когда прыгал намного выше головы и пробивал потолок.
Каждый раз, когда он шел на повышение, на его пути вставали факторы, на которые он вряд ли мог повлиять. В России его привыкли называть счастливчиком, но сейчас, когда его карьера тренера, по всей видимости, завершена, сложно отделаться от мысли, что Блатт был способен даже на большее.
Возможно, для здоровья Блатта даже хорошо, что он расстался с «Олимпиакосом» в самом начале сезона. Он избежит лишнего стресса и получит столь необходимую возможность перевести дух. У Дэвида Блатта есть четверо детей. У него три дочери, но особняком стоит 22-летний сын Тамир Блатт, который делает себе имя в европейском баскетболе, выступая за иерусалимский «Хапоэль». Дэвид всегда может давать Тамиру дельные советы, но вот с активной тренерской работой ему наверняка придется завязать.
Как бы то ни было, жизнь на этом не заканчивается. Работа в качестве посла в каком-то из иностранных государств — чем не вызов для Блатта? Можно не сомневаться, что из Дэвида получится отличный дипломат. А в баскетболе он уже всем все доказал.
«У российского баскетбола нет будущего. Все плохо». Антон Понкрашов делится эмоциями
Боссы «Альбы» отказались от женской группы поддержки. Их разнесли даже в Германии
Фото: Gettyimages.ru/Maddie Meyer, Christian Petersen, Jason Miller / Stringer, Gregory Shamus / Stringer, Jason Miller / Stringer; globallookpress.com/AFP7/ZUMAPRESS.com, Peter Sabok/ZUMAPRESS.com; euroleague.net