13 мин.

Уйти некрасиво

Плей-офф НБА – это отнюдь не открытое первенство гей-клубов московской области, это рубка настоящих мужиков, сражающихся во благо определенных целей. Кто-то бьется за имя, статус, честь и доблесть, другие за контракт и лучшую жизнь, третьи за болельщика, а некоторым и само существование без этого накала не мило.

Здесь уже нет проходимцев, тех, кто проигрывает матч задолго до его начала, увидав имя соперника, его платежную ведомость или место в турнирной таблице, потому что они осознают, что их не простят там, на трибуне. Это у нас в ущербно-бизнесовом постсоветском мирке, где большой спорт – исключительно вопрос репутации для увесистых дядек с огромными кошельками и весомыми эго, сложно себе представить, как судьба нефте-газо-долларового клуба может зависеть от поклонника, но там все по-другому. Если ты выйдешь на паркет в рамках матчей на вылет с опущенными руками, сложишь оружие перед именитым противником еще до боя – ты потеряешь зрителя и годы работы в сочетании с миллионами, потраченными на их привлечение. Они уйдут к другому представителю великой четверки, а позвать их обратно будет еще сложнее, чем прежде. Это осознает каждый, кто имеет честь пройти на площадку заполненной до отказа арены, и, даже не видя в упор объективных причин для конечной победы в серии, он будет пытаться сделать все от себя зависящее. Поэтому любого соперника в турнире на выбывание нужно чтить, вне зависимости от того, насколько велико твое преимущество в классе над ним.

Фил Джексон не хотел этого делать, он не уважал противника, который был слабее его подопечных. Девственный детский сад из Оклахомы, потерявший двух френчайз-игроков «Хьюстон» или лишившийся самого результативного баскетболиста «Нью-Орлеан» – все они попали под одну копирку, в статус тех, кого можно проскочить в полноги, без должного к ним отношения. Туда же в последствие зашел и «Даллас» без Кэрона Батлера, который также оказался недостойным того, дабы бросить на него все силы. Только вот «Маверикс», в отличие от трех других жертв калифорнийского презрения, специально снарядились под эту схватку и оказались готовыми к тому, чтобы не просто наказать, а еще и унизить соперника.

Марк Кьюбан бросил все средства на преодоление «Лейкерс». Он зарядил громадную сумму в Брендона Хэйвуда для того, чтобы в серии с подопечным «Дзен-Мастера» иметь хоть какой-то противовес ужасному «трехглавому монстру». Именно от вероятности возможного противостояния с действующими на тот момент чемпионами и плясала подготовка «Мавс» к сезону, их работа в тренировочном лагере. Зона «бродяг» как раз оттуда, ведь это то, что изрядно помучило подопечных самого титулованного наставника в истории в финале конференции-2010, только, в отличие от «солнечной», «техасская» модель учитывала еще и работу на щите, благодаря двум активным семифутерам, Дирку Новицки и прекрасно подбирающим номинальным тройкам – Мэриону и Батлеру.

В штабе Карлайла понимали, что задавить троих «дабл-дабл» больших в составе команды-соперника вряд ли удастся, но максимально снизить урон им вполне по силам, учитывая неплохую защиту в позиционке, связанную воедино прибытием здорового Тайсона Чендлера. В кармане у Рика оказались и взрывные малыши, дарящие его подопечным преимущество в скорости (Терри, Бебуа, Бареа) и ветеран-разыгрывающий (он же вечный Кидд), способный принять правильное решение в тяжелый момент и не нуждающийся в беготне за юркими противниками ввиду отсутствия оных в стане врага.

Сочетание способного нагружать оппонента Кэрона и Новицки, находящегося в расцвете сил и научившегося, наконец, полноправно противостоять физическому воздействию и параллельно уводящего одного из «больших» «Лейкерс» от корзины, даря возможность своим центровым пихаться за подбор один на один – выглядело более чем впечатляюще, и старт сезона подтвердил тот факт, что «Маверикс» были сильны, как никогда. Но повреждение Дирка, лишившее его второго титула MVP и вылет Батлера подвели черту: после этого эпизода «Мавс» вычеркнули из списка соискателей трофея, несмотря на то, как классно они играли в здравом виде. Это сделал и Джексон.

Но, ко всеобщему удивлению, «Даллас» перестроился на ходу и сделал это в самый важный момент. Все мы помним другую команду из Техаса: она всегда была агрессивна в атаке, обладала массой опасных и самодостаточных в нападении баскетболистов (Терри, Ховард, Харрис, когда-то наиболее результативный в лиге Стэкхаус, еще раньше Финли да Ван Хорн), но теперь в ее составе не оказалось ни одной реально стабильной опции, кроме немца.

«Джет» и Пежа – прекрасные шутеры, те, кто сегодня будет в огнях, а завтра начнет заменять собой жидкий азот в силу структуры построения собственной игры. Шон Мэрион, окончательно растерявший и без того хромавший на обе ноги бросок, Джейсон Кидд, которому благородные соперники дают свободно пытать счастья либо из уважения, либо исходя из его эффективности в регулярном чемпионате. Француз Родди просто не готов физически, ну а Бареа, как известно, давно привык приносить кучу проблем и сопернику, и собственной защите в силу своих габаритов. Однако тренер «бродяг» сменил акценты, он заставил команду играть именно от обороны, отталкиваться от того, над чем коллектив убивался еще осенью, готовясь к всевозможным схваткам в плей-офф и это перевернуло все с ног на голову. Заметно прибавив во втором темпе развития собственной атаки благодаря грамотному использованию позиционных розыгрышей, техасцы ухитрились сохранить позиции и остаться при этом в тени, в статусе чертика из табакерки.

Окончательно распределив роли в ротации, вооружившись Новицки, вожделеющим опять увидеть большой финал и набравшим с семь десятков очков в заключительных четвертях схватки с «Портлендом» в первом раунде, «Даллас» просто ждал серии, зная, что предпринял все возможное. «Лейкерс» же продолжили свой беспредел, связанный с тем самым неуважением.

Уже в первом поединке с «Хорнетс» (вне зависимости от его результата) было четко видно, что калифорнийцы не готовы к встрече с этим соперником. Они не разбирали его, не изучали, не старались решить исход битвы точечными решениями. Подопечные Фила Джексона вышли играть с настроением, которое четко отображало легкомысленность, связанную с четырьмя относительно легкими победами в «регулярке», характеризовавшими разницу в классе. Только вот вопрос пресловутого «респекта» перед действующими на тот момент чемпионами не стоял совершенно.

Любая подготовка к серии начинается с разбора манеры действий, сильных и слабых сторон противника, самых эффективных комбинаций в позиционном нападении, любимых точек для совершения бросков и использование пик-н-ролла. Именно от того, как защититься против этого базового взаимодействия, начинает плясать весь оборонительный рисунок на матч или серию, особенно когда мы ведем речь о сопернике, напрямую зависящем от него. Учитывая наличие нескольких базовых вариантов протекции и семи-восьми-девяти десятков их вариаций (зависящих от стороны, в которую любит двигаться игрок, от количества задействованных баскетболистов в поддержке и т.д.), перед любым тренером лежит масса давно придуманных решений под каждый эпизод. Здесь не нужно искать инноваций, все давно уже введено в обиход. Бери и радуйся.

Игроки «Лейкерс» этого не знали, они не понимали, куда бежать, где включать «ловушку», где «переключаться», где оставаться с маленьким, в результате чего минимальное взаимодействие, придуманное Монти Уильямсом, оставляло Криса Пола один в один с Газолем или Артестом, которых он наказывал за счет колоссального перевеса в скорости. И если такое отвратительное наплевательское отношение в адрес «шершней» еще можно объяснить тем, что им объективно ничего не светило, то противостояние с «Маверикс» четко расставило все по местам.

На команду, еще более зависимую от «пик-н-ролла», чем «Нью-Орлеан», где Кидд, Терри и Бареа регулярно его гоняют, а Новицки и Чендлер постоянно поднимаются выше, чтобы поставить заслон, калифорнийцы также вышли тактически разобранными и неподготовленными. Они вновь теряли свои места, рушили собственную защиту базовыми ошибками, причиной которых была отнюдь не какая-то потусторонняя сила. Если бы представители Города Ангелов получили достаточно информации, уделили бы внимание аспектам игры «Мавс» и отработали бы защиту против забеганий малышей, они никогда не проваливались бы столь явственно. Есть только три логические причины, по которым они могли бы этого сделать:

  • они клинические идиоты по природе, совершенно безграмотные в вопросе взаимодействия с указаниями рулевого

  • высокотоксичный клей

  • каждый из них задавался вопросом «Почему у Ламара Одома есть реалити-шоу, а у меня нет?» во время тренерской установки

По странному стечению обстоятельств, я не верю ни одному из них, как и вы. Потому что десять матчей плей-офф с одинаковыми ошибками, бегающими в разные стороны глазками и непониманием как себя вести, аля безголовые куры в клетке, от имени двухкратного чемпиона и победителя эпической седьмой встречи – это показатель. И обезглавил их именно наставник, думавший как минимум о финале конференции, а не о реальном противнике, которого нужно обыграть здесь и сейчас.

Поэтому «Лейкерс» ничего не смогли противопоставить защите «Мавс», изучившей соперника и готовой ко всем поворотам и выходкам от него. В ответ подопечные Карлайла играли в один и тот же баскетбол, они активно двигали мяч, получив глоток воздуха после очередного провала соперника при попытке отбиться от вражеского «пик-н-ролла», они искали хороший бросок, наказывали за возможность поразить кольцо со свободной позиции, правильно грузили Дирка и старались бежать в отрыв.

Подопечные Фила Джексона, в свою очередь, в последнее время потеряли одно из своих главных преимуществ – умение качественно играть быстром темпе, они совершенно не агрессивны в этом компоненте после ухода безголового и одновекторного Джордана Фармара, что еще больше укрепило игровой и тактический перевес техасцев. Остальное сделала отвратительная игра Газоля и недостаток мотивации.

Все знали, что человек, которого в «Мемфисе» сравнивали с плюшевым «мишкой», имеет склонность возвращаться к этому статусу. Он начал это делать еще в первой половине регулярного чемпионата, но тренер «Лейкерс» не принимал никаких мер для того, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. В результате наглые «шершни» стали физически давить испанца, играть с ним грубо, жестко, заталкивать в защите и не забывать о локтях. Человек, решивший судьбу финала, окончательно скис. И здесь на первый план выходит то самое уважение к сопернику, оправданная боязнь того, что ему хватит сил наказать за оплошность. В верхах клуба из Лос-Анджелеса не верили в то, что представители юго-западного дивизиона в первом и втором раундах смогут их дожать, поэтому никакой работы и не было проведено, хотя существуют десятки методик, не раз доказывавших свою эффективность.

Зачем что-то придумывать? У тебя есть «олдскульные» Тео Рэтлифф и Джо Смит в составе, которые далеко не дураки в обороне. Пользуйся этим сколько угодно: ставишь грубого баскетболиста к По на каждой тренировке, заставляешь партнеров гонять комбинации под его загрузку на усах и даешь зеленый свет ветеранам. Пусть используют все грубые и жесткие приемы (локти, толчки, плечи, тело), чтобы не дать Газолю-старшему возможности занять позицию под кольцом, а сам испанец обязан добиться этой цели без нарушения правил и «кормишь» его в игре в таких же розыгрышах. Эдаким макаром учили справляться с воздействием многих «мягких» больших, и это всегда давало свой эффект, тем более, когда мы говорим не о двадцатилетнем бесталанном пацаненке из Колледжа, а о том, кто еще совсем недавно доминировал над всеми соперниками в плей-офф.  Или, может быть, вы хотите сказать, что это единственный вариант?

Но ничего из этого не было проведено (либо было, но не в достаточном объеме). Важнейший игрок в команде просто растворился. Он не мог найти свои «точки», он не занимал грамотное, родное положение «на усах», его просто выталкивали. Пропала уверенность, за ней бросок, потом подбор и игра в защите. Рухнуло все, а недостаток розыгрышей, помогающих прочувствовать землю под ногами, окончательно подвел черту под серией. И если человек, имевший в прошлогодней плей-офф 20 очков + 11 подборов + 3.5 передачи и 2 блок-шота за игру, ловит пас Брайанта в решающем владении наклейкой с фамилией на собственной майке и выпускает из рук важнейший отскок в противостоянии буквально тут же, то это говорит лишь об одном термине – катастрофа.

«Лейкерс» проиграли схватку еще в раздевалке перед первым матчем, окончательно расписавшись в своей беспомощности в том же поединке, в третьей четверти, когда после 21:2 не сумели смять противника, при своем болельщике, жаждущем крови. Это плей-офф, здесь нельзя никого прощать.  На этой стадии нет места джентльменским выходкам: необходимо добивать лежачего, потому что в противном случае он встанет и отправит тебя же в нокаут, улыбнувшись вслед остатками выбитых зубов. Но, по мнению тренера и игроков, «Даллас» не мог подняться, он был слишком слаб, его не стоило бояться. Когда калифорнийцы спохватились, было уже поздно. «Маверикс» завоевали уважение соперника, но слишком дорогой для него ценой.

Именно поэтому я искренне не понимаю людей, жалеющих Фила Джексона из-за того, что он закончил карьеру, опозорившись в такой момент. Он знал, на что идет. Он уже несколько лет вел рискованную игру, которая могла принести ему великий успех или громадный провал. Жизнь подготовила и одно и другое. У него в этой серии было все: и глубокий, значительно более сильный состав, и лидер, которого некому было грузить отдачей в обороне и преимущество собственной площадки и даже громадное превосходство в тренерской схватке, но он смотрел вперед, а не себе под ноги. Кобе действовал в разнообразном стиле: сначала сыграл на себя – мимо, затем комплексно – в молоко, потом только на команду – опять без влияния на результат. Причина проста: в «Лейкерс» уже давно «дифференс-мейкером» является именно продуктивность «больших», потому что все знают, что свое Брайант как угодно, но забьет и важно не дать «монстру» добавить свой вклад в копилку в полном объеме. Недостаток мотивации, грамотных розыгрышей, свободы под кольцом и тактической информационной составляющей громко заявляют о себе. А уж только потом идут трехочковые.

В этом и разница между прошлогодним проигрышем «Сперс» «Финиксу» и нынешним сенсационным результатом. Исполнители в майках «Сан-Антонио» знали, как играть, но Данкан физически не мог ничего противопоставить «пик-н-ролллу» «Санс». «Лейкерс» же просто не понимали, что делать, хотя при должной подготовке и отдаче смело обязаны были справляться с утратившим второго игрока в команде соперником. Не предприняв ничего, что могло бы изменить положение вещей, калифорнийцы позволили «Маверикс» играть в один и тот же баскетбол, даривший им результат в каждой встрече в серии, и не стоит удивляться тому, что голодные «бродяги» этим воспользовались.

Я не люблю «Даллас», да я и не могу испытывать к ним никаких чувств по двум важным причинам. Первая: я давно болею за «Рокетс» и сопереживаю организации «Сперс», что автоматически превращает «Мавс» в «третьего лишнего» в Техасе. Вторая еще больнее и значительно весомее: Марк Кьюбан, заряжавший судей в 2005-м году. Но сейчас нельзя не отметить одного простого факта: это ушло в сторону.

Хозяева ААС – это такое себе брачное агентство «Последний Шанс». Дирк Новицки, Джейсон Кидд, Шон Мэрион и Предраг Стоякович – это не просто имена и фамилии, это те, на ком формировались болельщицкие взгляды нынешнего, моего поколения, и, когда эти люди собрались воедино в разных ролях и ипостасях, проповедуя командный баскетбол, предрассудки и прошлые обиды уходят в противоположном от нас направлении.

Не имеет значения и тот факт, что немец – единственный полноправный звездный игрок в этой когорте, важно лишь то, чего они заслужили своими карьерами. Лидер «Маверикс» не должен был вылетать в первом раунде в прошлом году, так же, как и обидно травмироваться в этом регулярном чемпионате. Вопреки всем прогнозам, он продолжил прогрессировать и самосовершенствоваться, и то, что высокий блондин делает с большими командами в этом сезоне, подтверждает обоснованность его огромного желания вернуться в атмосферу 2006-ого, но в отличие от того Дирка, коим он был пять лет назад – этот еще разнообразнее, хладнокровнее и злее.

Мне наплевать на выходки Ламара Одома и Эндрю Байнэма в последней игре, ведь это всего-навсего жесты отчаяния,  тщетные попытки поймать убегающую на вираже эпоху за майку. Так бывает. Неприятно лишь то, что эра ушла не в пыле борьбы седьмой игры, не из-за судейских ошибок, не по причине какого-то фатального невезения, а вот так, из-за собственного наплевательского отношения в адрес соперника.

У действующих на тот момент чемпионов возникли вопросы, и ответ на них лежал под носом, причем он не имел практически ничего общего с чуваком с косичками, открывающим боковое окно автомобиля со словами «Ты хоть знаешь, кто я, чмырь»? Или все-таки что-то есть?

Это должно было быть первым абзацем, но стало последним. Не нужно жалеть Фила Джексона, ведь именно он и проиграл эту серию по самым важным статьям. Он посчитал, что тепловоз, набирающий ход от станции к станции, значительно лучше полной отдачи и совершил роковую ошибку. Мало кто мог предположить, что как раз он и будет главным виновником проигрыша «Лейкерс», а не Брайант, Газоль или Артест. Но такова жизнь. Одиннадцать титулов позволяли «Дзен Мастеру» делать что угодно, говорить все, что заблагорассудится, и плевать на соперников с высокой колокольни. Уйти некрасиво – это его выбор, который никогда не отнимет у великого тренера его фантастических достижений.

Удивило лишь спокойствие Марка Кьюбана. Наверное, он просто вновь искренне верил в то, что сделал прошлым летом…