Ушедшие не по собственной воле
Уэнделл Лэднер – авиакатастрофа, 24 июня 1975 года
Уэнделл – единственный игрок из списка, который не застал НБА. В свой первый же сезон, который невысокий форвард (198 см), соответствующий стилю 70-х, провел в «Мемфисе», он сумел быстро стать любимцем болельщиков. 17 очков и 11 подборов – показатели за дебютный сезон. Но, к сожалению, его карьера шла по наклонной вниз... В сезоне-1971/72 он переехал из Мемфиса в Каролину, где потерял место в старте. Дабы вернуться на прежний уровень, летом 1972 года Уэнделл подписывает контракт с «Тэмс» и возвращается в Мемфис. Но и там ему места не нашлось. В 1973 – обмен в «Кентаки», в 1974 – в «Нью-Йорк», а еще через год сама трагедия. Ранним утром 24 июня 1975 года форвард «Нетс», только что отдохнувший в Новом Орлеане, вылетел в Нью-Йорк. Когда самолет уже почти приземлился, на посадочной трассе возник микропорыв, сильное кратковременное нисходящее движение воздуха, связанное с грозой. А дальше самолет наклонился, задел крыльями землю и загорелся. В той катастрофе выжило всего лишь 10 пассажиров и 2 стюардессы, которые сидели в задней части самолета. Остальные погибли...
Терри Ферлоу – автомобильная авария, 23 мая 1980 года
Перед тем как появиться в НБА, Терри неплохо зарекомендовал себя в студенческой лиге. В сезоне-1975/76 он закончил выступления за команду штата Мичиган с 1717 очками, что является седьмым результатом в истории команды. А его 50 очков в одном матче (против «Айовы» 6 января 1976 года) являются лучшим результатом университета. Задрафтован атакующий защитник был «Филадельфией», в которой в то время на этой позиции играли Уолд Фри и Даг Коллинс. Терри понял, что соперничать с такими исполнителями ему будет очень сложно и перебрался в «Кливленд». Затем трейд в «Атланту», где Ферлоу снова оказался на лавке. Он осознал – чтобы быть на виду, нужно перебраться в более слабую команду, где бы он смог стать лидером. «Филадельфия», которая в то время была явным аутсайдером, была рада появлению такого игрока. Эдриан Дэнтли, Пит Маравич и Терри Ферлоу образовали неплохое трио, но вывести команду в плей-офф не смогли. Впрочем, если бы даже «Сиксерс» туда попали, то сыграли бы без одного из своих лидеров. Ферлоу погиб 23 мая 1980 года, когда врезался в столб на шоссе близ Кливленда. А ведь он только нашел свою команду...
Лен Байас – передозировка наркотиков, 19 июня 1986 года
Это отдельная тема. Об этом игроке я напишу отдельную статью, потому что о нем можно много чего написать и рассказать. Попробую кратко – Лен отличался очень классной игрой в своем университете. По характеру, игре и позиции он напоминал Майкла Джордана и как-то признался – «я готов с ним соперничать за звание лучшего в лиге». Парень просто с невероятным потенциалом, отличный атлет с хорошим броском был выбран в 1986 году под общим 2 номером. 17 июня Лен был выбран на драфте «Бостоном», которые тогда являлись действующими чемпионами. Президент «Селтикс» Ред Ауэрбах еще в 1984 году получил право выбора у «Сиэтла», обменяв его на Джеральда Хендерсона. 18 июня Байас вместе с отцом вылетел из Вашингтона в Бостон на традиционное представление новичков. Затем подписал контракт с Reebok на 3 млн. долларов. В этот же день, ближе к вечеру, его отец улетел обратно Вашингтон. А на следующий день Лена Байаса нашли мертвым в общежитии...передозировка. Эта новость повергла в шок всю Америку. Совсем скоро поподробнее...
Ник Ванос – авиакатастрофа, 16 августа 1987 года
Ника Ванос пришел в НБА в 22 года. В 1985 году «Санз» взяли его под общим вторым номером. Бросал средне, на подборах был неплох, поэтому занимал лишь только место на скамье. Но до трагедии он сумел провести всего 2 сезона, причем если сравнивать дебютный и второй, то можно сказать, что он только прибавил в мастерстве. 16 августа 1987 в солнечный день Ник после отпуска должен был вернуться в Аризону. Самолет компании Northwest Airlanes вылетел примерно в 9 вечера и сразу же после взлета разбился. 110 человек из Аризоны и 38 из других штатов погибли, среди них был и Ник Ванос. В живых чудом осталась только 4-летняя девочка...
Рикки Берри – самоубийство, 14 августа 1989 года
Перед НБА Рикки оттачивал свое мастерство в команде колледжа. Берри провел один сезон за «Орегон» и три за «Сан-Хосе». Лучшие годы пришлись на выступления за последний колледж. На драфте форварда выбрали в 24 года под 18 номером. В дебютный же сезон он «пришелся ко двору» в «Сакраменто». Сначала регулярно выходил со скамьи, затем застолбил за собой место в стартовом составе «королей». Казалось бы, что у этого парня все только впереди. 11+2+3 за первый сезон в лиге, замечательный процент из-за дуги и признание болельщиков, что еще нужно «первогодке»? 14 августа 1989 и произошел этот трагический случай. Берри после спора с женой застрелился, оставив предсмертную записку. А ведь до этого он никогда не проявлял признаков депрессии...
Реджи Льюис – сердечная недостаточность, 27 июля 1993 года
И снова Ауэрбах не прогадал с выбором на драфте. 22-й номер драфта 1987 года в первом сезоне набирался опыта, во втором стал пробиваться в состав, а затем уже плотно занял место в старте «кельтов». Он был способен закрыть позицию «второго» и «третьего» номера. В сезоне-1991/92 защитник смог обогнать по результативности ветеранов Пэриша и Берда, а в 1992/93 стал единоличным лидером команды. К сожалению, чемпионом ему стать так и не удалось. Игрок в свои 27 лет находился на пике формы, возможно и дальше бы рос в плане игры. Но, видимо, было не суждено... И снова трагедия произошла летом, летом 1993 года в Уолтхэме, штате Массачусетс. 27 июля прямо на баскетбольной площадке в тренировочной игре он потерял сознание. До этого у Льюиса были проблемы с сердцем, и все это прекрасно знали. Причиной смерти стали пороки в сердце, которые были связаны с гипертрофической кардиомиопатией. После смерти Льюиса прошли слухи, что он употреблял кокаин, и что, возможно, именно наркотики стали причиной смерти. Но вскрытие показало, что это не так. Сегодня в Роксбери открыт физкультурно-оздоровительный центр имени Реджи Льюиса...
Дражен Петрович – автомобильная катастрофа, 7 июня 1993 года
Это удивительный игрок. Звезда из Югославии, прежде чем попасть в НБА, успела запомниться много чем положительным. Начал свою звездный путь Дражен в неизвестном югославском клубе «Шибенка». Через 4 года перебрался в «Цибону». В одном из матчей чемпионата Югославии в 1985 году он сумел набрать 112 очков. В 1986 году его выбрал «Портленд» под общим 60-м номером, но Петрович остался недоволен своим местом в команде и вернулся в Хорватию. Наконец, после сезона в «Реале» в 1989 году он переезжает за океан. Однако в «Блэйзерс» югослав снова не смог попасть в стартовый состав и перебрался в «Нью-Джерси». Там Дражен вместе с Дерриком Коулмэном и Сэмом Боуми образовал неплохую связку. Нельзя не вспомнить о медалях со сборной своей страны – по золоту и серебру на ЧЕ и ЧМ, а также 2 бронзы и 1 серебро на Олимпиаде. Летом 1993 года Петрович приехал в Польшу, где сборная Хорватии проводила очередной сбор. 7 июня, около 17 часов 20 минут в условиях плохой видимости автомобиль «Фольксваген», в котором находились Петрович, турецкая баскетболистка Хилаль Адебаль и немецкая модель и баскетболистка Клара Шанци, врезался в грузовик. В результате этого столкновения Петрович, спящий на переднем сиденье машины погиб, а Эдебаль и Шаланци получили многочисленные травмы, но выжили. После гибели домашняя арена «Цибоны» была переименована в Баскетбольную арену имени Дражена Петровича, 3-й номер «Нетс» был закреплен за игроком, в 2000 году его признали лучшим спортсменом 20 века в Хорватии, в 2002 году внесли в Баскетбольный Зал Славы, а в 2007 в Зал Славы ФИБА...
Бобби Филлс – автомобильная катастрофа, 12 января 2000 года
Бобби Рэй Филлс II был выбран под 45-м номером на драфте 1991 года. В университете он имел выдающиеся показатели (28+5+2), но это особо не помогло ему в сильнейшей лиге мира. У него был огромный потенциал, благодаря которому он смог превратиться из игрока скамейки в основного атакующего защитника. После 6 сезонов в «Кливленде» он перебрался в «Шарлотт». Конкуренцию у Дела Харри выиграть удалось, и Филлс стал выходить в стартовой пятерке вместе с Гленом Райсом, Дэвидом Уэсли, Энтони Мэйсоном и Владе Дивацом. Травма в середине сезона-1998/99 немного выбила защитника из колеи. Вернуться в стартовый состав в следующем сезоне сразу ему не удалось. Но только стоило игроку восстановиться полностью и получать свои заветные 35-40 минут на площадке, как произошел этот трагический случай. 12 января 2000 года Филлс погиб в автокатастрофе в Шарлотт. Он ехал за товарищем по команде Дэвидом Уэсли со скоростью около 120 км/ч, как неожиданно машину вынесло на встречную полосу, и она врезалась в другой автомобиль. Водитель другого автомобиля получил ранения, но выжил, а Бобби погиб на месте. Позднее Уэсли был осужден за опасное вождение. У Филлса остались жена и трое детей, а номер «13» в «Хорнетс» был закреплен за ним навсегда...
Малик Сили – автомобильная катастрофа, 20 мая 2000 года
Талантливый атакующий защитник с достаточно высоким для своей позиции ростом – таким всегда считали Сили. Его выбрали достаточно под высоким 14 номером на драфте в 1992 году. Однако вписаться в состав «Пэйсерс» ему не удалось, и после 2 сезонов он перебрался в Калифорнию, в «Клипперс». Именно три года в Лос-Анджелесе стали лучшими в карьере игрока. После сезона-1996/97 «Клипперс», как это ни странно, не стали переподписывать Малика, и он надел форму «Детройта». Но ни Даг Коллинс, ни Элвин Джентри не доверили Сили место в основе, позицию АЗ занял Джо Дюмарс, которому на тот момент исполнилось 34 года. В итоге 22 января «Пистонс» разорвали с ним контракт, в этот же день Сили подписала «Миннесота». Сезон-1999/00 защитник провел весьма неплохо – вернулся в стартовый состав, делал 11+4+2 за полчаса игры. К слову, Малик был хорош не только на баскетбольной площадке. В 1996 году он успел сняться в фильме «Эдди», выступал на телевизионных шоу. Сили погиб 20 мая 2000 года в Сент-Луисском Парке в штате Миннесота. Малик ехал с празднования дня рождения Кевина Гарнетта. Когда он выехал на шоссе, в него врезался грузовик. 43-летний водитель остался жив благодаря подушкам безопасности, а в машине Сили не было ни одной, поэтому он скончался на месте. После аварии анализы в крови водителя показали, что уровень алкоголя в его крови равнялся 0,19%, при допустимых 0,1%. Ему дали 4 года заключения, но вышел из тюрьмы он в 2003 году. За Сили «Тимбервулвс» закрепила «2» номер, а Кевин Гарнетт даже написал «2MALIK» на своих кроссовках...
Джейсон Колльер – остановка сердца, 15 октября 2005 года
Джейсон закончил среднюю католическую школу в 1996 году. В 2000-м его выбрали на драфте «Милуоки» под 15 номером и сразу же обменяли в «Рокетс» на Пжибиллу. Но в Техасе у Колльера не было светлого будущего. В марте 2004 он подписал 2 десятидневных контракта с «Атлантой», а затем заключил полноценный договор. Он неплохо вписался в систему «Хоукс» и до конца сезона выходил в стартовом составе команды. Большую часть следующего сезона Джейсон тоже выходил в основе, так как реальных конкурентов за место в составе не было. Умер Колльер в возрасте 28 лет 15 октября 2005 года, прямо перед началом очередного сезона. Вскрытие показало, что смерть наступила из-за внезапного нарушение ритма сердца, связанного с игрой. Врач Джорджии Крис Перри позже сказал, что у Джейсона сердце было в полтора раза больше, чем у обычного человека, именно из-за этого он и скончался. Машина «скорой» приехала быстро, но помочь не смогла – центровой умер по пути в больницу...
Эдди Гриффин – автомобильная катастрофа, 17 августа 2007 года
Выдающиеся выступления за колледж помогли стать Эдди Гриффину одной из звезд того драфта. Его показатели за университет Сетон Холл были выдающимися – 17,8 очка, 10,7 подбора и 4,4 блок-шота. Он был назван лучшим первокурсником года журналом «Sporting news». Выбран он был на драфте 2001 года под общим 7 номером. 19-летнее дарование попало в «Хьюстон», где быстро завоевало себе место в основе. Затем начались проблемы. Сезон-2003/04 пришлось пропустить, весь год форвард лечился от алкогольной зависимости в реабилитационном центре. «Рокетс» поняли, что игрок «потерян» и расторгли с ним контракт в феврале 2004 года. В октябре того же года им заинтересовалась «Миннесота», которая видела в лице Гриффина игрока, способного подменять Гарнетта. Он провел 2 неплохих сезона в «Тимбервулвс», набирая в среднем по 6 очков, делая 6 подборов и 2 блок-шота в среднем за игру. В 2006 году Эдди попал в аварию, из-за которой ему пришлось пропустить большую часть сезона-2006/07. Как только Эдди восстановился и был готов уехать в Европу, произошла еще одна авария, на сей раз с летальным исходом. 17 августа рано утром Эдди проигнорировал сигнал о приближении поезда и проехал через барьер, после чего в него врезался движущийся поезд. В результате этого внедорожник загорелся, лицо Гриффина сильно обгорело, и он скончался. Позже выяснилось, что норма алкоголя в крови была превышена в 3 раза(0,26% от 0,08% допустимых), никаких наркотиков игрок не употреблял. Его похоронили в Филадельфии, после него осталась 3-летняя дочь Амари...
Лоренцен Райт – убийство, июль 2010 года
Райт – единственный игрок, убитый в результате покушения. Сначала немного о нем. Благодаря неплохим выступлениям за колледж его выбрали под 7 номером на драфте 1996 года. «Клипперс» в первый же сезон «впрягли» его в стартовый состав, но той игры, которой от него ждали, Райт не показывал. Далее была «Атланта», неплохие сезоны в Мемфисе, снова «Атланта», 5 игр за «Сакраменто» и 18 в майке «Кливленда». Сезон-2009/10 игрок пропустил, но числился в списке свободных агентов. 18 июля Лоренцен ушел от своей бывшей жены, после этого его никто не видел и не слышал. Семья Райта подала иск в полицию и уже через несколько дней тело Лоренцена нашли в лесу. Потом стало известно, что рано утром 19 июля на номер 9-1-1 был произведен звонок с его мобильного, но службы не среагировали... Было известно, что из дома Райт ушел с крупной суммой денег, что могло стать причиной убийства. Похоронили игрока в родном Мемфисе, в штате Теннесси.
Мы помним вас всех. R.I.P.
И напоследок хочется привести фразу Шарля Де Голля: «Вы будете жить. Убивают только лучших.»
SUV (англ. Sport Utility Vehicle — автомобиль с наличием спортивных опций) — маркетинговый термин для автомобиля, имеющего кузов «универсал» и систему полного привода. Часто в устной речи называется внедорожником, несмотря на разницу в конструкции.