4 мин.

Маленький шаг вперед

Проблема посещаемости для российских видов спорта – одно из самых больных мест. Баскетбол не является исключением из этого правила. Для многих команд ПБЛ заполняемость трибун на 50 % является нормой (а для кого-то даже считается успехом). Ну а отметки в 70% с завидным постоянством на своих домашних играх достигают только в Краснодаре и Красноярске.

Летний скандал в отечественном баскетболе и практически полное игнорирование этого вида спорта в федеральных СМИ по большому счету должны были отпугнуть от трибун даже ту небольшую аудиторию, которая была ранее. Однако, как показывает статистика посещаемости, этого не произошло. Более того по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошел, хоть и небольшой, но все-таки приток зрителей на трибуны. В среднем прирост посещаемости матчей ПБЛ составил чуть менее 5%. Если в прошлом году 35 игр Суперлиги А в октябре-декабре посетили 76222 человек (в среднем 2178 за матч), то в текущем сезоне 33 поединка первенства ПБЛ посмотрели 75274 человека (в среднем 2281 за матч).

Более наглядно показать тенденции изменения зрительского интереса можно с помощью графиков и таблиц.

Как мы видим, наибольший всплеск домашней активности произошел в Краснодаре и Санкт-Петербурге. Причем для самого южного города ПБЛ аншлаги вообще стали обыденным событием. Девяностопроцентная заполняемость трибун теперь для них норма. Ну а в северной столице приток зрителей, по всей видимости, объясняется, как покупкой звездных легионеров, так и высокими целями, которые стоят перед командой на сезон. Причем следует отметить, что в гости к «Спартаку» не приезжал еще ни один из записных фаворитов чемпионата (УНИКС, «Химки», ЦСКА).

Обратную тенденцию продемонстрировали сразу несколько других коллективов. Отток зрителей с трибун в Крылатском видимо связан с потерей «Динамо» нескольких своих лидеров и не слишком удачным стартом команды. Отчасти неудачное начало сезона повлияло на показатели посещаемости в Красноярске. Однако здесь имеется устойчивая тенденция к росту. От матча к матчу зрителей на трибунах Дворца Спорта имени Ивана Ярыгина становится все больше и больше.

Снижение показателей в Казани можно объяснить статусом соперников, приезжавших в гости к УНИКСу. После матча открытия, в котором хозяева уступили питерскому «Спартаку», на паркет Басккет-Холла выходили только команды из нижней части турнирной таблицы.

Если с тремя вышеназванными командами кое-какая ясность существует, то вот объяснить спад интереса к подмосковным «Химкам» довольно сложно. Причем такая тенденция прослеживается не только в домашних матчах команды, но и в гостевых. Даже рекордная для ПБЛ аудитория в 4500 зрителей, зафиксированная на последней домашней игре «Химок» против ЦСКА, не слишком улучшила общую картину.

Если же говорить об абсолютных величинах, то здесь нашли свое продолжение тенденции, наметившиеся еще в конце прошлого сезона. Самая посещаемая по итогам чемпионата-2009/2010 годов команда краснодарский «Локомотив-Кубань» и сейчас находится на вершине. Здесь же рядом находится и красноярский «Енисей», уже третий год подряд, удерживающий статус одной из самых востребованных зрителями команд. Замыкают тройку подмосковные «Химки», которые хоть и немного сдали свои прошлогодние позиции, но все равно пока не остались без поддержки своих болельщиков.

Казанский УНИКС и питерский «Спартак» затаились в середине таблицы и ждут приезда московских грандов, чтобы сделать скачок вверх. Отличный старт задался у «Нижнего Новгорода». Дебютант ПБЛ в плане зрительского интереса обошел многих давних участников элитного российского баскетбольного дивизиона.

В нижней части таблицы зрительского интереса также находятся знакомые лица. Московский ЦСКА по-прежнему остается «гостевой» командой. На выезде армейцы в среднем собирают аудиторию в 3000 человек, в то время как на домашние игры красно-синих приходит в 1,5 раза меньше болельщиков.

Финансовые проблемы «Триумфа» и «Динамо» последних лет и последовавшие за ними кадровые решения отразились и на посещаемости обеих команд. Если молодая люберецкая дружина пока сохранила прошлогодние показатели, то вот бело-голубые лишились еще одной группы болельщиков. Ну и основным аутсайдером уже стабильно остается самарская дружина. Самый маленький зал в ПБЛ, недорогие билеты и самое маленькое число зрителей. Традиция есть, но причины ее непонятны.

В заключение хочется сказать, что определенные тенденции, позволяющие привлечь зрителей на трибуны, у новой лиги есть. Здесь и спортивная составляющая, и некоторая турнирная интрига, и наличие в командах звезд, и лучшее освещение в СМИ (хотя это пока актуально только для Интернет-пространства). Понятно, что борьба за зрителя предстоит серьезная. Испорченное имя враз не отмыть. Но, тем не менее, некоторый повод для оптимизма все-таки есть. Если сегодняшние 5% прироста количества болельщиков на трибунах в конце сезона превратятся в 10%, то это уже можно будет считать определенным успехом и шагом вперед.

Фото: Александр Куприянов