5 мин.

Пересматривая мечту. Лучшая команда нашей жизни

Могла ли она быть еще лучше? (Спойлер – нет)

В конце июня 1992-го, то есть ровно 25 лет назад, первые официальные матчи провела самая фантастическая из команд в игровых видах спорта. Сборная США по баскетболу, впервые в истории укомплектованная профессионалами, начала триумфальный поход к олимпийскому золоту с американской квалификации.

Забегая вперед, та самая команда стала и самой успешной в истории. Игры в Барселоне она выиграла с уничтожающей средней разницей в 43 очка, стала первой, набиравшей больше сотни в каждом из матчей, лучшим достижением соперников стало поражение Хорватии в финале всего «-33». Но был ли оптимален ростер Dream Team? Можно ли было усилить и без того недостижимую группу, которую называли сборищем пришельцев из другой галактики? Судите сами.

Разыгрывающие защитники

Мэджик Джонсон, Джон Стоктон (15,8 очка, 13,7 передачи, 3,0 перехвата – здесь и далее статистика в сезоне-1991/92)

Со спортивной точки зрения, пожалуй, именно позиция первого номера могла бы претерпеть изменения. Когда в сентябре 1991-го USA Basketball впервые огласила кандидатов на попадание в состав, еще не было известно, что тесты Мэджика на ВИЧ окажутся положительными, и он будет вынужден уйти из большого спорта. Звезда «Лейкерс» вообще не принимал участия в сезоне-1991/92, появился на All-Star Game благодаря голосованию болельщиков и, несмотря на протесты некоторых игроков, был признан MVP, – и на этом его игровая практика была исчерпана. Джонсона беспокоили проблемы с коленями, но он пропустил только два матча барселонского турнира, полностью отбегав всю квалификацию.

К Стоктону не было никаких вопросов по выбору: он провел блестящий сезон, став лидером НБА по результативным передачам и перехватам, да и вообще сложно было представить команду без знаменитой связки «джазменов». Вот только Джон полноценно помочь не смог, пропустив из-за травм больше, чем кто-либо другой.

Единственной заменой, обсуждавшейся всерьез в ходе всего предолимпийского цикла, был Айзейя Томас. Его статистика не потрясала воображение (18,5 очка, 7,2 передачи), но в памяти были свежи два подряд детройтских чемпионства в конце 80-х. Решающим фактором против, как говорят, оказался голос Майкла Джордана, сказавшего веское «или он, или я». Джордана и Томаса давно связывал затяжной конфликт, начавшийся еще в дебютный сезон Майкла и разгоревшийся синим пламенем, когда «Пистонс» особенно грубо защищались против Его Воздушества в финалах конференций.

Наверняка можно было бы рассмотреть кандидатуры Тима Хардуэя (23,4 очка, 10,0 передачи) и Кевина Джонсона (19,7 очка, 10,7 передачи). Но, при всем уважении, разве кто-то променял бы Мэджика на этих парней?

Атакующие защитники

Майкл Джордан (30,1 очка), Клайд Дрекслер (25,0 очка)

В сборной США оказались два самых результативных атакующих защитника лиги. В пользу Планирующего Клайда говорил и тот факт, что предолимпийская квалификация проводилась в боготворившем его Портленде.

Только сумасшедший или отчаянный фанат предложил бы заменить кого-то из этой пары. Скажем, на Митча Ричмонда (22,5 очка) или Реджи Миллера (20,7 очка).

Легкие форварды

Лэрри Берд (20,2 очка, 9,6 подбора, 6,8 передачи), Скотти Пиппен (21,0 очка, 7,7 подбора, 7,0 передачи), Крис Маллин (25,6 очка)

Легендарному Ларри на Олимпиаде было 35 лет. Он так страдал от болей в спине, что на скамейке запасных не сидел – лежал в уголке, за лицевой линией. В предыдущем сезоне он провел всего 45 матчей (в одном из них, правда, отметился сумасшедшим трипл-даблом – 49 очков, 14 подборов, 12 передач), в квалификации лишь дважды появлялся на паркете. А в августе, после барселонского турне, заявил о завершении карьеры. Но разве можно было представить Dream Team без одного из символов эпохи?

К Пиппену и Маллину, находившимся на пике карьеры, вопросов нет никаких. Их ближайшими конкурентами могли стать Глен Райс (22,3 очка) и лучший новичок сезона Лэрри Джонсон (19,2 очка, 11,0 подбора). Эти парни даже не рассматривались – и правильно.

Тяжелые форварды

Карл Мэлоун (28,0 очка, 11,2 подбора), Чарльз Баркли (23,1 очка, 11,1 подбора), Кристиан Лэйттнер

В мире баскетбола Лэйттнер прославился именно тем, что оказался двенадцатым в дюжине избранных олимпийцев. USA Basketball стремилась поступить политкорректно и сохранить одно место для «любителя» – представителя студенческого чемпионата. И здесь был непростой выбор: сильнейшим в NCAA на тот момент, первым номером драфта-92 был талантливый центровой «Луизианы Стэйт» Шакил О’Нил. Комитет рассматривал также кандидатуры Харольда Майнора, Джимми Джексона и Алонзо Моурнинга. Лэйттнер победил в обсуждении благодаря командным достижениям его «Дьюка», выигравшего два «безумия» подряд. Впрочем, учитывая, что на студента в команде серьезно не рассчитывали, этот выбор особого значения не имел.

Мэлоун и Баркли были очевидно лучшими четвертыми номерами НБА на тот момент. Хотя в Сэре Чарльзе были сомнения: его репутация могла негативно сказаться на имидже сборной. В итоге обошлось без инцидентов. Мало того, Баркли немало порадовал болельщиков, гонявшихся за суперзвездами в каталонской столице. Он стал единственным из «мечтателей», кто регулярно выходил погулять в город из фешенебельного отеля. Причем, когда у него спрашивали: «Где же телохранители?», – он потрясал кулаками и говорил: «Вот!» Да, и стал лучшим бомбардиром американской сборной на Олимпиаде.

Команде можно было бы предложить Денниса Родмана, выигравшего состязание лучших подбирающих НБА с потрясающим результатом 18,7, но… что мы там говорили о репутации сборной? К тому же, в Dream Team не искали мастеров грызть паркет. Эта команда предполагала «шоутайм».

Центровые

Патрик Юинг (24,0 очка, 11,2 подбора, 3,0 блок-шота), Дэвид Робинсон (23,2 очка, 12,2 подбора, 4,5 блок-шота)

Самый безальтернативный выбор. Эти двое были лучшими, самыми яркими «большими» НБА. С ними мог сравниться разве что Хаким «The Dream» Оладжьювон (21,6 очка, 12,1 подбора, 4,3 блок-шота), но рожденный в Нигерии хьюстонец только через год подал документы на паспорт гражданина США и едва успел уладить все формальности (потребовалось даже специальное разрешение ФИБА), чтобы сыграть в Атланте-96.

Кевин Уиллис (18,3 очка, 15,5 подбора), Лэрри Нэнс (17,0 очка, 8,3 подбора, 3,0 блок-шота)? Да ладно.

Фото: REUTERS/Ray Stubblebine