Генменеджеры Евролиги, которые сами выходили на площадку
Успех баскетбольного клуба во многом определяется кадрами, которые добывают спортивный результат. Тогда как за подбор кадров отвечают люди, которые пользуются вниманием в разы меньшим, нежели ежедневные герои площадок. Дмитрий Герчиков берется исправить несправедливость – и рассказывает о знаковых менеджерах клубов Евролиги, за плечами которых есть интересное баскетбольное прошлое.
Родриго де ла Фуэнте (40 лет, «Барселона», Испания)
Большую часть профессиональной карьеры спортсмен, отчасти опередивший время, провел в стане «блауграны». Двухметрового парня на стыке тысячелетий чаще классифицировали как легкого форварда, нежели как атакующего защитника. Однако Родриго демонстрировал дивный для той эпохи континентального баскетбола универсализм, блестяще защищаясь на «тройке», и в то же время знатно поливая по чужому кольцу с позиции второго номера. Во многом это способствовало становлению «сине-гранатовых» как неуязвимого коллектива в 2003-м, когда каталонцы оформили хет-трик: завоевали золото с Кубком на внутренней арене, а затем покорили Евролигу. Будучи капитаном команды, де ла Фуэнте имел непререкаемый авторитет в раздевалке и умел довести до состояния берсерка даже партнеров-интровертов.
Сегодня Родриго использует былую убедительность уже в качестве функционера – и с ее помощью переманивает на каталонскую сторону новобранцев. Так, летние посулы генменеджера убедили Гиоргоса Барцокаса отказаться от действующего соглашения с кубанским «Локомотивом» – и примкнуть к «блаугране». Затем же объединение сил с Тайрисом Райсом и тонкая психологическая игра на амбициях Петтери Копонена спровоцировала переезд защитника «Химок» в Испанию вслед за одноклубником. Показательно, что все эти блестящие трансферы де ла Фуэнте провернул в дебютный для себя сезон. Прежде он трудился ассистентом «сине-гранатового» ГМа Жоана Кройса. Когда же в июне последний объявил об уходе с поста после 8 лет службы, именно Родриго была доверена честь перестраивать исчерпавшую себя команду Шави Паскуаля. Отдадим должное экс-капитану «Барсы»: он не только достойно прошел инициацию, уволив прежнего тренера, но и знатно потрудился на трансферном рынке. Нынче же де ла Фуэнте еще и с форс-мажором справился неплохо, отыскав в лице Алекса Ренфро замену травмированному до конца сезона Пау Рибасу.
Никола Вуйчич (38 лет, «Маккаби Т-А», Израиль)
Динозавр европейского баскетбола – что по фактуре, что по устрашающему эффекту, производимому на соперников в игре – влюблял в себя болельщиков любой команды, куда бы ни отправлялся на заработки. Его имя фан-секторы распевали на мотив гимна Евролиги, заменяя слово «devotion» с полной уверенностью, что именно так и должен звучать оригинал. Тренеры-антагонисты, принципиально придерживавшиеся полярных игровых философий, восхищались Николой в унисон. А оппоненты признавали: стандартными методами (без сдвоенной опеки или грязного прихвата) Вуйчича, как ни старайся, не сдержать. Именно поэтому хорват приводил практически все свои коллективы к трофеям, попутно собирая россыпь индивидуальных наград. Пик же карьеры центрового пришелся на период с 2002 по 2008 годы, когда он защищал цвета тель-авивского «Маккаби» и дважды приводил клуб к триумфу в Евролиге. Вряд ли преувеличу, если скажу, что израильские болельщики в ту пору боготворили Вуйчича – и, случись такая оказия, наверняка причислили бы его к лику святых.
Сотворенной Николой добро обитатели Земли обетованной запомнили всерьез и надолго – причем относилось это не только к простым смертным, но и к сильным мира сего. Именно поэтому в 2013-м владелец «Маккаби» Шимон Мизрахи вернул блудного сына в лоно семьи. На тот момент балканец уже завершил карьеру, пав жертвой проблем со здоровьем после нагрузок в Греции и Турции. На жизнь же Вуйчич зарабатывал, модерируя жизненные процессы в родном «Сплите», где начинал профессиональную карьеру. Аналогичные функции гиганту отвели и в офисе «желтых», правда, истинной самостоятельности на должности генерального менеджера Никола так и не узнал.
Дело в том, что последнее слово как при формировании трансферного списка на лето, так при селекции в ходе сезона остается за отцом-основателем современной тель-авивской империи. А потому и к феноменальному хет-трику «Маккаби» при Дэвиде Блатте, и к жесточайшему провалу клуба в двух последующих сезонах наравне с Вуйчичем причастен президент Мизрахи. Он визирует скаутские отчеты генмена с главным тренером по тому или иному игроку, одобряя или аннулируя трансферы. Он дает отмашку на увольнение тренера, даже если тому офис какой-то месяц назад выразил кредит доверия. И он же, как в былые годы, создает атмосферу дополнительного давления на Николу, дабы сделать из него еще более закаленный актив. Так что не удивляйтесь перепадам в жизни «желтых»: порой даже богатырская силушка Вуйчича не позволяет тель-авивским лебедю, раку и щуке тянуть воз в едином порыве в направлении победы.
Ибрагим Кутлуай (42 года, «Дарушафака», Турция)
Лучший снайпер Евролиги-1999 прожил на паркете славную баскетбольную жизнь. Здесь и триумф в главном континентальном турнире для клубов (защитник поднял заветный трофей над головой в форме афинского «Пао»), и серебро старосветского форума под знаменами сборной, и многочисленные награды внутренних состязаний элитного уровня – «малыш» вплоть до последних лет карьеры ротировался только между командами топ-статуса. Кроме того, Кутлуай всегда умел «взорвать танцпол» яркими индивидуальными действиями.
Словно игрок НБА, он понимал: кроме непосредственно результата зрителям нужно шоу. А потому еще с малых лет – точнее, сборных «андеров» – мог «валить» весь вечер в режиме Рассела Уэстбрука. Те, кто помнит, как Кутлуай отгрузил «Цибоне» 41 очко в начале века, не дадут соврать: по тем реалиям то и дело Ибрагим воспринимался как инопланетянин. Особенно в контексте своего европейского, а не американского происхождения.
К слову, в Штатах у Кутлуая не задалось, однако неудача в «Сиэтле» лишь закалила характер защитника. Плюс усилила отдельные шоуменские черты – уже после окончания карьеры, когда Ибрагим стал комментатором, можно было слышать, как он «отжигает» в лучших традициях Баркли и Ко. Также именно поэтому к нему тянулись дети, когда культовый для Турции спортсмен открыл собственную академию – и тратил уйму времени на, так сказать, «продолжение рода». Однако с 2015 года Ибрагим ведет себя куда серьезней, из-за чего публика чаще видит его в строгом костюме и с морщинами на лбу, нежели героем «Баскетбольного шоу Баггза Банни». Все потому, что баскетболиста с грандиозными связями внутри страны и за ее пределами зафрахтовала «Дарушафака», дабы жить долго и процветать в Евролиге.
Поначалу обязанностей у легенды было полным-полно: помимо селекции и трансферных переговоров он отвечал за концепцию развития команды в статусе исполнительного директора. Однако этим летом Кутлуаю поставили во главу угла именно формирование ростера. Отчасти по причине неоправданных ожиданий от работы его ассистента по комплектации Митхата Демиреля (помните такого PG в сборной Германии, который последние годы курировал берлинскую «Альбу»?), отчасти в силу глобальности задач. С тем бюджетом, который спонсоры выделили «Дарушафаке», требовалось сработать на рынке без сучка и задоринки. Как показывает практика, Ибрагим находится на верном пути.
Альпер Йылмаз (41 год, «Анадолу Эфес», Турция)
Еще одна красивая история о том, как клубная легенда после окончания карьеры осталась верна «родному дому» – и приносит пользу уже в новом, административном качестве. Правда, здесь важно сделать заметку на полях. К «пивоварам» Йылмаз пришел извилистой дорогой через давший путевку в профессиональную жизнь «Тюрк Телеком» и промотировавший молодые таланты в жизнь «Тофаш». Возможно, в сторону Стамбула карьера Альпера даже бы не свернула, обойди его команды финансовые проблемы. Однако несоответствие трат заработкам привели к тому, что в один прекрасный день Йылмаз обнаружил себя на распутье в статусе свободного агента, попутно горюя о банкротстве экс-работодателей. Впрочем, худа без добра не оказалось: на шесть лет форвард, считавшийся в лиге элитарным разрушителем, связал свою жизнь с «Эфесом». И то был поворотный момент его карьеры, итогом которой стали шесть золотых медалей TBL, пять кубков страны и еще три президентских трофея. Понятно, что на авансцене у «пивоваров» в ту пору задавали тон другие люди – вряд ли могло быть иначе, если рядом с тобой на паркете Траджан Лэнгдон, Маркус Браун, Уилли Соломон или Генри Домеркант. Но свою работу Альпер делал на совесть, таская рояль для менявшихся из года в год солистов да избавляя их от чернового труда в обороне. За что, собственно, и заслужил народную любовь в Стамбуле.
Сейчас, правда, отношение к Йылмазу противоречивое. Ведь последние годы «Эфес» только и делает, что тратит сумасшедшие средства на формировании в мегаполисе сборной мира в миниатюре. Под стать игрокам подбирался и топовый тренер – вспомнить хотя бы Дуду Ивковича. Однако всякий раз стамбульцы на международной арене конфузятся, едва дело доходит до серьезных сражений. Да и золотыми медалями внутреннего чемпионата побаловать публику «пивоварам» не удается уже семь сезонов как. Отсюда и народное возмущение, и народный гнев. Оный, к слову, усилился после возвращения на капитанский мостик Велимира Перасовича, уже с клубом «лажавшего». И теперь Альперу приходится работать в атмосфере повышенного давления, которое может привести к совершенно непредсказуемому развитию событий.
Фрагискос Алвертис (42 года, «Панатинаикос», Греция)
После завершения карьеры символом «Пао» довелось написать пронзительный текст-трибьют (https://www.championat.com/basketball/article-179942-fragiskos-alverti–egenda-panatinaikosa.html). Перечитывая его сегодня, понимаю, что вряд ли можно что-то добавить к аргументам, объясняющим величие форварда. Да и афиняне, ценящие и любящие баскетбол, вряд ли бы решили открывать музей из маек, поднятых под своды «ОАКА Арены», джерси какого-нибудь посредственного исполнителя. Нет, здесь требовалась настоящая глыба, легенда, Человечище с большой буквы. И Алвертис идеально подходил на эту роль, как бы сам не отнекивался, стараясь оставаться самой скромностью в интервью или телевизионных шоу.
Его сегодняшняя роль подразумевает критику со стороны фанатов, случись цепи провальных подписаний (а они у «Пао» в последние годы часты) отбросить «зеленых» с ведущих позиций по всем фронтам. Однако Алвертис в греческой столице, словно королева Англии на Альбионе – выше подозрений. Все понимают, что окажись владелец команды Димитрис Яннакопулос чуть более терпеливым, менее эмоциональным и стратегически прагматичным – «кельты» давно бы уже вернулись на вершину. Как минимум, национальную. Однако экспрессивного бизнесмена уже не переделать, а потому он по-прежнему рубит сплеча как в трансферных решениях, так и в подходе к работе с руководящими кадрами. Алвертису при подобном подходе остается лишь делать свою работу на совесть (как Фрагискос и привык), ну а потом адаптировать ее результаты сообразно новым вводным от босса. Труд, сказать по правде, неблагодарный, однако дойти в изумрудный город можно только извилистой дорогой.
Маурицио Герардини (61 год, «Фенербахче», Турция)
Конечно, итальянец очутился в нашем списке по большому блату. Мало кто помнит, что до того, как стать известным строителем команд в Европе и за океаном Маурицио пробовал себя в баскетболе как игрок. Случилось это в начале 70-х, когда Герардини защищал цвета «Форли» из родного города. Однако отметиться в игре большими свершениями парню не удалось –и уже через пяток лет он перешел на административную работу. В 1983-м апеннинец впервые примерил костюм генерального менеджера и с тех пор рулит процессами на высочайшем уровне. Под его патронажем «Бенеттон» четырежды выигрывал серию «А» и столько же раз отбирался в «Финалы четырех». При этом Маурицио создал великолепную скаутскую сеть в Европе, привлекшую внимание представителей НБА. Разумеется, после ближайшего знакомства с автором, случилось неизбежное – итальянец перебрался за океан обретать НБА-шный опыт. «Торонто» и «Оклахома» предоставили Мо такую возможность, причем в роли не только ГМа, но и вице-президента, и консультанта по международным связям. Так что в Старый Свет он возвращался изрядно «прокачанным». Почему возвращался? Да потому что «Фенербахче» в Стамбуле «замутил» столь амбициозный и хорошо оплачиваемый проект, что проигнорировать его было бы преступлением против человечности. Вот Герардини и вернулся к родным пенатам, чтобы выстроить континентальную династию «на века». Пока нечто подобное с «желто-синими» у него получается лишь на внутренней арене. Но статус вице-чемпиона Евролиги намекает: «Фенер» очень близок к тому, чтобы распространить свое глобальное влияние на весь континент.
Топовое фото: Gettyimages.ru/Julian Finney
Ах нет, сорри, то Серхио, а не Родриго