Колледж Сент-Норберт: стадион за $3,5 миллиона для команды III дивизиона
Когда в постперестроечную эпоху в СССР пошла вторая волна развития бейсбола, нередкими стали визиты бейсбольных команд из-за пошатнувшегося «железного занавеса». Проводились товарищеские игры, выставочные матчи, каждый из которых также нес в себе элементы обучения «новичков». Зачем это было нужно американским командам? Наверное, ради повышения популярности в Союзе этого вида спорта, «Ради любви к игре» (с). Прямо в соответствии с названием этого блога: «Из Америки с любовью»… к бейсболу. Ровно 20 лет назад, вскоре после распада Союза, бейсбольная сборная из североамериканского штата Висконсин провела турне по четырем городам Украины, где сыграла, без малого, десять матчей. Возглавлял тренерский штаб той команды Томас Винске. И вот на прошлой неделе он снова приехал в Кировоград, уже в качестве главного тренера бейсбольной команды колледжа Сент-Норберт.
Спортивные команды колледжа Сент-Норберт выступают под общим для всех брэндом «Зеленые рыцари» в Среднезападной конференции III дивизиона NCAA.
Непосредственно бейсбольная команда – существующая с 1958 года – четырежды выигрывала чемпионский титул конференции Midwest: 1996, 1997, 2003, 2012; три раза проходила дальше в региональный чемпионат NCAA (2003, 2009, 202). Если учесть, что Том Винске возглавляет команду колледжа последние пятнадцать лет, большинство достижений бейсбольных «Зеленых рыцарей» – достижений по меркам этого учебного заведения, естественно, – связано как раз с этим наставником. Просто по статистике Том Винске (на фото - крайний слева) – уже сегодня самый успешный бейсбольный тренер в истории колледжа: 326 побед и 208 поражений – 61,0% выигранных матчей. В прошлом году его подопечные установили новый рекорд колледжа: 27 побед в сезоне из 40 матчей. В 2013 «Зеленые рыцари» повторили этот же рекорд, но на этот раз финишировали в своей конференции вторыми.
Спорт – спортом, но в колледж Сент-Норберт студенты поступают, в первую очередь за образованием. Это очень престижный частный вуз с платным обучением. Имя вуза имеет значительный вес: свыше 90% выпускников сразу же получают высокооплачиваемую работу. Так что поступить в Сент-Норберт по спортивной стипендии – большая честь и удача…
– Какой конкурс среди студентов на место в составе вашей бейсбольной команды, сколько всего человек играет в команде?
Т.В.: – Наш колледж очень престижный, но не крупный, в нем учится немногим больше 2000 студентов. Бейсбольная команда состоит из 35 игроков. Желающих попасть в команду много, и занимаются бейсболом намного больше студентов, но я отобрал только 35 человек. Попасть в состав команды можно лишь по индивидуальному приглашению. Я сам езжу по городам, отбираю кандидатов, общаюсь с ними, с их родителями, приглашаю к себе в команду. И если тренер кого-то выбрал окончательно – этот человек автоматически поступает в колледж. Кроме этого, у нас есть открытый испытательный лагерь для тех, кто хочет поступить в колледж на следующий год, в нем может принять участие кто угодно.
– Когда вы подбираете нового игрока, исходите от его умения играть в бейсбол или от уровня знаний?
Т.В.: – Мы смотрим на игровые навыки, но надеемся, что этот человек будет хорошим студентом. Все-таки для наших студентов образование на первом месте.
– По сравнению с другими видами спорта, насколько популярна бейсбольная программа колледжа?
Т.В.: – Спорт №1 в колледже – футбол. Бейсбол, наверное, на втором месте. Также популярны баскетбол, хоккей – все те виды спорта, которые распространены в США.
Примечание: всего в турнирах своего дивизиона NCAA колледж Сент-Норберт представлен 18-ю командами «Зеленых рыцарей»!!! Здесь есть мужские команды по футболу, бейсболу, женские волейбольная и софтбольная команды. А также и мужская, и женская команды по теннису, соккеру, лыжным видам спорта, гольфу, хоккею, баскетболу, беговым видам легкой атлетики. Неплохо, не так ли? Хотя такую же картину можно наблюдать практически в любом американском колледже.
– Студенты – игроки вашей команды получают какие-то преференции?
Т.В.: – Им оплачивается обучение. Кроме этого, вся команда получает полное финансирование для участия в чемпионате: питание, поездки.
– Не военная тайна, какая это сумма?
Т.В.: – Нет, не секрет. Бюджет нашей бейсбольной команды составляет где-то $100 тысяч на сезон.
– Возвращаясь в 1993 год, когда вы впервые посетили Украину, вы были сильно удивлены тем, что здесь есть свои бейсбольные команды?
Т.В.: – Мы приехали по программе культурного обмена между странами. Наша делегация состояла из бейсбольной сборной нескольких школ Грин-Бей (четырнадцать 16-17-летних игроков и три тренера), родителей этих бейсболистов, бизнесменов. Мы провели в общей сложности где-то девять матчей с украинскими командами в Киеве, Кировограде, Хмельницком, Ровно, кроме этого помогали местным командам на тренировках.
Много времени прошло, но я помню, как настороженно мы относились к поездке. Только-только распался Советский Союз, между странами еще недавно была «холодная война». Мы думали, нас встретят, как врагов, но наоборот, мы очень быстро нашли здесь друзей. И тогда все мы были этим очень довольны. Я бы не сказал, что мы были удивлены, увидев здесь бейсбольные команды, мы уже знали, что у вас играют в бейсбол. Правда, уровень бейсбола тогда был очень низким. Мы выиграли все матчи. Все, кроме одного, – с очень большой разницей в счете...
Примечание: в 1993 году старшеклассники из Висконсина разбили в пух и прах всех соперников – команды из высшей и первой лиг чемпионата Украины. Единственные, кто боролся с гостями более-менее на равных – киевский клуб, в составе которого выступали взрослые «дядьки», еще призеры чемпионата СССР по бейсболу. Киевляне вели в счете против американских школьников 5:0, но в итоге все равно уступили 5:6. На тот момент времени в Киеве (возле озера Тельбин) находился единственный на всю Украину специализированный бейсбольный стадион. На нем прошли все три киевских матча турне американской команды. В остальных городах играли на футбольных полях. В частности, в Кировограде – на поле футбольного стадиона «Звезда»…
– Наверное, тогда вам впервые в своей жизни пришлось выводить команду играть в бейсбол на поле для соккера. По возвращению домой не рассказывали друзьям, что есть дикая страна, где в бейсбол играют на соккерных полях?
Т.В.: – Нет, у нас было столько занимательных и забавных историй во время первого в своей жизни путешествия по Украине, что на их фоне игра на футбольном поле не выглядела такой уж интересной. Люди хотели играть в бейсбол и пытались использовать любые возможности для игры в бейсбол.
Из всего турне лично мне больше всего запомнились матчи в Кировограде. Крупный стадион, много людей на трибунах, украинская музыка, которую раньше не слышали, – мы очень интересно провели время! Все люди, с которыми мы здесь общались, были приветливы. У нас остались хорошие впечатления от вашего города.
– Из той вашей команды школьников 1993 года кто-то продолжил заниматься бейсболом?
Т.В.: – Где-то пять-шесть человек дальше играли на уровне университетских команд.
– А еще выше – кто-то из них пошел в профессионалы? Вообще, среди ваших воспитанников есть профессионалы?
Т.В.: – Нет, из той сборной никто не стал профи. За все время, что я тренирую команду колледжа Сент-Норберт, где-то человек 30 вышли на полупрофессиональный уровень и, может быть, человек пять стали профессиональными бейсболистами. Но не в МЛБ. Там выпускников колледжа Сент-Норберт нет. Пробиться в МЛБ очень, очень сложно. Игроку из провинциального колледжа – тем более. Сент-Норберт – хороший колледж, у нас хорошая команда, но таких команд по всей Америке очень много. Кроме того, в МЛБ большое количество иностранных бейсболистов, американцам самим очень трудно попасть в главную профессиональную лигу.
– Сейчас вы сами отбираете бейсболистов в команду колледжа. Как вы думаете, в 1993 году кто-то соперников вашей сборной мог бы претендовать на обучение в США по бейсбольной стипендии?
Т.В.: – Тогда – нет, никто. А вот сейчас – вполне возможно. Я был приятно удивлен тем, что увидел на первой тренировке три дня назад. (Том Винске приехал в Кировоград как раз во время подготовительных сборов к чемпионатам Европы U-15 и U-18 кадетской и юниорской сборных Украины – прим.) За 20 лет произошли огромные изменения. Появилась школа подготовки бейсболистов, есть тренера, которые организовали тренировочный процесс. Разница в уровне молодых игроков огромна. Я думаю, сейчас у вас есть претенденты на попадание в состав бейсбольной команды американского колледжа.
В принципе, одна из целей нынешнего приезда в Кировоград – оценить молодых бейсболистов. Возможно, кто-то смог бы играть в моем колледже. Две другие цели визита – посмотреть, насколько изменилась страна за 20 лет, и навестить моего друга Олега Бойко (главный тренер национальной сборной Украины – прим.).
– Какова вместимость трибун вашего бейсбольного стадиона и сколько обычно зрителей приходит на домашние матчи?
Т.В.: – При хорошей погоде может собраться 500 зрителей (это максимальная вместимость трибун нашего бейсбольно-софтбольного спорткомплекса), но обычно приходит где-то 100 человек. В основном, это студенты колледжа, родственники и друзья игроков.
Наш бейсбольный стадион (на фото - вид через карты Гугл) уже старый, но в следующем году колледж начнет строительство нового комплекса. Когда в 2010 году у нас открыли футбольный стадион, поняли, что также нужно новое бейсбольное поле. Попечительский совет колледжа обратился к своим выпускникам – многие из них успешные бизнесмены, и они собрали пожертвования для бейсбольного стадиона на 1,8 млн. долларов. Общая стоимость сооружения – 3,5 млн. долларов. Строительные работы начнутся уже в следующем году, мы рассчитываем, что к 2015 году соберем оставшуюся сумму и завершим строительство. Через два года у нас будет лучшее бейсбольное поле среди всех колледжей Севера США и лучший бейсбольный стадион во всем III дивизионе NCAA!..
Примечание: не говоря уже о том, что в распоряжении студентов колледжа Сент-Норберт есть легкоатлетический манеж, футбольный стадион, два крытых ледовых дворца, два поле для гольфа, баскетбольный зал, теннисные корты.
***
Огромное спасибо Олегу Бойко и Катерине Бойко за помощь в записи этого интервью.
Имхо, наибольшие барьер к массовости, не погода, и не чиновники, а особые требования к снаряжению и полянам.
Представьте себе двор обычных жилых многоэтажек. Есть дети младшего школьного возраста, которые готовы провести время на каникулах, занимаясь спортом. Чтобы погонять в ногомяч им достаточно положить на асфальт 4 кирпича – условные ворота, найти недорогой мяч и уже можно играть, например, 5х5, 7х7, 11х11.
Прикрепить к стене дома самодельное кольцо – уже можно имитировать баскетбол 3х3 или просто побросать мячиком в кольцо.
Чтобы им сыграть в бейсбол, вернее, в этом случае больше подходит слоу-питч, так как питчеров не будет, нужно как минимум 10 человек (5 на 5, если условиться без аутфилда), 5 ловушек, 1-2 биты, 2 мяча. И просторная поляна.
В футбол можно играть где угодно: в школьных дворах, в спортзалах, даже в лесу. Но для бейсбола необходимы специальные площадки, инвентарь. Поэтому в наших условиях, при которых традиции этого вида спорта, по большому счету, незначительны, массовость не образуется за счет обычных общеобразовательных школ, колледжей, вузов. Другое дело – за счет специальных спортшкол. Например, появилось распоряжение из Центра – в течение стольких-то месяцев обеспечить в каждом городе с населением свыше 100 тыс. человек одно бейсбольное поле (простенькое, можно без трибун) и одно софтбольное поле. Появятся поля – вокруг них возникнут спортивные секции. Тренера найдутся, фанатов бейсбола (кто повесил спайки на гвоздь, но по-прежнему болеет бейсболом) хватает.
Если бы тогда, 25-20 лет назад, начали массово сооружать поляны – сегодня картина была бы совершенно другой.
Для примера Чехия: страна не на юге Европы, не самая большая территория и примерно 11 млн. населения, из того, что мне известно - свыше 300 бейсбольных полей.