12 мин.

В фокусе. Питчинг

Си Си Сабатия - стартовый питчер "Нью-Йорк Янкиз" совершает бросок

Дорогие друзья, вы наверно уже успели заметить некоторую структурированность статей, объединенных в циклы. То есть вместо потока самой разнообразной информации, я пытаюсь вам максимально доступно выстроить лесенку к пониманию игры. Начав с элементарных азов бейсбола, мы перешли уже на уровень выше – познакомились с МЛБ и очень кратко пробежались по командам и выдающимся игрокам. Мы поднимаемся еще выше, вновь переходя от практики к теории, но теперь уже более подробной. Сегодня мы сфокусируемся на одном из, если не самом важном искусстве игры в бейсбол – питчинге.

Стоит признать, что тема борьбы в доме была затронута мной лишь в нескольких предложениях в начальном цикле статей о базовых аспектах бейсбола. Теперь же я постараюсь наверстать упущенное, и рассказать все, что происходит даже не в чистой дуэли, а так сказать в борьбе 2 на 1, где в засаде ждет тайный напарник питчера – кетчер. Вообще борьба в доме влияет на весь ход поединка, от и до. Без этой борьбы не было бы страйкаутов, как не было бы и всем известных хоум-ранов. Поэтому и бэттинг и питчинг мы разберем по косточкам. Сегодня начинаем с инициатора розыгрыша –питчера.

Общие функции

Начнем с элементарного. Каковы задачи, или точнее сказать задача питчера? Правильно, не позволить бэттеру выбить мяч в поле, одновременно довести его до ловушки кетчера. Все выглядит довольно-таки просто. Ну, подумаешь бросать небольшой мячик в воображаемый прямоугольник, это ж любой дурак сможет. Ну, во-первых не любой, а во-вторых даже если вы и докинете, то будьте уверены, что бэттер запулит его на добрые 500 футов. Даже самый легкий, прямой бросок в бейсболе –фастбол, летит в МЛБ в среднем со скоростью 90-95 миль в час, на наши привычные меры исчисления 145-153 км/ч. Ну как, легкая работа? Вот давайте вместе разбираться, почему питчеры это самые настоящие терминаторы, и почему сам питчинг, можно рассматривать как отдельную науку.

Питчер вступает в борьбу с самого начала матча. Именно его бросок открывает встречу. Правила бейсбола дали этой позиции небольшое преимущество по сравнению с его дуэлянтом – бэттером. Помимо привычного счета на табло, где указываются набранные командами очки, существует также счет в доме, как раз следствие борьбы питчера и бэттера. Но не все так просто – кинул-отбил, кинул- не отбил. Страйковая зона – как главный друг, так и главный предатель питчера. Это воображаемый прямоугольник, в который должен точно посылать свои подачи питчер. На официальном языке правил это звучит так:

Вершина страйковой зоны – горизонтальная линия, которая располагается посередине плеч отбивающего и верхним краем его игровых брюк. Низ страйковой зоны определяется по изгибу ноги в районе коленной чашечки. Левой и правой границей страйковой зоны являются линии, которые воображаемо можно провести перпендикулярно краям домашней базы. Бросок затрагивающий любую из границ страйковой зоны считается страйком. Соответственно бросок, который не попал в страйковую зону, и если бэттер не взмахнул битой является болом.

Как видите, питчер занимается не тупым швырянием абы куда, а работает от страйковой зоны. Повторюсь, правила позволяют ему чувствовать себя более комфортно, нежели бэттеру. У питчера есть возможность сделать максимум 3 болла, а вот у бэттера всего лишь возможность пропустить максимум 2 страйка. Более того, в любом случае, если бэттер замахнулся битой и не попал, не важно шел мяч в страйковую зону или нет, питчер получает заслуженный страйк. Таким образом максимальный счет в доме- 3-2. Соответственно при таком счете любой болл бесприпятственно пропустит бэттера на первую базу, а любой страйк оформит страйкаут, то есть заставит уйти все того же бэттера несолоно хлебавши со своим аутом. Естественно, питчер может закончить работу с бэттером и за три броска, а может и очень долго возится и вовсе пропустить бэттера на базу уоком, или того хуже дать возможность результативно отбить свою подачу.

Но на этом беды питчера не заканчиваются. В начале статьи я сказал, что у него все-таки есть друг в борьбе с бэттером – кетчер. Да и добрая семерка защитников. Однако и у бэттера иногда возникают свои партизаны – это те отбивающие, которые уже совершили результативные действия, и находятся на базе или базах. Так вот у них есть возможность совершать противозаконный и аморальный поступок в жизни, однако абсолютно узаконенный в бейсболе – кражу баз. Для новичков (я не был исключением) всегда кажется диковинным, когда питчер ни с того ни с сего, отправляет подачу не в дом, а на одну (в подавляющем большинстве на первую) из баз соответствующему базовому. Таким образом он проверяет нападающего на занятой базе, не соберется ли тот красть. Это законное право питчеров, поэтому такие броски никак не влияют на счет в доме. В большинстве случаев все-таки кетчеры нейтрализуют воров своими точными передачами на базы, делая ауты, однако не редкостью бывает и подобное действие со стороны самого питчера.

Подачи

Джастин Верландер - один из немногих питчеров, способных подать в любой момент со скоростью в 100 миль в час

Как вы уже поняли, у питчера голова должна буквально разрываться на части, так как помимо самих подач, он вынужден часто принимать участие в непосредственной защите. И чтобы упростить себе задачу, и не допускать сложных ситуаций на поле, питчер должен как можно эффективней работать в доме. А сделать это можно только мастерством подачи, коих в бейсболе огромное количество. Забавная деталь, ведь сам автор понял это не после просмотров трансляций матчей, а после игры в бейсбольный симулятор MLB 2K12. Вообще все разновидности подач можно выделить  в 3 категории: фастболы, брейкинг болы и чейнджапы или попросту «обманки».

Начнем с фастболов. Этой разновидностью подач должен владеть (и владеет) каждый питчер. Техника броска заключается в придании мячу максимальной скорости. В зависимости от типа фастбола, также присутствует наличие или отсутствие вращения и движения. Рассмотрим самые используемые фастбольные подачи:

 Фо-сим фастбол или фо-симер – самый «тупой», но самый быстрый бросок в бейсболе. Рассчитан прежде всего на реакцию бэттера, если вдруг тот начнет гадать - пиши пропало, мяч просвистит мимо с бешеной скоростью. Но если отбивающий распознает этот бросок, то большие проблемы возникнут уже питчера, т.к. именно фастболы удобны для самых мощных ударов из-за отсутствия вращения.

Ту-сим фастбол или ту-симмер – отличается от своего более быстрого брата способом хвата мяча (seam по-английски шев, отсюда вытекают названия) и придаваемым движением. В отличие от фо-симера, ту-сим сложнее контролировать, однако благодаря непрямой траектории и сохранению высокой скорости, бросок пользуется большой популярностью среди питчеров.

Кат-фастбол или каттер – еще более медленный «режущий» бросок, однако уже обладающий весомым отклонением от прямой траектории. Смещение чаще всего происходит в сторону перчатки питчера.

Сплит-фастбол или сплиттер – бросок, который маскируется под фастбол, однако резко ныряет перед отбивающим. За счет такой сложной траектории, естественно исполняется с куда более медленной скоростью, нежели классические фастболы. Название получил из-за техники хвата мяча, когда пальцы как бы разделяют (англ. split) мяч пополам.

Синкинг фастбол или синкер – бросок, который значительно отклоняется горизонтально вниз, создавая большое количество граунндболов, то есть ситуаций когда бэттер поймав контакт с мячом отбивает его в землю.

Брейкинг болы – частые помощники питчеров, т.к. из-за своих причудливых траекторий их очень сложно отбить. Главный акцент идет не на скорость, а на точность и придание максимально сложной траектории.

Слайдер – бросок средний по скорости между фастболом и кёрвболом, отклоняющиеся в стороны и вниз.

Кёрвбол или кёрв – бросок, похожий на слайдер, также предназначенный для «ныряния» перед бэттером, однако еще более медленный и с куда более сильным вращением и движением.

Слёрв – грейпфрут, то есть гибрид слайдера и кёрва.

Накл-кёрв – гибрид наклбола (сложный по исполнению бросок, из-за отсутствия вращения и медленной скорости имеет абсолютно непредсказуемую траекторию) и кёрва.

12-6 кёрвбол – разновидность кёрвбола, получил название от типа вращения, происходящего по направлению часовой стрелки на 6 и 12 часов. Очень сложная подача для отбивающих.

Наконец чейнджапы, самые коварные броски в бейсболе. Для бэттера они всегда будут казаться фастболами, т.к. человеческое око устроено таким образом, что не может различить разницу в скорости с фастболами в 8-15 миль в час.

Стрейт чейндж – самая распространенная разновидность чейнджапа. Движение не сильно отличается от ту-симера. Обычно имеет небольшое отклонение к нижней части страйковой зоны.

Сёкл чейнджап – назван так из-за хвата мча, при котором большой и указательный палец образуют своеобразный круг (англ. circle) на мяче.

Биомеханика

Стивен Страсбург - стартовый питчер "Вашингтона" уже ознакомился с процедурой Томми Джона

Способов доставить мяч в цель или спровоцировать бэттера на промах достаточно много. Но задумывались ли вы над тем, какие невероятные нагрузки испытывает питчер при кажущейся простоте его движений? На самом деле они колоссальны. Питчеры команд МЛБ бросают подачи от 60 до 100 миль в час, что создает фантастические перегрузки во всех суставах подающей руки. Только вдумайтесь, обыкновенный человек может подавать в среднем со скоростью 50-60 миль в час, а эти «биороботы» могут бросать фастболы на протяжении двух третей матча не меньше, чем 90 миль в час.

Глен Флейсиг, один из руководителей престижного Американского Института спортивной медицины, посчитал, что сила которая оттягивает бросающую руку питчера от плечевого сустава составляет фантастические 128 килограмм. По его словам питчинг «одно из самых «жестоких» движений в спорте, которые он когда-либо анализировал». Питчинг настолько не свойственен человеческому организму, что ткани и суставы разрушаются до такой степени, что их приходится собирать уже только хирургическим путем. Возможно где-то вы и слышали краем уха название данной весьма неприятной процедуры – Tommy John surgery или операция Томми Джона.

Данная операция впервые была проведена доктором Фрэнком Джобом в 1974, а его первым пациентом стал…да-да он самый, Томми Джон. Леворукий питчер одержавший 124 победы к тому времени уничтожил UCL, то есть связки локтевого сустава. Никто не верил в беднягу Томми, однако чудо произошло, и после операции он одержал на 40 побед больше, чем до нее. Однако любой вмешательство в организм человека побочно, поэтому никто не может гарантировать 100% на долгую и продуктивную карьеру. Сама же процедура очень сурова, точнее от ее описания некоторых действительно может стошнить, т.к. в плечевой и локтевой кости буквально просверливаются две дырки, с помощью которых и крепится новыая связка, взятая из другой части человеческого тела. Сейчас, благодаря современной медицине, и спецтренировкам практически все перенесшие операцию Томми Джона питчеры успешно возвращаются в строй.

Ротация и спецификация

Клоузер "Детройт Тайгерс" Хосе Валверде

Вот мы с вами и подошли к ответу на вопрос, который мучает очень многих новичков: «Так почему же эти лентяи не могут отыграть всю игру, когда все что им нужно делать, так это бросать». И этот ответ подводит нас к еще одной глобальной теме в сфере питчинга – ротации и спецификации. Формально существуют два типа питчеров – стартовые (стартеры) и релиф-питчеры (реливеры).

Обычно в команде работают 4 стартовых питчера в плей-офф, и 5 в регулярке. Зачастую это не только лучшие питчеры в команде, но и самые выносливые, потому что они отрабатывают большую часть матча. Соответственно у каждого из них есть три-четыре дня отдыха в плей-офф, и четыре-пять в регулярке, потому что связки руки подвергшиеся большим нагрузкам должны полностью восстановиться к следующему старту. Таким образом, на каждый матч выходит новый стартовый питчер. Все стартовые питчеры описываются  термином «стартовая ротация».

Где-то в комментариях я наткнулся на один важный вопрос по поводу данных джентельменов. Мол, почему раньше бросали по 200 раз за матч, а сейчас обычно 100 и по домам? Да, действительно, раньше не редки были и полные матчи, даже были случаи, когда бросали 300 раз, а сейчас на питчеров наложены существенные ограничения. Можно конечно говорить о многих причинах такого сокращения игрового времени, но основной является опять же деньги. Стартовые питчеры зачастую получают баснословные зарплаты, и чтобы не потерять свои денежные вложения, клубы лимитируют их работу. Как уже упоминалось ране, питч каунт (то есть количество совершенных бросков) сейчас редко превышает 100 бросков, хотя мы по-прежнему имеем возможность до сих пор видеть полные матчи, когда стартер отрабатывает все иннинги, совершая от 120 до 150 бросков.

Но как только стартер выдохнется или начнет пропускать хит за хитом, на помощь спешат всевозможные Чипы и Дейлы, то есть реливеры. Это настолько разношерстная компания, что как-то описать ее в целом вряд ли удастся. Их роли распределяются как в хорошем спектакле – кто-то выходит на длинные отрезки, кто-то на короткие, кто-то вообще на пару аутов. Таким образом буллпен (так называется совокупность всех реливеров, заодно и разминочная площадка для них) содержит в себе различных специалистов. Все зависит от тренера, он по своему усмотрению может использовать столько реливеров за матч, сколько заблагорассудится. В реливе так же выделяют клоузеров. Эти ребята в основном закрывают последний девятый иннинг, в большинстве случаев, когда команде нужно удержать преимущество.

Немного о статистике

Один из немногочисленных обладателей Перфект гейм - Мэтт Кейн

Ну и напоследок о статистических показателях, которые часто применяются к игре питчера. Победы и поражения. Типичный показатель для питчера. Побеждающим питчером признается тот питчер, который последним ушел с питчерской горки, когда его команда вела в счете, в итоге одержав победу и ни разу не уступая по ходу. Проигрывающим питчером признается тот питчер, который последним пропустил очки, приведшие к утрате лидерства своей команды в игре, которая заканчивается поражением, по ходу которого команда так ни разу не выходила вперед.

ERA – пропускаемость питчера. Пропущенное количество очков делится на количество сыгранных иннингов и умножается на 9. Шотаут – игра в которой питчер не пропустил ни одного очка, при этом отыграв полный матч (все 9 иннингов). Ноу-хиттер – матч в котором питчер не пропусти ни одного хита (хотя может допускать уоки). Идеальная игра – игра в которой питчер ни разу не пропустил ни одного игрока на базу. Все пропущенные хиты, хоум-раны, болки (питчер не совершает бросок, показывая ложный замах), хит бай питч (когда питчер попадает мячом в бэттера и пропускает его на первую базу), уоки или пробежки – ситуации в которых питчер пропускал бэттера на первую базу), страйкауты, количество сыгранных иннингов также учитываются в статистике питчеров.

Заключение

Разумеется, как я люблю повторять, про бейсбол нужно писать книги, а не статьи. Поэтому я естественно мог упустить очень многие мелочи, хотя основную инфорацию я все-таки надеюсь до вас донес. В следующий раз мы поговорим о постоянном дуэлянте питчера – бэттере, и о всем, что тесно свзяно с искусством отбивания.

P.S.

В ленте изображен обладатель Сай Янга 2010 года - Рой Халлэдэй