Трибуна
7 мин.

СССР всем миром учили бейсболу: США прокачивали тренеров, Куба – спортсменов, а стадион построили на японские деньги

От редакции: вы в блоге Love and Sport, автор которого заинтересовался бейсболом и убежден, что этот вид спорта заслуживает вашего внимания. Давайте поддержим его плюсами и подписками на блог!

Первый чисто бейсбольный стадион появился в Москве в 1989 году – это был подарок МГУ им. Ломоносова от японского Университета Токай. Руководство СССР в те годы чертило масштабные планы по развитию бейсбола в стране.

Университет Токай – частное учебное заведение, основанное в 1942 году профессором Сигэеси Мацумаэ, инженером в области электроники, который в 42 года уехал воевать на Филиппины рядовым, а вернулся в январе 1945 года.

Мацумаэ был дзюдоистом и любил спорт, стараясь вкладывать в его развитие время и средства. Он, например, помогал многократному чемпиону мира по дзюдо и чемпиону Олимпиады-84 Ясухиро Ямасите.

Университет всегда активно сотрудничал с иностранными вузами, его представительства находятся в США, Австрии, Дании, Южной Корее. Недавно представительство появилось и в Дальневосточном Федеральном Университете во Владивостоке, а во времена СССР Университет Токай сотрудничал с МГУ.

Бейсбол, несмотря на американское происхождение, имеет огромную популярность в Японии. Первые профессиональные соревнования по бейсболу проходили там еще в 1920-х, а в последнее время регулярно проходит матч звезд MLB (главная американская лига бейсбола) против звезд японской лиги.

Мацумаэ увлекся бейсболом, добивался его включения в программу Олимпиады и продвигал идею его развития в СССР для установления дружеских отношений с США. Для закрепления этих намерений он предложил МГУ в честь 20-летия сотрудничества построить бейсбольный стадион на территории университета. Мацумаэ организовал сбор пожертвований выпускников и студентов Университета Токай, стоимость сооружения, по информации советских СМИ, составила 400 миллионов йен (тогда – 3,7 млн долларов).

Такой подарок для СССР был очень кстати: после успешного дебюта бейсбола в качестве показательного вида на Олимпиаде в Лос-Анджелесе программный комитет МОК во главе с Виталием Смирновым (будущим президентом ОКР) в 1985-м включил этот вид в программу Игр-1992 в Барселоне. Советские власти сразу захотели развивать бейсбол: главной целью, конечно, были медали – не хотелось отдавать лишний комплект другим странам.

Но сначала получалось не очень: по информации Los Angeles Times, в бейсбол в Союзе играли очень мало, в основном в Грузии. Матчи и тренировки проходили на футбольных полях с импровизированным оборудованием. Когда руководство страны осознало, что так медали не завоевать, решило действовать по-другому.

СССР заключил удивительную для того времени сделку с США по обмену опытом: советские специалисты учили американцев играть в хоккей c мячом, а те взамен обучали их бейсболу и софтболу. Советские тренеры ездили в США изучать методики, а президенты международных федераций бейсбола и софтбола Роберт Смит и Дон Портер трижды посещали СССР для передачи опыта.

И если в 1985 году американцы отмечали, что в СССР знали только лапту, то во время третьей поездки в 1987-м стали свидетелями полноценного выставочного бейсбольного матча, который оставил у них положительные впечатления. В том же году была создана Федерация бейсбола, софтбола и русской лапты СССР, а советская сборная провела первый матч.

Кадр с матча игр Доброй воли, 1990 год, СССР – США

Помимо США помощь СССР в развитии бейсбола оказывала дружественная Куба. По словам Смита, кубинский лидер Фидель Кастро говорил ему: «мы поможем Советам победить США, но никогда не научим их так, чтобы они смогли победить нас». Может показаться, что Фидель переоценивал мощь своих игроков, однако на Олимпиаде в Барселоне Куба выиграла бейсбольный турнир, в полуфинале обыграв именно США.

На открытие нового советского стадиона в 1989 году пригласили не только спонсоров-японцев, но и американских журналистов, специалистов и функционеров, в частности, легендарного тренера Рода Дэдо, 45 лет руководившего командой университета Южной Калифорнии, а также президента «Лос-Анджелес Доджерс» Питера О’Мэлли (к слову, в октябре 2020-го «Доджерс» впервые за 32 года стали чемпионами)

За время поездки Дэдо изучил потенциал СССР в бейсболе. По мнению тренера, завозившаяся из Кубы экипировка для игроков была некачественной и устаревшей. При этом базы по размеру и качеству выглядели как американские, но с мячами было настолько плохо, что О’Мэлли после возвращения домой отправил советским бейсболистам партию мячей, сертифицированных MLB.

Дэдо подчеркивал: настоящих бейсболистов в Советском Союзе нет, но у русских отличные атлеты. По его наблюдению, большинство советских бейсболистов приходили из других видов спорта – футбола, борьбы, легкой атлетики.

Тренер верил в успех СССР: «Русские – очень умные и творческие люди, которые хорошо реализуют знания на практике». Он прогнозировал, что при должном финансировании у Союза появится конкурентная сборная уже через 12 лет, и вспоминал, что ни баскетбол, ни хоккей с шайбой не были исконно русскими видами спорта, однако это не помешало СССР стать в них олимпийскими чемпионами.

Род Дэдо

Во время церемонии открытия стадиона американские журналисты были удивлены, что советские болельщики и игроки знали о существовании известных бейсбольных команд вроде «Доджерс» и «Питтсбург Пайрэтс». У Дэдо и на этот счет существовал инсайд: по его словам, в то время в СССР жил и работал американский сотрудник коммерческого предприятия, который включал начинающим советским бейсболистам кассеты с матчами MLB на домашнем видеомагнитофоне.

«Удивительно, как много они знают об американском бейсболе. Один игрок попросил меня поставить автограф на обложке Sports Illustrated с Марком Макгвайром. А другой, в кепке «Питтсбург Пайрэтс», сказал мне, что его любимчик – Дэйв Паркер», – вспоминал Дэдо.

На открытии стадиона присутствовали не только журналисты и причастные к спорту лица, но и члены Политбюро. Вообще мероприятие выглядело максимально не по-бейсбольному: в церемонии участвовали артисты балета, гимнасты, акробаты.

Первый мяч вбросил инициатор и идеолог мероприятия – Сигэеси Мацумаэ. «Он легенда», – скажет чуть позже О’Мэлли.

Флоридская газета Sun Sentinel взяла короткие интервью у советских игроков. «Это потрясающе, – делился питчер МГУ Аркадий Арутюнов. – Наш бейсбольный клуб начинался с нуля, а теперь у нас есть этот замечательный подарок». «Мы все очень нервничаем, – поделился игрок третьей базы Глеб Носырев. – Я хочу сделать все возможное, чтобы помочь нам победить. Прошлой ночью я даже спал с битой».

К сожалению, на одном энтузиазме затащить не удалось: матч между МГУ и Университетом Токай закончился со счетом 20:5 в пользу японцев. Впрочем, наши все равно были довольны. «У нас была цель выполнить пять ранов – и мы ее достигли», – говорил после матча Носырев.

В честь открытия также устроили небольшой турнир. Помимо МГУ и Университета Токаи в нем участвовала сборная Университета Тяньцзинь (Китай), а также команда колледжа из штата Флорида «Харрикейнс». До начала нулевых на стадионе ежегодно проходил Кубок имени Мацумаэ с участием студенческих команд.

По свидетельству Смита, СССР планировал заключить соглашение о партнерстве с компанией по производству спортивных товаров для бейсбола. Но через два года после открытия стадиона Советский Союз развалился, и на Олимпиаде в Барселоне наших представителей в бейсболе не было.

Профессор Мацумаэ умер также через два года, 25 августа 1991 года. Вскоре по решению руководства Московского университета, стадиону дали его имя.

Стадион в МГУ до сих пор функционирует, в подтрибунных помещениях проходят уроки физкультуры для студентов, работает тренажерный зал. До 2015 года на стадионе проходил студенческий чемпионат по бейсболу, а сегодня у студентов есть возможность записаться в университетскую секцию бейсбола.

Ким Инг – первая женщина-генменеджер в профессиональном американском спорте

«Я никогда не забуду крики и вой сирен». Теракт на Олимпиаде в США – охранник всех спас, но его сделали главным подозреваемым