Правила бейсбола. Часть 6. Всё, что не вошло в предыдущие части
Ампайры
В бейсболе судья/арбитр матча называется umpire ("ампайр"). На матче работает бригада из 4-х ампайров: по одному ампайру на каждой базе. Главный ампайр матча, естесственно, находится на главной базе - т.е. в "доме".
Задача ампайров - это трактовка игровых моментов, а именно - утверждение наличия/отсутствия факта аута. В бейсболе очень много игровых моментов, связанных с занятием баз, которые решаются за доли секунды и за считанные миллиметры. И именно ампайр на своей базе принимает решение о конкретном игровом моменте - что случилось первым - было ли касание базы раннером или же первым словил мяч игрок защиты. Спорный момент может быть оспорен одной из команд и в таком случае игра будет остановлена для разбора этого момента. А разбирается спорный момент очень просто - ампайры звонят в штаб-квартиру MLB в Нью-Йорке, где их коллеги просматривают видео-повтор спорного момента и подсказывают в чью пользу трактовать этот спорный момент - в пользу атаки или в пользу защиты.
Как и в любых других видах спорта, у ампайров в бейсболе есть специальные жесты (или сигналы), означающие трактовку игрового момента. Рассмотрим сигналы ампайров на первой, второй и третьей базах, у них всего 2 сигнала:
1. При занятии базы игроком атаки, ампайр разводит руки в стороны, это называется safe ("сэйф"):
2. При ауте, ампайр поднимает вверх правую руку сжатую в локте и делает короткое движение рукой вперёд:
3. Ампайры на первой и третьей базе также следят за тем ушел мяч за фол-линию или нет, если мяч остается в игре, то тогда ампайр покажет такой жест с направлением руки в сторону игрового поля (правая рука у ампайра на первой базе и левая рука у ампайра на третьей базе):
У ампайра в "доме" арсенал жестов чуть побольше, потому что он считает боллы и страйки. При болле ампайр никакой жест не показывает.
4. При страйке он отбрасывает правую руку в бок, вот примерно с таким движением:
При этом ампайр громко кричит "strike!", чтобы все услышали :-)
5. При фоле, ампайр показывает такой жест:
6. При фол-типе ампайр показывает вот такой жест:
Он как бы так и показывает, что мячик "чиркнул" по бите - ампайр делает характерное легкое касание одной рукой по другой руке.
7. Также "домашний" ампайр может напомнить счёт боллов и страйков (правая рука ампайра - боллы, левая рука ампайра - страйки):
Вообще, "домашние" ампайры - ну очень суровые дядьки, это не футбольные арбитры, которые могут молча бегать и слушать как футболисты высказывают им своё "фэ". Если бэттер сделает хоть одно устное замечание "домашнему" ампайра, а не дай Бог вообще начнет с ним спорить, то ампайр незамедлительно выгонит этого игрока с поля до конца матча. Да, вот так всё серьезно. Поэтому с ампайрами лучше не ругаться. Ну вот, сами посмотрите как это бывает:
Позиции игроков
Как-то совсем я упустил короткие обозначения позиций игроков на поле, исправляюсь:
Стартовый питчер - SP (Starting Pitcher)
Питчер - P (т.е. реливер)
Кэтчер - С (Catcher)
Игрок первой базы - 1B (First Baseman)
Игрок второй базы - 2B (Second Baseman)
Игрок третьей базы - 3B (Third Baseman)
Шортстоп - SS (Shortstop)
Правый полевой - RF (Right Fielder)
Центральный полевой - CF (Center Fielder)
Левый полевой - LF (Left Fielder)
Обобщенное для всех полевых - OF (Outfielder)
Назначенный бьющий - DH (Designated Hitter)
Назначенный бьющий (Designated Hitter)
В самой первой части правил бейсбола я упомянул, что между Американской Лигой и Национальной Лигой есть всего одно, но очень существенное отличие. И это отличие - это один игрок - Designated Hitter. В обеих Лигах в списке атакующих игроков каждой команды числится по 9 игроков, это Вы уже должны знать. Эти 9 игроков выходят отбивать друг за другом в строго определенном тренером порядке, а не как попало. Так вот, в Национальной Лиге питчер команды в ходе атаки своей команды выходит в порядке очереди на биту и отбивает подачи питчера команды-соперника. Т.е. питчер является и бэттером в одном матче. Допустим есть некий питчер, он отстоял на горке, сделал три аута, команды поменялись местами - теперь атакует уже его команда и если подходит очередь этого питчера выходить на биту, то он выходит и отбивает. Всё просто. 9 игроков в команде - все по очереди отбивают и питчер в том числе. Всё логично, правда же? Но вот в Американской Лиге чуть по-другому. Питчер команды не выходит на биту отбивать мячи, если подходит его очередь, то вместо питчера на биту как раз и выходит этот специальный игрок - Designated Hitter (назначенный бьющий).
Для примера посмотрим на составы двух матчей:
Начнем с нижнего матча: Милуоки Брюэрс - Лос-Анджелес Доджерс будет проходить по правилам Национальной Лиги. Бэттеры команд будут выходить на биту чётко в таком порядке, в каком они указаны в составе по цифрам от 1 до 9. Как видите, питчер Милуоки - Джуниор Гуэра - идёт в списке своей команды под №9, т.е. он будет выходить отбивать последним, а после него бэттеры будут выходить по второму кругу - опять с 1 по 9. У Доджерс всё точно так же, питчер Клейтон Кершоу будет выходить отбивать девятым по списку.
А теперь посмотрим на матч Сан-Диего Падрес - Канзас Сити Роялс, который будет проходить по правилам Американской Лиги. В списке игроков Сан-Диего нет питчера - Брайана Митчела, зато есть под №4 Чейс Хедли с позицией DH, вот он собственно и будет тем самым назначенным бьющим вместо питчера Сан-Диего. У Канзаса такая же ситуация - питчера Джейкоба Джуниса нет в списке 9-ти игроков, но вместо него под №9 указан Абальберто Мондеси - DH, соответственно он и будет выходить отбивать вместо питчера Канзаса.
На самом деле ничего сложного нет. Правило Лиги применяется по домашнему полю. Т.е., если матч проходит на поле команды, которая выступает в Национальной Лиге, то и правила будут Национальной Лиги (без DH). Если матч проходит на поле команды из Американской Лиги, то играть будут уже с DH.
Зачем так сделали, спросите? Ну, честно говоря - не знаю. Вообще, питчеры не умеют отбивать, они тренируются только подавать - это их работа. Нет ни одного питчера с хорошим показателем отбиваемости на бите. Конечно есть исключения, как например Мэдисон Бамгарнер в Сан-Франциско, который иногда может выбить даже хоум-ран, но вообще питчеры всегда ужасно отбивают. Соответственно в матчах Национальной Лиги чуть меньшая средняя результативность матчей, в отличии от Американской Лиги. Соответственно, питчерам, стоящим на горке в ходе защиты своей команды в Национальной Лиге, немного проще, чем их коллегам по Американской Лиге. Может быть по-этому и придумали DH, чтобы повысить интерес к игре. Хотя, питчер на бите лично для меня - это как-то правильнее, что ли. Но матчи с DH и правда веселее смотреть.
Замены по время матча
В ходе матча конечно же можно делать замены игроков. Игрок, которого заменили, уже не имеет права выходить на поле в этом матче. Чаще всего меняют питчеров на горке. Меняют их по причине усталости, когда питчер выполняет свою норму подач, обычно это примерно 100 подач за матч. Также питчера меняют, если он отвратительно играет. По ходу матча тренер питчеров (не обязательно главный тренер команды) может выйти на горку и дать пару нагоняев питчеру или подбодрить его, питчеру дается шанс исправить свои ошибки. Но если у главного тренера уже не хватает терпения смотреть за тем, как питчер валит весь матч, он выходит на горку, забирает мяч из рук питчера и подает отмашку в буллпен, чтобы выходил другой питчер. Кстати не сказал, буллпен - это отдельно огражденное место, где разминаются питчеры-реливеры, которые позже будут выходить на замену. Питчера-реливера, который вышел вместо питчера-стартера также потом меняют ибо реливеры не заточены на длительную игру - 1-2 иннинга максимум. Менять питчеров можно часто, хоть в каждом иннинге, а то и по два-три за иннинг. Лишь бы питчеров в команде хватило. А когда питчеров не хватает, то на горку может выйти даже не питчер, а один из бэттеров, вот тогда начинается жесть, потому что сами понимаете, что бэттеры не тренируют броски. Такое может случиться, если матч затянется, будет сыграно много дополнительных иннингов и питчеры у команды просто закончатся.
Второй вид замены - это замена на бите. Обычно это происходит в Национальной Лиге, когда наступает очередь выходить на биту питчеру команды, который уже в этом матче отработал свои средние 100 подач. Т.е., чтобы не мучать человека и зрителей (ибо, как Вы знаете, питчеры отбивать не умеют), вместо питчера выпускают какого-то более-менее нормально бэттера. Потом, когда атака команды закончится, уже этого бэттера (или другого) опять меняют на питчера (на другого), ведь кто-то же должен стоять на горке :-) И так может быть несколько раз в матче. Игрок, который выходит заменить игрока на бите, называется Pinch Hitter.
Третий вид замены - замена на базе. Обычно это происходит, когда нужно заменить медленного игрока, который уже находится на базе, на быстро бегающего игрока. Ну просто чтобы он мог и побежать быстрее при хите, и базу украсть. Т.е. вышел допустим на биту большой, сильный хиттер - выбил хит, попал на первую базу. Но у него сила в руказ, в бите, потому что он крупный, медленный (а иногда даже просто - толстый). И понятно, что он просто может не успеть добежать до следующей базы, поэтому его поменяют на более атлетичного игрока. Игрок, который выходит заменить игрока на базе, называется Pinch Runner.
Погода
В бейсбол обычно играют под открытым небом. Есть немного стадионов с крытой крышей или с выдвижной крышей, которые могут защитить от дождя. Но вообще, если прогноз погоды предвещает дождь (даже небольшой), то время начала матча переносят на 15, 30, 60 минут - сколько нужно. Но могут и вовсе матч не сыграть - перенести на другой день. Матчи в плэй-офф стараются не переносить и могут играть даже под дождём. Играть под дождём никому не комфортно - ни питчеру, ни бэттерам, нельзя сказать, что если дождь, то питчер в более выгодном положении, а значит матч будет низовой; также нельзя сказать про атаку, что матч будет верховой, потому что питчер дольше стоит на горке (под дождем) и весь промокнет. Но тем не менее, матчи с дождем обычно играются на тотал меньше, потому что капли дождя мешают полёту мяча, они его тормозят, они не дают ему высоко лететь. Хотя, если мокрая трава, то и защитникам сложнее ловить мячи, можно подскользнуться.
Если дождь начался по ходу матча, то матч могу прервать на неопределенное время, а когда дождь закончится - доиграть.
Ветер также играет важную роль в бейсболе. Из-за ветра матчи конечно не прерывают (ну разве что, если ураган), но отпечаток на исход матча ветер может наложить. Например, если сильный ветер дует в сторону удара биты, т.е. в сторону полёта мяча (в сторону против подачи питчера), то есть все предпосылки к результативной игре с большим количеством очков. Потому что ветер замедляет подачу питчера плюс после удара мячик "поддувается" ветром и он летит дальше и может случиться больше хоум-ранов. Если же наоборот - сильный ветер против удара биты (т.е. по направлению броска питчера), то такой ветер уменьшает дальность полёта мяча и тормозит его, соответственно его проще словить и будет меньше хоум-ранов. Боковой сильный ветер также играет роль - если бэттер по статистике больше отбивает мячи в правую часть поля, то ему поможет ветер, дующий в правый аутфилд и наоборот будет мешать ветер в левый аутфилд. Для левши всё наоборот.
Виды подач
Эта тема заслуживает отдельной статьи, которую я когда-нибудь обязательно напишу, но пока кратко пробежимся. Каждый питчер имеет в своём арсенале несколько вариантов броско: быстрые, медленные, закрученные и пр. Питчер чередует разные броски, чтобы запутать бэттера. Ведь, если питчер будет всегда бросать одинаково, то умные бэттеры это поймут и будут знать куда и как полетит мячик. Поэтому питчер может бросить один мяч прямо, очень сильно; второй мяч прямо, но медленно, чтобы он изменил свою траекторию прямо перед бэттером; третий мяч вообще может закрутить. Обычно у питчера в арсенале в среднем около 3-х видов подач; у некоторых может быть больше, но одни он бросает лучше, а другие хуже.
Есть три основные группы подач:
Fastballs (Фастболлы). Это самый распространённый вид подачи - быстрые и сильные броски. Такие броски питчеру проще контролировать. Хороший фастболл считается когда скорость полёта мяча достигает 95-100 миль/час. У некоторых питчеров бывает и 100+ миль/час. Скорость полёта мяча, кстати, обычно показывают в телетрасляции. На такие сильные и быстрые мячи очень сложно реагировать бэттеру, даже если мячик летит тупо в центр страйковой зоны.
Breaking balls (Брэйкинг боллы). Это вид бросков, при которых мячик изменят своё направление перед бэттером: обычно в бок или в низ. Мячик перемещается в полёте, он не летит прямо, можно так сказать. Смысл в том, что бэттер думает, что мячик летит в одну точку и делает взмах битой, а на самом деле мячик "передумывает" и оказывает в другой точке.
Changeups (Ченджапы). Это броски, которые замедляют свою скорость перед бэттером. Бэттеру кажется, что летит фастболл (подача в начале и выглядит как прямой хороший фастболл), бэттер делает взмах битой, но промахивается, потому что мячик замедлился и даже не долетел до него.
Остановимся пока на группах подач, потому что группы собственно делятся еще на виды подач и их довольно много. Но об этом не сейчас, а когда-нибудь в другой раз.
Телевизионная графика
Графике во время матча может очень отпугивать новичков. Давайте с ней разберёмся, чтобы она не вводила Вас в ступор. У каждого телеканала своя графика. Вот например:
Я специально разделил графику на цветные блоки:
красный блок - названия команд (снизу хозяева, сверху - гости);
синий блок - счёт матча;
зелёный блок - занятые базы (цветные - занятые; серые - пустые; здесь на примере занята первая база);
желтый блок - счёт боллов и страйков (слева боллы, справа страйки; здесь счёт 0-0);
черный блок - количество аутов в этом иннинге у атакующей команды (здесь 2 аута);
фиолетовый блок - подсчёт подач питчера (здесь 24 подачи);
голубой блок - отрезок матча (верх или низ определенного иннинга; здесь верх 5-го иннинга)
Другой пример:
красный блок - названия команд (снизу хозяева, сверху - гости);
синий блок - счёт матча;
зелёный блок - занятые базы (цветные - занятые; серые - пустые; здесь на примере нет занятых баз);
желтый блок - счёт боллов и страйков (слева боллы, справа страйки; здесь счёт 1-1);
черный блок - количество аутов в этом иннинге у атакующей команды (здесь 2 аута; плохо видно);
фиолетовый блок - подсчёт подач питчера (здесь 13 подач);
голубой блок - отрезок матча (верх или низ определенного иннинга; здесь низ 7-го иннинга)
Gameday
На сайте mlb.com есть очень информативная страница с онлайн текстовой трансляцией всех матчей. Давайте её разберём тоже:
красный блок - команды и счёт матча;
синий блок - отрезок матча, счёт боллов и страйков, количество аутов и занятые базы;
синий блок - текстовая трансляция конкретного иннинга (мы видим, что первый бэттер получил страйк-аут, второй бэттер вышел из игры через флайаут, а третий бэттер выбил сингл, игра конечно продолжалась, но я сделал скриншот на этом моменте);
зелёный блок - 5 вкладок: BOX - счёт матча (там я выделил еще маленький желтый блок R - счёт матча, H - хиты, E - ошибки) и составы команд (фиолетовый блок, о нём ниже); PLAYS - список всех игровых моментов "в игру", т.е. всё, что не было аутом; FEED - текстовый архив всего матча; VIDEO - видео основных игровых моментов; FIELD - интерактивное поле онлайн - с указанием какие игроки на базах;
фиолетовый блок - составы команд и статистика игроков в этом матче: AB - выходы на биту (без учёта уоков), R - раны, H - хиты, RBI - выбитые раны, BB - уоки, SO - страйк-ауты, LOB - оставленные базы, AVG - процент отбивания хитов (за весь сезон); ниже там будет статистика питчеров команды. На примере этого матча у порядкового номера 8 несколько игроков - это значит замены;
голубой блок - дублирование счёта матча, хитов, ранов, текущих занятых баз и список игроков, которые будут выходить на биту следующими.
Канал: t.me/mlbchanel ; ВК: vk.com/hotbetsinfo ; Чат: t.me/bashiba_chat ; Личка: t.me/bashiba ; Бесплатные прогнозы: t.me/bashiba188