Сказки дядюшки Римуса* или кто зажжет олимпийский огонь для бенди
*Дядюшка Римус - рассказчик сказок про Братца Кролика, является обманщиком и ловкачом, использующим свой ум против невзгод, хотя это ему не всегда удается (Википедия).
Копаясь в недрах старого доброго бендинета, нашел статью за 2009 год, которая еще очень и очень актуальна сегодня. Переделал ёё первый абзац применительно к настоящему времени и получилось еще убедительнее чем пять лет назад. Особенно, учитывая заявление Бориса Скрынника о том, что хоккей с мячом имеет возможность принять участие на олимпиаде в Корее, и очередной скандал, на этот раз вокруг игрока Егорычева.
Что бы ни заявляли президент Международной федерации бенди (ФИБ) и федерации хоккея с мячом России Борис Скрынник, знайте – хоккея с мячом в программе Олимпийских игр в Корее в 2018 году не будет. Коллапс олимпийских перспектив русского хоккея подводит черту под царствованием нынешнего руководителя вышеозначенных организаций.
Еще раз повторюсь, что было переделано только начало этого глубокого аналитического материала о хоккее с мячом, дальше наслаждайтесь оригиналом, там где надо меняйте даты и географические названия:
Повод вернуться к олимпийским перспективам хоккея с мячом выдался благодаря грядущим переменам в программе Олимпийских игр. Правда сегодня это касается пока только летних Игр 2012 и в перспективе 2016 годов. Но время планирования зимней Олимпиады-2018 наступило уже давно. Механизм процесса отбора городов-кандидатов запущен этим летом, а процесс продвижения видов спорта в программу Игр не прекращается вообще никогда.
В конце прошлой недели в Берлине состоялось заседание исполкома Международного олимпийского комитета (МОК), который утвердил женский бокс в программе Игр-2012 в Лондоне, а также рекомендовал включить регби и гольф в программу следующих летних Игр-2016 на XIII Олимпийском конгрессе, который пройдет 3-5 октября 2009 г. в Копенгагене. Претендентов всего семь: бейсбол, гольф, карате, регби, роллерный спорт, сквош и софтбол. Но в программу продвигаются только два из них. И если в гольфе у России нет прогнозируемых шансов на успех, то в регби наша сборная теперь вполне смело может рассчитывать на олимпийскую медаль.
В хоккее с мячом Россия может рассчитывать не просто на олимпийскую медаль, а на олимпийское золото.
В хоккее с мячом Россия может рассчитывать не просто на олимпийскую медаль, а на олимпийское золото. Но такая перспектива для нации становится все более призрачной, растворяясь в обещаниях официальных лиц из ФИБ, большинство руководителей которой, кстати, россияне, и которые так и продолжают лить воду на мельницу олимпийских перспектив включения хоккея с мячом в программу Игр. Сегодня мы впервые сделаем попытку серьезно разобраться в реальном положении дел и роли ФИБ в решении олимпийских задач.
Попасть в олимпийскую программу – это настоящий прорыв, особенно для таких неблагополучных и слаборазвитых видов спорта как, например, хоккей с мячом. Кризисные явления последнего года показали насколько остро стоит проблема выживания для русского хоккея, который, как теперь выясняется, существует главным образом за счёт частных спонсоров, а не государственной поддержки.
Для российских спортивных федераций олимпийское признание вообще на вес золота. Это не означает, конечно, что спонсоры сразу же выстраиваются в очередь, но вот зато финансирование из госбюджетных источников автоматически увеличивается в разы. Поэтому в первую очередь ценой вопроса является стабильный приток финансовых средств, обеспечивающих устойчивое развитие спорта. И именно поэтому между всеми спортивными федерациями, претендующими на место под солнцем, идет самая настоящая борьба. За некоторыми из них как, например, гольф, стоят мощные индустрии, другим платформу обеспечивает массовость, третьим – протекция заметных политических фигур итд. Каждый берет чем может.
Но как добиться заветной цели и кто имеет на это большие шансы? Некоторые виды спорта десятилетиями ждут включения в олимпийскую программу, но шанс есть у всех. Выбирают по целому комплексу критериев, например: насколько популярен спорт в разных странах мира, или насколько развито информационное обеспечение спорта, или как продаются телевизионные права и билеты на главных официальных соревнованиях, или какова антидопинговая политика... Но самое главное правило – все должно быть абсолютно прозрачно.
Комиссия по олимпийской программе МОК отвечает за анализ и пересмотр программ Олимпийских игр по каждому виду спорта, спортивным дисциплинам и отдельным видам программы. В соответствии с Олимпийской Хартией, программа Игр пересматривается после каждой Олимпиады. Комиссия представляет отчёты и даёт рекомендации исполкому МОК в отношении какого-либо из видов спорта, планируемого на включение в программу Олимпийских игр, либо исключение из неё.
Но, тем не менее, включение вида спорта в олимпийскую программу регулируется целым рядом условий, определяемых пунктами статьи 46 «Программа Олимпийских игр» Олимпийской Хартии. Комиссия по олимпийской программе, куда входят члены МОК, а также представители международных спортивных федераций и национальных олимпийских комитетов, составила перечень специальных критериев оценки видов спорта и совершенно чётко определила процедуру пересмотра олимпийской программы. Так на свет появился документ «Критерии оценки для видов спорта и спортивных дисциплин», который был ратифицирован на 116-й сессии МОК в Афинах в августе 2004 года.
Итак, какие требования МОК надо выполнить, чтобы попасть в программу Олимпийских игр? Условия включения вида спорта в олимпийскую программу отличаются для летних и зимних видов спорта, но в первую очередь нас интересуют, естественно, зимние. Так вот, для того, чтобы хоккей с мячом был включён в олимпийскую программу, он должен отвечать трём основным требованиям:– быть широко развитым не менее чем в 20 странах на 3-х континентах;– принять и выполнять Всемирный анти-допинговый кодекс;– быть допущенным к включению в программу за 7 лет до Олимпийских игр.
Но выполнить три этих первоначальных условия ещё не значит, что вид спорта может рассматриваться кандидатом на включение в программу Игр. Хотя, положа руку на сердце, надо признать, что хоккей с мячом до сих пор так ещё и не выполнил самого главного требования – быть развитым не менее, чем в 20 странах. Да, на 3-х континентах в бенди играют, но реально далеко не в 20-ти странах, даже несмотря на то, что в ФИБ сегодня формально числится еще большее число национальных федераций – 25. Но мы к этому ещё вернемся позднее. Сейчас речь не об этом, а о том каковы те самые критерии оценки для видов спорта и спортивных дисциплин, перечисленные в документе Комиссии МОК по олимпийской программе, и насколько хоккей с мячом удовлетворяет этим требованиям?
Сегодня в МОК существует 33 оценочных критерия по 7-ми общим групповым категориям:1. История и традиции вида спорта;2. Универсальность;3. Популярность;4. Имидж;5. Здоровье спортсменов;6. Развитие международной федерации вида спорта;7. Финансовые затраты.
Следует сказать, что параметры оценок в основной своей массе основываются на количественном соотношении и отражают сухие цифры существующей реальной отчётности, представляемой международными федерациями. А теперь на основе перечня по каждому из критериев попробуем определить реальные перспективы хоккея с мячом при решении задачи его включения в олимпийскую программу.
1. ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ
В этой категории существует 3 критерия оценки, которые носят в основном ознакомительно-информационный характер, представляя вид спорта и его международную федерацию, а также указывая даты её образования и проведения под её эгидой первого соревнования вообще и первых чемпионатов мира как для мужчин, так и для женщин. Однако уже здесь существенное значение имеет число проведённых за всё это время чемпионатов мира, прямо указывая на то, какие традиции имеет вид спорта, что затем находит отражение в общей заключительной оценке по данному критерию, а именно, сильные традиции или нет.
Особое значение здесь ещё имеет и то, в каких других мульти-спортивных играх, помимо олимпийских, вид спорта включался в программу, например: всемирные спортивные игры, универсиады, игры Содружества, континентальные игры итд.
КОММЕНТАРИЙ:
Хоккей с мячом может получить достаточно высокую оценку своей истории и традиций лишь при условии расширения своей спортивной географии и организации соревнований в рамках мульти-спортивных игр и континентальных чемпионатов.
2. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ
Данная категория состоит из 7-ми оценочных критериев, причем это касается лишь только тех национальных федераций, которые соответствуют требованиям национальных олимпийских комитетов в своих странах. Поэтому по умолчанию будем считать, что все национальные федерации стран-членов ФИБ получили одобрение со стороны своих национальных олимпийских комитетов, хотя, зная реальное положение дел, в это с трудом можно поверить.
Число национальных федераций-членов ФИБ сегодня ниже 36, а значит данный критерий оценки будет считаться низким (по шкале высокий-средний-низкий). Поэтому не имеет никакого смысла и дальше увеличивать число формальных членов ФИБ, пытаясь поднять уровень оценки до среднего, а вместо этого следует направить действия на реальное развитие и пропаганду хоккея с мячом в тех странах, которые уже являются членами международной федерации.
Критерий оценки активных членов ФИБ будет очень низким (по шкале очень высокий-высокий-средний-низкий-очень низкий) так как процент национальных федераций, организующих свои национальные чемпионаты составляет менее 25%. Национальные чемпионаты в хоккее с мячом сегодня разыгрываются лишь в 5-ти странах. Поэтому увеличение числа формальных членов ФИБ автоматически снижает оценку по данному критерию.
Число участников последнего чемпионата мира позволило поднять оценку для хоккея с мячом ещё в одном критерии с низкой на среднюю (по шкале очень высокий-высокий-средний-низкий-очень низкий) лишь благодаря 13-му участнику, позволившему заявить о том, что более 50% стран-членов ФИБ принимают участие в чемпионатах мира.
Помимо этого, необходимо представить в МОК списки с рейтингом 16 лучших стран на основании 4-х последних чемпионатов мира, а это значит, что число участников чемпионатов мира следует довести, как минимум, до 16 стран хотя бы в мужском виде хоккея с мячом, а национальным федерациям необходимо ещё принимать участие в международных мульти-спортивных играх как, например, всемирные спортивные игры или универсиады.
Ещё одним критическим моментом является показатель проведения чемпионатов мира в младших возрастных группах и число их участников. И если с проведением мировых первенств для 15, 17 и 19-летних юношей дело обстоит более-менее пристойно, то вот число их участников надо увеличивать, а это значит, что надо развивать детско-юношеский хоккей с мячом непременно во всех странах.
В женском хоккее с мячом дела обстоят и вовсе проблематично, хотя это и является абсолютным требованием МОК, так как правила для включению вида спорта в олимпийскую программу в одинаковой степени распространяются как на мужскую, так и женскую программы вида спорта и имеют одинаковые оценочные характеристики.
Но кроме чемпионатов мира ФИБ придётся организовывать ещё и континентальные первенства – чемпионаты Европы, Америки и Азии, – что также является одним из условий МОК. Так что в данном оценочном критерии хоккей с мячом вообще не имеет никаких показателей. А распределение медалей на чемпионатах мира по континентам скорей всего будет иметь очень низкую оценку (по шкале очень высокий-высокий-средний-низкий-очень низкий), так как в ближайшие годы американские команды не включатся в борьбу за медали.
КОММЕНТАРИЙ:
Для хоккея с мячом не существует никаких других вариантов, кроме своего реального развития, для чего совсем не надо больше формально увеличивать фиктивное членство в ФИБ, что приносит обратный эффект снижения оценок по другим критериям.
3. ПОПУЛЯРНОСТЬ
Популярность оценивается по 9 критериям и в основном касается зрительского интереса во время проведения крупнейших соревнований, а также внимания к виду спорта со стороны средств массовой информации.
Высокой популярностью вида спорта считаются показатели продажи билетов во время, например, чемпионата мира на уровне более 80% от общего числа билетов и более 400 аккредитованных представителей СМИ, причём, как на соревнованиях мужчин, так и женщин. Причём при этом проводится ещё и параллель между количеством поданных на аккредитацию заявок и числом фактически аккредитованных журналистов и репортёров.
Немаловажную роль играет и качественная сторона оценки интереса к виду спорта, каковой служит количество публикаций в СМИ во время чемпионатов мира. Так, например, менее 200 публикаций считается очень низкой оценкой, а для их доказательства необходимо представить ещё и методологию самих публикаций.
В концепции популяризации спорта МОК особое внимание уделяется так называемым «новым медиа», каковыми являются интернет-ресурсы и, в частности, официальные сайты международных федераций. Именно к ним МОК предъявляет самые жесткие требования, свидетельствующие о работе международной федерации и популярности вида спорта в мире:– год создания официального сайта;– число посещений официального сайта за последние 5 лет;– число публикаций, охватывающих чемпионаты мира;– число других сайтов, системно связанных с официальным;– шаги, предпринятые для продвижения международной федерации в «новых медиа».
Телевещание считается одним из самых важных информационных каналов и интерес со стороны телевидения признаётся не менее приоритетным. Счёт идёт на часы телетрансляций и количество стран, принимающих тв-сигнал, причём, доказательная методология должна быть представлена и в тв-разделе. Также необходимо дать информацию о доходах, полученных международной федерацией от продажи прав на тв-трансляции с мужских и женских чемпионатов мира и представить перечень стран, оплативших права приёма тв-сигнала.
Ещё в МОК необходимо представить информацию о 5 главных спонсорах международной федерации и раскрыть механизм коммерческого взаимодействия между ними, где требуется указать суммы спонсорских вложений за последние 5 лет и маркетинговые программы, осуществлённые за отчётный период, включая лицензирование и иную коммерческую деятельность.
КОММЕНТАРИЙ:
При таком системном подходе популярность хоккея с мячом считается очень низкой. Для повышения уровня оценки необходимо усилить зрительский интерес к чемпионатам мира и увеличить продажи билетов за счёт разделения соревнований на группы и проводить их в различных местах с наивысшей степенью интереса к каждой из групп. ФИБ критически необходимо изменить подход к СМИ, а для привлечения спонсоров разработать маркетинговую программу.
4. ИМИДЖ
4 критерия оценки существуют в отношении определения имиджа вида спорта. Они затрагивают вопросы участия спортсменов в соревнованиях, а также их деятельности в комитетах международной федерации, степени объективности результатов соревнований и воздействии эффекта от вида спорта на окружающую действительность.
Как известно, в ФИБ пусть и номинально, но всё же был организован Комитет спортсменов, а это значит, что данное требование МОК было приведено в соответствие с правилами. Но вот об участии спортсменов этого комитета в процессе принятия решений на уровне международной федерации ничего неизвестно, а это уже означает, что второе требование МОК не выполняется. Не выполнено также и третье требование в этом отношении – порядок избрания спортсменов в комитет должен быть прозрачным.
Очень важной сравнительной оценкой имиджа вида спорта является процент соотношения участия мужчин и женщин в чемпионатах мира на различном уровне. Если этот показатель говорит, что участие числа женщин составляет менее 20% от разницы числа участников-мужчин в соревнованиях подобного ранга, то оценка МОК будет низкой.
Ещё одной важной особенностью политики МОК является обязательное выдвижение женщин на руководящие посты в международных федерациях. МОК ставит задачей, что женщины должны занимать не менее 20% постов на руководящих должностях исполнительского уровня и активно привлекаться в процесс принятия решений. Оценка ФИБ по этому параметру будет очень низкой.
Кроме этого МОК очень критически относится к международным федерациям в отношении популяризации и продвижения своего вида спорта в мировом масштабе и к тому, какими способами решается эта задача. Эффект от возможного влияния на окружающую и связанную с видом спорта действительность имеет самое прямое значение относительно того какие современные технологические решения для этого применяются и то, как они контролируются международной федерацией. Для этого должна быть представлена специальная программа, однако мало верится в то, что в ФИБ она существует.
КОММЕНТАРИЙ:
Низкая оценка имиджа хоккея с мячом связана главным образом с проблемой развития женского бенди. Вывести остальные имиджевые характеристи на соответствующий уровень особых трудностей не представляет.
5. ЗДОРОВЬЕ СПОРТСМЕНОВ
Данный раздел касается анти-допинговой политики международной федерации и основывается на следующих критериях:– количестве тестов на допинг, проведённых в течение определённого времени;– количество положительных результатов;– количество нарушений анти-допингового кодекса;– количество нарушений анти-допингового кодекса, приведших к санкциям.
КОММЕНТАРИЙ:
ФИБ ведёт целенаправленную анти-допинговую политику и довести количество тестов до показателей необходимого уровня трудностей не представляет.
6. РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Оценивается по 3 критериям: финансовый статус международной федерации, процесс стратегического планирования и объём программ развития.
Финансовая прозрачность международной федерации является основополагающим фактором и требует от федерации открытости во всех своих финансовых начинаниях. В МОК необходимо представить данные финансовой отчётности организации, её доходную и расходную части в течение 4-летнего олимпийского цикла с указанием источников финансирования.
Кроме этого у международной федерации должен существовать 4-летний план стратегического развития вида спорта и наличие отдельных программ континентального развития с указанием соотношения финансирования каждой из этих программ. Также международная федерация должна представить в МОК систему финансовой поддержки своих членов - национальных федераций и региональных континентальных ассоциаций.
КОММЕНТАРИЙ:
Непрозрачность деятельности ФИБ и отсутствие опубликованных программ развития позволяют сделать заключение, что ФИБ не имеет никаких программ стратегического развития хоккея с мячом.
7. ФИНАНСОВЫЕ ЗАТРАТЫ УЧАСТИЯ В ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ
Расходная часть вида спорта определяется по следующим критериям:– расходы на новые соревнования и тренировочную инфраструктуру;– расходы, связанные с обеспечением места проведения соревнований;– расходы на безопасность;– расходы на обеспечение тв-трансляций.
КОММЕНТАРИЙ:
Финансовые затраты участия хоккея с мячом в Олимпийских играх могут считаться невысокими, так как соревнования могут проходить на комбинированных катках совместно с конькобежным спортом, либо на аренах открытия/закрытия Олимпийских игр.
Итак, даже поверхностного анализа перспектив включения хоккея с мячом в олимпийскую программу оказалось достаточно для того, чтобы убедиться какую огромную работу предстоит проделать ФИБ прежде, чем Комиссия МОК по олимпийской программе сможет рекомендовать бенди на включение в официальную программу Игр.
Как видится, работы не на один год. Но беда не в этом, а в том, что сегодняшний ФИБ не способен осуществить ни один из проектов реального развития хоккея с мячом в мире. Возможностей организации хватает лишь на узконаправленные выборочные мероприятия и редкие контакты с членами МОК через посредников и третьих лиц. В международной федерации вместо реальных дел предпочитают заниматься бумажной работой, не отходя от своих клубных дел.
Проблема ещё заключается в том, что ФИБ так и не стал площадкой для настоящей международной кооперации. Арена международной федерации по-прежнему остаётся закрытой для представителей бенди-общественности и продолжает использоваться во благо клубным интересам, которые маячат за спинами руководителей организации, создавая впечатление, что финансирование международной структуры осуществляется из клубной кассы и только ради продвижения своих клубных интересов.
Если проанализировать четырёхлетний срок правления Бориса Скрынника на посту президента ФИБ, то следует признать, что за это время в международном движении практически не последовало никакого движения вперёд. А ведь минувшее 4-летие прошло под знаком невиданного для хоккея с мячом бума. Но все яркие вехи развития бенди были расставлены ещё до его прихода в ФИБ и нынешний президент к этому не имеет никакого отношения. Зато за это время из руководящих структур организации были выдавлены настоящие профессионалы, руками которых во многом и был обеспечен тот огромный прорыв, который по замыслу и должен был развить Борис Скрынник.
Если человек принимает на себя ответственность и публично заявляет о том, что он обеспечит дальнейшее развитие хоккея с мячом, то ему, обычно, принято верить. Но срок джентльментского соглашения вышел и наступило время подвести итоги. А вот итогов-то как раз и не видно. Значит получается, что джентльмен обманул? Если в приличном обществе за такое не бьют, то уж с треском выгоняют, это точно. Однако наш джентльмен получает ещё один карт-бланш ещё на один 4-летний цикл. Только для чего?
Можно долго дискутировать на предмет того, нужны ли хоккею с мячом Олимпийские игры или нет, но важно не это, а то, что олимпийские ориентиры – это и есть те самые вехи развития для хоккея с мячом, без которых невозможно выжить в современных условиях.
За бесконечными обещаниями скорых олимпийских перспектив мы как-то не заметили, что время не останавливается на тот период, пока обещания не сбываются. Хоккей с мячом лишился перспективы попасть в Сочи не год и не два назад, но всё это время оставался хорошим пиарным проектом для спекуляций. В течение ближайшего года-двух решится судьба города, который примет зимнюю Олимпиаду-2018. Вместе с этим решится судьба и зимней олимпийской программы на этой Олимпиаде. Если какой-нибудь вид спорта и будет включён в неё, то это уж точно будет не хоккей с мячом.
Сегодняшняя действительность для бенди такова, что реальные задачи теперь надо ставить на 2022 год, а их осуществление начинать уже сегодня. Олимпийская перспектива по-прежнему остаётся и всегда должна оставаться приоритетной стратегической задачей для хоккея с мячом, вплоть до самого момента её реализации. Очевидно, что решать эту задачу предстоит уже скорей всего не нынешним руководителям ФИБ, а совсем другим людям. Но именно от тех кто сегодня стоит у руля зависит когда придёт этот час. Через 13 лет или гораздо позднее?
Плюсы и репост категорически приветствуются.