13 мин.

8 легенд автоспорта

Каждая из этих машин доминировала в свое время на различных трассах и гоночных сериях: Targa Florio, Mille Miglia, Ле-Ман, Формула-1, ралли…

Одни из них выигрывали абсолютное большинство гонок в течение сезона, другие доминировали несколько лет подряд в конкретном соревновании. Каждая из этих машин установила не один рекорд.Некоторые из которых до сих пор никому не удалось превзойти.

Bugatti Type 35

Bugatti Type 35A 1925 ujlf

В августе 1924 г. на Гран-при Лиона компания Bugatti представила модель Type 35. Под капотом машины располагался рядный восьмицилиндровый бензиновый двигатель объемом 2 л и мощностью 99 л.с.

Уже за первые 2 года автомобиль выиграл 351 гонку и установил 47 рекордов, на пике активности на Bugatti Type 35 выигрывали по 14 гонок за неделю.

В мае 1925 года появилась более доступная версия Type 35, в которой ради уменьшения требований к техническому обслуживанию использовались меньшие клапаны и катушки зажигания. Как следствие мощность двигателя снизилась до 74 л.с.

В 1926 году вышла модель Type 35C, с увеличенной до 118 л.с. мощностью двигателя. Автомобиль был отмечен победой на Гран-при Франции в Сен-Годенсе в 1928 году и на Гран-при По в 1930-м.

Bugatti Type 35C на Гран-При По, 1930

Последним автомобилем этой серии стал Type 35B, появившийся в 1927 году. Мощность двигателя равнялась 138 л. с, максимальная скорость – 210 км/ч, разгон до 100 км/ч составлял 6 секунд.

Bugatti Type 35 выпускалась с 1924 по 1931 года в различных модификациях. За всё время автомобиль выиграл более 1800 гонок. В частности в течение 5 лет подряд (1925-1929) эти машины выигрывали знаменитую гонку спортивных автомобилей, проводимую по перекрытым дорогам общего пользования возле Палермо на Сицилии – Targa Florio (основанная в 1906 году, это была самая старая гонка спорт-прототипов, пока её не отменили в 1977 году. Targa Florio пережила тысячемильный пробег Mille Miglia, проводившийся до 1957 года).

Alfa-Romeo 8C 2300

alt

4 года подряд в начале 30-х годов ХХ века в Ле-Мане праздновали победы гонщики, выступавшие за рулем Alfa-Romeo 8C 2300. Начиная с 1932 года на ближайшие три года Alfa-Romeo 8C 2300 стала абсолютно доминирующей машиной на гоночных трассах. Автомобиль был настолько хорош, что некоторые гонщики других заводских команд приобретали ее за собственные деньги, чтобы участвовать в гонках именно на 8C 2300.

На Alfa-Romeo 8C 2300 устанавливался двигатель объемом 2,3 л и восемью цилиндрами, откуда и обозначение 8С. Сам двигатель впервые появился в 1931 году на гонке Mille Miglia.

Первый старт в гонке Mille Miglia оказался неудачным для машины из-за проблем с шинами. Однако уже через две недели экипажи на Alfa-Romeo 8C 2300 заняли два первых места на Гран-При Италии в Монце.

В конце 1931 года у Alfa-Romeo 8C 2300 появился новый тип шасси, на которое устанавливался двигатель большего объема – 2 556 куб. см. и мощностью 178 л.с., который предназначался специально для гонок.

Экипажи, выступавшие на Alfa-Romeo 8C 2300, побеждали в гонке «24 часа Ле-Мана» в 1931-1934 годах. Всего на этих машинах одержано более 50 побед.

Ford GT40

alt

В начале 60-х годов в Ле-Мане безраздельно хозяйничали машины Ferrari (модели 250, 275 и 330): с 1960 по 1965 год одержано шесть побед подряд.

После неудачной попытки купить саму компанию Ferrari Генри Форд-младший принимает решение о необходимости строительства собственной гоночной машины.

Специально для победы над итальянцами в гонках на выносливость компания Ford разработала новый спортивный автомобиль. Машину назвали GT (сокращенно от GranTurismo) и прибавили 40, что обозначает его полную высоту в 40 дюймов.

Изначально на прототипах использовались двигатели V8 объёмом 4,2 л. Но на серийные машины стали устанавливать моторы V8 объемом 4,7 л мощностью 385 л.с. Ferrari использовали двигатели V12 объемом 3,0 или 4,0 л.

В мае 1964 года Ford GT40 участвовал в гонке 1000 км Нюрбургринга, где удерживал второе место, но у машины отказала подвеска. Три недели спустя в 24 часах Ле-Мана сошли все три автомобиля, хотя один из экипажей некоторое время лидировал в гонке.

В 1965 году к проекту Ford GT40 привлекают Кэрролла Шелби, который вносит ряд изменений в конструкцию автомобиля. В частности он стал инициатором использования более мощного и надежного восьмицилиндрового двигателя от автомобилей серии NASCAR объемом 7 л и мощностью 485 л.с.

В феврале 1965 GT40 одержал победу на 2000 км Дайтоны, третье место также досталось гонщикам на Ford GT40. Ле-Ман 1965 года ни одному из автомобилей Ford закончить не удалось.

Опыт, полученный в 1964 и 1965 годах, позволил 7-литровым Ford GT40 доминировать в гонке 24 часа Ле-Мана в 1966 году – гонщики на машинах Ford заняли три первых места.

alt

Всего Ford GT40 выиграл подряд четыре гонки 24 часа Ле-Мана с 1966 по 1969 гг.

Porsche 956

В конце 1970-х годов FIA решила создать новую группу для гонок спортпрототипов, которая получила наименование Группа С.

В 1981 году компания Porsche начала разработку новой модели автомобиля, подготовленной к требованиям Группы С. Модель Porsche 956 дебютировала в марте 1982 года.

alt

Автомобиль стал успешной заменой модели Porsche 936.

Porsche 956 имела первое для компании шасси из алюминиевого монокока, которое помогло разрешить проблему веса в 800 кг в группе С. Двигатель Тип-935 имел объем 2,65 л, оснащался турбонаддувом и производил около 620-630 л.с. Использование такого двигателя было обусловлено требованиями по ограничению расхода топлива. В других гоночных сериях на машинах Porsche устанавливались моторы большего объема и мощности.

В конструкции машины была использована первая в мире коробка передач с двойным сцеплением, специально разработанная для 956-й, что позволяло переключать передачи без снижения крутящего момента, т.к. не требовало необходимости сбрасывать газ.

Благодаря известной надежности и сложившейся репутации на автомобилях Porsche в те годы выступали не только заводские команды, но и многие частники, что значительно увеличивало шансы на победу для компании.

Уже в свой дебютный сезон 1982’ Porsche 956 был признан Лучшим гоночным автомобилем года по версии журнала Autosport.

В Ле-Мане 1982 года Porsche 956 выиграли три первых места, в 1983 году уже восемь первых позиций достались экипажам на 956-х. 1984 и 1985 годы также ознаменованы победами Porsche 956 в Ле-Мане.

alt

В 1985 году на смену Porsche 956 пришла новая модель – 962, но в ее основе лежал все та же 956-я.

McLaren-Honda MP4/4

В сезоне 1987 года команда Mclaren завоевала только три победы. Сезон 1988 года был последним годом для эры турбо-двигателей, поэтому большинство команд предпринимало усилия по разработке атмосферных моторов.

McLaren на сезон 1988 года заполучила полуторалитровый V6 турбо-двигатель Honda RA186-E, который стал идеальным вариантом для нового шасси, спроектированного конструкторами команды Гордоном Марри и Стивом Николзом.

Мощность двигателя составляла около 900 л.с. при 12500 об/мин. Болид весил 540 кг и оснащался шестиступенчатой трансмиссией.

alt

В 1988 году FIA ввела ограничение на расход топлива для машин с турбинами до 150 литров на дистанцию гонки, что заставило инженеров компании Honda срочно дорабатывать двигатель в части уменьшения расхода топлива, с чем они успешно справились.

Успехи McLaren-Honda MP4/4 в 1988 году превзошли все результаты, показанные до этого.

Сезон стал легкой прогулкой для команды McLaren: выиграно 15 поулов, одержано 15 побед в 16 гонках, завоевано 10 дублей и 25 подиумов. Доминирование прервалось только однажды, в Монце, когда лидировавший Айртон Сенна попал в аварию при обгоне кругового, а Ален Прост сошёл после отказа двигателя Honda.

Ярким примером безоговорочного доминирования MP4/4 является Гран-при Монако: в квалификации Сенна выиграл полторы секунды у Проста, который на секунду опередил остальной пелетон.

alt

В конце сезона McLaren легко выиграл Кубок Конструкторов. В зачёте пилотов Айртон Сенна (у которого было меньше очков) обошёл Алена Проста по действующему тогда правилу - в зачёт шли только одиннадцать лучших результатов.

По итогам года McLaren-Honda MP4/4 был выиграл награду "Гоночный автомобиль года" по версии журнала Autosport.

Lancia Delta

В 1985 году для участия в чемпионате мира по ралли компания Lancia разрабатывает модель Delta S4 с двигателем 1,8 л с механическим нагнетателем и турбиной мощностью 550 л.с. Этот автомобиль принадлежал к классу автомобилей Группы B, но в 1987 году FIA запретила участие в ралли автомобилям этой группы.

В период 1987-1992 автомобили лидирующих команд в чемпионате мира по ралли были подготовлены по требованиям Группы А: тираж для омологации — не менее 5000 экземпляров. Разрешалось строить 500 машин Evolution. При строительстве версий Evolution было множество ограничений на модифицирование серийного автомобиля и используемые материалы, мощность — не более 300 л.с.

Требования новой Группы А идеально подходили Lancia, у которой в арсенале как раз была лёгкая полноприводная Delta HF 4WD с 2-литровым турбодвигателем мощностью 165 л.с., максимальной скоростью в 215 км/ч и разгоном до 100 км/ч за 6,6 с, на которой компания и выступала в сезоне 1987 г.

alt

Lancia первой смогла стать 5-кратным чемпионом мира. До этого компания выигрывала раллийные чемпионаты в 1974-1976 и 1983 годах.

В мае 1987 года дебютирует Lancia Delta Integrale 8v мощностью 185 л.с., на которой выигрывается чемпионат 1988 года.

Кроме модели Delta Integrale 8v параллельно начинает выступать, в которой мощность двигателя выросла до 200 л.с.

С марта 1989 г. Lancia Delta Integrale 16v полностью вытеснила модель 8v.

alt

За два года Lancia Delta стартовала на 21 этапе, одержав 17 побед.

В 1991 году мощность автомобиля выросла до 215 л.с., а разгон до 100 км/ч стал занимать 5,8 с.

В 1990-1992 годах автомобили Lancia Delta выигрывают еще 20 этапов при 27 стартах и приносят компании восьмой, девятый и десятый чемпионские титулы. Благодаря этим успехам Lancia до сих пор является единственным десятикратным чемпионом мира и единственным победителем чемпионата мира по ралли в течение шести лет подряд.

Audi R8

В конце 90-х гонки спортпрототипов были популярны среди автопроизводителей, в частности Mercedes, Porsche, Toyota, Nissan, BMW.

Боссы Audi Sport заинтересовались возможностью выступления в Ле-Мане, особенно с учетом старта американской серии Ле-Ман, т.к. рынок США играл важную роль для компании.

В 1997-1998 годах Audi разработала спортпрототип R8, который впервые принял участие в гонке «24 часа Ле-Мана» в 1999 г., где экипажи немецкой команды заняли третье и четвертое места.

Автомобиль оснащался бензиновым двигателем V8 объемом 3,6 л с технологией twin-turbo, который развивал мощность 610 л.с. при 6300 об/мин. Одноместный углеродный кузов для спортпрототипа производился в Италии, а шасси разрабатывалось в Ингольштадте.

alt

В 12-часовой гонке в Себринге в 2000 году автомобили Audi R8 финишировали на первой и второй позиции. В Ле-Мане 2000 года 24-часовая гонка закончилась финишем Audi на первом, втором и третьем местах.

На следующий год восьмицилиндровые турбированные двигатели были заменены на двигатели с непосредственным впрыском топлива. Новая версия Audi R8 заняла первые четыре места в 12 часах Себринга; в Ле-Мане автомобили Audi заняли первое и второе место в гонке.

В 2002 году Audi R8 вновь продемонстрировала явное превосходство над соперниками: в гонке «24 часа Ле-Мана» экипажи из Игнольштадта заняли первое, второе и третье места. В 2003 и 2004 годах заводская команда не выставляла свои машины, но компания Audi поддерживала частные команды, которые выходили на старт с Audi R8, подготовленным для состязаний предыдущих лет. 2003 год стал единственным, когда победу в Ле-Мане одержала не R8 – в этом году победил экипаж на Bentley Speed 8.

В 2005 году Audi R8 в последний раз вышла на старт в Ле-Мане: автомобиль взял первое, третье и четвертое места.

alt

Именно Audi R8 принесла пять из рекордных девяти титулов легендарному победителю Ле-Мана датчанину Тому Кристенсену.

В последующие 10 лет преемницы R8 еще 8 раз выиграли легендарный 24-часовой марафон.

Ferrari F2004

К 2004 году Ferrari одержала четыре подряд победы в личном зачете и пять в Кубке конструкторов.

Многие ожидали смены лидера в чемпионате: после неудачных выступлений конца 90-х в начале нулевых стал набирать силу Williams, получивший мощную поддержку в виде двигателей BMW; в 2003 году Кими Райкконен в составе McLaren-Mercedes лишь два балла уступил в общем зачете Михаэлю Шумахеру, так что команда из Уокинга казалась главным конкурентом для Ferrari.

Но на деле никакой борьбы не вышло - Ferrari F2004 с легкостью одержала победу в Кубке конструкторов. 

alt

Болид F2004 стал эволюцией машины F2003-GA. В новом болиде была перепроектирована конструкция большинства узлов, использование новых материалов в корпусе коробки передач позволили снизить её вес, изменена система управления газом. В сотрудничестве с инженерами Bridgestone оптимизирована работа подвески.

В машине установили новый атмосферный двигатель Ferrari 053 V10 объемом 3 л мощностью 865 л.с. при 18300 об/мин и семиступенчатую полуавтоматическую коробку передач.

По ходу сезона F2004 завоевала 12 поулов, одержала 15 побед в 18 гонках, чем превзошла результаты легендарной F2002, доминировавшей в 2002 году. Хотя Ferrari в 2002 году одержала 15 побед в 17 гонках, но сама машина F2002 выиграла только 14 гонок – на первых Гран-При команда использовала усовершенствованный прошлогодний болид F2001.

Самая продолжительная серия Михаэля Шумахера на F2004 составила 7 побед подряд.

alt

Эта машина принесла в итоге Михаэлю Шумахеру рекордный, седьмой титул чемпиона мира, а Рубенсу Баррикелло – титул вице-чемпиона.