7 суперкоманд «Формулы-1», которые так и не появились
Сенна, Мэнселл, Феттель, Хэмилтон и другие звезды, которые никогда не выступали вместе в одной конюшне.
Хуан-Мануэль Фанхио – Альберто Аскари
В какие годы могли выступать вместе?
В 50-е. Лучшим в послевоенную эпоху в «Формуле-1» считался аргентинский гонщик Хуан-Мануэль Фанхио, выигравший пять чемпионских титулов, однако у некоторых его коллег было иное мнение. Например, Майк Хоторн называл быстрейшим в те времена итальянца Альберто Аскари, безраздельно побеждавшего в Гран-при в 1952-1953 годах. Сам Фанхио, будучи фигурой как великой, так и в меру скромной, отмечал, что Аскари, действительно, его мощнейший конкурент, опередить которого и сложно, и невероятно почетно. В общем, увидеть этих двух в одном гоночном коллективе наверняка хотелось многим.
Был ли шанс собрать их в одной команде?
Практически никакого. В те годы использование командной тактики не считалось зазорным – в топ-конюшнях существовала четкая иерархия: «фронтмену» остальные гонщики помогали всем, чем могли. И если лидер по техническим причинам не мог продолжать заезд, один из напарников должен был предоставить «приме» свою машину. Трудно представить, чтобы в таких условиях Аскари уступал место за рулем «Феррари» Фанхио, или наоборот. Гоночные короли просто обязаны были выступать за разные конюшни.
Кто кого?
Если бы все-таки оба оказались в одной команде, я бы поставил на Фанхио. Аскари, возможно, считался талантливее и точнее в пилотаже, однако «Маэстро» отличался несвойственным для той эпохи расчетом, с которым количество технических поломок и аварий заметно сокращалось.
Зрелищность
С такой «дрим-тим» конкуренты на трассах просто перестали бы существовать, но в самих гонках вряд ли бы кипела борьба за лидерство от старта до финиша – слишком уж часто ломалась техника.
Джеки Стюарт – Ники Лауда
В какие годы могли выступать вместе?
Австриец провел первый полный сезон в «Формуле-1» в 1972 году, а великий шотландец выиграл третий титул в 1973-м и сразу после этого завершил выступления. Карьеры двух великих чемпионов пересеклись лишь на короткий миг, и если бы не частая гибель коллег, Джеки наверняка задержался в «Формуле-1» на несколько лет.
Стюарт и Лауда – личности, серьезно повлиявшие на трансформацию понятия «гонщик «Формулы-1»: Джеки сделал большой шаг в области пиара и привлечения денег к самому спортсмену, а Ники добился прогресса в тренировочном процессе и ментальном совершенствовании. При этом оба были дальновидными и хитрыми людьми, устанавливавшими крепкие связи с технарями и диктовавшими командам свои условия. Если бы они встретились в одном коллективе в свои лучшие годы, «Формула-1» наверняка узнала бы много нового.
Был ли шанс собрать их в одной команде?
Вряд ли. Лауда начинал как не слишком обеспеченный рента-драйвер (чтобы оплатить место, приходилось брать кредиты), а Стюарт гонялся в команде «Тиррелл», которая находилась на пике формы и не поглядывала в сторону малоизвестных гонщиков (да к тому же не из Великобритании или Франции).
Кроме того, судьба завела Ники в «Феррари» (стараниями Клея Регаццони) – в которой вряд ли мог когда-либо оказаться Стюарт: Джеки был слишком «британским» гонщиком, всю карьеру выступавшим за коллективы из Соединенного Королевства.
Кто кого?
Все зависит от того, на чьей «территории» и в какой момент карьеры они бы встретились. Если бы Ники каким-то образом оказался в «Тиррелле» году так в 1973-м, у него не было бы никаких шансов против Джеки. А если бы Стюарт вернулся в «Ф-1» в середине 70-х и внезапно очутился в «Феррари», невероятно трудно пришлось бы уже ему. В гипотетической ситуации равных возможностей и нейтрального руководства, на мой взгляд, победил бы Стюарт, но у вас может быть иное мнение.
Зрелищность
Не исключено, что совместные выступления закончились бы скандалом: когда два пилота пытаются повлиять на команду, расположить ее именно к себе и ненавязчиво отодвинуть напарника, это редко заканчивается чем-то хорошим. Но яркий скандал – это очень зрелищно.
Нельсон Пике – Ален Прост
В какие годы могли выступать вместе?
80-е – великое время в «Формуле-1». Крутых гонщиков было много, но титулы удалось отхватить далеко не всем: Пике и Прост в это десятилетие выиграли по три чемпионских звания, Лауда и Сенна – по одному, еще по титулу взяли представители «Уильямса» Джонс и Росберг, а таланты вроде Вильнева или Мэнселла своего звездного часа либо не увидели совсем, либо встретили, но уже когда и сами этого, наверное, не ждали.
Нельсон Пике и Ален Прост начинали и заканчивали карьеры почти в одно время, но, как ни странно, – несмотря на приятельские отношения – в одной команде за десяток лет совместных выступлений на гоночной трассе они так и не сошлись.
Был ли шанс собрать их в одной команде?
Как все знают, Прост лишился места в «Рено» после сезона-1983 (по ходу которого он боролся за титул с Пике и в одной из гонок даже с ним столкнулся), после чего оставшегося без кокпита гонщика перехватил Рон Деннис и заманил к себе в «Макларен». На мой взгляд, это и есть та самая точка, в которой могли пересечься карьеры француза и бразильца: если бы Берни Эккслтоун, глава «Брэбэма», за который выступал Пике, избавился от второго пилота Риккардо Патрезе и нанял Проста, получилась бы интересная история.
Кто кого?
Ответ кажется очевидным, но я бы не стал спешить с выводом. Во-первых, в конце 1983-го Нельсон был на пике (простите за это слово) формы и выступал за хорошо знакомую конюшню. В то же время Ален был хоть и быстрым, но не до конца уверенным в своих силах спортсменом – как позднее признавался Ники Лауда (выступавший с Простом в «Макларене»), француз при неудачах терялся и сильно нервничал. Тот самый «профессор», которого знают миллионы болельщиков, появился позднее – уже после закалки в одной команде с хитрым австриейцем, поражения 1984 года и первого титула в сезоне-1985.
Теперь представьте, как пришлось бы Просту на территории Пике – гонщика, пожалуй, менее талантливого, но зато в то время более хладнокровного. По ходу карьеры бразилец не раз выводил конкурентов из себя колкими заявлениями и при этом умел выключать «Формулу-1» в собственной голове сразу после завершения гоночного уик-энда – тем самым сохраняя душевное спокойствие. А еще стоит помнить, что в «Брэбэме» после 1983 года начался спад и технические новшества конструктора Гордона Марри работали через раз. Сам Прост в то время еще не был великим техническим экспертом, а «школа Лауды» не состоялась бы вообще. Так что совместные выступления с Пике для Алена не оказались бы легкими.
Зрелищность
Чем быстрее и надежнее был бы «Брэбэм», тем более жаркими становились бы битвы. Я не уверен, что в случае борьбы за титул гонщики дружили – зачастую даже конкуренты из разных команд теплее относятся друг к другу, чем претенденты на титул из одного коллектива, – но кто знает, возможно, их усилий все равно хватило для возвращения команды на победный путь.
Айртон Сенна – Найджел Мэнселл
В какие годы могли выступать вместе?
Потрясающие пилоты со сложными характерами – открытой вражды между ними не было, но приятельскими отношения Сенны и Мэнселла точно не назовешь: бразилец смотрел на конкурента свысока, но и англичанин вел себя эгоцентрично. Главное же препятствие – отсутствие взаимопонимания на трассе: оба действовали слишком гордо, когда дело доходило до борьбы колесо в колесо, и с годами неприязнь и мелкие конфликты только нарастали.
Поэтому единственная возможность увидеть их в одной команде была только на ранней стадии карьеры Сенны – пока он не был широко известен соперникам своими талантом и характером.
Был ли шанс собрать их в одной команде?
Формально – да, но для этого многие вещи должны были сложиться удачно. Я не верю, что Сенна мог оказаться в «Лотусе» (где выступал Мэнселл) в 1984 году – положение в команде Элио де Анджелиса считалось прочным, а вот самого Мэнселла сильно недолюбливал руководитель Питер Уорр. Зато если бы контракт с Сенной подписал Фрэнк Уильямс, возможно, в сезоне-1985 (или 1986) мы бы увидели схватку двух великих гонщиков.
Кто кого?
Почти наверняка выиграл бы Сенна. Однако в случаях с Мэнселлом никогда нельзя давать 100-процентной гарантии ни на что.
Зрелищность
Искрило бы со страшной силой – и за событиями на трассе было бы наблюдать интереснее, чем за ее пределами (в отличие от схватки Мэнселла с Пике).
Михаэль Шумахер – Мика Хаккинен
В какие годы могли выступать вместе?
Глава «Макларена» Рон Деннис как минимум дважды рассматривал возможность подписания контракта с Михаэлем. Первый случай относился к периоду, когда немец выступал за «Бенеттон», а второй – уже в эпоху Шумахера в «Феррари». Вторая история, безусловно, интереснее, потому что «Макларен-Мерседес» в тот момент главенствовал в «Формуле-1», а лидер команды Мика Хаккинен дважды подряд становился чемпионом мира.
Был ли шанс собрать их в одной команде?
Да, после нескольких неудач в Скудерии Шумахер почти разочаровался в команде и провел переговоры с руководством «Макларена» о возможном переходе. Деннис и глава автоспортивного подразделения «Мерседеса» Норберт Хауг задумались о создании «дрим-тим» Хаккинен – Шумахер, но после некоторых размышлений все-таки отвергли такой вариант: Деннис уверяет, что команда не могла гарантировать немцу чемпионскую машину, но народное мнение связывает это решение с тем, что победа над Шумахером была для «Макларена» ценнее, чем победа с Шумахером.
Кто кого?
Это очень сложный вопрос, и ответ на него у каждого свой. Все зависит от того, за кого вы болели в те годы. Но в любом случае Михаэлю пришлось бы адаптироваться к новому коллективу и искать ключи к руководителю конюшни, который сильно симпатизировал Хаккинену.
Зрелищность
Есть ощущение, что чемпионат мира с Микой и Михаэлем в одной команде мог оказаться более чем популярным.
Хуан-Пабло Монтойя – Фернандо Алонсо
В какие годы могли выступать вместе?
История колумбийского гонщика в «Формуле-1» оказалась недосказанной – он покинул чемпионат внезапно, в середине 2006 года, не попытавшись достойно завершить, возможно, последний сезон в «Макларене». Вопрос о том, хотел Рон Деннис видеть Монтойю в своей команде в 2007-м или нет, остается открытым, но точно известно, что контракт с Фернандо Алонсо глава английской конюшни подписал еще в конце 2005-го. То есть, чисто теоретически Хуан и Фернандо могли стать напарниками.
Был ли шанс собрать их в одной команде?
С одной стороны, на место в «Макларене» могли претендовать сразу три гонщика: Райкконен, Монтойя и Хэмилтон. С другой – Кими через своих менеджеров по ходу 2006 года дал понять, что его не устраивает диктаторский стиль Денниса и что в «Феррари» ему будет комфортнее (в том числе и с финансовой точки зрения). В то же время Хэмилтон – несмотря на явный талант – все еще был загадкой и для начала должен был выиграть чемпионат GP2. Рон, конечно, не мог не рассматривать юного гонщика в качестве основного в своей команде, но наверняка поначалу задумывался о чуть более далекой перспективе (косвенным доказательством является замена Монтойи в 2006-м на де ла Росу, а не Хэмилтона).
В общем, окажись Монтойя чуть менее экспрессивным, Деннис – чуть менее жестким, а Хэмилтон – чуть менее талантливым и успешным, колумбиец мог бы задержаться в Уокинге на год.
Кто кого?
Я бы поставил на Алонсо. Фернандо тем и привлек внимание Денниса, что умеет пилотировать болид быстро, аккуратно и надежно. В современной «Формуле-1» очень важно не терять лишние очки, и испанец коллекционирует зачетные баллы чуть ли не лучше всех. Хуану-Пабло, проводившему Гран-при ярко, но нерегулярно, справиться со стабильным Алонсо на длинной дистанции было бы сложно.
Зрелищность
О, да!
Льюис Хэмилтон – Себастьян Феттель
В какие годы могли выступать вместе?
Льюис и Себ начали выступать в «Формуле-1» в 2007 году, но поскольку оба входили в разные гоночные программы, встретиться в одном коллективе никак не могли. Тем не менее, когда Хэмилтон разочаровался в «Макларене», зашли разговоры о возможном переходе англичанина в «Ред Булл» к Феттелю.
Был ли шанс собрать их в одной команде?
В 2012 году «быки» были лучшей командой пелотона, «Макларен» же никак не мог воспользоваться шансом и наконец-то выиграть титул. Для мечтающего о свободе Хэмилтона такой переход считался отличным шансом взбодриться, поэтому вариант с «Ред Булл» обсуждался прессой всерьез. Однако насколько серьезно к этому относилось руководство австрийской конюшни?
Кто кого?
Не исключено, что первый год остался бы за Феттелем – он здорово приспособился к болидам Эдриана Ньюи с выдувными диффузорами, – однако во втором сезоне я бы ожидал победы Хэмилтона.
Зрелищность
Возможно, все было бы так же, как сейчас у Хэмилтона с Росбергом в «Мерседесе».
Какие еще команды было бы классно увидеть
Некоторые пары даже теоретически не могли собраться из-за того, что пилоты выступали в разные времена. Другая причина не включать отдельных парней в основной список – незвездный статус. Однако понаблюдать за ними все равно было бы интересно.
Жиль Вильнев – Жан Алези
Яркие гонщики, добавлявшие «Феррари» некую романтичность. Сначала я хотел объединить Жиля с Джеймсом Хантом, но затем вспомнил, что они уже выступали вместе в «Макларене».
Кеке Росберг – Герхард Бергер
Большие таланты, оставшиеся в тени великих напарников. Непредсказуемые на трассах и в обычной жизни, веселые и опасные для окружающих. Гремучая смесь.
Рубенс Баррикелло – Дэвид Култхард
Кто из идеальных вторых пилотов оказался бы вторым?
Жак Вильнев – Кими Райкконен
Жак много критикует Кими, но я бы посмотрел на него в одной команде с финном. Впрочем, Вильнев все равно не прекратил бы критиковать Райкконена.
Андреа де Чезарис – Пастор Мальдонадо
«Крэшарис» против «Крэштора» – «Формула-1» стала бы настоящим боевиком. Впрочем, в хорошие дни оба могли задать жару.
Нараин Картикеян – Карун Чандок
В идеальном мире оба выступали бы в «Форс-Индии» Виджая Малльи и боролись бы за чемпионство. В конце сезона выяснилось бы, что Нараин – приемный сын Виджая и троюродный брат Каруна, а после заключительной гонки сезона история закончилась бы песней, танцами и чьей-нибудь свадьбой.
Фото: Gettyimages.ru/Central Press, Clive Mason, Pascal Rondeau/Allsport (3-5); REUTERS/Bruno Domingos; globallookpress.com/Hoch Zwei