«Феррари» – это и есть «Формула-1». Берни Экклстоун – о текущей ситуации в чемпионате
В интервью немецкому изданию Welt промоутер «Формулы-1» Берни Экклстоун рассказал о скорых изменениях в гоночной серии.
Доминирование
- Окончание сезона-2015 получилось ужасающе скучным. «Мерседес» доминировал так же, как и сезоном ранее. Можно ли сказать, что «Формула-1» исчерпала себя как развлекательный продукт?
– Нет. «Формула-1» изменчива, противоречива и непостоянна. Она всегда являлась динамической системой. Некоторым людям это нелегко понять.
- Что именно это значит?
– В данный момент у нас есть команда «Мерседес», которая очень хорошо справляется со своей работой и доминирует в «Формуле-1». В целом в этом нет ничего нового, потому что ранее мы уже видели многолетний период доминирования «Феррари». Хотя тогда все было немного иначе. «Феррари» всегда была главной силой в «Формуле-1», даже если проигрывала. В то время как успех «Мерседеса» получается настолько подавляющим, что у других не остается шансов навязать им борьбу.
- Вы хотите сказать, что когда «Феррари» и Михаэль Шумахер выигрывали титулы с 2000 по 2004 годы, Скудерия доминировала не так сильно, как сейчас это делает «Мерседес»?
– Нет, ведь для меня это было недавно. Ощущения от побед «Феррари» были другими. Хотя я не хочу сказать, что «Мерседес» допустил ошибку, столь сильно доминируя над соперниками в начале новой эры.
- Каков нынешний сценарий будущего «Формулы-1»?
– Все, что происходит, не идет на пользу спортивной составляющей. Гонки становятся скучными. Доминирование «Мерседеса» настолько велико, что многие люди смотрят только старт Гран-при, а потом выключают телевизор, потому что «Мерседес» делает гонки скучными.
Двигатели
- Чтобы изменить данный сценарий, вы с Жаном Тодтом очевидно хотите реализовать идею альтернативного двигателя?
– Мы хотим получить двигатель, который будет изготавливать независимый производитель, и хотим сделать моторы равными. Когда я говорю о независимом производителе, то имею в виду производителя, независимого от крупных автомобильных компаний. Это не значит, что мы хотим выдавить крупных производителей из «Формулы-1». Напротив. Мы просто хотим получить технику, которую можно купить за разумные деньги и которая будет доступна для всех команд.
- Ваше с Жаном Тодтом первое предложение было отвергнуто. Вместо этого производители обещали создать новый, более дешевый мотор к 2018 году.
– Каждый, в том числе производители, могут предложить свой вариант, если в конечном итоге мы получим хороший, недорогой и доступный любой команде двигатель. Мы продолжаем обсуждать вопрос нового двигателя для 2018 года, дискуссия идет полным ходом.
- Тогда в чем проблема?
– Командам, производителям и нам нужно найти разумное, общее решение. Если оно не будет найдено, ФИА введет четкие требования к новым моторам. Командам и производителям может нравиться или не нравиться регламент, у них есть право ответить. После того, как ФИА изменит регламент, команды и производители будут вольны делать все что захотят – либо участвовать в гонках в новых условиях, либо подавать протест в ФИА, либо делать что-то еще.
- Звучит не слишком этично…
– Мы не можем позволить разрушить «Формулу-1», но сейчас все именно к этому и идет. Я же не хочу идти таким путем.
- Так что же, по-вашему, в итоге случится?
– В будущем у нас точно появится новый двигатель или новый регламент в области моторов, которые будут более мощными и более дешевыми. Для меня это вполне ясно.
- Получается, конфликт между ФИА, командами и производителями неизбежен…
– Но это нормально. Такие конфликты постоянно возникают на протяжении всего того времени, что я работаю в «Формуле-1». В этом нет ничего необычного или особенного. Это происходит из-за сложности структуры чемпионата. Проблемы всегда одни и те же.
- А именно?
– Мы не можем выделять слишком много места технологиям, делать их слишком важными. Это убивает спорт. Вот как все может случиться сейчас. Мы представляем «Формулу-1» – а это спорт – в сфере развлечений. Мы во многом зависим от аудитории – как и любой другой ведущий вид спорта. Таким образом я абсолютно убежден, что большая часть аудитории совершенно не заинтересована в гонках моторов. Люди не имеют ни малейшего понятия обо всех этих высоких и сложных технологиях. Более того, в них ничего не понимают и многие люди из паддока «Формулы-1» – так как тогда в этом может разобраться обычный болельщик, если мы сами мало что понимаем? Зрители хотят видеть зрелищные, захватывающие гонки с разными победителями. «Формула-1» должна обеспечивать именно это. И ничего другого.
- Получается, вы хотите манипулировать регламентом, чтобы это привело к появлению нового двигателя?
– Нет, этого мы не хотим. Мы лишь хотим сделать регламент таким, чтобы до начала Гран-при болельщики не знали заранее, кто выиграет гонку. В данный момент именно в этом заключается наша главная проблема, которую нужно решить. Так что мы не хотим ничем манипулировать. Мы лишь хотим правильно действовать, чтобы «Формула-1» выжила. Нам нужен этот новый двигатель – более мощный и дешевый. Такой двигатель способен создать независимый производитель, а не только те компании, которые уже давно выступают в «Формуле-1». В прошлом «Формулы-1» было множество примеров, подтверждающих, что это вполне возможно.
- Выходит, ведущие производители должны согласиться только с вашим планом?
– Это было бы здорово, ведь наша гоночная серия по-прежнему называется чемпионатом «Формулы-1» под эгидой ФИА. А если производители с чем-то не согласны, они всегда могут уйти. Мы даем всем свободу выбора. Проблема в том, что если команда использует двигатель конкретного производителя, то в политических вопросах она также всегда встанет на его сторону. Именно ФИА должна создавать правила для «Формулы-1» и принимать окончательные решения.
Будущее
- Чем вы можете объяснить постоянное возникновение раздоров в «Формуле-1»?
– Мы десятилетиями пытались ограничить финансовые потоки в «Ф-1», чтобы поддерживать приблизительно равный уровень конкуренции. Но команды и производители не хотят играть в эту игру. В прошлом у них неоднократно была возможность поддержать эти планы. Если же кто-то этого не хочет, вам приходится вынуждать его соглашаться. Команды до сих пор не научились тратить столько, сколько зарабатывают. Эта проблема присутствовала всегда – сколько я себя помню. И даже если мы будем давать командам больше денег, им все равно постоянно будет их не хватать, потому что они тратят все больше и больше. С точки зрения экономики такие действия всегда ведут к банкротству.
- Насколько важны для будущего «Формулы-1» хорошие выступления «Феррари»? Должен ли Себастьян Феттель выиграть чемпионский титул?
– Я надеюсь, что он выиграет.
- Не волнуетесь, что ваши слова вызовут возмущение?
– «Феррари» – это и есть «Формула-1». А «Формула-1» – это «Феррари». Это брак длится уже довольно давно, и так должно продолжаться в будущем.
- Чем вы можете объяснить стабильное падение зрительского интереса к гонкам в Германии, в то время как в Англии и Мексике он продолжает расти?
– Для меня это загадка. Я не знаю, что не так с Германией, потому что болельщики, очевидно, больше не рады «Формуле-1». Это видно и по телерейтингам, и по количеству болельщиков на трибунах. Хотя у нас есть Нико Росберг и Себастьян Феттель – два ведущих гонщика. Один выступает за «Мерседес», другой за «Феррари». Как по мне, лучшую мотивацию смотреть гонки сложно придумать. Не стоит забывать и о выдающихся выступлениях Михаэля Шумахера в прошлом…
- Сможет ли проведение Гран-при Германии в 2016 году повысить интерес?
– Я не знаю.
- Каким вы видите свое будущее? Многие злословят: Берни Экклстоун слишком стар, он уже не идет в ногу со временем, он просто недостаточно хорош…
– Может они и правы. Я уже слишком стар и больше не зарабатываю деньги.
Источник – Welt
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; REUTERS/Paulo Whitaker; Gettyimages.ru/Charles Coates