11 мин.

10 лучших симуляторов «Формулы-1»

В день релиза новой игры F1 2015 блог «Версифкаторные россказни» вспоминает наиболее достойные симуляторы «Формулы-1».

До середины 90-х о полноценных симуляторах речи не шло – управлять виртуальной гоночной техникой приходилось клавишами (в лучшем случае – джойстиком), физическая модель вызывала смех, а от графики из глаз должна была течь кровь.

Но она не текла, и все с удовольствием рубились в десяток игр-клонов Pole Position. Зигзагообразное прохождение поворотов на скорости 350 км/час, выдуманные фамилии вроде Silver и Frost (хе-хе, угадайте, кто это) – все это никого не смущало. Зато игровой процесс не только подпортил зрение целому поколению геймеров, но и научил их мастерской работе с клавишами «вверх», «вниз», «влево» и «вправо».

Первые творения являлись чистейшей аркадой – ехать нужно было на время, а если игрок не успевал пересечь заветную отметку, то видел нежеланные слова: Game Over. К концу 80-х такой жанр хорошо прижился на игровых автоматах, но поклонникам «Формулы-1» нужно было нечто иное. Так что вскоре к аркадному добавился режим чемпионата мира, в котором наконец-то можно было зарабатывать очки и вести затяжную битву с компьютерными соперниками за титул.

Grand Prix Circuit

Первая игра под DOS вызвала смешанную реакцию критиков, но была тепло принята фанатами. В стартовом меню игрок мог выбрать одну из трех машин 1988-1989 годов: «Макларен», «Феррари» или «Уильямс». На первый взгляд казалось логичным мчаться к победам на MP4/4, однако болиды между собой отличались управляемостью, а моторы – мощностью, и бело-красная машина являлась не самой отзывчивой и послушной.

Для 1988 года геймплей был на удивление хорошим, и даже в середине 90-х работа компании Accolade все еще вызывала интерес и уважение.

Super Monaco GP

В 1990-м для консолей Sega вышла отличная вещь, формально являвшаяся продолжением игры 1979 года. Режим чемпионата мира работал следующим образом: сначала вы начинали в слабой команде «Минарае» (на Джанкарло Минарди всегда висел ярлык лузера), затем рвали конкурентов и занимали их места в кокпитах, а в конце пытались обогнать самого сильного оппонента по имени Чеара (Сенна).

F-1 Sensation

На мой скромный взгляд – это лучшая игра о «Формуле-1» на 8-битных приставках. Даже несмотря на устаревшую для 1993 года графику (перекочевавшую из игры-предшественника 1988 года F-1 Spirit 3D Special), ее можно назвать шедевром.

Разработчики из Konami наплевали на отсутствие лицензии и назвали пилотов так, как тех звали в реальной жизни, предоставили игрокам возможность перекрашивать болиды, заставили обращать внимание на износ покрышек и двигателя, ввели пит-стопы и динамическую погоду во время заездов. Прилагались также неплохой саундтрек, подиум и шампанское после финиша, а также турнирная таблица.

Поскольку игра была посвящена сезону-1992, самым быстрым соперником являлся Найджел Мэнселл. Опередить его было чертовски сложно!

Grand Prix 2

Культовая игра от MicroProse для PC вышла в 1996 году (хотя была посвящена сезону-1994). Хардкорные геймеры наконец-то получили возможность проезжать полную дистанцию гонки, работать на практиках, демонстрировать лучшие круги в двух квалификациях и сражаться с (почти) настоящими Хиллом и Шумахером. Все увидели болиды с достоверными ливреями (но без табачной рекламы), оценили новую физическую модель – моторы раскручивались как полагается, а болиды вылетали в поворотах на большой скорости, – а также могли менять кучу мелочей (начиная от пилотов и названий команд и заканчивая настройками болида).

Удачной находкой стал режим телекартинки. Я даже порой парковал свой болид где-нибудь на обочине и переключался в ТВ-режим, чтобы с интересом понаблюдать за гонкой искусственного интеллекта. Для меня была лишь одна беда – домашний 486-й с трудом тянул SVGA-графику.

Говорят, что некоторые тру-фаны до сих пор делают к этой великой игре разные модификации.

Formula 1

Практически одновременно с Grand Prix 2 на рынке появилась Formula 1 (посвященная сезону-1995). Вот только создана она была не для PC, а для Playstation, поэтому и эффект оказался другим – если в GP2 радовала физика, то в Formula 1 – картинка (графика TAG Heuer была на месте!) и звук.

Игрокам не надо было мучиться с подбором настроек – достаточно было вставить диск и сразу оказаться в центре жаркого сражения за победу. С развлекательной составляющей парни из Psygnosis справились на «отлично».

Другим плюсом стало появление живого комментария – для озвучки создатели пригласили самого Марри Уокера, который наговорил кучу замечательной всячины (в немецкой версии игры комментировал Йохен Масс, а во французской – Филипп Алльо). В результате получился эффект полного погружения.

Отдельной похвалы заслуживает саундтрек с композициями Джо Сатриани и Стива Вая, а также дюжиной мелодий штатного сотрудника Psygnosis Майка Кларка. Для исполнения и записи музыки Кларка был приглашен сессионный гитарист Стюарт Эллис, блестяще справившийся с поставленной перед ним задачей. Треки Stateside, Chain Reaction, Adrenaline Rush и некоторые другие отлично звучат даже вне контекста игры.

F1 Racing Simulation

В 90-х «Формула-1» еще не успела добраться до решения продавать монопольную лицензию, поэтому игры выходили и для консолей, и для PC, причем выпускали их разные компании. Нельзя сказать, что Ubisoft создала мощный продукт, но по сравнению с некоторыми другими играми F1 Racing Simulation выглядела достойно. Правда, физическая модель по-прежнему оставляла желать лучшего.

Grand Prix Legends

В 1998 году студия Papyrus Design Group сделала ход конем – выпустила игру, посвященную классической эпохе – сезону-1967. Большинство людей игровой процесс шокировал, но харкдорная публика, не видевшая серьезных симуляторов с момента выхода Grand Prix 2, по достоинству оценила работу американцев.

Фанаты практически сразу занялись созданием «модов», многие из которых заметно превзошли оригинал по качеству.

Grand Prix 4

Глядя на этот список, кто-то наверняка решит, что хорошие игры о «Формуле-1» появлялись регулярно, однако это не так – шедевры выходили далеко не каждый год. Лишь благодаря высокой конкуренции и конструктивной критике студии потихоньку развивали свои продукты.

После не слишком успешной Grand Prix 3 Джефф Крэммонд и его парни заметно улучшили графику, а также усовершенствовали физику, в том числе переработали поведение болидов на влажной трассе. Игра была принята фанами, и еще на протяжении многих лет игровые сообщества создавали для GP4 неофициальные моды.

F1 Challenge ‘99-‘02

Главными конкурентами Крэммонда в начале 2000-х считались ребята из ISI, работавшие на EA Games. Первые части игровой серии у них тоже вышли сырыми, но через пару лет студия все-таки реализовала потенциал отличного движка, благодаря которому болиды перестали ехать как по рельсам. Мастера клавиш из начала 90-х все еще показывали «скилл», но лучше уже было пересаживаться за руль.

Помимо «физики» к плюсам можно отнести возможность выбора сезона (от 1999 до 2002), а также способность редактирования в обычном блокноте многих параметров, что и предопределило долгую жизнь игры. Но минус состоял в том, что для запуска идеальной F1 Challenge (например, чтобы условный Шумахер не ехал на последнем месте), нужно было самому становиться мододелом.

С 2003 года игры о «Формуле-1» стали выходить только для консолей (ФОМ продала эксклюзивные права компании Sony), но F1 Challenge не умерла – сначала команда, разрабатывавшая движок для игры, создавала неофициальные патчи для сезонов-2003, 2004 и 2005, а затем в дело вступили уже сами игроки, наклепавшие целую кучу дополнений (от 70-х до конца первого десятилетия 2000-х).

В каком-то смысле продолжением F1C через несколько лет стал rFactor, но эта игра была уже не только о «Ф-1».

F1 2010

С 2003-го лицензия на официальные игры о «Формуле-1» заполучила Sony, и в последующие годы гонки выпускались только для консолей. К счастью, в 2010-м все изменилось: компания Codemasters, заполучившая новый контракт, пообещала вернуть «Ф-1» на PC.

Впрочем, фанаты автосимов после выхода F1 2010 несколько приуныли: английские разработчики больше думали о деньгах, и создали игру, идеально подходящую «среднестатистическому» пользователю, а не тому, кто станет часами копаться в настройках болида. Впрочем, за картинку (особенно в дождевых гонках) «кодекам» надо отдать должное – получилось очень здорово.

И все же главная претензия к бирмингемцам стала назревать позже, после появления новых игр в серии. Ни F1 2011, ни F1 2012, ни последующие части не сделали серьезного шага вперед – Codemasters, по сути, принялись топтаться на месте: вместо попытки улучшить «физику» разработчики вводили кучу бесполезных режимов.

Тем не менее, реальной альтернативы этой серии игр на сегодня нет. Можно, конечно, дождаться момента, когда к какой-нибудь платформе (вроде Project CARS) сделают отличное дополнение, посвященное «Формуле-1», однако это снова будут танцы с бубнами и приспособление костылей вместо того, чтобы сразу с головой окунуться в битву за титул. Так что остается надеяться, что однажды Codemasters совершит революцию.

p.s. Пост проплачен ассоциацией любителей нездорового образа жизни.

Топовое фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson