Кактус для любителей. Почему «Формуле-1» нужны перемены
Блог «Версификаторные россказни» о том, как один маленький шаг может полностью изменить автогонки.
Критиковать «Формулу-1» в этом году модно. Ее называют «не спортом», деликатно намекают, что нынешние болиды слишком просты в управлении, и брюзжат, что путь, по которому пошли наши любимые гонки, ошибочен.
За исключением старта сезона я старался держать себя в руках и быть позитивным – так советует президент ФИА Жан Тодт. Видит Бог, я дал гонкам еще один шанс и надеялся, что в Канаде парни обязательно «зажгут» – на такой трассе, как в Монреале, провести унылый заезд очень и очень сложно. Но «Формула-1» вновь доказала, что у нее большие проблемы с тем, чтобы радовать зрителей – лишь благодаря прорывам двух быстрых парней, волею судеб оказавшихся в хвосте пелотона, мы увидели хоть что-то, похожее на гонки, а не на похоронную процессию.
Пациент, конечно, не при смерти, но полностью здоровым его тоже не назовешь – он и так передвигается с помощью каких-то костылей, называемых DRS и ERS, но что еще хуже – мечется из стороны в сторону: одной рукой пытается вернуться к некоторым правилам, направленным на повышение зрелищности (вроде дозаправок), а другой от них открещивается. Внутренний голос «Формулы-1» – Ассоциация гонщиков и журналисты – в то же время пытается узнать у болельщиков, что бы те хотели видеть в гонках. П-ф-ф.... Это самое глупое, что только можно было придумать – фанаты страстно требуют от «Формулы-1» совершенно противоположные вещи и тоже готовы тянуть ее в разные стороны.
Нет, слушать болельщиков и идти у них на поводу – значит двигаться в сторону половинчатых решений и компромиссов (что на самом деле не устроит никого). Направление в развитии серия должна выбрать сама.
Вот только какие вообще существуют пути? – Высокие технологии; стремление стать «зеленым» видом спорта; зрелищность и привлекательность гонок? Пожалуй, да. И возможен ли микс этих идей? Когда все работает очень плохо, нет смысла пытаться добиться баланса – лучше проработать одно из направлений и только затем подтягивать остальные.
Судя по тому, что говорят люди из топ-команд, гонки в первую очередь должны быть технологичными. Люди из ФИА добавляют: «и пусть это будет «лаборатория автоспорта». Прекрасно – в прошлом году мы получили новые технологии, вот только теперь у нас одна команда занимает первый ряд стартового поля, вторая – второй, третья – третий и так далее. Что совсем печально – высокие технологии требуют больших денег, и у кого этих денег нет, тот должен либо уйти, либо стать клиентом. Система, потенциально способная упростить вступление новичков в «Формулу-1», внезапно готова превратиться в нечто удобное только для топ-конюшен – они останутся на вершине, да к тому же сократят расходы за счет продажи «франшизных» болидов беспросветным аутсайдерам.
Впрочем, тема клиентских автомобилей заслуживает отдельного размышления, а я хотел бы сосредоточиться на том, какими должны быть сами гонки.
Лет 10 назад я бы серьезно задумался на этот счет, но сейчас сомнений нет – в первую очередь «Формула-1» должна стать привлекательнее для зрителя. В крайности бросаться никто не просит – борьба медленных утюгов тоже может быть интересной, но она никому не нужна. Да, мы заметим разницу между 100 и 300 км/час, но до того, пролетит болид на прямой в Монце со скоростью 350 или 370 км/час, мне дела, по большому счету, нет. Вернее, мне не будет до этого дела, если при скорости 350 км/час я увижу настоящую борьбу. Но если же при скорости 370 км/час мы будем видеть такие же гонки, как в этом году, то нужны ли нам высокие технологии?
В общем, я выбираю зрелищность и, кажется, спустя 10 лет принимаю точку зрения Бриаторе, всегда утверждавшего, что «Формула-1» должна превратиться в шоу. Хотя отношение к итальянцу у многих разное (за махинации в гонках прощать его никто не собирается), следует признать, что он по-своему ратовал за главное дело жизни и пытался как можно дороже продать его публике.
Но путь, который предлагает Флавио, кажется слишком авантюрным, к тому же у власти в чемпионате мира стоят люди, ничего не желающие менять, а в понятии «привлекательные гонки» они видят дурацкие правила про реверсивную решетку, балласт для победителей и прочую ерунду.
Люди вроде Тото Вольффа, разумеется, будут упираться до последнего, а еще у них есть союзники и потому протолкнуть хорошие идеи, направленные на повышение зрелищности, демократическим путем не получится – гонкам нужен диктатор со всеми полномочиями. Увы, Берни Экклстоун на эту роль, может и подходит, но у него нет прежних возможностей – англичанин выполняет лишь роль коммерческого директора, который не способен протолкнуть ни одну из своих идей. Раньше на стороне Берни играл одиозный Макс Мосли, предлагавший командами совершенно безумные правила и тем самым вынуждавший их вступать в диалог, но сейчас ФИА пытается поступать правильно и сотрудничать с участниками чемпионата мира. В итоге мы видим кошмар.
Самое забавное, что для повышения зрелищности в «Формуле-1» достаточно сделать один небольшой шаг. Он, конечно, сильно не понравится пилотам и командам, но это действие точно заставить гонщиков много думать и добавит в Гран-при элемент непредсказуемости – надо полностью запретить радиопереговоры. Да, все верно – это вообще не технологично, да это шаг назад, но если это повысит зрелищность, то я (как болельщик) буду готов пойти на такую жертву. Конечно, радиопереговоры подчас бывают забавными, они способны вносить изюминку в ход заезда, да и просто услышать эмоции спортсменов всегда интересно.
Но только представьте, что будет, если пилоты потеряют обратную связь с боксами: все решения будут принимать именно они, гонщики. Им придется самостоятельно отслеживать работу шин, думать о топливе, двигателе и прочих вещах. Кое-кто из них сильно удивится, если мотор вдруг взорвется, а кто-то неожиданно потеряет темп из-за изношенных шин. Я сильно скучаю по гонкам из 80-х, когда пилотам приходилось думать и выстраивать стратегию прямо по ходу заезда, размышлять о том, сколько у соперников топлива и в какой момент лучше прибавлять. Всего этого мы лишены из-за всезнающих инженеров – у них есть телеметрия, они управляют стратегиями, точно знают, когда нужно включать режим «Hammer time», а когда лучше поберечь технику. Нынешние пилоты – марионетки в руках инженеров, и это совершенно неправильно.
Простите за фантазии, но действительно очень хочется, чтобы ключевые решения в гонках принимали парни в кокпитах, а не лица на капитанских мостиках.
Если бы в «Формуле-1» кто-нибудь смог бы протолкнуть подобную идею, дальше было бы уже проще – постепенный ввод новых неизвестных переменных заметно осложнял бы жизнь признанным лидерам и вносил хаос в расстановку сил…
Есть еще кое-что, что дико разочаровывает в современной «Формуле-1» – моторы и штрафы. Конечно, первоначальная идея была благой – команды должны были постепенно сократить потребление двигателей за сезон с полутора десятков до восьми, а позже – до четырех. Штрафы должны были влиять на особо упорствующих, но к чему мы в итоге пришли? Плохо не только то, что за смену силового агрегата можно не просто потерять несколько позиций на стартовой решетке, но еще затем поехать в боксы для отбытия второй части наказания. И плохо не только то, что когда меняют моторы на болидах сразу нескольких гонщиков, сложно разобраться, кто из них окажется ниже на стартовом поле. Совсем худо то, что сегодня все боятся наказаний как огня и считают, что лучше придушить силовой агрегат, чем оказаться в середине-конце пелотона (и окончательно похоронить почти все шансы на успех – ведь обгонять в «Ф-1» сложно).
Согласитесь, что было бы здорово видеть совсем другое: как пилот получает небольшой штраф, но со свежим двигателем прорывается и делает шоу.
Увы, но подобная «Формула-1» нынешним властителям, похоже, совсем не по душе. Поэтому нам остается лишь плакать и жрать этот чертов кактус дальше.
Фото: REUTERS/Chris Wattie; Gettyimages.ru/Mark Thompson; globallookpress.com/Picture Alliance/Hoch Zwei
1) дрс разрешен
2) желтые флаги на втором секторе
3) SC
4) красный флаг
И дополнительно можно дублировать черно-желтый флаг в наушники конкретному пилоту, ну и сообщения о штрафах и наказаниях.
Все по большому счету. Больше на безопасность ничего не влияет. Требование "беречь тормоза" - это не требование безопасности. Стер до железки - команда сообщает дирекции, дирекция черно-желтый флаг + сообщение в наушники пилоту. Дальше пусть сам думает. Когда ему врубать темп на полную. Что у него там с топливом, когда ехать на пит, сильно ли он оквадратил правое переднее и т.д.
Это то, что можно сделать быстро и не потребует затрат, но добавит перчинки. Идея клиентских машин - дно. Идея унификации узлов - дно (шаг к моносерии). Надо просто перестать отдавать всё бабло CVC, а провести наконец-то адекватное IPO формулы. Оставить большую часть акций действующим командам. И пусть получают дивиденды в конце года. Устроили шоу? ок, даже Манор получит деньги за участие в большом цирке. Ну и + призовые. Сейчас основное бабло уходит Берни и инвестфондам, которые не тратят ни цента на развитие спорта и команд. Ну и хватит кормить (Кав...) Феррари и прочих "привиллегированных".
А сейчас это больше походит на очередную миссию к МКС(с минимальными затратами,согласно расчетам доставить полезную нагрузку на орбиту, т.е. на подиум): полетом управляет Центр Управления Полётами, а "космонавт" чуть что вопит:"Хьюстон, у нас проблемы!".
Стало слишком много свечкодержателей. Даже Сайнс-мл. разооткровенничался, что непосредственно пилотажу он уделяет всего 20% времени.
Берни, настало время для GP1.
1. Прекратить нытье со стороны команд и промоутеров о том, как все плохо в Ф1. Например, вместо того, чтобы идти на поводу толпе и говорить какой теперь хреновый звук, нужно искать плюсы в том, что есть. Я посещаю вживую 2-3 ГП каждый год уже более 10 лет и лично мне сейчас звук вживую нравится больше всего. Можете кидать помидоры, но старый звук кофемолки или пылесоса, который втянул целлофановый пакет мне хоть и нравился, но не был как-то бесконечно дорог. Теперь на трассе слышны звуки шин, грохот и треск ломающегося карбона при авариях, а подвывание турбин вполне сойдет за звуки истребителей из "Звездных войн". Это future, детка, кому нужен этот ретро вой? Возможно, таких как я меньшинство. Но стоит всем командам, телевизионщикам (которые тоже зарабатывают на Ф1), промоутерам и тп начать петь в одну дуду, и общественное мнение повернется как флюгер. Невозможно что-то продать клиенту говоря, что это отстой.
2. Отменить идиотсткое ограничение на доработку двигателей. Именно это привело нас к тому, что мы видим сейчас. Вместо этого нужно ввести жесткое ограничение на стоимость двигателей для команд клиентов (скажем 15 лямов в год) и жесткий контроль за тем, чтобы все двигатели одного производителя были одинаковой спецификации. Это с одной стороны возобновит конкуренцию, с другой - сдержит рост расходов автопроизводителей в разумных рамках. И поддержит независимые команды.
3. На трассах нужно оставить минимум асфальтовых зон безопасности. Мы можем говорить что угодно, но люди хотят видеть, что пилоты платят за свои ошибки. И раз уж прошли времена, когда они платили здоровьем и жизнями, то нужно оставить хотя бы сходы с дистанции.
По поводу зрелищности, на вчерашнем примере. Смотрел одновременно ГП Канады по ТВ и НАСКАР с Дрэг-рейсингом в сети. Увы, но Ф1, по захвату внимания и производимому эффекту была даже не второй...
"Ломать" надо всё, и кардинально - по другому не спасти любимую серию.
Отменить переговоры и штрафы для гонщиков за столкновения на трассе (штрафы за превышение на пит-лейн, пересечение линий и т.п. не нужно отменять, это вопрос безопасность не гонщиков, а других людей) — и гонки приобретут больше перчинки.
Просто Ф-1 стала заложницей европейской заботы о людях, их идее безопасного мира, принятия всякой швали в "европейскую семью". Они слишком заботятся о гонщиках и очень мало о зрителях. А шоу именно для зрителей. И именно за это пилотам должны платить большие деньги, а не за статус в своем маленьком формулическом мирке.
В общем, я не вижу особых плюсов.
Относительно этого вида спорта сформировалось уже несколько подозрений, так что давайте прямо.
1. Коррупция.
Кто акционеры CVC? Единственный достоверно известный - калифорнийский пенсионный фонд, доходность показали 18%. Как и в любом темном британском деле, за трастами и офшорами может сидеть кто угодно, да хоть Елизавета II. А коррупция там есть, но расследовать ее никто не будет. Для тех, кто как квасной правдоруб Навальный, уверен, что системная коррупция есть только в России, а в Европе ее нет, просто не читают европейскую прессу. Например, про новый Берлинский аэропорт. Стадион Зенита и олимпийский трамплин отдыхают. Но топ-менеджеры непотопляемы.
2. Отказ от спортивных принципов в пользу политических.
Вытекает из коррупции. В последние 15 лет всегда есть команда-фаворит, которой делают 4-5 титулов, в пользу которой трактуется и формируется регламент, делаются законные и незаконные послабления, а их конкурентам банят технические новации.
3. Управление результатом гонок важнее, чем понятный технически регламент с непредсказуемым результатом или зрительская аудитория.
Это тот самый случай, когда Платини борется с повторами - не ставить же пенальти в ворота фаворита. Повышение расходов привело к тому, что раньше от борьбы за победу отсекались 8-9 команд из 11, а сейчас 10 из 11.
4. Текущая ситуация.
Я видел цифру, что новый двигатель обошелся Мерседесу в 900 миллионов евро. В принципе, разработка новой модели в автопроме так и стоит. Плюс грядущая заморозка двигателей, сделает конкуренцию невозможной.
Нынешняя резина тестировалась и разрабатывалсь с Мерседесом и в интересах Мерседеса. Отсюда нежелание менять размер или допустить нового поставщика - может возникнуть конкуренция.
Обсуждение последней гонки у Аллена вылилось в огромную перепалку обвинителей и защитников Мерседеса по вопросу командной тактики. Давненько такого не видел.
В чем тут интерес Берни? Думаю, в том, что Берни в Германии не сел. Да и кто знает, какие там боковики.
Что касается других команд, то они могут и закрыть проекты. Рено может уйти. Ауди вряд ли придет, друг Гельмута Марко Фердинанд Пиех по совместной спортивной деятельности в Порше в начале 70-х отстранен от дел. Хонда может и не сделать мотор вообще.
5. Чем все это кончится.
А кончится все это естественным путем. Когда рейтинги просмотров через год обвалятся так, что никакие вливания от Мерседеса не помешают промоутерам прихлопнуть нынешний регламент вместе с Мерседесом.