10 мин.

Алонсо и другие звезды «Формулы-1» XXI века, пропускавшие гонки из-за травм

1999 год. Михаэль Шумахер («Феррари»)

Что произошло?

К восьмому этапу сезона-1999 лидер Скудерии подходил с огромным желанием догнать Мику Хаккинена, главного соперника в чемпионате мира, однако уже на первом круге Гран-при Великобритании надежды немца и многочисленных болельщиков «Феррари» угасли: машина Шумахера пронеслась мимо поворота «Стоув» в сторону отбойников. Через какое-то время выяснилось, что причиной аварии стала поломка тормозной системы, а сам гонщик из-за перелома ноги пропустит почти все оставшиеся этапы первенства.

Кто заменил и что было дальше?

Сменщиком Михаэля команда взяла опытного, но безработного на тот момент Мику Сало, от которого никто не ждал больших свершений. Но уже во второй гонке за Скудерию финн чуть не взошел на верхнюю ступень подиума – от единственной победы в карьере Сало отказался ради Эдди Ирвайна, который после травмы Шумахера стал единственным представителем «Феррари», сражающимся за титул.

В общей сложности Мика выступил в шести Гран-при, а на предпоследнем этапе сезона вернул Шумахеру законное место в кокпите… и роль второго пилота в команде – Ирвайну по-прежнему требовалась помощь. Что было дальше – все прекрасно помнят: Шумахер подарил напарнику победу в Малайзии, но в Японии так и не догнал Хаккинена и тот стал двукратным чемпионом мира.

2003 год. Дженсон Баттон («БАР»)

Что произошло?

Знаменитая кочка на выходе из тоннеля в Монако не раз приводила к тому, что гоночные автомобили превращались в груду металлолома – пилоты теряли контроль над болидами, и те, неуправляемые, летели в защитные барьеры рядом с шиканой. 23-летний Дженсон Баттон стал одним из тех, кто еще легко отделался – Карлу Вендлингеру в 1994-м повезло куда меньше…

Что было дальше?

Серьезных травм у Дженсона врачи не обнаружили, но все-таки настояли на пропуске предстоящей гонки (кстати, почти такая же история приключилась с Серхио Пересом в 2011 году). Уже на следующем этапе в Канаде Баттон вновь сел за руль машины.

2004 год. Ральф Шумахер («Уильямс»)

Что произошло?

В Индианаполисе гонщик «Уильямса» наехал на обломок, оставшийся на трассе после аварии на первых кругах Гран-при США, произошел прокол покрышки и бело-синий болид улетел в ограждение. Считается, что в момент удара Ральф испытал перегрузки в 78g – неудивительно, что после аварии врачи диагностировали трещины в двух позвонках спортсмена.

Кто заменил и что было дальше?

Ральф выбыл на 6 гонок, а болид немца команда предоставила по очереди двум тест-пилотам: Марку Жене и Антонио Пиццонии. Последний чуть было не воспользовался предоставленным шансом – он был близок к подписанию контракта с конюшней на следующий сезон, но в последний момент (после сравнительных тестов) Фрэнк Уильямс предпочел бразильцу Ника Хайдфельда.

2005 год. Хуан-Пабло Монтойя («Макларен»)

Что произошло?

Колумбиец, только-только перешедший в коллектив из Уокинга, собирался бороться за чемпионский титул, но после второй гонки внезапно получил травму плеча. По официальной версии Хуан-Пабло неудачно сыграл в теннис, по неофициальной – неравнодушно относившийся к мотокроссу гонщик упал с мотоцикла.

Кто заменил и что было дальше?

Вынужденный отпуск Монтойи продлился два Гран-при, на время которых команда предоставляла второй болид запасным пилотам – Педро де ла Росе и Алексу Вурцу. В Испании Монтойя вновь сел за руль MP4-20, но быстро поехал лишь спустя несколько гонок. За титул он так и не поборолся.

2005 год. Ник Хайдфельд («Уильямс»)

Что произошло?

За один неполный год «Квик-Ник» проделал путь от пилота-середняка (пусть и талантливого) до гонщика топ-команды: в конце 2004-го Хайдфельд убедил Фрэнка Уильямса в том, что место второго пилота должно принадлежать именно ему, затем стабильными и крепкими выступлениями заслужил похвалу общественности, а уже в конце 2005-го перешел в прогрессирующий «БМВ-Заубер».

Однако до переезда спортсмена в швейцарский Хинвил произошла череда событий, в результате которых Хайдфельд пропустил остаток сезона-2005: сначала Ник попал в аварию на тестах в Монце и пропустил Гран-при Бельгии, а через неделю сломал плечо на велопрогулке после столкновения с мотоциклом. И хотя меньше чем через месяц пилот был готов вернуться к выступлениям, «Уильямс» наотрез отказался допускать парня к кокпиту. Из-за того, что Хайдфельд уже подписал контракт с другой командой…

Кто заменил и что было дальше?

На сцену вновь вышел Антонио Пиццония, однако бразильцу и на этот раз отвели эпизодическую роль: Фрэнк Уильямс держал в голове другие варианты и активно вел переговоры с молодым Нико Росбергом о контракте на 2006 год.

2007 год. Роберт Кубица («БМВ-Заубер»)

Что произошло?

Происшествие в Монреале выглядело жутко, но, к счастью, в том эпизоде Роберт не получил серьезных травм (как мы знаем, главный инцидент в карьере поляка произошел позднее и в других гонках). Тем не менее, один этап Кубица все-таки пропустил.

Кто заменил и что было дальше?

На следующем этапе в США бесшабашного Кубицу заменил кудрявый мальчик по имени Себастьян Феттель. Для новичка он выступил весьма неплохо, но в тот момент, пожалуй, мало кто предполагал, что в скором времени немец один за другим выиграет четыре чемпионских кубка.

2009 год. Фелипе Масса («Феррари»)

Что произошло?

Пружина, вылетевшая из болида Рубенса Баррикелло, угодила прямиком в шлем Массы. Да, все могло закончиться хуже, но и то, что случилось, радостью не назовешь – раздробленный череп, кома, многочасовые операции и долгое-долгое восстановление…

Кто заменил и что было дальше?

Выступать за немощную в том сезоне «Феррари» вместо друга вызвался было скучающий по гонкам Михаэль Шумахер, однако физическая форма не позволила ему сходу запрыгнуть в кокпит автомобиля и показать приличные результаты. Кроме того, в Маранелло были претенденты на место Массы и помимо Шуми – руководство Скудерии предоставило шанс опытному тест-пилоту Луке Бадоеру.

Лучше бы оно этого не делало – Лука не просто провалился, но еще и рассмешил весь паддок «Формулы-1»: то забывал пропуск и не мог попасть на автодром, то превышал скорость на пит-лейн. Хуже всего было то, что подобные ляпы не перекрывались хорошими результатами на гоночных трассах.

В конце сезона Бадоера заменили на Физикеллу, но в конце 2009 года болид «Феррари» казался неуправляемым. Масса же вернулся в гонки в следующем году, но это был уже совсем другой Масса.

2013 год. Кими Райкконен («Лотус»)

Что произошло?

Первый год Кими в «Лотусе» прошел как медовый месяц для молодоженов: финн наслаждался «Формулой-1» после двух лет выступлений в ралли, а команда радовалась подиумам и победе в Абу-Даби.

Но в следующем сезоне все изменилось: пилот месяцами не получал зарплату, да к тому же изредка выслушивал в радиоэфире ругательства, вызванные фрустрацией Алана Пермейна. Как тут не вспомнить о старой больной спине? Вы бы вспомнили? Я – точно послал бы всех лесом и пошел отдыхать. Именно так гонщик и поступил – отправился залечивать старую болячку, оставив «Лотусу» вариант с просмотром какого-нибудь другого достойного гонщика.

Кто заменил и что было дальше?

Хейкки Ковалайнен, уже было отправленный командой «Катерхэм» на пенсию, неожиданно получил предложение, от которого нельзя было отказаться: совладелец «Лотуса» Жерар Лопес признался, что не просто хотел предоставить парню кокпит на две гонки, но также задумался о том, чтобы подписать с ним контракт на следующий сезон. Так это или не так – точно уже не узнать, а все потому, что Ковалайнен в двух Гран-при выступил вовсе не блестяще, а наоборот – весьма посредственно. И тем самым окончательно похоронил свою карьеру в «Ф-1».

2015 год. Фернандо Алонсо («Макларен»)

Авария Фернандо на предсезонных тестах в Барселоне не выглядела необычной: да, на трассе в Каталонии иногда гуляет сильный ветер, который способен привести к вылету с трека; да, в третьем повороте достаточно просто заехать на астротерф, чтобы потерять контроль над техникой и улететь в стену; да, сотрясение мозга – это реальная вещь при внезапной перегрузке в 30g. Но ведь вроде врачи сказали, что с пилотом все в порядке?

Можно пофантазировать и поискать, кому выгодно, чтобы Алонсо пропустил этап в Австралии. Если задать вопрос именно таким образом, то все встает на свои места – в сложившейся ситуации нет по-настоящему недовольных людей: Фернандо сожалеет о том, что пропускает гонку, но, судя по форме «Макларена», ему не сильно-то и хотелось тащить на горбу черно-серую колымагу; Рон Деннис тоже должен видеть позитив – это ведь он настаивал на продлении контракта с Кевином Магнуссеном, а теперь ему представилась отличная возможность выпустить датчанина на трассу (про самого Кевина и говорить ничего не надо); не будет печалиться и Дженсон Баттон – его конкурент и напарник лишится ценного опыта в работе с MP4-30 в гоночных условиях…

Если серьезно, то врачи испанца (а в релизе «Макларена» неоднократно подчеркивается, что решение пропустить Гран-при Австралии на совести докторов гонщика) просто перестраховались – вдруг странный болид вновь устроит сюрприз, отправит спортсмена в стену и тогда одной кратковременной потерей памяти не обойдешься, – но это объяснение слишком простое, верно?

Фото: Fotobank/Getty Images Sport/Mark Thompson, Clive Mason; Global Look Press/James Gasperotti/ZUMAPRESS.com, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com