11 мин.

Алексей alex-botsman: «Лада» мне как родная»

Alex-botsman, автор блога WTCC for life, рассказывает про кузовные гонки, "Ладу Спорт", учебу в Бауманке и русский рукопашный бой.

 

– Ты завел блог почти сразу после того, как зарегистрировал аккаунт. Был опыт ведения блога или страницы в соцсети?

– Нет, как такового опыта не было, правда, я иногда пишу статьи для одного историко-политического сайта, но делаю это нерегулярно, так что с ведением блога это сравнивать, пожалуй, нельзя.

– Какие у тебя впечатления от такого дебюта в соцсети Sports.ru?

– Во-первых, я узнал, что если не сменить раскладку и в поисковике вместо "WTCC" набрать "ЦЕСС", то в выпадающем меню что яндекс, что гугл начнут предлагать какие-то цессии, а найдут первой или второй ссылкой всё равно официальный сайт FIA WTCC! Но это шутки, а если серьёзно, то я думал, что разбираюсь в WTCC, но, когда только начал вести блог, столько всего пришлось узнавать. Например, оказалось, что официальный сайт допускает ошибки в биографиях пилотов... Кстати, здесь необходимо сказать спасибо Павлу Голяшеву, админу крупнейшей про WTCC группы ВКонтакте, который специально ради моего блога зарегистрировался на Спортсе и долго возился со мной, вычитывая материалы и тыкая носом в фактические неточности. Сейчас такого уже намного меньше... Так что ведение блога дало мне более глубокое знание предмета. Ещё один интересный аспект, о котором стоит упомянуть, это улучшение моих способностей к писательству (а заодно и к говорению): если раньше текст, казалось, состоял из малосвязанных кусков, которые с трудом между собой сшивались, то сегодня он просто льётся из меня.

– Неизбежный вопрос: почему гонки WTCC? Как ты ими увлекся?

– Я же родился в Тольятти, и, по сути, Лада мне как родная, поэтому, когда в 2009 году АВТОВАЗ пришёл в мировой туринг, я заинтересовался, что же это за вид гонок такой. Но тогда до просмотра и активного боления так и не дошло: телевизора у меня не было, а интернет-трансляции не тянул. Поэтому я ограничивался результатами, а в конце сезона раздираемый кризисом АВТОВАЗ свернул гоночную программу. Так что по серьезному WTCC для меня начался в 2013 году, когда Лада вернулась. Сезон 2013 года был втягивающим, а уже в 2014 я начал смотреть каждую гонку, если не мешали обстоятельства, а перед последним этапом завёл блог. Судьба посмеялась надо мной: когда Лада впервые заезжала на подиум, я был совершенно оторван от интернета и только через несколько дней с телефона посмотрел результаты... Зато первую победу Лады удалось увидеть своими глазами.

– Можно N самых необходимых фактов для тех, кто впервые слышит про кузовные гонки.

– Этот вопрос поставил меня в тупик, но я постараюсь ответить так, чтобы это не превратилось в агитку.

1. Болиды строятся на серийных кузовах, поэтому имеют сходство с гражданскими.

2. Мощность двигателя около 380 л.с.

3. Кузовные гонки контактные, а штраф следует, только если гонщик осознанно шёл на столкновение.

4. Гонки скоротечные (около 25 минут), пелотон не успевает растянуться и весь заезд идёт борьба.

5. Во второй гонке этапа первая десятка автомобилей стартует в обратном порядке, что добавляет зрелищности и борьбы. Думаю, пятёрки фактов будет достаточно.

– Сложнее быть гонщиком «Формулы 1» или WTCC?

– В королевских гонках сложней: мощности и скорости выше, времени на принятие решения меньше, а возможностей для управления болидом больше: тут и переключение режимов двигателя, и управление системой рекуперации. Да и гонка идёт намного дольше, требуя постоянного сохранения концентрации.

– В WTCC сейчас гоняется Себастьян Лёб. Кто еще из звезд связан с этими гонками?

– Других звёзд уровня Лёба, завоевавших себе имя в других дисциплинах, в WTCC нет. Кузовные гонки – достаточно обособленный мир, обычно пилоты всю жизнь проводят в туринге, но, тем не менее, несколько примеров перехода из других видов спорта имеется: Рене Мюнних – трёхкратный победитель чемпионата Германии по ралли-кроссу, Ма ЦинХуа был тест-пилотом Катерхэма, Тьягу Монтейру стоял на подиуме Гран-При США в 2005 году, а болельщики постарше вспомнят также Габриэле Тарквини (1 очко в Ф1) и Джанни Морбиделли (бронза ГП Австралии-1995).

А в целом у WTCC свои звёзды – Иван Мюллер, 4-кратный чемпион, Роб Хафф, отъездивший больше всех гонок (225), и тот же Габриэле Тарквини, который каждый год с момента создания чемионата побеждает хотя бы однажды.

Внимание, ослик справа внизу :) 

 

– Люди охотно болеют за свою страну. Как ты думаешь, почему не болеют за «Ладу» и за российского пилота?

– Ну почему, болеют. Все знакомые мне болельщики мирового туринга симпатизируют Ладе и переживают за неё, да и вообще интерес к WTCC с приходом туда Лады в России значительно вырос.

– Талисман «Лады» – плюшевый ослик. Почему? Можно узнать еще какие-то забавные подробности про команду «Лада Спорт»?

– Про ослика – целая история. Когда Лада Спорт год назад строила автомобиль по новому регламенту и опубликовала первую фотографию, на ней засветился этот ослик. Случайно он туда попал или нет, я не знаю, но его обсуждали не меньше, чем болид. На всех последующих фотографиях он тоже присутствовал, а потом команда решила сделать его своим талисманом.

Что ещё забавного? Была одна история после московского этапа: на заправку Газпромнефти недалеко от трассы Москоу-Рейсвей приехала обычная гражданская Гранта, из которой вышли пилоты Лада Спорт Джеймс Томпсон и Роб Хафф, купили в магазине булочек, сфотографировались со всеми желающими и уехали. Вот такое единение с болельщиками.

Ещё одна интересная история связана с первой победой Лады. Этот момент в прямой эфир не попал, но был показан в обзоре сезона: Лада шла на первом месте и увеличивала отрыв, а на одном из командных мостиков между гоночным инженером и боссом команды произошёл следующий диалог:

– Лада идёт на первом месте! Я поверить не могу!

– Они там, что, все водки обпились, что ли?

Вот такие стереотипы про нашу команду и нашу страну.

– Ты ездишь на «Ладе Гранте». Можно развенчать мифы про ужасный российский автопром? :) Чем отличается обычная «Лада» от болида WTCC?

– От гражданской Лады в процессе постройки болида остаётся только кузов и некоторые незначимые комплектующие (типа торпедо). В середине прошлого сезона Лада Спорт даже от фар гражданских отказалась, поставила облегчённые! А про мою Гранту сказать нечего: всё в порядке, ничего не ломается и не скрипит. Зимой особо радует обогрев лобового стекла. Как я без него раньше жил?

– Расскажи про болельщиков гонок WTCC. Где и как ими больше всего увлекаются?

– Сложно сказать, трибуны обычно собираются на любом этапе. Но если уж выделять страны, но обязательно нужно упомянуть Великобританию, Италию, Германию и Японию. Пожалуй, в них болеют больше всего.

– Наблюдал вживую российский этап гонок? В чем особенности этого этапа?

– Вживую российский этап не смотрел: в 2013 году уехал в Магнитогорск сдавать экзамены в аспирантуру, а в 2014 уже и вовсе перебрался в Магнитку. Если говорить об особенностях, то трек получился подходящим для разных типов автомобилей: в 2013 году здесь на прямой боролись колесо в колесо автомобили пяти различных марок (Лада, Шевроле, Хонда, СЕАТ и БМВ). Редчайший момент в туринге! Закончилось всё, конечно же, контактом и аварией...

– От чего зависит победа в гонках? Важнее качества болида или качества пилота? Часто побеждают «темные лошадки» или обычно исход гонки можно предугадать?

– В первой гонке, когда все стартуют в соответствии с показанным в квалификации временем, побеждает обычно один из первых гонщиков, конечно, если признанный лидер не запорол накануне квалификацию и не собирается прорываться сквозь пелотон. Во втором же заезде, с реверсивным стартом, исход предугадать практически невозможно. Кстати, на некоторых необгонных трассах очень многое зависит от старта.

Из пары болид-пилот на первое место поставлю пилота: Роб Хафф обладал самой медленной машиной в пелотоне из возможных, но он единственный из неситроеновских гонщиков, кто сумел одержать две победы!

– Как ты относишься к авариям и к риску для пилотов?

– Спокойно. Это же часть профессионального риска, который существует для каждого из нас. Конечно, у пилотов он выше, но, уверен, они вполне осознают его. В прошедшем сезоне гонка в Словакии проходила во время ливня, там было много аквапланнинга и заносов и все гонщики по радио кричали, что гонку надо отменять. Так что риск – это их выбор, но за это они пьют шампанское на подиуме.

– Веришь в светлое будущее кузовных гонок в мире и в России? Как может выглядеть такое будущее?

– Даже не знаю... С введением нового регламента финансовый разрыв между национальными чемпионатами и WTCC стал слишком велик. Образовавшуюся нишу сейчас пытается закрыть более демократичный чемпионат по новому регламенту (TCR), возможно, он ещё попытается подмять под себя и WTCC. Так что мировой туринг в недалёком будущем может выглядеть совсем иначе.

– Спрошу наоборот: чего пока не хватает кузовным гонкам в России?

– Наше кольцо, конечно, не топовое, но находится на достаточно неплохом уровне. Посетивший последний этап прошлого сезона Марчелло Лотти, организатор серии TCR, остался доволен организацией соревнований и брендированием трассы флагами и баннерами. Кстати, TCR не проходит мимо: уже в сезоне 2015 в РСКГ появится промо-класс, а со следующего сезона полноценный класс TCR. Так что в этом плане мы идём в ногу со временем, а если нам чего и не хватает, это хороших трасс, хотя ситуация с ними в последние годы исправляется. 

– В чем твоя цель в блоге? Чего ты хочешь достичь?

– Нет никакой измеримой цели. То есть, цель есть – рассказывать сообществу Спортса о кузовном чемпионате мира, но ведь, как только я прекращу это делать, я сразу же распишусь в том, что не достиг своей цели. Так что пока я просто вещаю миру о WTCC. Как в анекдоте: "Планирую жить вечно, пока получается".

– Когда тема не очень популярная – что мотивирует вести блог?

– Главная мотиация – это память о моём копившемся не один год возмущении, почему на Спортсе не уделяют внимания WTCC, это же чемпионат мира! Я долго ждал, что кто-нибудь заведёт блог, в итоге завёл его сам. Так получилось, что хотел читать о WTCC, а теперь сам рассказываю.

– N причин подписаться на твой блог и начать смотреть гонки WTCC. :)

– О, у меня в блоге была целая агитка по этом поводу. Если вкратце, это контактная борьба, машины на реальных кузовах, российская команда (а также наш пилот и наш этап), Себастьян Лёб и, конечно же, этап на Нордшляйфе!

– Что бы ты посоветовал людям, которые решают – вести блог про не самый популярный вид спорта или нет.

– Хорошо подумайте и пишите только о том, что вам реально нравится и к чему лежит душа. Не ждите армии подписчиков, миллионов плюсов и тысяч комментариев, пишите в первую очередь для себя.

– У тебя много увлечений. Как они уживаются вместе? :) Что общего между спортом и геополитикой?

– Мне бы хотелось сказать, что спорт вне политики, но это, увы, недостижимый идеал. К тому же такой фразой я бы вычеркнул из истории Эль Классико времён Франко, матч смерти в Киеве, легендарную Суперсерию. Так что пока спорт и политика сосуществуют на поле (на лыжне, на льду и т.д.), пусть и не всегда уживаются. Вот и во мне так же...

– Примерно год назад в «Блогопарке» был спор о будущем России, и никто не смог ничего предложить. Какой ты видишь нашу страну через 10, 20, 50 лет?

– Не буду вдаваться в подробности, тем более что будущее всегда туманно. Скажу так: если будет оно, это будущее, то всё будет хорошо.

– Ты учился в легендарном вузе МГТУ имени Баумана. Поделись впечатлениями.

– Была у нас забава – подходить к абитуриентам и говорить "Бегите отсюда, пока не поздно!" Но это всё шутки, а в целом в университете была отличная жизнь, как и у любого студента. Тем не менее, бауманское образование – одна из тех немногих вещей в моей жизни, которой я реально горжусь.

– Расскажи про Магнитогорск. В твоем городе можно снять кино «Левиафан»-2? :)

– Бытует мнение, что Магнитка - это такой уменьшенный вариант Мордора, да и металлургический комбинат навевает мрачные ассоциации об угольной пыли и дымящих трубах. Но всё не так плохо, город довольно чистый и опрятный. Москва зимой гораздо более серой выглядит.

– Если производительность труда вырастет и пятница станет еще одним выходным – что ты станешь делать в этот день?

– Поскольку в пятницу вечером у меня тренировка, которую не отменит никакое повышение производительности труда, то застолий и гулянок всё равно не получится. Так что в этот день я постараюсь уделить время работе над собой и саморазвитию: у меня в очереди лежит немало книг совершенно разной направленности, которые я не успеваю читать. Да и аспирантурой не мешало бы уже наконец заняться...––

– Расскажи про свои тренировки. Ты один из тех немногих блогеров Sports.ru, кто сам занимается спортом? :)

– Что-то я не верю, что на Спортсе все такие неспортивные. А вот как раз мои тренировки это не совсем спорт – я занимаюсь русским рукопашным боем. Считать ли бой спортом, не знаю, цели в нём ставятся несколько другие. Если вкратце, то, в отличие от спорта, в реальной жизни победа в драке редко бывает целью, обычно противник просто преграждает путь к цели (будь это часовой у моста, который нужно взорвать, или компания хулиганов на пути в магазин). Так что в рукопашном бою задача не просто победить, а сделать это с как можно меньшей затратой сил, чтобы сэкономить их на выполнение цели и дальнейшую жизнь. Спорт ли это в привычном понимании? Наверное, нет...

– Большое спасибо за разговор. Удачи в жизни, в бою и в блоге. :)