Франсуа Рибейро: год под знаком вопроса
С момента ухода Марчелло Лотти прошёл один год и один сезон. Пора подводить первые итоги президентства Франсуа Рибейро.
ушедший Марчелло Лотти и сменивший его Франсуа Рибейро
Француз получил WTCC в наследство на пике проводимых реформ и за прошедший год ко многому успел приложить руку. Были и очевидные провалы, были и очевидные достижения. Но обо всём по порядку.
Календарь
Пожалуй, составление календаря – не самая сильная сторона Франсуа Рибейро: Марчелло Лотти, ужом вившийся в ФИА, гораздо лучше умел добиваться своего. Из промахов, допущенных Франсуа, особо выделяется потеря жемчужины мирового туринга – трассы в Макао, этап на которой традиционно венчал сезон на протяжении 10 лет и славился своей сложностью для пилотов и большим количеством аварий. В сезоне 2015 календарь вообще сильно обновился, предлагая командам для посещения 5 новых трасс (из 12, то есть почти половину). Кроме того, ещё одна ошибка Рибейро, отнимающая у команд полтора полноценных месяца подготовки к сезону – первый этап в Аргентине, после которого сразу последует более чем месячный перерыв, пока болиды будут плыть в Марокко. В мировом масштабе, это наверно не так важно, но у российских фанатов туринга негодование вызывает также дата проведения этого этапа – гонки пройдут вечером 8 марта. Что нам теперь, разорваться, что ли?
Тем не менее, самое очевидное достижение француза тоже связано с календарём: после 32-летнего перерыва на зелёный ад Нордшляйфе возвращаются гонки уровня чемпионата мира, и это – этап WTCC. Кроме того, в качестве аргументов «за» можно вспомнить тестовый день на Северной петле Нюрбургринга, чтобы пилоты могли познакомиться с этой архисложной трассой, городскую трассу Вила Реал в Португалии, которая, может быть, и не сильно уступает Макао, а также планируемую первую в истории мирового туринга ночную гонку в Катаре, которая будет завершать собой сезон-2015.
Также настоящим испытанием на прочность для Рибейро стала отмена этапа в Сономе по логистическим причинам (из-за отмены океанского рейса, который должен был перевести имущество команд в Азию). Если в похожей ситуации Мексику-2010 пришлось отменить, то Франсуа справился более изящно, впихнув мировой туринг на трассу Голденпорт, тем самым увеличив количество китайских этапов до трёх (о том, почему это важно – см. ниже) и подарив первые в сезоне победы для коллективов ROAL и LADA Sport.
Участники: команды, болиды, пилоты
WTCC встретил сезон всего 16-ю болидами нового регламента, некоторые из которых были очень сырыми, а в Макао поставил антирекорд этапа по количеству участников – всего 23 болида, из них только 17 по новому регламенту. Тем не менее, винить в этом Рибейро было бы неразумно: такой спад количества участников был прогнозируемым в связи с переходом на новый регламент. В это межсезонье ситуация понемногу начинает выправляться: ещё два автомобиля выставил Ситроен, вернулись Nika и Bamboo, Хонда подумывает о третьем заводском болиде, и всё это на фоне слухов о приходе двух новых производителей, один из которых (предположительно, Вольво), должен появиться уже в конце этого сезона. Пока сложно сказать точно, но на стартовой решётке первого этапа будет стоять около 20 машин – прогресс по сравнению с прошлым сезоном очевиден. Ещё пару лет – и такими темпами туринг вернётся к своей обычной численности.
В ситуации с пилотами прямой заслуги Рибейро, конечно, нет, но нельзя не отметить состоявшийся приход мировой звезды Себастьяна Лёба, а так же предстоящее возвращение Рикарда Райделла, которому до попадания в клуб-100 не хватает всего нескольких гонок, и который планирует это исправить уже на третьем этапе, на Хунгароринге. Так же ходят слухи о возвращении ещё одного участника клуба-100 – Стефано Д’Асте. Из минусов, которые, опять же, только косвенно можно отнести на Рибейро - намечающееся засилье его соотечественников: на предстоящий сезон подтверждено уже пять французов!
Само гоночное действо: заезды и борьба на трассе
Борьбы на трассе, конечно, стало меньше, что связано, прежде всего, со значительным уменьшением количества участников. Тем не менее, несколько красивых аварий всё же произошло, а в следующем сезоне, с увеличением количества болидов и приходом нескольких агрессивных гонщиков, контактов и обгонов должно стать побольше.
Промоушн: освещение и раскрутка чемпионата
Опять же, в первую очередь из-за меньшего количества болидов операторам удавалось освещать почти всю борьбу на трассе, даже обгоны в конце пелотона. Тем не менее, несколько досадных промахов всё же были допущены, к примеру, нам не показали ни в прямом эфире, ни в повторе, ни в обзорах этапа столкновение Борковича и Мюнниха в Голденпорте. А ведь, судя по последствиям, там было на что посмотреть.
в результате столкновения оба пилота закончили гонку
Следует отметить, что приездом WTCC на Нордшляйфе Рибейро взвалил на себя тяжёлую ношу: осветить этап будет непросто, и о том, как это планируется делать, я уже писал.
Кроме того, похоже, что именно при Рибейро WTCC проиграет борьбу за китайский туринг. Несмотря на длительное окучивание CTCC с предложениями перевода его на техрегламент ТС1 (на котором гоняют в WTCC) и беспрецедентные три этапа в сезоне2014 (о которых я писал выше), руководство CTCC склоняется к более дешёвому новообразованному регламенту TCR. Впрочем, битва за Китай ещё не окончена.
Что дальше?
Пружина рибейровских реформ потихоньку продолжает разжиматься, и куда она приведёт мировой туринг, пока не ясно. Известно немногое: что введение гибридных технологий пока не планируется и что Рибейро из-за низких рейтингов субботней квалификации может перенести её на утро воскресенья, а также подумывает над увеличением количества заездов на этапе до трёх. Что ещё зреет в голове у Франсуа, непонятно, и о том, каким будет будущее туринга, пока вопросов больше, чем ответов.
А что это за регламент TCR?
Вот что бывает, когда кого-то откуда-то "уходят". :)
Получается конкурент.
А если отбросить в сторону Китай, то со временем может получиться отличный симбиоз. Если большинство национальных кузовных чемпионатов (из тех, что победней) перейдёт на TCR, то из-за унификации и увеличения спроса на автомобили такого регламента их стоимость ещё снизится. Таким образом, в кузовных чемионатах, может быть, появится какое-то подобие иерархической системы: совсем слабые чемпионаты по своим требованиям - не особо сильные чемпионаты по регламенту TCR - сильные чемпионаты со своим техрегламентом (типа британского и немецкого)+ETCC (европейский чемпионат) -чемпионат мира WTCC.
Так я всю свою статью про TCR здесь в комментариях изложу :)
Жду статью.
P.S. Если моё предположение верно, то в качестве продолжения такой политики требую переноса российского этапа с Москоу Рэйсвей на Тольятти-ринг!